Воспитательная система работы с коллективом класса (концептуальное обоснование)
материал (6 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_raboty_s_kollektivom_klassa.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система работы с коллективом класса

                              (концептуальное обоснование)

                                                                                         

                                                                                         Разработчик Прусова Е.Б.

                                                                                     классный руководитель МУ СОШ №18

Модель воспитательной системы класса

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Созданная система  помогает  более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе, что способствует  повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.

Цель  воспитательной системы - создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Задачи:

 - организовать единое воспитательное пространство, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу  жизни класса, отношения между членами микрогрупп;

 -  развивать самоуправление школьников, предоставить им реальную

возможность участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;

 - содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

 -  вовлекать обучающихся в систему дополнительного образования и самообразования  с целью обеспечения самореализации личности;

 -  создать условия для участия семей обучающихся в воспитательном процессе, развивать родительские общественные объединения, повышать активность родительского сообщества; привлекать родительскую общественность к участию в соуправлении школой;

 -  воспитывать учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

   

     Реализация этой цели и задач предполагает:

- создание благоприятных условий и возможностей для разностороннего развития личности;

- социализацию учащихся средствами воспитательного процесса, дополнительного образования, школьного самоуправления;

- совершенствование системы педагогического мониторинга для получения объективной оценки функционирования воспитательной системы школы;

- включение обучающихся и их родителей в управление образовательным процессом на основе вариативных форм, согласования позиций всех участников образовательного процесса и расширения общественного характера управления школой;

      - совершенствование системы работы с одаренными детьми и детьми с девиантным

         поведением.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.

Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.

                         

   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

        ФОРМИРОВАНИЕ   ГРАЖДАНСКОГО   ОТНОШЕНИЯ   К   СЕБЕ   ( Я и Я )

     1. Содержание деятельности

    В содержание деятельности по этому направлению программы входит осмысление обучающимся себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

  1. Задачи
  1. Приобщать школьников к общечеловеческим, национальным ценностям, культурному наследию.
  2. Воспитывать потребность в духовном обогащении.
  3. Формировать у школьников правосознание  и воспитывать у них гражданскую ответственность.
  4. Воспитывать эстетическую культуру и развивать  художественные способности учащихся.
  5. Воспитывать у детей понимание  сущности сознательной дисциплины  и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
  6. Формировать у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств, умений проявлять решительности и настойчивости в преодолении трудностей.
  1. Содержание проблемы

  Я - часть природы, моя жизнь – величайший дар природы. Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.

  1. Рекомендуемые формы реализации направления « Я и Я»
  1. Акции милосердия, помощь нуждающимся.
  2. «Чуткое сердце» - благотворительные концерты в доме для ветеранов труда в местечке Лесное.
  3. Классные часы и уроки о милосердии, доброте, диспуты.
  4. Международный день толерантности. Диспуты и круглые столы.
  5. Общешкольная акция милосердия «Ты нам нужен», проводимая в рамках  международного дня инвалидов.
  6. Дебаты «Курение – дань времени или опасная привычка» (В рамках международного дня отказа от курения)
  7. Праздники, фестивали, концерты, направленные на развитие творческих способностей. Фестиваль национальных культур.
  8. Кружки.
  1. Совместная работа классного руководителя и родительской общественности

  Установить в классе правила, универсальные принципы или нравственные нормы, определяющие отношения учащихся друг к другу и к окружающим людям: пожилым, женщинам, незнакомым, сверстникам.

Предполагаемый результат деятельности

         Воспитание гуманности учащихся: понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности.

   Чувство собственного достоинства, самодисциплина.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ

(Я и СЕМЬЯ)

     1. Содержание деятельности

   Основное содержание  данного направления – подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

    Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

2. Задачи

  1. Формировать уважение  к  членам семьи.
  2. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
  3. Формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.

3. Содержание проблемы

         Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи.

     Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.

4. Мероприятия. направленные на  реализацию направления « Я и семья»

  1. Родительские недели (изучение семьи и её родословной)
  2. Вечера откровенного разговора.
  3. Совместные спортивные мероприятия (учителя, родители, дети).
  4. Совместные вечера художественного плана (учителя, родители, дети).
  5. Концерты «От всей души» (для родителей).
  6. Классные часы, литературные  беседы на темы дружбы, любви, семьи.
  7. Конкурс проектов: «Моя родословная», «Генеалогическое древо моей семьи».
  8. Конкурсы писем: «Это светлое имя – мама», «Об отце говорю с уважением».
  9. День пожилого человека. Концерт «Бабушкам и дедушкам посвящается…»
  10. Конкурс сочинений «Добрые руки моей бабушки», «Мы с дедом верные друзья».

      5. Совместная работа классного руководителя и родительской общественности

Особое внимание уделить привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организовать заочные путешествия  «Здесь живёт моя семья», праздники семейных династий, встречи «Защитники Родины – мои родственники», «История страны глазами родственников».

   6. Предполагаемый результат деятельности

Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей:

  1. Настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;
  2. Настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовь к детям;
  3. Настоящий сын бережёт покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их роботе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;
  4. Настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ  

(Я и КУЛЬТУРА)

  1. Содержание деятельности

      Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьниками значимости искусства для человека современного мира, развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора разных народов, проживающих на территории России.

  1. Задачи
  1. Воспитывать у школьников чувство прекрасного,  развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности, формировать эстетические вкусы, идеалы, развивающейся личности.
  2. Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
  3. Знакомить с искусством, традициями народов, прпоживающих на территории России.
  1. Содержание проблемы

       Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребёнка и их реализация через сеть кружков,  секций, конкурсов, праздников, экскурсий.

  1. Мероприятия, направленные на реализацию направления « Я и культура»
  1. Участие во всероссийской неделе «Театр и дети»
  2. Неделя «Музей и дети». Посещение музейных экспозиций
  3. Участие в народных праздниках, проводимых в школе: Осенины, Пришла Коляда – отворяй ворота, Масленица, Навруз, Жаворонки, Сабантуй.
  4. Международный день культуры.  Защита проектов
  5. Экскурсия по памятным местам г. Иванова, посвященная международному дню памятников и исторических мест
  6. КТД «Зимняя сказка»
  7. Вечера: «Музыка нас зовет», «Мисс Золушка».
  8. Конкурсы «Акварели времён года», «В мире прекрасного».

      5. Совместная работа классного руководителя и родительской общественности

   Вовлечение учащихся в клубы и кружки  с учетом их интересов. Организация и  

   проведение классных часов, праздников, расширяющих знания учащихся об искусстве.

6. Предполагаемый результат деятельности

           Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Способность организовать и провести народный праздник.

                        ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

(Я и ШКОЛА)

     1. Содержание деятельности

          Основное содержание деятельности – осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные положения: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования необходимых качеств  гражданина.

  1. Задачи
  1. Формировать у школьников осознанной принадлежности к коллективу, понимание его роли в жизни человека; умение сочетать личные и общественные интересы, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в классе.
  2. Воспитывать у школьников сознательное отношение к учению, развивать их познавательную активность и культуру умственного труда.
  3. Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения учащихся.  Заниматься их физическим совершенствованием, укреплением  здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры.
  4. Воспитывать в них сознательную готовность выполнять Устав школы, Правил для учащихся.
  5. Учить школьников ценить своё и чужое время, быть примером для младших, уметь держать слово.
  6. Вырабатывать потребность в учащихся в постоянном пополнении  своих знаний, ответственном и творческом отношении к учению, умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда.
  7. Формировать у детей сознательное отношение к укреплению здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях, оборонно-спортивных и санитарно-оздоровительных мероприятиях.
  1. Содержание проблемы

     Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательная активность и культура труда.

  1. Мероприятия, направленные на  реализацию направления    « Я и школа»
  1. Ученическая конференция «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет тьму»
  2. Международный день грамотности. Общешкольный конкурс «Юные грамотеи»
  3. Общероссийский Ломоносовский турнир
  4. День Пушкинского лицея. Посвящение в старшеклассники
  5. Международная лингвистическая игра «Медвежонок».
  6. Международный день родного языка. Выпуск газет, посвященных русскому языку
  7. Международная игра «Золотое руно»
  8. Международная математическая игра «Кенгуру».
  9. Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы на темы: «В гости к великим людям», «От игры к знаниям».
  10. Литературные игры.
  11. Игры на развитие логики, памяти, внимания: «Исторические битвы», «Что? Где? Когда?».
  12. Лингвистическая конференция «Родной язык в пространстве русского мира современной России»
  13. Общешкольный день здоровья. Спортивный праздник «Мы вместе»
  14. День Здоровья. «Весёлые старты на снегу».
  15. Участие в фитнес-фестивале «Движение – жизнь»
  16. Участие в конкурсе «Звезды танцпола»
  17. Всемирный день здоровья. КТД в классах, классные  часы
  18. Эстафета на приз газеты «Рабочий край»
  19. Региональный детский спортивно-оздоровительный праздник «Сабантуй»
  20. Операция «УЮТ» (благоустройство и оформление классных комнат).
  21. Операция «Чистый школьный двор».
  22. Международный день птиц. Операция «Скворечник».
  23. Операция «Золотая метла»

      5.   Совместная работа классного руководителя и родительской общественности

           Организация и проведение дней знаний, предметных недель и олимпиад.

     Месячник по благоустройству пришкольной территории. Родительские и

     учительские субботники.

6. Предполагаемый результат деятельности

        Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель - ученик», «ученик – ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенные на учащихся обязанностей. Умение пользоваться правами ученика выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, заботу о младших учащихся.

              ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВУ

(Я и МОЁ ОТЕЧЕСТВО)

     1. Содержание деятельности

    В содержание деятельности входит осмысление ребёнком себя как части своей Родины, её гражданина и патриота.

     Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.

2. Задачи

  1. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым  и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.
  2. Формировать у школьников осознание нравственного и правового долга и обязанностей  по отношению к природной среде, ответственность за её состояние.
  3. Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за своё поведение и поступки окружающих.
  4. Воспитывать в детях способность к эстетическому воспитанию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.
  5. Формировать у школьников стремление к развитию художественных способностей  и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки.

3. Содержание проблемы

       Сегодня очень важен вопрос патриотического воспитания. Необходимо уберечь детей от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.

4. Мероприятия, направленные на  реализацию направления « Я и Отечество»

  1. Акции: «Моё Отечество», «Земля – мой дом».
  2. Международный день толерантности. Диспуты и круглые столы.
  3. Краеведческие интеллектуальные игры.
  4. Краеведческие чтения.
  5. Конкурс «Ориентир – Иваново».
  6. Экскурсия по памятным местам г.Иванова, посвященная международному дню памятников и исторических мест.
  7. Вахта памяти, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне.
  8. Участие в митинге у памятника  ивановцам- героям Советского Союза
  9. Заочные экскурсии в города-герои.
  10. Встречи с участниками воин и военнослужащими Российской Армии.

      5. Совместная работа классного руководителя и родительской общественности

       Организация и проведение классных часов, праздников,  углубления знаний

       школьников о традициях русского народа, об истории России.

6. Предполагаемый результат деятельности

      Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное  наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной...

Воспитательная система "Подросток" 5-9 класса

Обоснование выбора названия воспитательной системы:П - патриотичный,О - одаренный, образованный, ответственныйД - дружелюбный,Р - развивающийся постоянно,О - осведомленный по всем направлениям,С – сво...

«МОЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В 5-11 классах» /из опыта работы/

Из опыта работы в качестве классного руководителя....

Воспитательная система работы классного руководителя: миф и реальность

Мои ученики - это те бывшие учащиеся, которые в силу определенных причин покинули обучение в общеобразовательных учреждениях. Это те бывшие дети, от которых из-за систематической неуспеваемости и нару...

Статья "Воспитательная система: работа с органами классного самоуправления"

Как вовлечь всех учеников в общественную жизнь класса и школы? Как воспитывать ответственность и формировать активную жизненную позицию? Автор статьи делится опытом воспитательной работы....

Воспитательная система работы с обучающимися 10-11 класса. «МЫ ВМЕСТЕ».

Название проекта «МЫ ВМЕСТЕ» раскрывает смысл идеи воспитательной системы: взаимодействие и сотрудничество всех представителей социума должно быть направлено на позитивный результат в воспитании старш...