Сценарий классного часа "Покорение космоса"
классный час (7 класс) по теме

Разработка сценария классного часа на тему "Покорение космоса" для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_klassnogo_chasa.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Грибова Светлана Викторовна, учитель ИЗО, искусства

МБОУ СОШ 5 г. Белореченск

Классный час  

«Покорение космоса»

Цель:  познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, о первом полете человека в космос, о начале освоения космического пространства. Развитие умственных способностей, умение воспринимать информацию. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, мужества и героизма.

Задачи: 

  1. Образовательные: расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
  2. Развивающие: развивать интерес к  астрономии, технике и отечественной истории. Анализировать полученные сведения, приводить их в систему.
  3. Воспитательные: воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.  

Класс: 7 (13-14 лет)

План:

I. Оргмомент. Вступительное слово учителя - слайд 5.

II.  Знакомство с покорением космоса и с первыми космонавтами:

  1. Основоположник космонавтики – К.Э.Циолковский - слайд 6. 
  2. Главный конструктор – С. П. Королёв - слайд 7.
  3. Космодром Байконур - слайд 8.
  4. Первый искусственный спутник Земли - слайд 9.
  5. Первый космический путешественник – собака Лайка - слайд 10.
  6. Первые животные, вернувшиеся на Землю из космоса – Белка и Стрелка - слайд 11. 
  7. Ю.А.Гагарин – первый человек в космосе - слайд 12.
  8. Первая женщина-космонавт – В. В.Терешкова – слайд 13.
  9. Первый космонавт, вышедший в открытый космос из корабля – Алексей Леонов – слайд 14.
  10. Зачем людям покорять космос? – слайд 15

III. Викторина «Покорение космоса» - слайд 16

Класс делится на 3 команды, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает  команда с наибольшим количеством полученных баллов.

  1. Конкурс  "Да или нет" – слайд 17.
  2. Конкурс загадок – слайд 18.
  3. Конкурс «Вопрос-ответ» - слайд 19.

IV. Рефлексия

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран.

Зрительный ряд: презентация.

Оформление:

1.Эпиграф  уроку:                               "Человечество не останется вечно на Земле,
но в погоне за светом и пространством

сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство"


К. Э. Циолковский

2. На доске детские рисунки и фотографии на тему «Покорение космоса»

Сценарий классного часа:

«Покорение космоса»

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одном из самых знаменательных событиях двадцатого века – первом полёте человека в космос. Сегодня наш классный час посвящен Дню космонавтики. (Слайд 5)

Учитель: Ребята, назовите имя первого космонавта. (Юрий Гагарин)

Учитель: Назовите дату первого полёта человека в космос. (12 апреля 1961 год)

С давних времён люди мечтали о покорении звёздного пространства. На рубеже XIX—XX вв. в научной литературе заговорили о реальной возможности полётов в космос.

Мастером разработки межпланетных перелётов по праву считается русский учёный Константин Эдуардович Циолковский.  (Слайд 6)  В 1903 г. он опубликовал труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где научно обосновал возможность применения ракет для космических полётов.

Королёв Сергей Павлович (слайд 7) - советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики.

Под руководством Королёва в 1957 г. запущен первый в мире искусственный спутник Земли, в 1961 г. первый пилотируемый космический корабль "Восток", подготовлен проект лунной транспортной системы Н-1.

В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет (слайд 8). Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур. 

4 октября.1957. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Спутник", которая вывела на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества. (Слайд 9)

Лайка (слайд 10) — советская собака-космонавт, первое животное, выведенное на орбиту Земли. Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле "Спутник-2". На тот момент Лайке было около двух лет, и вес — около 6 килограммов.

Возвращение Лайки на Землю не планировалось. Как и многие другие животные в космосе, собака погибла во время полёта — через 5-7 часов после старта она умерла от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели.

19 августа1960 был запущен второй корабль-спутник типа "Восток" "Спутник-5" (слайд 11), с собаками Белка и Стрелка (настоящие клички Белки и Стрелки — Альбина и Маркиза. Но они показались слишком буржуазными, неподходящими для советских собак-космонавтов), а вместе с ними 40 мышей (28 погибли), 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы 17 раз облетели вокруг Земли и приземлились.

Свершение века 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин – первый человек в космосе. (Слайд 12)

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.108 мин в космосе.  Корабль "Восток" поднялся на высоту триста двадцать семь километров и сделал полный оборот вокруг Земли.

Очень сложный был этот первый полёт. Множество опасностей подстерегало космонавта на каждом шагу. Ещё совсем мало информации было о таких явлениях, как невесомость, перегрузки при торможении и выведении корабля на орбиту. Но Гагарин благополучно вернулся на родную Землю, чтобы рассказать, как выглядит космос.

16 июня 1963 г. В 12 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток-6» впервые в мире пилотируемый женщиной (слайд 13) -  Терешковой Валентиной Владимировной. Она облетела Землю 48 раз (1971000км), что составило 70 ч. 50 минут.

Первый выход в космос был совершён советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым (слайд 14) 18 марта 1965 года с борта космического корабля "Восход-2" с использованием гибкой шлюзовой камеры.

18—19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле "Восход-2". В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось, только стравив из скафандра излишнее давление. Это была ещё одна победа, приблизившая людей к покорению космоса.

Но зачем людям покорять космос?

А вы как думаете, ребята? С какой целью человек это делает? (Мы запускаем спутники, которые передают много сведений. Мы так узнаём погоду.)
Учитель: (слайд 15)

Космические препараты и искусственные спутники решают очень много задач. Ведь до запуска спутников, как ни удивительно, не было точных карт многих областей.

Спутник, двигаясь по орбите, фотографирует быстро и аккуратно земную поверхность. Очень важно было получить снимки тех мест, куда трудно добраться. Это пустыни, высокие горы, районы северного и южного полюсов.

Мы узнаём, какая погода нас ожидает, какие стихии могут принести беду. Спутники ведут наблюдения за лесами, сельскохозяйственными посевами, они осуществляют теле- и радиосвязь (благодаря им мы смотрим телевизор, разговариваем по мобильным телефонам), помогают кораблям, терпящим бедствия.

На спутниках устанавливаются приборы, которые могут заглянуть в глубь океана и подсказать, где суда ожидает опасная мель.

И ещё очень важная задача возложена на спутники: они должны следить за тем, что делает человек на Земле. Ведь зачастую человеческая деятельность наносит вред природе. Спутники наблюдают за состоянием воды, воздуха и почвы, за экологией нашей планеты.

Когда человек попал в космос, появились новые загадочные слова "Комета", "Астероид", "Метеор" и т.д.

Так Галактика – это загадочное слово – потихоньку стала открывать свои тайны.

        Ребята, давайте проведём викторину «Покорение космоса»  (слайд 16).

(Класс делится на 3 команды, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает  команда с наибольшим количеством полученных баллов.)

Конкурс  "Да или нет".

На вопросы конкурса вы должны дать короткий ответ – да или нет. Ну что, начнём?

1. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. (Да.)
2. Галактика – это гигантское скопление звёзд, звёздная система. (Да.)
3. Солнце – это звезда. (Да.)
4. Сейчас вокруг Земли движется только один спутник. (Нет.)
5. Первый космонавт был в космосе две недели. (Нет.)
6. Первыми в открытый космос вышли американцы. (Нет.)
7. Нога человека уже ступала на Луну. (Да.)
8. В космос летали собаки. (Да.)
9. Космонавты уже летали на Марс. (Нет.)
10. В космосе уже побывали женщины. (Да.)

А сейчас загадки.

1.Чудо – птица, алый хвост,

Прилетала в стаю звезд.

                                      (Ракета)

2.Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Опустился …

                                      (Парашют)

3.У бабушки над избушкой

Висит небо краюшка

Собаки лают, достать не могут

                                       (Месяц)

4.Я сибирская река,

Широка и глубока.

Букву "Е" на "У" смени-

Стану спутником Земли.

                                        (Луна)

5.Ясными ночками

Гуляет мама с дочками

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь поздно!

Потому, что мать – Луна

А дочурки …

                                       (Звезды)

6. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -

Кружевной и синий-синий!

                                     (Небо)

7. Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

                                    (Облака)

8. На третьей орбите, ручьями звеня,
С подругой Луною кружится …  (Земля).

Конкурс «Вопрос-ответ»

  1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
  2. Изобретатель первых советских космических кораблей.(Королёв)
  3. Как звали собаку, которая полетела в космос самой первой? (Лайка)
  4. Когда состоялся первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 г.)
  5. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
  6. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? ("Восток")
  7. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
  8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
  9. Как звали собак, которые вернулись на Землю из космического полёта? (Белка и Стрелка)
  10. Сколько планет в Солнечной системе? (8)
  11. Перечислите все планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран)
  12. Какое небесное тело исключили из списка планет Солнечной системы? (Плутон)
  13. Как называется самая близкая к Земле звезда? (Солнце)
  14. Как называется летательный космический аппарат? (Ракета)
  15. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет)
  16. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин)
  17. В каком году был построен космодром Байконур? (1955 году)

Рефлексия

Что понравилось на классном часу?

О чём расскажите родителям?

Литература:

  1. Большая энциклопедия школьника/Пер. с франц. Е. Батыревой, Т. Земцевой.- М.: ООО "Издательство Арстель, 2003.

Интернет-ресурсы:

http://pedsovet.su/load/243-1-0-6843

http://festival.1september.ru/articles/310349/

http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-14402

http://astro-space.ru/kosmonavtika/10-pokorenie-kosmosa.html

http://ve.bashnl.ru/

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/z-s/1961/sovetsk.html

http://www.federalspace.ru/ 

Поисковая система  google.ru

                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Космосу 50!"

https://docs.google.com/file/d/0B8tUFK77wNJdODc1YTQ5ZDctZmIzMi00NmJkLTkyZmMtODYzYmQ3MTQ0OTlh/edit?pli=1...

Сценарий классного часа "Полет в космос"

Классный час, посвященный дню Космонавтики...

Классный час "Космос"

Материал классного сача можно использовать в предверии Дня космонавтики...

Классный час "Космос и человек"

Классный час для учащихся 6 класса содержит информацию о покорении космоса, приурочен к ежегодному празднованию Дня космонавтики...

Классный час "Космос и я"

Тема: День космонавтики 12 апреляКласс: 7Цель: систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос, способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей; р...

Классный час "Космос - это мы"

Космос – это мыЗадачи:воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно создающего материальную основу “победы челове...

Классный час "Космос- это мы" .Международная космическая станция. Программа Буран

quot;Международная космическая станция", " Программа Буран". Фото и материалы для проведения классного часа, посвященного дню космонавтики....