Классный час
классный час на тему

Лейла Геворковна Саркисян

 

 

 

Методическая разработка классного часа
 

 

 


ТОЛЕРАНСТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ

 

 

 

 

 

Мастер производственного обучения
ГБОУ НПО ПЛЖТ
Саркисян Л. Г.






 


 

 

Санкт-Петербург
2011

 

В настоящее время в связи с ростом агрессии, нетерпимости, в современном обществе актуальна проблема воспитания толерантной личности.
          Толерантность формируется как на уровне установок сознания, так и на поведенческом уровне. Какие социальные установки и модели поведения сформируются у подрастающего поколения – толерантные или интолерантные, зависит от различных факторов: семейных ценностей, образов в СМИ, атмосферы в образовательных учреждениях. Поскольку дети находятся в лицее достаточно большое количество времени, безусловно, то, что происходит, в его стенах, значительно сказывается на становлении личности. Роль мастера п/о, педагога, воспитателя при этом высока. Будучи толерантным, мастер п/о не только успешнее осуществляет свое взаимодействие с обучающимся, но и является транслятором толерантных установок и модели толерантного поведения.
        В своих группах я провожу  серию классных часов посвященных теме “Толерантность”:

 

 

1.                Толерантность и патриотизм

2.                Понятие толерантность

3.                Духовный смысл толерантности

4.                Как принять мир или что такое толерантность?
 


 

Методическая разработка классного часа

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ

 

Международный день толерантности (терпимости) объявлен ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года по случаю 50-летнего юбилея этой организации в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости.

 

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, богатого многообразия культур нашего мира. Толерантность - это гармония в многообразии.

 

Полноценная толерантность не может быть результатом только внешних воздействий. Она не столько формируется, сколько развивается. Помощь в становлении толерантности - создание условий для развития.

 

Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Воспитание в духе терпимости должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основных на моральных ценностях.

 

Цель классного часа: привлечь внимание обучающимся нашего лицея к проблеме толерантности. Развивать толерантное отношение к другим людям.

Задачи:

>           Формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам.

>           Формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других.

>           Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия.

Основное содержание

Толерантность (терпимость) - это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Пример Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Использование значения понятия толерантности

-       В политике используется как уважение других политических движений, идей, государственных устройств.

-       В культуре используется как восприятие произведений разных по религиозным, историческим свойствам, а так же как уважение к культуре других народов.

-       В социуме используется как взаимодополняющее своеобразие различных народов, и других социальных групп. УВАЖЕНИЕ К ЧУЖИМ ОБЫЧАЯМ И НРАВАМ. (Слайд 1)

 

История толерантности

Более 70 лет назад по фашистской Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название "Хрустальная ночь". Те страшные события положили начало Холокосту - одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом в 1996 году ООН провозгласила 16 ноября Международным днем терпимости... (Слайд 2)

 

Значимость дня толерантности для всего человечества

Приветствие Президент России Д. А. Медведева участникам вечера-реквиема, посвященного 70-летию "Хрустальной ночи" "Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и чётко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. И крах фашизма - самое грозное предупреждение всем, кто и в наши дни проповедует эти опасные идеи, пытается оправдать преступления нацистов... (Слайд 3)

 

16 ноября во всем мире отмечается Международный день толерантности

(Слайд 4)

***

 

Задание по толерантности. (Слайды 7-21)

Задание поможет определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Следует отвечать быстро, не задумываясь.

1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

А) чтобы играли те, кто не знает правил.

Б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила.

2.Вы спокойно встречаете жизненные неудачи?

А) да.

Б) нет.

 

3.  Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши одногруппники:
А) да.

Б) нет.
 

 

4.         Вызывают ли у вас неприязнь одногруппники, которые нарушают правила общественного поведения:
А) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ.

Б) они вам не приятны, потому что не умеют себя контролировать.

 

5.  Можете ли вы легко найти контакт с одногруппниками, которые имеют иные, чем у вас верования,
обычаи, намерения?

А) вам всегда это трудно сделать.

Б) сравнительно легко.

 

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:

А) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.

Б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7.   Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одногруппники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть":

А) да.
Б) нет.

8.   Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

А) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам

Б) вы рады за знакомого.

Подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1 - Б, 2 - Б* 3 - Б, 4 - А, 5 - Б, 6 - Б» 7 - А, 8 - Б. РЕЗУЛЬТАТЫ:

От 0 до 4 баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и нетерпимости, часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

 

От 5 - до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на неуважение к собеседнику, который думает иначе чем вы. Вы не умеете выдвигать убедительные аргументы.

 

От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею с пониманием. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение "истиной в последней инстанции". Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов.

 

Задание (Ответ аргументировать).

 

I. Сравните понятия:

1)    терпимость - способность понимать, уважать чужое мнение,

2)    терпение - способность соглашаться, вопреки своей воли,

3)    доброта - отзывчивость, при которой появляется желание помочь другим,

4)    уважение - признание чьих-нибудь достоинств,

П. Ответьте на следующие вопросы:

1)            Что в них общее и что различное?

2)            Какие определения более близки к понятию толерантность?

3)            Приведите примеры толерантного поведения в вашей жизни.

4)            Нужна ли толерантность в нашей жизни.

 

 

 

 

------------------------------

Источники:

1)      Н. В. Жукова, РПГУ им. А. П. Герцена – материалы городской научно – практической конференции

 

2)      Словарь СИ. Ожегова, Большой энциклопедический словарь, выступление ДМ. Медведева, ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, утвержденная ЮНЕСКО.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа


ТОЛЕРАНСТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ

Мастер производственного обучения
ГБОУ НПО ПЛЖТ
Саркисян Л. Г.







Санкт-Петербург
2011

В настоящее время в связи с ростом агрессии, нетерпимости, в современном обществе актуальна проблема воспитания толерантной личности.
         Толерантность формируется как на уровне установок сознания, так и на поведенческом уровне. Какие социальные установки и модели поведения сформируются у подрастающего поколения – толерантные или интолерантные, зависит от различных факторов: семейных ценностей, образов в СМИ, атмосферы в образовательных учреждениях. Поскольку дети находятся в лицее достаточно большое количество времени, безусловно, то, что происходит, в его стенах, значительно сказывается на становлении личности. Роль мастера п/о, педагога, воспитателя при этом высока. Будучи толерантным, мастер п/о не только успешнее осуществляет свое взаимодействие с обучающимся, но и является транслятором толерантных установок и модели толерантного поведения.
       В своих группах я провожу  серию классных часов посвященных теме “Толерантность”:

  1. Толерантность и патриотизм
  2. Понятие толерантность
  3. Духовный смысл толерантности
  4. Как принять мир или что такое толерантность?

Методическая разработка классного часа

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ

Международный день толерантности (терпимости) объявлен ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года по случаю 50-летнего юбилея этой организации в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, богатого многообразия культур нашего мира. Толерантность - это гармония в многообразии.

Полноценная толерантность не может быть результатом только внешних воздействий. Она не столько формируется, сколько развивается. Помощь в становлении толерантности - создание условий для развития.

Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Воспитание в духе терпимости должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основных на моральных ценностях.

Цель классного часа: привлечь внимание обучающимся нашего лицея к проблеме толерантности. Развивать толерантное отношение к другим людям.

Задачи:

  1. Формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам.
  2. Формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других.
  3. Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия.

Основное содержание

Толерантность (терпимость) - это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Пример Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Использование значения понятия толерантности

  1. В политике используется как уважение других политических движений, идей, государственных устройств.
  2. В культуре используется как восприятие произведений разных по религиозным, историческим свойствам, а так же как уважение к культуре других народов.
  3. В социуме используется как взаимодополняющее своеобразие различных народов, и других социальных групп. УВАЖЕНИЕ К ЧУЖИМ ОБЫЧАЯМ И НРАВАМ. (Слайд 1)

История толерантности

Более 70 лет назад по фашистской Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название "Хрустальная ночь". Те страшные события положили начало Холокосту - одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом в 1996 году ООН провозгласила 16 ноября Международным днем терпимости... (Слайд 2)

Значимость дня толерантности для всего человечества

Приветствие Президент России Д. А. Медведева участникам вечера-реквиема, посвященного 70-летию "Хрустальной ночи" "Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и чётко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. И крах фашизма - самое грозное предупреждение всем, кто и в наши дни проповедует эти опасные идеи, пытается оправдать преступления нацистов... (Слайд 3)

16 ноября во всем мире отмечается Международный день толерантности

(Слайд 4)

***

Задание по толерантности. (Слайды 7-21)

Задание поможет определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Следует отвечать быстро, не задумываясь.

  1. Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

А) чтобы играли те, кто не знает правил.

Б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила.

  1. Вы спокойно встречаете жизненные неудачи?

А) да.

Б) нет.

3.        Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши одногруппники:
А) да.

Б) нет.

4.        Вызывают ли у вас неприязнь одногруппники, которые нарушают правила общественного поведения:
А) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ.

Б) они вам не приятны, потому что не умеют себя контролировать.

5.        Можете ли вы легко найти контакт с одногруппниками, которые имеют иные, чем у вас верования,
обычаи, намерения?

А) вам всегда это трудно сделать.

Б) сравнительно легко.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:

А) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.

Б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

  1. Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одногруппники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть":

А) да.
Б) нет.

  1. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

А) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам

Б) вы рады за знакомого.

Подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1 - Б, 2 - Б* 3 - Б, 4 - А, 5 - Б, 6 - Б» 7 - А, 8 - Б. РЕЗУЛЬТАТЫ:

От 0 до 4 баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и нетерпимости, часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 5 - до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на неуважение к собеседнику, который думает иначе чем вы. Вы не умеете выдвигать убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею с пониманием. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение "истиной в последней инстанции". Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов.

Задание (Ответ аргументировать).

I. Сравните понятия:

  1. терпимость - способность понимать, уважать чужое мнение,
  2. терпение - способность соглашаться, вопреки своей воли,
  3. доброта - отзывчивость, при которой появляется желание помочь другим,
  4. уважение - признание чьих-нибудь достоинств,

П. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что в них общее и что различное?
  2. Какие определения более близки к понятию толерантность?
  3. Приведите примеры толерантного поведения в вашей жизни.
  4. Нужна ли толерантность в нашей жизни.

------------------------------

Источники: 

  1. Н. В. Жукова, РПГУ им. А. П. Герцена – материалы городской научно – практической конференции

  1. Словарь СИ. Ожегова, Большой энциклопедический словарь, выступление ДМ. Медведева, ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, утвержденная ЮНЕСКО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...