Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)
статья (7 класс) на тему

Пахомова Светлана Иосифовна

Из опыта работы классного руководителя по формированию  социально активной личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗНОВИДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ШКОЛЬНИКА (из опыта работы).

Выступление на педсовете 09.11.2012

Последний урок. Звенит звонок. Двери открываются. Ребятишки рассыпаются. Кто вылетает, кто выползает. И – дорога домой. И тут начинаются уроки вне школьного расписания:  выяснение отношений, завоевание лидерства или другого статуса в своей социальной микрогруппе, исполнение или неисполнение своей социальной роли в семье.

И как часто судьбы наших выпускников свидетельствуют, что успешные в школе отличники далеко не всегда реализуют свой потенциал, а средненькие троечники удачливы и счастливы. У них слабо развито абстрактно-логическое мышление, но они легко адаптируются к окружающему миру, эффективно взаимодействуют с людьми, неплохо устраивают свою жизнь, довольны судьбой. И счастливы прежде всего потому, что обладают хорошо развитым социальным интеллектом.

Что же такое социальный интеллект? Это способность разумно жить в социуме, принося удовлетворение себе и другим. Социальный интеллект опирается на общечеловеческие ценности в жизни: (НАЗОВЕМ ИХ) истина, добро, красота, любовь, мудрость, совесть, уважение, терпение и другие стержни духовной жизни. Эти ценности являются жизненно важными для людей, делают их не только благородными, но и помогают выжить.

В связи с общественно-политическими, экономическими реформами в нашей стране значительно разрушились морально-нравственные устои в обществе, углубляется социальная патология. Общество не ориентировано на гуманное отношение к людям, поэтому развитие социального интеллекта необходимо каждому человеку, у всех есть потенциал для  этого.

Многообразие общественно-социальных реалий определяет и многообразие направлений в деятельности классного руководителя. Чем только не занимается классный руководитель! Организация учебно-воспитательного процесса, различные тематические мероприятия, питание детей, индивидуальные беседы, встречи..., трудовые рейды,  не говорю об оформлении документации и работе с родителями.

А ключевой момент всей организуемой работы с ученической группой – классный час, система разновидностей которого также многообразна и изменчива. Деятельность педагога социально заказана. Однако конкретные  педагогические задачи и формы он свободен выбирать сам, исходя из конкретных условий конкретного коллектива

Приняв от Нины Петровны класс, возрадовалась этому дару судьбы: дети умеют слышать спокойную речь взрослого, адекватно реагировать, умеют трудиться интеллектуально и физически, доброжелательно настроены к миру. Конечно, вскрылись в этом алмазе трещинки и язвы. Пара интриганок, действующих через четвертые руки, трое самоосознанно отвергающихся от коллектива, забывошка Валя, вечно витающий в облаках оригинал Никита Кладов, вездесущий возмутитель Саша Герасименко и его верный сподвижник Коля Карпушкин.

Какую же цель руководства конкретного детского коллектива  определила для себя?   Формирование разносторонней личности, социально востребованной и адекватной.  

Прежде всего, опираясь на замечательную разработку профессора, доктора педагогических наук Щурковой Н.Е. «Профессиональный рабочий журнал классного руководителя», взяла на вооружение классный час – осмысление вечных духовных ценностей.

Основным объектом размышлений и осмысления на таком классном часе является Жизнь как таковая во всех ее многообразных проявлениях –  любой факт выступает как явление жизни. Логика развертывания мысли на классном часе подчиняется последовательности вопросов «что? - почему? – где? – когда? – как?». Каждому ученику предоставляется полное право свободного высказывания по обсуждаемой проблеме, однако свобода выбора  суждений имеет логические ограничения: необходимо предоставить аргументы к подтверждению своей идеи. Содержание  классного часа-осмысления  базируется на  материале культуры: науки, морали, искусства, персоналий. Организация классного часа предполагает свободное расположение детей, но так, чтобы каждый при общении видел другого.  

Какие темы обсуждались в 5-6 классах? Простые и непростые.

Человек в этом мире.

Интересы человека и интересный человек.

Человек среди людей.

Как научиться учиться.

Человечество – это мужчины и женщины.

Как уважать человека.

Какие люди мне нравятся.

Есть у человека недостатки.

Как выглядит Зло?

Кого не нужно воспитывать?

Как я решаю свои проблемы?

ВЫВОДЫ в блокнотиках.

Такие классные часы – прежде всего организованная духовная деятельность детей. Это работа души, она непредметна.

Более зрелищны, осязаемы предметные виды деятельности, в которых реализуется многообразное взаимодействие с миром: познавательная, преобразовательная, художественная, коммуникативная.

Клуб «Мир твоих увлечений». Сентябрь-октябрь 5 класса.

Проект идей: Все о цирке. Динозавры, йети и другие. Загадки планеты. Чего я не знал о Саранске. Сентябрь-октябрь 6 кл.

Экскурсии. Полоски-впечатления – выход на родительское собрание.

Интерактивные ролевые классные часы. Подготовка по времени минимальна. Втайне от учеников  готовится текст, обсуждается идея, распределяются роли, группы оформления и технического оснащения, генеральный ответственный. Затем репетиции по микрочастям сценария (чтобы сохранить таинственность и неожиданность в целом) и – представление.

Использование компьютера: презентации, музыка.

Классный час-молчание. См.презентацию «Не курить».

Классный час-инструктаж См.презентацию «В половодье».

Картины-загадки Роба Гонсалвеса. Морально-этический аспект. Рекомендовано для семейного просмотра.

Целесообразно опираться на интерес ребенка, вырабатывать нравственное коллективное и индивидуальное поведение, умения и навыки, важные для человека в социуме. Смена социальной позиции позволяет делать выбор  в заданной ситуации, принимать определенные права и обязанности.

Команда «Птица счастья». Девиз «Выше, выше и выше!». Перышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разновидовая деятельность классного руководителя

Анализ воспитательной работы классного руководителя...

Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников

доклад на педагогическом совете: "Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников"...

Статья "Система работы классного руководителя по формированию социального опыта обучающихся в образовательном учреждении"

Данная статья представляет работу классного руководителя на формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах деятельности, успешной с...

Деятельность классного руководителя по формированию ЗОЖ школьников.

Не случайно самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать о том, что здоровье – ...

Деятельность классного руководителя по формированию сплоченности коллектива младших школьников

Тема: Деятельность классного руководителя по формированию коллектива младших школьников   Самообразование, основанное на личном опытеПодготовила: Вьюкова Ксения Алек...

Деятельность классного руководителя в формировании социальной компетентности и социальных навыков учащихся

Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, оно включает в себя посильное участие школьников в труде и общественной жизни коллектива, приобщение к социальной куль...