Классный час "Пасха"
классный час (5 класс) по теме

Ирина Владимировна Кошель

Классный час предназначен для учащихся 5 класса, на котором они знакомятся с традициями празднования праздника.  Классный  час  сопровождается презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasha.docx21.04 КБ
Файл pasha.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопесчанская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Классный час

В  5 классе
Тема: 
Праздник Русской Православной Церкви "Пасха"


Учитель: Кошель Ирина Владимировна

с.Новопесчаное 2011

Цель: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи.

Задачи:

  1. Расширение и углубление представлений учащихся о народных традициях празднования Пасхи.
  2. Воспитание чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребенка.

Методы:

Рассказ, беседа.

Эмоциональное воздействие.


Оборудование:

Музыкальный центр, баян,  мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал:

Молитва “Ангел вопияще”. П.Чесноков.

Песни Н.Тананко “Только добротой сердец” и “Христос Воскрес”.

Сюита для двух фортепиано “Светлый праздник”. С.Рахманинов.

Поэтические произведения:
А.Майкова, А.Хомякова.


                                                             
Ход урока

I. Вступление

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте оставим все неприятные ощущения за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции.

За окном весна, а это время года всегда связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именует “Праздников праздник, торжество из торжеств”.

Учитель: Может кто-нибудь из Вас знает, о каком дне идет речь?

Дети: Это – Пасха. Светлое Христово Воскресение.       (слайд 1)

Учитель: Празднование Пасхи – многовековая традиция. И мы сегодня узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресение.

II. Основная часть

Учитель: Пасха – радостный и светлый день. Все события, связанные с ним – огромное чудо. Давайте вспомним евангельскую историю, что же произошло с распятым на кресте Иисусом?   (слайд 2)

Дети: Распятый на кресте и погребенный Иисус Христос воскрес после своей смерти на третий день.

Учитель: Совершенно верно. В этот день принято отмечать воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

У каждого большого церковного праздника есть свои приметы:
на Рождество – наряженная елка;  
(слайд 3)
 на Вербное воскресенье – распустившиеся ветки вербы;    (слайд 4)
 а на Пасху?

Дети: Куличи, крашеные пасхальные яйца.  (слайд 5)

Учитель: А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами: “Христос воскресе!” – ответным: “Воистину воскресе!”.

 

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

                                               А. Майков   (слайд 6)

Учитель: А сейчас я хочу познакомить Вас с иконой: “Воскресение” (слайд 7)

 Всмотритесь внимательно, и ответьте на следующие вопросы. Кто является главным персонажем этой иконы?

Дети: Иисус Христос.

Учитель: А кого мы еще видим рядом с ним?

Дети: Люди, святые и простые смертные.

Учитель: Что делает Иисус?

Дети: Протягивает руки людям, стоящим перед ним на коленях.

Учитель: Что он чувствует при этом?

Дети: Жалость и любовь к этим людям.

Учитель: А теперь вернемся к евангельской истории. В субботу, накануне, своего воскресения, Иисус Христос спускается в ад, чтобы вывести оттуда праведных людей, живших до его рождения. Первыми он выводит Адама и Еву. Именно им он протягивает руки на иконе “Воскресение”.

Учитель: Песня, которая сейчас прозвучит, так и называется – “Христос воскрес”

(Исполнение песни Н. Тананко.)     (слайд 8)

Учитель: Праздник Пасхи икона и песня рассказывают нам об одном и том же событии. О каком?

Дети: О воскресении Иисуса Христа.


Учитель: Празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресение. Старые и молодые, верующие и колеблющиеся собирались в храмах на молитву.

Учитель: Давайте и мы не будем отступать от этих традиций и побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении служит очень красивая молитва: “Ангел вопияше”. Она исполняется как бы от лица ангела, который, обращаясь к Богородице, восклицает: “радуйся!- и повторяет вновь (“и паки реку): “Радуйся”.

(Слушание молитвы “Ангел вопияше” П.Чеснокова.)      (слайд 9)

Учитель: Кто исполнял?

Дети: Церковный хор, солист.

Учитель: Самым главным, и в тоже время простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. Он исполняется всеми присутствующими в храме: священниками и прихожанами (людьми, которые часто посещают церковь или храм). В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый.
(слайд 10)

Учитель: Но праздник Пасхи, это не только молитвы. У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей. Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. Слово это означает “поющие под окном”, а обряд носит название “хождение волочебников”.   (слайд 11)

(Слушание  народной песни “Не шум шумит”.)

Учитель: Почему в народной песне очень часто повторяются одни и те же слова?

Дети: Чтобы легче запомнить. Ведь народная песня передавалась из уст в уста.

Учитель: Первая неделя после Пасхи называлась Светлой. Все семь дней в храмах были открыты колокольни и, каждый человек, особенно ребенок, мог подняться туда и звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

 И мощный звон раздался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы,
Сказали весть святого торжества….    А. Хомяков    
(слайд 12)

Учитель: Какие колокольные звоны Вы знаете?

Дети: Набат, Благовест, Трезвон.

Учитель: Какие из них могли звучать на Пасху?

Дети: Благовест и Трезвон. Набат можно услышать, когда случалась беда – пожар, наступление врагов и т.д.;

Учитель: Послушаем, как звучат пасхальные колокола.

(Слушание праздничных трезвонов: Красный Лавровский трезвон).  (слайд 13)

Учитель: В светлую пасхальную неделю вечером в концертных залах можно было услышать музыкальные произведения, написанные специально для этого торжественного дня. Сейчас   прозвучит фрагмент сюиты для двух фортепиано “Светлый праздник” русского композитора С. Рахманинова.

(Слушание “Сюиты для двух фортепиано” С. Рахманинова.)   (слайд 14)

Учитель: Какая знакомая мелодия звучит в этом сочинении?

Дети: пасхальный тропарь.

Учитель: Что напоминает звучание фортепиано?

Дети: праздничный перезвон колоколов.

Учитель: Первое воскресение после пасхи – Красная горка – особая пора для юношей и девушек. Это время свадеб и первого весеннего гулянья на вольном воздухе. Молодежь и дети в этот день пели, водили хороводы, качались на качелях, играли в горелки.               (слайд 15)

Отдыхали всю Светлую Седмицу. По обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам, собирали деньги для выкупа из тюрем должников, странников, юродивых и увечных досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.


III. Заключение

Учитель: Прислушайтесь к своим сердцам. Сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям.

Наш классный час  мы завершаем песней “Только добротой сердец”.
(Н. Тананко).

(Исполнение песни “Только добротой сердец”. Н. Тананко.)
               
(слайды 16, 17, 18)
Учитель:  С праздником Вас всех  Светлой  Пасхой!
                            Христос воскресе!
                              Христос воскресе!
                                   Христос воскресе!            
(слайд 19)


После завершения теоретической части классного часа, ребята вместе с педагогом садятся за столы с  пасхальными угощениями.
Также проходят игры :
«Катись, катись, яичко», хоровод «Наши куличи»,  «Как на Пасху, в воскресенье, начинается веселье».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праздник Русской Православной Церкви "Пасха“ классный час в 5 классе Учитель: Кошель Ирина Владимировна

Слайд 3

Рождество

Слайд 4

Вербное воскресенье

Слайд 5

Пасха

Слайд 6

« Х ристос воскресе !» « Воистину воскресе !» Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! А. Майков

Слайд 7

«Воскресение»

Слайд 8

Песня «Христос воскрес! » 1к. Солнце весеннее светит, Землю ласкает теплом. Все оживает на свете Вместе с воскресшим Христом. Мир наполняется снова Верой, любовью, добром. Светлая Пасха, Пасха Христова Радость несет в каждый дом. Припев: “Христос воскрес! Христос воскрес!” Взлетает до небес. “Христос воскрес! Христос воскрес!” Воистину воскрес! 2к . Вновь оживает Писанье. В свете церковных свечей- Сколько ужасных страданий Принял Христос за людей! Самой Пречистою Кровью Наши грехи искупил. Мир Он наполнил Божьей любовью, Смертею смерть победил. Припев. 3к . День Воскресенья прекрасный – Самый Великий из дней! – Всюду яички и пасхи, И аромат куличей. Настежь распахнуты дверцы Храмов, квартир и домов,- Входят без стука в каждое сердце Вера, надежда, любовь. Припев.

Слайд 9

«Ангел вопияше » (слушание).

Слайд 10

Песнопения (тропарь)

Слайд 11

Обряд «хождение волочебников »

Слайд 12

Первая неделя после Пасхи называлась « Светлой» И мощный звон раздался над землею, И воздух весь, гудя, затрепетал, Певучие, серебряные громы, Сказали весть святого торжества…. А. Хомяков

Слайд 13

Слушание праздничных трезвонов

Слайд 14

Слушание с юиты для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинова.

Слайд 15

Первое воскресение после пасхи – «Красная горка»

Слайд 16

Исполнение песни «Только добротой сердец». Н. Тананко Есть на свете мудрость золотая, И она понятней с каждым днем- Что свечу однажды зажигая, От людей не прячут под стеклом, Чтоб она светила всем, кто рядом, Согревая души и сердца, Чтоб дарила людям и радость до конца.

Слайд 17

«Только добротой сердец». Припев: Только добротой сердец Этот мир согреть Мы можем с вами, Только добротой сердец, Добрыми делами и словами. И среди планет и звезд Этот шар земной Вращаться будет До тех пор, пока сумеют люди Отдавать тепло сердец.

Слайд 18

«Только добротой сердец». Холодно, темно и одиноко В мире без любви и доброты, Люди научились жить без бога И не верят в сказки и мечты. Зло неудержимо рвется к власти, Но оно бессильно вновь и вновь В мире, где живут добро и счастье И любовь. Припев.

Слайд 19

Христос воскресе ! Христос воскресе ! Христос воскресе !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...