Классный час "Государственные символы России"
классный час (6, 7 класс) на тему

Ягофарова Людмила Маратовна

Методическая разработка  классного часа "Государственные символы России" для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_simvolika_rossii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Символика России»

Цели: ознакомление с символами нашего государства – гербом, гимном РФ;

  • развитие познавательного интереса к истории своей страны;
  • воспитание чувства патриотизма, гордости и любви к Родине;
  • уважения к ее символике.

Оснащение: портреты Петра Великого, Ивана III, Алексея Михайловича.

Плакаты с государственными символами России,  диски с записью гимнов России, листы формата А 4, фломастеры, цветные карандаши.

Класс: 5

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя: Наша сегодняшняя встреча посвящена  символике России и ее истории. К государственным символам  любой страны относятся прежде всего герб, гимн, флаг государства. Они есть и у нашей страны. Они нужны нам как воплощение патриотизма ее граждан, как ее музыкальный и зрительный образ. Отношение к государственным символам – это отношение к самому государству.

Вспомните, какие науки изучают символы государства? Ребята отвечают, что это геральдика и сфрагистика.

Мы проведем с вами небольшую историческую экскурсию, а помогут нам в этом ученики нашего класса (учитель заранее готовит 4 учеников, раздает им соответствующие материалы, проверяет готовность).

1 ученик: В законе нашей страны написано, что герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Показывая изображение, просит ребят назвать, какие еще детали они видят на этом изображении? Ответы: орел, увенчанный двумя малыми и одной большой короной; скипетр, держава, всадник, поражающий дракона. Но этот герб не всегда был таким.

2 ученик: Единого и постоянного герба, передаваемого по наследству в Древней Руси не было. Двуглавый орел – древнейший символ, возникший на Древнем Востоке. Крестовые походы способствовали его распространению по Европе. Мы рассмотрим,  как выглядел  герб нашей страны в разные времена.

На первых гербах князей были распространены эмблемы  всадника, поражающего копьем дракона, и двуглавого орла с распростертыми крыльями. Такие изображения встречаются у древних народов. Двуглавая птица была известна и в Европе. Например, на печатях и монетах болгарских царей.  Двуглавый орел в гербе нашей страны появился в период княжения Ивана III, который заимствовал его у Византии.

3 ученик: Постепенно Русь превратилась из малоизвестного государства в мощное, завоевавшее мировой авторитет. Герб тоже менялся с течением времени. В XVII в. герб стал называться государственным.

При Алексее Михайловиче на гербе появились три короны, держава и скипетр, на груди появился герб Москвы, символизирующий ее столичный статус, на крыльях стали появляться гербы царств и княжеств, входящих в состав России.

В 1917 г. орел перестал быть гербом России и появляется новый (показывается плакат с изображением) на гербе СССР были изображены серп и молот, обрамленные колосьями.

6 декабря 1993 г. гербом России снова стал двуглавый орел, увенчанный двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, а в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Учитель предлагает ребятам выполнить творческое задание разработать проект герба школы и представить его, учитывая при этом правила и значения. На выполнение задания дается 10 – 15 минут. После этого  представители от каждой группы рассказывают о своих проектах классу.

Правила составления гербов

Основа герба – щит. Треугольный  - нормандский (или старофранцузский); овальный – итальянский; квадратный с округлением внизу – испанский; четырехугольный с заострением внизу – французский.

Применяется ограниченное число цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Каждый цвет имеет свою символику. Золото означает богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро – невинность, белизну; голубой – величие, красоту, ясность; красный – храбрость, мужество, неустрашимость; зеленый – надежду, изобилие, свободу; черный – скромность, образованность, печаль.

Животные и птицы на гербе означают: лев – символ силы, мужества и великодушия; медведь – сила и мощь, собака – символ верности и преданности; бабочка – символ ветрености, непостоянства; волк – символ злости и жадности. Дуб – символ крепости и силы; оливковое дерево – мира; береза – символ постоянства; кедр – надежности; пальма – долговечности.

  1. Учитель акцентирует внимание ребят на другом символе государства – гимн. Предлагает вспомнить, что означает это слово и какова была  история его развития. В современном понимании это хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов. Гимны исполняли еще в Древнем Египте и Двуречье в честь богов. В христианстве гимны стали составной частью богослужений.  До Петра гимнов не было, а при нем празднование побед сопровождалось пением виватных кантов.

Учитель предлагает прослушать марш гвардейского Преображенского полка, ставшим главным маршем российской армии. На доске написана хронология гимнов России.

1813 г. – гимн «Боже, храни короля».

1815 г. – поэт В.Жуковский написал стихотворение, начинавшееся словами:

Боже, царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли.

С 1816 г. по велению императора Александра I  эта песнь стала российским гимном.

1833 г. – композитор А.Львов сочинил новую музыку для российского гимна. Слова сочинил В.Жуковский, озаглавившего «Боже, царя храни». Этот гимн просуществовал до 1917 г. (звучит запись гимна).

1918 г. по 1944 г. – официальным гимном становится Интернационал. Его музыка  была написана еще в XIX веке во Франции Пьером Дегейтером (звучит музыка).

1944 – 1990-е гг. новый гимн написали Л.Александров, С.Михалков Г.Эль-Регистан (звучит гимн СССР).

  1. – «Патриотическая песня» М.Глинки, но текст к гимну не был утвержден.

2000 г. – музыка остался прежней, а слова к гимну снова написал С.Михалков (звучит гимн РФ).

  1. Закрепление. Учитель проводит мини-викторину.
  1. Каково происхождение слова гимн?
  2. Какое произведение стало первым гимном России? Когда это произошло и кто его автор?
  3. Что изображено на гербе РФ?
  4. Из какой страны пришел в Московскую Русь двуглавый орел и почему?
  5. Как выглядел герб СССР?
  6. Кто является автором слов и музыки современного гимна?
  7. Герб какого города украшает государственный  герб России? Как он выглядит?
  8. В каких случаях исполняется гимн страны?
  1. Подведение итогов.  Учитель отмечает лучшие ответы ребят, лучшие проекты творческих заданий могут быть вывешены на специальном стенде в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Символы России"

На классном часе мы коснулись символики вообще и подробнее остановились на гербе как символе государства....

классный час " Символы России" + презентация

классный час " Символы России" преднозначен для учащихся 6 классов, где рассказывается о истории возникновения символики до настоящего времени....

Классный час "Символы России"

Классный час "Символы России"...

КЛАССНЫЙ ЧАС «СИМВОЛЫ РОССИИ» ( 6 класс)

Цель: формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам.Оформление: герб Российской Федерации, гербы других стран, флаг России....

Разработка классного часа «Символы России», 01.09.2013г.

Разработка классного часа предназначена для учащихся 5 класса. Урок содержит информацию о государственной символике, расширяет представление о Конституции РФ. Весь ход урока направлен на самостоятельн...

презентация к классному часу "Символы России"

презентация к классному часу "Символы России"...

Классный час "Символы России. Гербы"

С целью воспитания у детей чувства патриотизма и любви к Родине, формирования гражданского самосознания в 5 специализированном кадетском классе был проведен классный час по теме "Символы Рос...