Наша память
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Познавательно-развивающее занятие для 5 класса (с презентацией)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat_konspekt.doc69 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект познавательно-развивающего занятия

Тема: «Наша память»

Класс: 5

Цели:

  1. способствовать формированию знаний учащихся о памяти, ее видах и характеристиках, способах развития;
  2. способствовать развитию познавательного интереса к процессу обучения, в различных областях знаний; стремления к совершенствованию своих умений и навыков;
  3. провести диагностику памяти младших школьников;
  4. создать условия для формирования у учащихся умения развивать и улучшать свою память.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки для выполнения заданий.

Ход занятия

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Техника организации

Вводная часть

Организационный этап

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Оно будет  интересным, необычным, поэтому я прошу вас быть очень внимательными и сосредоточенными. Сегодня мы узнаем, что такое память, проверим, как вы умеете запоминать и научимся развивать и совершенствовать процессы памяти.



Слайд 1

Тема занятия

Основная часть

Познавательно-мотивационный этап (вступительное слово учителя)

Ребята, считаете ли вы свою память хорошей?  А что, по вашему мнению,  можно назвать хорошей памятью?

Память- это очень сложный процесс, позволяющий нам запоминать события нашей жизни. Изучение памяти началось еще много веков назад и продолжается до сих пор. Память невозможно увидеть, нарисовать или узнать, в каком состоянии она находится. Все мы имеем различные возможности и запоминаем информацию по-разному. Кто-то имеет точнейшую память на лица, кто-то – на имена, места, цифры. Некоторые люди могут обладать феноменальной памятью, что доказано историей. Например,  Александр Македонский, великий полководец, знал всех своих солдат в лицо, а их было не менее 30 тысяч! А известный художник И.К. Айвазовский рисовал многие свои картины по памяти.

Хотели бы вы иметь феноменальную память? Почему?

Существует множество видов памяти  -  зрительная, слуховая, тактильная, словесно–логическая (понимание смысла), двигательная. Даже ваша внешность – цвет глаз и волос – являются особым видом памяти – генетической.

Хотите ли вы узнать о своей памяти?



Ответы детей


















Ответы детей





Диагностический этап





























Развивающий этап

А теперь, ребята, давайте выполним упражнения, которые позволят вам узнать о вашей памяти.

1) Первое упражнение – «Запомни элемент».

Для выполнения этого задания вам нужно быть очень внимательными. На слайде будут поочередно появляться строки различных фигур. Ваша задача – рассмотреть их и по памяти изобразить на карточках. Чем больше картинок вы запомните и точнее их изобразите, тем сильнее вы можете гордиться своей памятью!

2) Второе упражнение – «Запомни цифру». Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами 10 цифр. Ваша задача – внимательно рассмотреть их и запомнить.  Затем, цифры, одна за другой в разном порядке будут исчезать, а вы должны вспомнить, какой из них не хватает на слайде.


3) Третье упражнение – «Нужное число». Для выполнения следующего упражнения снова взгляните на слайд. И снова мы будем работать с числами. Вы видите изображения геометрических фигур и цифр в них. Ваша задача – запомнить соответствие фигур и цифр, а затем, по памяти, вписать в фигуры недостающие числа.  


Ребята, какой бы ни была ваша память, ее нужно развивать и тренировать. Хорошее использование памяти подразумевает способность запоминать важную информацию в нужный момент.  Владеть своей памятью можно и необходимо учиться.


1) Первое упражнение «Разведчик».

Чтобы выполнить это упражнение, нам нужен водящий. Один из вас, кто хочет улучшить возможности своей памяти, должен внимательно рассмотреть своих одноклассников. Затем водящий отворачивается, а остальные участники – меняются местами и некоторыми предметами одежды. Задача водящего – найти все изменения и вернуть участников в прежнее положение.


2) Второе упражнение «Запомни движение».

В этом упражнении вы должны внимательно следить за моими движениями. Ваша задача - повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором они показаны, а затем в обратном порядке.

Движение №1. Присесть – встать – поднять руки – опустить руки.

Движение №2. Поднять руки ладонями вверх («собирают дождик»), повернуть ладонями вниз – опустить руки вдоль туловища – поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение №3. Отставить правую ногу вправо – приставить правую ногу – отставить левую ногу – приставить левую ногу.

Движение №4. Руки в стороны -  присесть – встать.

3) Третье упражнение «Стихотворения».

Ребята, все вы знаете, что лучшее средство для развития памяти – это стихотворения. Но сейчас они будут помогать нам не только запоминать, но и считать. Внимательно вслушайтесь в стихотворения, а затем верно ответьте на вопрос:

1) Как-то раз в лесу густом

Ёж построил себе дом.

Пригласил лесных зверей,

Посчитайте поскорей:

2 зайчонка, 2 лисёнка,

3 веселых медвежонка,

2 бельчонка, 2 бобра.

Называть ответ пора


2) В летний полдень под сосной

Ёж нашел сюрприз лесной:

2 лисички, 5 опят

Под сосной в лесу стоят.

Ну, а дальше у опушки—

Сыроежки все подружки

По 3 в 3 ряда стоят,

На ежа они глядят.

Кто ответ нам дать готов,

Сколько еж нашел грибов?


3) Посадил я пять хороших

 Белых бусинок - горошин.

А росточком из земли  

Показалось только три.

Три горошинки взошло!

Сколько их не проросло?


4) Четвертое упражнение «Снежный ком».

Ребята, сейчас мы с вами будем запоминать слова. Но связаны они будут друг с другом. Я называю одно слово – кот – а вы по очереди называете определения к этому слову – пушистый, рыжий и т.д. Задание состоит в том, чтобы запомнить наибольшее количество названных слов.




Слайд 2



Учащиеся сравнивают свою работу с образцом


Слайд 3




Слайд 4










Учащиеся выходят к доске

Этап саморазвития (обучение способам саморазвития памяти)










Мы уже выяснили, что для того, чтобы улучшить свою память, ее нужно тренировать. Для этого существует несколько правил.

  1. Старайтесь относиться к запоминаемому объекту не безразлично, а с интересом. То, что понравилось, всегда хочется запомнить.
  2. Постарайтесь сосредоточить свое внимание на изучаемом предмете.
  3. Не ленитесь и с помощью воли запоминайте материал. Развитие памяти требует определенных усилий.
  4. Знаете ли вы пословицу: «Повторение – мать учения»? Она очень поможет вам в запоминании материала. Повторение предотвращает забывание. Кроме того, повторяя, не нужно ежеминутно подглядывать в книгу – большую часть материала старайтесь вспоминать.


Приемов развития памяти очень много. Так же, как и способов быстрого запоминания. Некоторые из них вы, возможно, уже знаете.

Например, чтобы запомнить цвета радуги, используется такое высказывание: Каждый Охотник Желает Знать Где сидит Фазан. Каждая буква в нем означает цвет радуги.

Запоминая какой-либо предмет, старайтесь его внимательно рассмотреть, выделить детали, отличительные признаки. Возможно, это поможет вам в запоминании.

Важное значения для лучшего запоминания имеют ассоциации, то есть связи. Например, чтобы запомнить какое-либо место, попробуйте запомнить также, какие чувства вы испытывали в этот момент, куда вы шли и т.д.

Проверенным и эффективным методом развития памяти является заучивание стихов. Но и здесь существует несколько правил. Заучивать и повторять стихотворение лучше небольшими частями, перед изучением новой части повторяя уже заученную. Старайтесь понять смысл стихотворения, создавайте образы и запоминайте их - мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл.


Развитие памяти – очень долгая и трудная работа. Но, если вы справитесь с ней успешно, научитесь управлять своей памятью,  она поможет вам не только в учебе и работе, но и в жизненных ситуациях.





Слайд 5










Ответы детей

Рефлексия, подведение итогов

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось и не понравилось на нашем занятии?

Были ли у вас какие-либо затруднения в ходе занятия?

Большое спасибо вам за участие, до свидания!

Ответы детей


Слайд 6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наша память

Слайд 2

Упражнение «Запомни элемент»

Слайд 3

Упражнение «Запомни цифру» 10 5 2 7 4 8 1 3 9 6

Слайд 4

Упражнение «Нужное число» 11 5 32 8 19 14

Слайд 5

Памятка Старайтесь относиться к запоминаемому объекту не безразлично, а с интересом. То, что понравилось, всегда хочется запомнить. Постарайтесь сосредоточить свое внимание на изучаемом предмете. Не ленитесь и с помощью воли запоминайте материал. Развитие памяти требует определенных усилий. Повторение предотвращает забывание. Кроме того, повторяя, не нужно ежеминутно подглядывать в книгу – большую часть материала старайтесь вспоминать.

Слайд 6

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афганистан наша память и боль.

Внеклассное мероприятие по истории для 9 - 11 класса посвященное Дню памяти воинов интернационалистов с использованием презентации....

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

Сценарий «Наша боль и наша память» -презентация творческих коллективов школы на районном конкурсе "70-я весна"

Презентация творческих коллективов  МОУ СОШ №8 г.Аткарска Саратовской  на районном конкурсе, посвящённом 70-летию Победы...

«Афган – наша память, Афган – наша боль …»

Презентация об ингнатовских воинах-афганцах...

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...

Классный час "Афганистан – наша боль, наша память"

Классный час "Афганистан - наша боль, наша память."  Для 5-6 классов....