Дисциплина на дороге - залог здоровья
методическая разработка (5 класс) по теме

Алиева  Зульфия Наилевна

   Тема безопасности на  дороге   очень важна, особенно, когда говорим о детях, об их  здоровье и жизни. И для того, чтобы уберечь наших детей, им  регулярно нужно  напоминать  о правилах  поведения на дороге. А такого  рода  внеклассное  мероприятие, как  здесь представлено, которое  не только познавательное, но и интересное, весёлое, лучше  воспринимается   детьми. Целью этого мероприятия  является   формировать навыки поведения  детей  на улице, расширить их знания по безопасности движения. Воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distsiplina_na_doroge-zalog_zdorovya.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

  Алиева Зульфия Наилевна

  учитель русского языка и литературы

  МБОУ СОШ № 34  г. Уфы

Тема мероприятия:   «Дисциплина  на   дороге – залог здоровья».

 Цели мероприятия:

  • познакомить учащихся с видами светофоров и дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; рассказать  и показать, когда  и  как появился  светофор;
  • формировать навыки поведения на улице, расширить знания учащихся по безопасности движения;
  • воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.

Действующие лица:  Учащиеся  5Б и 8 Б класса, инспекторы, Баба Яга, Буратино, Незнайка,  Мальвина, Знайка.

Слушатели: Учащиеся  2А (Классный руководитель Долгих О.В.)

Оборудование: дорожные знаки, плакаты по ПДД, макеты светофоров, макеты кирпичной и булыжной мостовой, пешеходной дорожки, костюмы для Бабы Яги, Знайки, Буратино, Незнайки, жетоны, шары и призы.

                                   Ход мероприятия   

                 

Учитель:  Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать   вас на нашем мероприятии. Сегодня  мы  собрались для того, чтобы  вспомнить  и  закрепить  знания  о  правилах  дорожного  движения. А  помогут  нам  в  этом  сегодня  мои  помощники, учащиеся  8 Б и 5 Б  класса.

       Растёт  поток  машин, на  улицах  становится  небезопасно.  Но  опасность  подстерегает  только  тех, кто  не  знает  правил  движения, не умеет   правильно  вести  себя  на  улице, не  соблюдает  дисциплины. А  для  тех,  кто  хорошо  изучил  правила  уличного  движения, кто  вежлив  и  внимателен, улица  совсем  не  страшна. Правила  движения – законы  улиц  и  дорог. Их  обязан  знать  и  выполнять  каждый.  Каждому  из  нас  приходится  переходить  улицу  или  дорогу. Мы  пользуемся  общественным  транспортом, некоторые

из  вас  являются  водителями  велосипедов – всё  это  делает  нас  участниками  дорожного  движения. Каждый  должен   знать  правила   и   соблюдать  их.

     Многие дорожные знаки вам известны. Вы встречаете их на пути в школу. А откуда пришли к нам дорожные знаки?  (слайды о появлении первого  светофора)  Ведь посмотрите, раньше никаких  знаков  не  было. Первые знаки появились, когда люди ходили пешком и передвигались на расстояния на лошади. На перекрестках устанавливали камни или кресты из дерева. Позже, при Петре 1, появились полосатые столбы, на которых впоследствии стали делать надписи, куда ведет дорога. Особых знаков не требовалось, т.к. скорости не превышали 20 км/ч.

           О знаках стали задумываться с появлением автомобилей, тогда возник вопрос безопасности на дороге. Когда начало происходить много аварий, люди задумались над этой проблемой. Решили сделать устройство и вот тогда, появился светофор.

        К 1924 году  относится  появление  на  улицах  Москвы  первого  светофора. Он имел форму  круга  со  стрелкой и был  установлен  на  углу  улиц Петровки  и  Кузнецкого  моста.

          В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост.

       Давайте проверим, хорошо ли вы знаете знаки? Ребята  загадают  вам  загадки, а  вы  попробуйте  отгадать.

(Учащиеся с дорожными  знаками в руках)

        1-й ученик.   Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма,

И ходить опасно прямо,

Там где строится район,

Школа, дом иль стадион. (Ремонт дороги)

       2-й ученик.   Тут и вилка, тут и ложка,

Подзаправились немножко,

Накормили и собаку…

Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания)

        3-й ученик.  Если ты устал в дороге,

Если ехать далеко,

Отдохни шофер немного,

Место здесь отведено.         (Место отдыха)

        4-й ученик.  На дороге знак стоит

Строгим тоном говорит

Сюда машинам не подъехать

Запрещается проехать! (Проезд  запрещен, кирпич)

      5-й ученик.     Эй, водитель, осторожно,

Ехать быстро невозможно,

Знают люди все на свете

В этом месте ходят              (Дети)

      6-й ученик.     Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет –   (Пешеходный переход)

        7-й ученик.  С тротуара вниз ведет

Под дорогу длинный вход.

Нет ни двери, ни ворот –

То….                                 (Подземный переход)

       1-й ученик.  Ты не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи,

Хорошо, что рядом пункт     (Медицинской помощи)

      2-й ученик.     Что мне делать?

Нужно срочно позвонить,

Должен знать и ты, и он

В этом месте                            (Телефон)

      3-й ученик.    Футбол – хорошая игра

Пусть каждый тренируется

На стадионах, во дворах,

Но только не на улицах.          (Жилая зона)

      4-й ученик.    Если ты собрался с другом

В зоопарк или в кино, Вам придется все равно,

Он домчит вас быстро, ловко

Знак….                                      (Автобусная остановка)

Учитель:  Ребята, какие вы ещё  знаете  знаки?  Кто ответит правильно, получит   жетон. А в конце нашего мероприятия  у  кого  окажутся    жетоны  получат призы.

(За сценой  шум) Инспектор  ведёт Бабу-ягу.

Инспектор:  Вы  задержаны  за  создание аварийной  ситуации на  дороге.

Баба-яга: Не  имеешь  права, где  хочу  там  и  останавливаюсь. Верни мне мой  транспорт, а не  то  сейчас в  букашку  превращу.

Инспектор: Ваш транспорт, отправится на  штрафстоянку. А получите Вы его  только после  того, как знаки  дорожного  движения  выучите и дисциплине  на  дороге  научитесь.

Учитель:  Что  случилось?

Инспектор:  Старший  инспектор  Артемьев Никита. Привёл  задержанную  послушать  лекцию  о дисциплине на   дороге.

Баба-яга: Какую ещё лекцию? Какая ещё дисциплина? Курам на смех – дисциплина  на  дороге. Кому она нужна?

(За сценой  шум) Инспектор  ведёт  Незнайку  и  Буратино.

Инспектор: Здравствуйте, инспектор  Мимаева  Кристина.  Гражданин  Незнайка и Буратино задержаны   и доставлены  на  профилактические  беседы.

Учитель:  За что же  их задержали?

Инспектор: Гражданин  Незнайка играл в мячик  вблизи  проезжей  части  улицы, и чуть было не  попал под  машину.

Незнайка:  И  что  такого – то, ну поиграл  немножко, не попал  же.

Инспектор: А гражданин  Буратино  вместо  того, чтобы  в  школу  идти, свернул  на  опасную  дорожку. Был замечен  в  очень  опасном  районе  под  названием  «Поле чудес» с   подозрительной  компанией.

Буратино:  Какой-какой. Они  мне показались   очень добрые, обещали  увеличить  вдвое  мои  деньги, а  вы  помешали.

                  (Выходят  Знайка, Мальвина. Буратино увидев Мальвину прячется)

Знайка (Незнайке):  А… вот  ты  где. Я так  и  знал, ты  опять попал  в  какую-нибудь  неприятную историю. Говорил  я  тебе: «Учи  правила! Не  нарушай! Дисциплина -  прежде  всего!».

Мальвина (у зала):  Здравствуйте, вы  не  видели тут  мальчика. У него длинный  нос, он  такой рассеянный. Его Буратино зовут.

Зрители: Нет!

Мальвина: Ах, Буратино, куда Вы пропали? Я так переживала, вы опять  пропустили  урок. Давайте повторим  его вместе  с  ребятами.

Буратино:  Вам надо, вы и повторяйте!

Учитель:  Дорогие наши гости   не сердитесь, лучше присоединяйтесь к нам. Это не только занимательно, но и интересно. Вот  послушайте  Мальвину  и Знайку.  Только  слушайте  внимательно, а после у вас будет   возможность  получить  жетоны, ответив на  вопросы.

(Мальвина и Знайка  читают сообщение о тротуарах  и  задают  вопросы)

   Мальвина:  А знаете  ли вы, что тротуар – дорога  пешеходов?

Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения являлись конные упряжки, в городах не существовало чёткого разделения улицы на тротуар и проезжую часть. Чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи, пространство между домами мостили булыжником. Кстати, отсюда и пошло название — мостовая, от слова «мостить». По ней ехали конные упряжки, шли люди.

Обычно на одной из лошадей сидел человек, кучер, который управлял конной упряжкой с помощью вожжей и кнута. Вы, ребята, представляете себе этот кнут? Длиннющий такой, из добротной кожи. Так вот. Едет такой конный экипаж по мостовой. Кучер размахивает кнутом, подгоняя лошадей, чтобы те бежали резвее. А что же делать прохожим? Жмутся они поближе к стенам домов. Да не тут-то было. Улочки тогда были узкие, кривые. Случалось, что кареты и наезжали на людей. Стали горожане жалобы царю писать на такое безобразие, просить навести порядок    на  улицах  городов.

В 1720 году вышел указ петербургского генерала-полицмейстера, который гласил: «Ездить на лошадях взнузданных, со всеми опасениями и осторожностью». Того же, кто не будет соблюдать этих правил - «бить кнутом и отправлять на каторгу».

Знайка:  Но даже строгие указы не помогали. Задумались люди, как помочь беде. И придумали.

Кто из вас знает, как называется столица Франции? (Париж) Так вот, в Париже, на самых больших улицах, от мостовой стали отделять узкие полоски земли и мостить их более мелким булыжником или кирпичом. Были они обязательно немного выше мостовой. Делалось это для того, чтобы экипажи не заезжали на них. Назвали эти полоски тротуарами. Это французское слово. В переводе на русский оно означает — «дорога пешеходов».

На узких улицах тротуары делались с одной стороны, на более широкие — с обеих сторон мостовые. Затем повесили объявления. Вот содержание одного из них: «По указу Его Королевского Величества отныне всем людям, пешим образом ходящим, идти только по тротуарам, а каретам и всадникам пользоваться средней частью улицы —мостовой».

С тех пор количество несчастных случаев на улицах Парижа становилось всё меньше и меньше. Впоследствии не только во Франции, но и во многих других государствах стали отделять тротуары от проезжей части улицы. Как видите, делается это и сейчас.

Мальвина:    Откуда пошло название — мостовая?

                              В каком  городе появились первые тротуары?

           Знайка:   Что означает слово «тротуар» в переводе на русский?

                             Что изменилось на дорогах с появлением тротуаров?

                                    ( Жетоны за правильные  ответы )

Учитель:  Верно!  Молодцы! Сейчас послушайте стихи  и песню  о  светофоре.

(Учащиеся 5 классов рассказывают стихи.)

  1-й ученик.   Чтоб тебе помочь путь пройти опасный

Горим и день,  и ночь зеленый, желтый, красный.

Наш домик – светофор, мы три родные брата,

Мы светим с давних пор в дороге всем ребятам.

2-й ученик.  Мы три чудесных цвета, ты часто видишь нас,

Но нашего совета не слушаешь подчас.

Самый строгий – красный цвет,

Если он горит – стой! Дороги дальше нет!

Путь для всех закрыт.

3-й ученик. Самый строгий – красный цвет,

Если он горит – стой! Дороги дальше нет!

Путь для всех закрыт.

                     Чтоб спокойно перешел ты слушай наш совет:

- Жди! Увидишь скоро желтый

В середине свет.

 4-й ученик. А за ним зеленый свет вспыхнет впереди,

Скажет он препятствий нет,

Смело в путь иди!

Коли выполнишь без спора все сигналы светофора,

Домой и в школу попадешь, конечно, очень скоро!

5-й ученик.  Загорелся красный свет: стой на месте – ходу нет!

Не висни на машине лучше – грозит тебе несчастный случай.

                    Напомни ротозею строго: «Стоп! Здесь проезжая дорога!

Кто так на улице резвиться, потом окажется в больнице».

Чтоб жить, не зная огорченья, чтоб бегать, плавать и летать,

Ты должен Правила движенья всегда и всюду выполнять.

Песня  о светофоре исполняется на мотив песни  «А я  иду, шагаю  по  Москве.»

Поют Гиносян  Нелли  и Мимаева  Кристина  (учащиеся 8б)

Ребятам помогаю круглый год, 
На всех дорогах я стою.
 
Чтоб вы без страха перешли,
 
Сигналы подаю.

Вот красный свет вначале я зажег: 
Дружок, не торопись!
 
И чтоб дорогу смело перейти,
 
И чтоб дорогу смело перейти – зеленого дождись.

Зажег я желтый на твоем пути. 
Ты вновь, дружок, не торопись!
 
И не спеши переходить,
 
Терпенья наберись.

Но вот зеленый вспыхнул впереди – 
Теперь препятствий нет.
 
Друзей своих ты за руку бери,
 
Налево, направо снова посмотри.
 
И смело в путь иди!

Учитель: К сожалению, некоторые  дети не следуют правилам  дорожного движения, и  в  результате  это  несёт за  собой печальные  последствия. Вот  инспектор, Артемьев Никита, сейчас, к  сожалению, подтвердит  это  статистикой  дорожно-транспортных  происшествий.

 Инспектор:   В Башкирии с начала года в ДТП погибло 19 детей.

   По данным УГИБДД МВД по РБ, в республике с начала года было  зарегистрировано 333 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних. В результате  19 детей погибло, и 341 получили различные травмы. 

   В среднем, по данным статистики, дети становятся пострадавшими в каждом двенадцатом дорожно-транспортном происшествии.

    С началом школьных каникул юные участники дорожного движения все чаще становятся жертвами ДТП, поскольку больше проводят время на улице без присмотра взрослых.

  Самих школьников сотрудники Госавтоинспекции Башкирии призывают быть предельно внимательными при переходе проезжей части, не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, не ходить вдоль проезжей части в вечернее и ночное время суток. 

    Также автоинспекторы просят ребят провести профилактические беседы со своими родителями и рассказать им, чем должен быть оборудован автомобиль, если семья собралась в поездку.

Учитель:  Сейчас я бы  с  вами  хотела  поговорить вот о  чём. О том  насколько вы  безопасно преодолеваете  расстояние  от  дома  до  школы. Мы с учащимися 5 Б и 8 Б класса приготовили  для  вас  слайды, где   каждый  из  вас  узнает  свою  дорогу  домой. К, сожалению, ваша  дорога до школы  небезопасна. Будьте бдительны!

 Презентация  слайдов  по  дороге  в школу. (В слайдах  участвуют учащиеся  5 Б класса. Здесь  мы старались показать  все опасные моменты по дороге из школы, которые встречаются именно у наших детей, например у  нас дети выходят из школы прямо на дорогу, у которой нет ни одного  дорожного знака, ни для детей, ни для  водителей. Единственная  надежда на правильное поведение детей на дороге  и адекватных и понимающих водителей.)

Учитель:  Скажите, что  вы  заметили? Нарушали ли дети  правила  поведения  на дороге? Если  да, то как? За  правильный  ответ  получите  жетон.  Какие  опасности      подстерегают    тебя   по  пути   в  школу.  Что   делать, если   нет  светофора    и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    пешеходного  перехода?

Учитель: А теперь давайте  поиграем в игру  «Сигналы светофора».

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться…         (опасно)                    Красный – без движений

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь...  (открыт)                             Зеленый – на месте маршируют

Желтый свет – предупрежденье-

      Жди сигнала для…(движенья)                            Желтый – хлопают в ладоши

Исполняется   песня   на мотив  песни   «Буратино» ( поёт уч-ся 9 А класса, Калиева  Регина).

Есть у меня надежный друг, нет у него ни ног, ни рук, 
Зато три глаза на ребят по очерёдности глядят.
 
Его повсюду узнают. Скажите, как его зовут?
 
Припев: Све-то-фо-рик!
 


Его команды выполняй, и на дороге не зевай.
 
И для машин, и для людей
 
Всегда он будет всех нужней.
 
Важнее нет  никого. Скажите нам скорей, кого?
 
Припев: Све-то-фо-ра!

Учитель:  Итак, давайте  закрепим  наши  знания  о правилах дорожного движения.

 1-й ученик. 

             По трассам, улицам,

                проулкам 
             Машины едут взад-вперед. 
             А ты выходишь на прогулку, 
             Теперь, мой друг, ты пешеход! 


   2-й ученик. 

              Машины едут – 
             За рулем водители сидят, 
             И на дорогу сквозь стекло 
             Внимательно

3-й ученик.   

             Должны друг друга                                                                

.           Уважать

             Водитель с пешеходом! 
           Друг другу не должны мешать-
            Быть вежливым «народом»! 

4-й ученик.

             Не быть помехой для движения 
            Помогут правила такого поведения: 
            Ходить по улице малыш 
             Не должен в одиночку, 
             Идешь, бежишь или стоишь – 
             Всегда ты за руку держись! 


5-й ученик.    

             Гуляй всегда ты во дворе – 
            Не бегай на дорогу! 
            Площадки есть - там детворе, 
            Для игр места много. 

6-й ученик.  

           Для продвижения вдоль дорог, 
           Есть пешеходная дорожка. 

             А, где движение машин - 
            Не место детским ножкам! 
 7-й ученик.  

                Если надо перейти 
             Тебе через дорогу, 
              С этой целью по пути, 
              Всегда есть переходы! 
              Переходы могут быть 
              Разными, ребята! 
              Чтобы это не забыть, 
              Надо знаки изучить: 

8-й ученик. 

         Есть знак «Подземный переход» - 
        Ступеньки вниз ведут! 
        Спускайся смело и иди – 
        Ведь нет движения тут. 

9-й ученик.

              С дорожкой полосатой 
           Стоит у «зебры» знак 
          Должны вы знать, ребята, 
           Что это не пустяк: 

10-й ученик. 

               Переходя по «зебре» 
              Сначала убедись, 
              Что все стоят машины – 
              Теперь поторопись! 

11-й ученик.

   Еще один помощник есть, 
  Для пешего движения – 
  Два «глаза» на одной ноге 
  И стрелки направления. 
 Все светофор его зовут, 
 И на зеленый свет идут. 
 Пока идут, машины ждут, 
 А красный – нет движению. 


 12-й ученик. 

       Бывают иногда 
     Дороги небольшие, 
     Где перехода нет, 
     А вы пройти решили. 
                  Смотри сначала влево, 
                  Направо посмотри. 
                   Машины нет рядом? 
                   Теперь переходи. 
   

       

 Учитель: Повествование закончив, 
                Хочу, дружок, сказать тебе: 
                Будь осторожен на дороге 
                Тогда, поверь, не быть беде

Учитель. Я рада, что основные правила вы усвоили. И чтобы вы  всегда  помнили о ПДД, мы  подготовили вам  в подарок  вот эту  Памятку для пешеходов. А те ребята, кто активно участвовал, получат обещанные призы.

Спасибо, дорогие друзья, что были  с нами! Всего доброго!

Литература:

  1. Внеклассные  мероприятия: 5 класс / Авт.-сост. О.Г.Чёрных, А.А. Дмитриева. - М.: ВАКО,2011.
  2. Ковалько В.И.  Модульный курс по ПДД, или  Школьник  вышел  на  улицу: 1-4  классы. – М. : ВАКО, 2011.
  3. Правила  дорожного  движения. 1-4 классы: занимательные  занятия / авт.- сост. С.О. Жатин. –

Волгоград: Учитель, 2012.

4.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровое питание - залог здоровья

Театрализованное представление...

Классный час на тему: «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

«Я введу тебя в мир того,каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным,Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант)...

Общешкольное родительское собрание по теме: "Здоровый образ семьи- залог здорового ребенка"

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме"Здоровый образ семьи - залог здорового ребенка". Данная тема является проблемой государственной важности. Проблема сохранения здоровья наших д...

«Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

родительское собрание на данную тему...

Классный час "Дисциплина на дороге - залог безопасности"

Разработка классного часа и презентация к нему...

Междисциплинарный урок по теме: «Дистанция на дороге – залог общей безопасности».

Сформировать установки на соблюдение дистанции на дороге....

Сценарий агитбригады ЮИД “Акция “Взаимное уважение на дороге - залог безопасности”.

Сценарий агитбригады ЮИД “Акция“Взаимное уважение на дороге - залог безопасности”....