Роль классного руководителя в организации педагогической поддержки учащихся в профессиональном выборе
статья (9 класс) по теме

Бучилина Татьяна Александровна

   В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. У учащихся возникает вопрос, где можно получить образование по выбранной профессии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_proforientatsii.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Бучилина Т.А.,

Учитель географии

МБОУ «СОШ № 3» города Абакана

Роль классного руководителя в организации педагогической поддержки

учащихся в профессиональном выборе

   Представления о профессиях возможного профессионального выбора у современных подростков ограничен уровнем близких родственников, средств массовой информации.

   В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. У учащихся возникает вопрос, где можно получить образование по выбранной профессии. Полноценная помощь педагога в выборе профессии не только помогает школьнику организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает учебные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношения школьника к своему будущему: оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от неуверенности.

   Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Классические исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С. Кону, А.Е. Голомштоку, Н.С. Пряжникову, Н.Н. Чистякову, А.Д. Сазонову.

   Так Е.А. Климов в своей статье «Как выбирать профессию» подчеркивал важность профориентационной работы: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессий. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути». Поэтому в круг обязанностей педагога современной школы входит и ознакомление учащихся с профессиями, востребованными на рынке труда.

   Задачей данной публикации является выявление роли классного руководителя в организации системы педагогической поддержки в профориентационном выборе.

Педагогическая поддержка – оказание деятельности профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи подросткам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, успешным продвижением в обучении с жизненным и профессиональным выбором.

   Превентивную поддержку можно осуществлять по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее в себя профориентацию, профпропаганду и профагитацию.

   Классный руководитель, опираясь на образовательную программу, план воспитательной работы школы, составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников, организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции, организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах, средних профессиональных учебных заведениях; организует экскурсии на предприятия.

   Однако какие формы и методы классный руководитель не использовал в этом направлении деятельности, все они будут малодейственны, если сам ученик не осознает важности этой проблемы и не станет участником процесса профессионального самоопределения. Важен комплекс мотивационных мероприятий, поэтому одним из таких мероприятий может стать классный час «Рынок труда и роль молодежи на этом рынке», целью которого является активизация интереса к проблемной теме «Выбор профессии»; анализ причин, приводящих к неправильному решению в выборе профессионального пути.

Ход погружения

1-й этап. Проблемная беседа «Рынок и твои способности и возможность занять свое место в жизни».

«Берись за то, к чему ты сродень, коль хочешь,

                                                             чтоб в делах успешный был конец»

План беседы

  1. Развитие рыночных отношений и их особенности на современном этапе.
  2. Появление новых профессий.
  3. Безработица.
  4. Необходимость подготовки к предстоящей профессиональной деятельности в условиях конкуренции.
  5. Профессия и карьера

Игровое погружение

2-й этап. Игра «Я рекламирую свою профессию»

Биржа труда – рынок профессий. На бирже работодатели будут предлагать различные профессии. Количество рабочих мест ограничено. Это:

  1. Медицина.
  2. Образование.
  3. Армия, МВД, милиция.
  4. Юридическая деятельность.
  5. Управление, менеджмент.
  6. Сфера обслуживания

   Выберите себе профессию и дайте ей характеристику в форме рекламы. Берут на работу того, кто лучше сумеет сделать рекламу профессии.

3-й этап. Тренинговое упражнение «прорыв» по формированию уверенности в себе.

Классный руководитель предлагает учащимся проиграть следующие проблемные вопросы:

  1. Способны ли вы добиться своего, несмотря ни на какие препятствия?
  2. Способны ли вы защитить свои позиции, несмотря на мощный натиск противника?

4-й этап. Тренинговое упражнение «Хлопки», «Общий ритм».

Тренер предлагает всем отхлопывание ритма «Тореодор, смелее в бой!». Группа должна дружно хлопать, демонстрируя единство действий. После окончания упражнения каждый должен описать, что он чувствовал, когда вместе со всеми старался отбивать ладонями общий ритм.

5-й этап. Сеанс самопознания по тесту «Мой уровень работоспособности и деловитости» (Выбор качеств по профессиям «Человек-человек»). Назвать (написать) трудовые и деловые качества, необходимые для эффективного овладения профессиями этого направления. По завершении задания проводится коллективное обсуждение результата.

6-й этап. Работа с дневником самосовершенствования. На основании проведенного анализа оцениваются свои возможности и способности по следующим вопросам:

  • Какие качества у меня развиты слабо?
  • Каких совсем нет?
  • С какими отрицательными качествами мне следовало бы бороться?

   По итогам погружения, методом ролевой игры учащиеся смогут осознать выбор профессионального пути.

   Следующий этап работы – профориентационная диагностика. Школьник должен знать свои возможности. В процессе диагностики изучаются характерные особенности личности: потребности, ценности ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональная направленность. Школьным психологом проводится диагностика по 3 параметрам: диагностика склонностей («Карта склонностей»Р.В. Овчаровой), интересов («Карта интересов» Н.Г. Кабардовой) и способностей учащихся. Полученные данные сопоставляются, строится профессиональный профиль личности каждого ученика. Практика показывает, сто не все три параметра бывают совместимы. Это говорит о недостаточной готовности ученика к профессиональному выбору. Учащимся, у которых явные расхождения между интересами и способностями, предлагается расширенная информация о выбранной профессии и делается акцент на том, что важны те качества, которые у него недостаточно развиты. В такой ситуации два выхода: усиленная работа над развитием необходимых способностей, либо более подробное ознакомление с профессиями, где требуются способности, которые наиболее развиты у учащегося.

   На основе полученных данных проводится профессиональная консультация, которая имеет целью установление соответствия индивидуальных, личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Помимо консультации психолога, рекомендации дает медицинский работник о возможных реализациях выбора профессии по состоянию здоровья; также необходимы консультации специалистов различных сфер деятельности о специфике их профессии.

   Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное – мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных м профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Как отмечает И.С. Кон в своей статье «Психология ранней юности», попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще что-либо выбирать.

   Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся уже с прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Им не только сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, но еще и передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым они не следуют сами и не всегда могут полностью принять. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и работы с родителями учащихся.

   Работу с семьей следует начать с родительской конференции «Профессии, которые выбирают наши дети», целью которой является знакомство родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся. Задачи конференции: познакомить родителей с приоритетами интересов в получении профессии; организовать встречу с представителями различных учебных заведений. Обсуждаемые на конференции вопросы могут лечь в основу работы с детьми: проведение тематических классных часов по данной проблеме, встреч, тематических консультаций по профессиональной ориентации в том случае, если в семье зреет конфликтная ситуация, связанная с выбором будущей профессии.

   Таким образом, результатом профориентационной работы становятся выявление областей или конкретных профессий, где человек наиболее широко сможет проявить свои способности. На завершающем этапе необходимо использовать такие формы организации профориентационной деятельности, которые закрепили бы образ о возможной профессиональной самореализации, помогли сформировать привычные представления об основных этапах.

   Мероприятием, отображающим итоги работы, может стать презентация творческого, исследовательского проекта «Моя будущая профессия», созданного и реализованного в результате совместной деятельности родителей, детей, психолога и классного руководителя.

Литература

   Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. -/Педагогика. Психология. Управление/ М.: «ВАКО», 2003, 272 с.

   Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы.-/Педагогика. Психология. Управление/.М.: «ВАКО», 2006, 320 с.

   Зеленков С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи. Народное образование №6, 2007г. с. 239.

   Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение. 1990. 150 с.

   Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте социальных изменений в российском обществе. Сборник: Психолого-педагогические исследования. Барнаул. 1997. С. 56-58

   Новикова С. Жизненные ценности и профессиональное самоопределение старшеклассников. Журнал «Директор школы» №8, 2005 С. 74

   Новикова С. Пора самоопределения, или психолого-педагогическая поддержка профильного обучения,  №2, 2007. журнал «Директор школы» С.47

   Павлова Т.Л. профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.:ТЦ «Сфера», 2005.- 128 с

   Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М,: 2002. 400 с.

   Пряжникова Е.А. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения. Журнал «Вопросы образования» №3, 2006. с. 224

   

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...

Роль классного руководителя в организации эстетического просвещения детей и родителей

Описание опыта работы с учащимися детской музыкальной школы и их родителями...

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...

Презентация"Роль классного руководителя в психолого-педагогической помощи при подготовке к ГИА"

Роль классного руководителя во время подготовки к ГИА трудно переоценить. Именно мы выполняем координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс. Н...

Выступление"Роль классного руководителя в психолого-педагогической помощи при подготовке к ГИА"

Роль классного руководителя во время подготовки к ГИА трудно переоценить. Именно мы выполняем координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс. Н...

Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися

Основные направления в работе классного руководителя:•выявление интересов и склонностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности,...