"Фразеологический турнир"
классный час (7 класс) по теме

Сумина Светлана Юрьевна

Разработка внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Мегиона ХМАО - Югры

Внеклассное мероприятие в 7 классе

Игра «Фразеологический турнир» 

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Сумина Светлана Юрьевна

Игра «Фразеологический турнир» 

Мероприятие проводится в рамках Декады русского языка и литературы»

Живая, непринужденная атмосфера, работа в команде, обилие интересной информации сделают свое дело: равнодушных не останется, каждый захочет хоть как-то блеснуть эрудицией. В итоге мы получим главное: расширим и лексический запас школьников, и кругозор – ведь все мы страдаем одинаково от словесного засорения речи наших учеников (и не только их) и от словарной бедности.

Играем обычно всем классом (это считаю неоспоримым требованием любой игры).

Класс делится на 3 равные команды, в игре шесть этапов.

Этап I. «Разминка»

Сформулируйте как можно больше тем, которые находят отражение во фразеологизмах.

(Каждой команде 1 балл за тему.) На обсуждение 3 минуты.

Любовь, Дружба, Насмешка, Пренебрежение, Досада, Интерес, Тревога, Ужас, Стыд, Обида, Усталость, Откровенность, Смелость, Хитрость, Ум и т.д.

Для примера можно дать следующие направления:

1) Эмоции и чувства человека.

2) Свойства человека и качества его характера.

3) Характеристика явлений и ситуаций.

Этап II. «Кто кого?»

Подберите как можно больше фразеологизмов, выражающих:

1-я команда – восхищение, радость, восторг. (Например, на седьмом небе.)

2-я команда – удивление, недоумение, изумление. (Например, не верить глазам своим.)

3-я команда – негодование, возмущение, гнев. (Например, довести до белого каления.)

За каждый фразеологизм – 1 балл.

На обсуждение – 3 минуты.

Этап III. «Аукцион»

Все команды получают одинаковые филлворды, в которых зашифрованы названия животных. Их нужно отыскать и подобрать к каждому названию животного – фразеологизм. Кто больше подберет разных фразеологизмов?

За каждый фразеологизм – 2 балла.

Филлвордт        п        т        о        к        а        с        в        з

и        а        х        у        м        к        о        о        р

ц        к        к        р        ы        а        б        п        о

а        у        о        ш        б        а        л        т        е

к        р        л        к        а        с        т        о        в

ы        б        е        а        к        ч        о        а        ц

б        е        д        ь        а        л        о        б        м

л        к        к        с        о        с        н        а        ы

о        в        а        р        к        о        л        а        а

Комар, Слон, Свинья, Волк, Овца, Рак, Баран, Сокол, Гусь, Птенец, Кошка, Собака, Змея, Мышка, Рыба, Муха, Кот, Лебедь, Ласточка, Ворон, Птица, Кур, Бык.

Этап IV. «Экскурсия в прошлое»

Попытайтесь объяснить происхождение фразеологизма и дать его толкование в речи современного человека. (5 баллов.)

По жребию каждой команде – 3 фразеологизма.

Дамоклов меч, сизифов труд, авгиевы конюшни, пиррова победа, прокрустово ложе, филькина грамота, буриданов осел, ящик Пандоры, нить (клубок) Ариадны.

Этап V. «Эстафета»

Каждый член команды дома заготавливает несколько (на случай совпадения) фразеологизмов. Произносит лишь первую часть, а продолжение говорит один из участников другой команды. За каждый ответ – 1 балл. Времени на размышление нет. Команда не может помогать товарищу.

В слабом классе учитель сам может заготовить фразеологизмы в зависимости от уровня знаний школьников. (Много забавного можно услышать в ответах ребят, что еще больше оживит атмосферу.)

Например:

1-я команда – Нет пророка (в своем отечестве); Не мечите (бисера перед свиньями).

2-я команда – Прочитать (от корки до корки); Куда Макар (телят не гонял).

3-я команда – Пройти (огонь, воду и медные трубы); Незачем валить (с больной головы на здоровую).

Этап VI. «Расширяя горизонты»

Подберите к каждому фразеологизму синонимичную или антонимичную пару. (2 балла)

Например:

1-я команда: Игра не стоит свеч – Овчинка выделки не стоит; Игра стоит свеч.

2-я команда: Два сапога пара – Одним миром мазаны; Как небо и земля.

3-я команда: Как из рога изобилия – Хоть пруд пруди; Хоть шаром покати.

С использованием мультимедийного проекта работа идет еще оживленнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологический состав английского языка в контексте культуры.

               Мнения лингвистов по ряду проблем фразеологии расходятся и это вполне естественно. Описание культурного компонента в языке  также...

Фразеологический КВН

В ходе игры учащиеся обобщают и расширяют свои знания  о фразеологизмах, знакомятся с историей их возникновения. Игра направлена на развитие речи учащихся, формирование у школьников познавательно...

Что можно узнать из фразеологического словаря?

   Русский язык не стоит на месте в своём развитии. Некоторые слова отмирают вместе с понятиями, ставшими нам ненужными. Некоторые рождаются. А фиксируют всё это словари. Сущест...

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

"Фразеологический турнир"

Разработка к внеклассному мероприятию....

Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари».

Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;развитие образного и логического мыш...