Классный час "Урок здоровья"
классный час (8 класс) по теме

Малютина Екатерина Валерьевна                                                          МБОУ СОШ № 17

Материалы по сохранению и укреплению ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas._urok_zdorovya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МОУСОШ   №  17

                              г. Узловая   Тульской  области

                                   КЛАССНЫЙ   ЧАС

                                    В  7-м  КЛАССЕ

                             «Урок    здоровья»

   

                                      Подготовила:

                                                учитель химии и биологии

                                        Ермолаева  С. А.

                            Узловая

                              2012

                                                    Цели:

Развивающие:     развитие творческих способностей учащихся, внимания,

логического мышления, умения делать выводы, коммуникативности, расширение кругозора.

Обучающие:      формирование целостной картины здоровья человека, условий,

которые его определяют, приёмов его сохранения; углубление знаний о санитарии и гигиене.

Воспитательные: создание мотивации позитивного отношения к здоровому

образу жизни, формирование и поддержания стремления учащихся к положительным изменениям в образе жизни путём обеспечения их достоверными медико-гигиеническими знаниями; антиникотиновая пропаганда, профилактика вредных привычек; формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

                                      Задачи: 

  1. Познакомить учащихся с факторами, влияющими на здоровье человека.
  2. Создание элементарных представлений об основных понятиях здорового образа жизни.
  3. Формирование умений и навыков, связанных с овладением простейшими приёмами  здорового образа жизни.
  4. Формирование культуры общения, умения работать в коллективе, навыков принятия коллективных решений.
  5. Пропаганда здорового образа жизни.

                    Формирование умений и навыков:  

  1. Аргументировать свою точку зрения.
  2. Применять знания о здоровом образе жизни для оценки состояния своего здоровья, составления режима дня, суточного рациона питания.
  3. Характеризовать влияние различных факторов на здоровье человека.
  4. Объяснять последствия безразличного отношения к своему здоровью.

                      Подготовка к проведению мероприятия.

  1. Ребятам заранее сообщается тема классного часа. Класс разбивается на команды (либо команды формируются на базе классов одной параллели).
  2. Каждой команде даётся домашнее задание: придумать и обыграть рекламный ролик на тему: «Здоровый образ жизни».
  3. Из старшеклассников формируется группа «экспертов», которые готовят сообщения на темы: «Двигательная активность и закаливание», «Вред курения», «Рациональное питание», «Биоритмы и режим дня». Эксперты также помогают в судействе.
  4. Оформляется плакат «Факторы здоровья» (см. сценарий).
  5. Готовятся карточки для проведения конкурсов (см. сценарий)

                       Оформление.

Эпиграфы, высказывания, пословицы о здоровье, написанные на доске.

«Забота о здоровье – лучшее лекарство»

«Нет друга, равного здоровью; нет врага, равного болезни»

«Здоровые люди – это самый ценный капитал государства»

                                                   Я. Коллет

«Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь»

                                                    Т. Фуллер

«Здоровье – это состояние полного физического, психического благополучия, а не просто отсутствие болезней»

                                             Всемирная организация здравоохранения

                       

      Сценарий мероприятия

Вступительное слово учителя.

       Наш сегодняшний классный час называется «Урок здоровья». О здоровье сказано немало. Ещё в древности люди понимали важность заботы о своём здоровье (обращается внимание учащихся на эпиграфы). С тех пор актуальность этого вопроса нисколько не уменьшилась. Поэтому сегодня мы с вами тоже будем обсуждать эту проблему.

       Для проведения классного часа мы разбились на команды (представление команд). Помогать нам будут эксперты (представление экспертов).

       Прежде чем мы начнём наш разговор, давайте подумаем, а что же такое здоровье? (Выслушиваются варианты ответов учащихся, подводится итог)

Определение понятия «здоровье» существует очень много. Вот одно из них: здоровье – характеристика человека, показатель его физического, психического, социального благополучия. От чего же зависит здоровье? Почему одни люди здоровы, а другие – больны?

Конкурс «Факторы здоровья»- мозговой штурм.

Командам даётся 2-3 мин. на  обсуждение проблемы: «Какие факторы определяют здоровье человека?». По окончании команды озвучивают свои ответы. Подводится итог. Демонстрируется плакат «Факторы здоровья» (см. приложение). Максимальная оценка – 3 балла.

Выступление экспертов «Двигательная активность и закаливание»

      В процессе эволюции человеку приходилось активно двигаться, чтобы выжить. Отсюда сформировалась потребность организма в движении. Двигательный режим большинства школьников ограничен дорогой в школу, из школы и уроками физкультуры. В результате большую часть суток мы ведём малоактивный образ жизни: выполняем уроки, сидим возле компьютера или телевизора. Недостаток двигательной активности сказывается на общем состоянии здоровья, человек быстро утомляется, часто болеет.

      Непродолжительная утренняя зарядка, состоящая из нескольких физических упражнений, необходима для поддержания здоровья каждому человеку. Физические упражнения укрепляют костно – мышечную систему, активизируют деятельность всех жизненно важных органов, в том числе и головного мозга, создают хорошее настроение.

     Зарядку следует начинать с лёгких и простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. При их выполнении следует следить за дыханием, предварительно проветрить комнату.

     Занятия физкультурой не должны ограничиваться лишь утренней гимнастикой. Непродолжительные физические упражнения следует выполнять перед уроками, после возвращения из школы, в любое свободное время. Главное – найти такой вид спорта или комплекс упражнений, который доставлял бы удовольствие.

     Повышение двигательной активности лучше сочетать с закаливанием. При этом нужно помнить следующие правила:

  1. Сначала нужно избавиться от «микробного гнезда» в организме (вылечить заболевание, например, простуду или больной зуб).
  2. Закаливание должно быть постепенным.
  3. Закаливаться нужно систе6матически, не пропуская ни одного дня.
  4. Нужно учитывать индивидуальные особенности организма, ведь разные люди по-разному реагируют на низкие температуры.
  5. Самое важное! Не забудьте проконсультироваться с врачом.

Учитель: Спасибо экспертам. Ну а сейчас мы проверим, всё ли вы знаете о здоровье.

Конкурс «Что ты знаешь о здоровье?» - викторина.

Команды по очереди отвечают на вопросы. На обсуждение даётся 30 сек. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для викторины:

  1. Курение вызывает рак ряда органов, но какой орган человеческого организма страдает больше всего? (лёгкие)
  2. На какой орган алкоголь оказывает самое сильное разрушающее действие? (печень)
  3. В каком возрасте можно начинать закаливание? (с рождения)
  4. Назовите болезни «грязных рук». (желудочно-кишечные заболевания, дизентерия, желтуха, туберкулёз)
  5. Почему нельзя грызть ногти? (под ногтями могут находиться возбудители различных заболеваний, яйца гельминтов)
  6. В какое время года лучше начинать закаливание? (летом)
  7. Почему, поиграв с животными, нужно вымыть руки, даже не дожидаясь еды? (микробы через микротравмы на руках могут проникнуть внутрь организма)
  8. Весной повышается утомляемость, вялость, раздражительность. Почему? (авитаминоз)
  9. Стоит ли в жару много пить? (нет. С потом из организма выводится соль. Чем больше пьёшь, тем больше потеешь и теряешь соли)
  10. Сколько часов в сутки должен спать человек? (взрослый – 8ч, подросток – 9-10ч, ребёнок – 10-12ч)
  11.  Назовите средства   закаливания.(солнце, воздух, вода)
  12.  Почему нельзя сразу после занятий физкультурой пить холодную воду? ( резкое охлаждение на фоне общего разогревания может вызвать ангину, катар верхних дыхательных путей)  

Выступление экспертов «Рациональное питание»

        «Ешьте на здоровье!» А задумывались ли мы над этими словами? Они стали для нас привычными и потеряли свой первоначальный, глубокий смысл. Еда должна быть здоровой! Человек есть то, что оно ест. Здоровье всего тела куётся в кузнице нашего желудка. Так говорил великий Сервантес.

        Наше питание должно быть рациональным. Рациональное питание – это правильно организованное и своевременное снабжение организма пищей, содержащей все питательные вещества, необходимые организму для его роста, развития и функционирования, это определённый режим питания, т.е. распределение приёма пищи в течении дня.

       «Питание должно быть по составу разнообразным и полноценным, по количеству – умеренным, по калорийности – соответствовать энергетическим затратам человека,» - говорят нам врачи. Сбалансированное питание должно включать продукты растительного и животного происхождения, содержащие белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы.

       Наиболее благоприятный режим питания – 3-4 раза в сутки. Очень важно для здоровья принимать пищу в одно и тоже время, за опрятным, красиво накрытым столом. Есть нужно не торопясь, тщательно пережёвывая пищу. И помните, мы не для того живём, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить (Сократ).

Учитель: А вы правильно питаетесь? В следующем конкурсе мы проверим ваши знания о вкусной и здоровой пище.

Конкурс «Я есть то, что я ем»

Командам выдаются карточки с названиями продуктов питания, например, гречневая каша, молоко, шоколад, хлеб и т.д. Из предложенных продуктов необходимо составить свой суточный рацион питания – подобрать продукты на завтрак, обед и ужин. На обсуждение – 3 мин. по окончании команды аргументируют свой выбор. Максимальная оценка – 3 балла.

Учитель: Устали? Давайте сделаем небольшую динамическую паузу. Помните, движение – кладовая жизни.

Эксперты проводят физкультминутку.

Физкультминутка. Один из экспертов рассказывает считалку, другой показывает движения.

Мы немножко отдохнём:

Встанем, глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд,

А потом – наоборот.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Выступление экспертов «Биоритмы и здоровье человека»

    В природе постоянно происходят какие – либо изменения: день сменяется ночью, на смену зиме приходит весна и т.д. Все эти изменения влияют и на наш организм.

     Оказывается от 40 до 50 физиологических процессов у нас подвергаются суточным колебаниям. Меняется сердечная деятельность, деятельность почек, желёз внутренней секреции. Около часа дня и девяти вечера падает работоспособность сердечной мышцы. Знаете когда вы бываете самыми слабыми? От 2-х часов ночи до 5-ти часов утра, затем с 12 до 2 часов дня. Наиболее сильными тоже дважды: с 8-ми утра до 12 дня и с 2-х дня до 5-ти. Между 2 и 4 часами ночи у человека понижается память, увеличивается число ошибок при решении математических задач.

     Говорят: «Утро вечера мудренее», однако это не всегда так. Есть определённые часы суток, когда лучше всего принимать решения, браться за какие-либо серьёзные дела.  Это 11 утра, 5 и 10 часов вечера.

      Кто из взрослых и детей не знает, что режим дня крайне важен для сохранения и укрепления здоровья? А кто из взрослых и детей соблюдает его? Прямо надо сказать – немногие. Слово «режим» пришло к нам из французского языка и обозначает «система правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели». В данном случае – сохранить и укрепить здоровье. Нередко приходится слышать от школьников и взрослых, что времени ни на что не хватает. Действительно, интересного вокруг масса, многим хочется заняться, при этом не должна страдать учёба. Режим означает чёткую, спланированную организацию дня. Придерживаясь режима, можно успеть за 7-8 часов сделать больше, чем при беспорядочной, бессистемной работе даже за 12-14 часов.

       При составлении режима дня три дела всегда без исключения должны оставаться постоянными. Это время сна, пробуждения и приёма пищи. Ложиться спать, пробуждаться и питаться в определённое время – значит настроить организм на чёткий ритм здоровья. А садиться делать уроки в одно и тоже время – настроить себя на работу в заданном режиме. При этом нужно помнить, что каждый человек уникален, есть «жаворонки» и «совы», и что одному хорошо, другому абсолютно не подходит.

Учитель: А вы соблюдаете режим дня? Проверим. Объявляется следующий конкурс.

Конкурс «Мой режим дня»

Команды получают карточки двух видов: 1) время (7:00, 8:00 и т.д.), 2) режимные мероприятия (сон, пробуждение, завтрак и т.д.). Нужно найти соответствие между карточками двух видов. На обсуждение – 3 мин. Максимальная оценка – 3 балла.

Выступление экспертов «Вредные привычки: курение»

    Табак – средне действующий наркотик. Гораздо легче привыкнуть к курению, чем отвыкнуть от него. Табак известен человечеству с древнейших времён, но использовался он для религиозных ритуалов. Европейцев курить табак научили индейцы, которые дымом табака отпугивали москитов. О вреде табака стало известно намного позже.

    Составные части дыма  всасываются в кровь и через 2-3 мин. достигают клеток головного мозга. Ненадолго эти вещества повышают активность клеток головного мозга, это состояние воспринимается курильщиком как свежий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако это состояние скоро проходит, человек тянется за новой сигаретой. Постепенно никотин встраивается в обмен веществ, и человеку его постоянно не хватает. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебаниях артериального давления, болях в области сердца, желудка, могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность.

     В мире систематически курит 60% мужчин и 20% женщин. Большинство подростков начинает курить под влиянием товарищей и компании (27%), из любопытства (40%), в подражании взрослым (17%). Установлено, что 80% закуривших детей не бросает этой привычки, а если подросток выкурил 2 сигареты, то в 70% случаев он будет курить систематически.

     В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-900 С.  При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется 6 тыс. веществ, из которых 120 ядовиты. Основным токсичным веществом является никотин. Внутривенно достаточно ввести никотин из одной сигареты, ч.б. вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает приблизительно 1кг никотина. Выкурив пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. За 20 лет курения в лёгких накапливается до 6кг сажи.

     Курильщики значительно подрывают себе здоровье. Каждая сигарета сокращает  жизнь на 8-15мин. У курильщиков в 2-3 раза чаще бывают сердечно-сосудистые заболевания, в 15-30 раз чаще – рак лёгких, в 13 – стенокардия, в 12 – инфаркт, в 10 – язва желудка. Курильщики чаще страдают ОРЗ, бронхитами, астмами. При этом не следует забывать о вреде «пассивного» курения.

    Дети более подвержены действию ядов табака. Известен случай, когда девочку положили спать в комнате, где сушились листья табака, через несколько часов девочка умерла.

Учитель: Курить или не курить – это личное дело каждого, однако, если вам вдруг захочется сделать пару затяжек (так, ради интереса), вспомните о вашем здоровье, здоровье окружающих и здоровье ваших будущих детей. А теперь заключительный конкурс.

Конкурс «Домашнее задание»

Команды показывают свои рекламные ролики на тему «Здоровый образ жизни». Максимальная оценка – 4 балла. Критерии оценки:

  1. оригинальность
  2. полнота раскрытия темы
  3. коллективное участие
  4. чёткость исполнения.

Подведение итогов жюри экспертов.

Заключительное слово учителя

Тема здоровья неисчерпаема. Сегодня мы коснулись лишь одного аспекта - здорового образа жизни. Я думаю, что сегодня нет проигравших, ведь все мы стали немного богаче. Наше богатство – наши знания, которые помогут нам в деле сохранения и укрепления нашего здоровья. Помните: ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как здоровье.

                                       

  Литература

  1. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии. Человек. Москва «Новый учебник» 2003
  2. Балабанова В.В. Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград «Учитель» 2001
  3. Шевченко С.В. и др. Классные часы. Волгоград «Учитель» 2002
  4. Бочкарёва Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга 1996
  5. Куприянов В.В. Шульц Ю.Ф. Мудрость здоровой жизни. Москва «Медицина» 1986
  6. Змановский Ю.Ф. Лукоянов Ю.Е. С аттестатом здоровья. Москва «Педагогика» 1981
  7. Пекелис В.Д. Как найти себя. Москва «Детская литература» 1985
  8. Рувинский Л.И. Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. Москва «Просвещение» 1988
  9. Анастасова Л.П. и др. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. Москва «Вентана – Граф» 2004  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу: "Здоровым быть здорово"

презентация к классному часу: "Здоровым быть здорово"...

Классный час - Здоровый ребёнок в здоровой семье

Классный час содержит конспект, презентации на тему здорового питания и закаливания....

классный час "Здоровый ребёнок в здоровой семье"

классный час с презентацией по здоровому образу жизни для учащихся 5-7 класса...

Классный час "Здоровый дух- в здоровом теле".

Выступление о пользе занятий физической культуры и спорта на городском семинаре для учащихся 7-11-х классов....

Классный час "Здоровые дети - в здоровой семье" (02.09.2013)

Цели:сохранение семейных традиций как основы российского общества и государства;пропаганда здорового образа жизни учащихся, семейных ценностей;сохранение и приумножение здоровья ...

Классный час "Здоровые дети - в здоровой семье"

Данная тема важна и актуальна всегда....

Классный час «Здоровые дети в здоровой семье».

Классный час «Здоровые дети в здоровой семье» для учащихся 9 класса...