Умей чувствовать рядом с собой человека
классный час (8 класс) по теме

Митрофанова Татьяна Владимировна

Внеклассное мероприятие, спрособствующее духовно-нравственному развитию подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umey_chuvstvovat_ryadom_s_soboy_cheloveka.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Умей чувствовать рядом с собой человека»  

Подготовил: учитель русского языка

и литературы

Митрофанова Т.В.

Тема: «Умей чувствовать рядом с собой человека»

Есть одно качество, свойственное,

 пожалуй,  только одному человеку.

Это умение чувствовать то же,

 что и другой, участвовать в чувствах

 других людей – сочувствовать.

Л.Очаковская

Самое важное человеческое качество – добро.

Добро и свет. Добро – ведущее в человеке.

 Доброта созидательна.

М.С.Сарьян

1. Начнем урок с зарядки: выразить свое отношение к следующим мыслям:

А) Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.

Сенека – римский философ, политический деятель, писатель.

Б) Надо, чтобы люди были счастливы. Причинить человеку боль, серьезную неприятность или даже настоящее горе – дело нехитрое, а  вот дать ему счастье гораздо труднее.

А.М.Горький.

В) Тот самый человек пустой,

Кто весь наполнен сам собой.

М.Ю.Лермонтов

По зарядке вы,  наверное, поняли, о чем пойдет речь на уроке и о ком.

Да, о человеке, об отношении человека к человеку, об умении слышать другого, о желании помочь, кто в этом нуждается, о причинах конфликта (столкновение, разногласие серьезное, спор) в семье, с  друзьями.

Вступить в конфликт, конфликтовать, конфликтная комиссия (по разбору конфликтов).

2. Словарная работа.

Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор.

Отношение к людям: доброжелательный, приветливый, отзывчивый, терпеливый, равнодушный, завистливый, снисходительный ( не строгий, не взыскательный, не высокомерный).

3. Тему нашего урока назовем так: «Умей чувствовать рядом с собой человека».

А начнем урок вот с такого вопроса: - Какие былины вы знаете?

(«Илья Муромец и Соловей -разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и др.).

Вы знаете, что об Илье Муромце есть много  вариантов былины. Так вот, в  одном из вариантов былины об этом богатыре рассказывается, как Илья Муромец, будучи старшим по заставе, очень долго размышлял о том, кого из богатырей послать навстречу нахвальщику  (врагу).

Один из них, Святогор, не подходил потому, что был «роду сонливого», мог «за невид» потерять буйну голову.

Другой из-за того, что был «роду торопливого», а старый друг Ильи Алеша Попович был «роду хвастливого» и мог погибнуть без пользы.

И, наконец, Илья останавливается в своем выборе на Добрыне: был он «рода вежлива», «умел с молодцем съехаться – разъехаться и ему честь воздать».

Мы видим, что здесь во внимание взяты не молодость, не сила, не мужество, ни достоинство, не честь и совесть. Все они обладали этими высокими качествами, а другое нравственное качество – умение подойти к человеку, понять его, «съехаться – разъехаться и честь воздать»…

  « К этим вечным ценностям я отношу и доброту, которую можно считать в какой-то мере своего рода прародительницей вышеперечисленным качеств.

Потому что только человек добрый, т.е. расположенный к людям, его окружающим, проникнутый участием и готовностью всегда, при всех порой неимоверно трудных обстоятельствах прийти своему ближайшему другу на помощь, сможет совершить мужественный поступок, сумеет по-настоящему полюбить, будет верным другу, своей земле, Родине…»

Сергей Баруздин

Статья называется «И тогда не будет чужих»

В одном из номеров «Комсомольской правды» есть слова: «Есть одно качество, свойственное, пожалуй, только человеку. Это умение чувствовать то же, что и другой, участвовать в чувствах других людей - сочувствовать» Л.Очаковская.

Вот, пожалуй, главное, стержневое слово в теме нашего урока, в нашем разговоре.

Сочувствовать – относиться к кому-либо сочувственно.

Сочувствие – 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

                         2. Одобрительное благожелательное отношение.

Сочувствовать чужому горю. Наше предложение вызвало общее сочувствие.

4. Предлагаю следующие ситуации:

А) Когда старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под молока, он согласился, но заявил, что за это одну бутылку возьмет себе.

Б) Ученик хорошо и активно работал на уроке, но учитель почему-то не поставил ему никакой отметки. Это вызвало у ученика возмущение:

-Что же это я, даром трудился, что ли?  

Если он во время сбора макулатуры принес бумаги больше, чем другие, а его не отметили, он заявляет:

- Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получаешь? Ничего.

В) Школьник возвращался из школы. Увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги.  Помог донести, хотя ему  было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке улиц старичка, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял его за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старичок собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

- Подумайте над этими фактами и скажите, по каким мотивам (причинам) совершалось доброе дело в каждом отдельном случае.

-Какое удовлетворение от совершенного хорошего поступка испытал каждый ученик в отдельности?

-Как вы думаете, смогут ли эти мальчики бескорыстно совершить  добро?

Бескорыстно – объясните значение этого слова.

- Говорят, вернее, народная пословица гласит: «за добро добром и платят».

Ну, а если не заплатил? Тогда как?

Если человек сделал добро не за плату, а просто, ради добра – честь и хвала этому человеку.

Есть хорошие слова, их сказала Татьяна Николаевна Тесс, современная  советская писательница:

«Ученые создали приборы, которые записывают кривую биения сердца. Но нет прибора, который заранее бы предупредил нас: - Осторожно, у этого человека сердца нет. Есть только сердечная мышца».

- Как вы понимаете эти слова?

- Скажите, часто ли бывают у вас в семье конфликты из-за вас?

- Вы являетесь причиной конфликта?

-Что, по вашему мнению, является причиной конфликта? В семье? В школе?

При ответе используйте слова, которые мы записали на уроке и которые вы выписали из толкового словаря.

Надо вписать оттенки слова «добрый».

Добрый: 1. Делающий добро другим, отзывчивый

                 2. Несущий благо, добро, благополучие

                3. Хороший, нравственный

                4. Дружески близкий, милый

               6. Честный

- Итак, что значит быть добрым?  (Читаю из статьи «Исповедь на заданную тему» - последнее письмо).

Я считаю, что это значит: делать людям что-то нужное. Быть им полезным. А таким стать может лишь человек сильный, твердо стоящий на ногах, знающий и умеющий.  Какой толк в моей Поэтому надо прежде всего быть злым к себе, уметь заставлять себя делать нужное, не давать себе поблажек. Чтобы быть по-настоящему добрым к людям, надо сначала быть жестким и злым к себе.

Письмо. Что значит быть добрым?

-Согласны ли?

(Читаю два письма из газеты «Комсомольская правда» под рубрикой «Добрый ли ты человек?»)

Письмо 1.

Добрый ли я человек? Не знаю. Смотря к кому. Мне четырнадцать лет, возраст, в котором мы приносим немало зла. Да, да, зла, потому что нам нужно «размяться». А где взять «грушу»? Выбирается слабый одноклассник. Все просто и ясно – его затюкают…

Я лично этого не делаю, а вымещаю  свое мускульное энергию по понедельникам на боксе…

Но ведь добрый человек это не только тот, кто не трогает слабого, но и тот, кто его защитит, это я делаю редко.  Почему?  Неохота самому быть «грушей», хотя иногда приходится.

Доброта наша проявляется еще и по отношению к родителям. Мать теряет много нервных клеток, пока мы вырастаем (мой отец их почти не тратит). Моя мама потеряла их  очень много в прошлые годы, я дурил: курил, выпивал. Но в этот год завязал, никто не может заставить меня закурить или выпить, я не могу видеть ее слезы.

Есть еще один вид доброты – к друзьям. У меня много их, хотя человек я трудный. Я вырос в поселке на окраине Ангарска. Там у меня живут дед с бабкой, я жил у них, конечно, старики меня баловали, была у меня там и воля, и доля. Ребятки в поселке есть, как говорится, «трудные», «шарахался» я с ними, но в это лето я не пил, не курил, и вот эти ребята обозлились: «паинькой стал».   Они на меня на одного ввосьмером. Они хорошо бы меня отделали, но я среди них вырос, знал, как убежать.

Есть у меня в квартале друг, тезка, кстати, мы дружим с ним десять лет, правда, с перерывами, но от этих разлук дружба крепче.

Решили мы их отделать поодиночке. Поймали двоих, а рука-то не поднимается: вместе же выросли. Так и отпустили, не отведя душу, а они бы не отпустили. Нет, мы не трусили, оба не робкого десятка. Но доброта все это или нет?

Евгений, г.Ангарск

Письмо 2.

В школе у нас быть добрым легко – дал списать, и ты добрый, а не дал – тебя в злые записали и даже во вредные. Неужели считать добротой то, что, когда одноклассники просят6 «Подними на математике руку, чтобы нас не спросили», я поднимаю. Нет, наверное, это не доброта. Но я злой себя не считаю.

Ольга П.,г.Казань

- Как вы считаете? Встречались в вашей жизни подобные ситуации?

И еще одна статья (Общий заголовок «Записки сельского учителя» -  статья «Красивая девочка»):

Мои ученики шли веселой стайкой, то сбиваясь в клубок, то рассеиваясь веером вдоль улицы. Мальчишки, как всегда, немножко задирали девчонок, и те грозились, правда, не очень страшно, ударить их портфелем. И все это сопровождалось криками, шутками. Знакомая картина: дети возвращались из школы.

Лишь одна девочка не участвовала в этом развлечении. Красивая, ухоженная, она шла с независимым видом, не обращая на них никакого внимания. Ее не трогали. Очевидно, знали – ее трогать нельзя.  Других, можно, они беззлобно покричат, побегают с поднятым над головой портфелем и тут же забудут. А эта кричать не станет. Только взглянет – и тебе уже не по себе.

Но убегаю от очередного занесенного над головой портфеля, Гошка нечаянно толкнул девочку локтем. Она резко остановилась, в  глазах – гнев и презрение.

- Ну, ты, - тихо и медленно сказала она, - чего пристаешь? У тебя мать чахнет и скоро совсем умрет, я знаю… Она хорошо рассчитала свой удар, эта красивая, аккуратная девочка. Ранила в самое больное место: мать у Гоши действительно часто и подолгу болела, это было несчастьем их семьи.

Только что бойкий, веселый паренек на моих глазах в мгновение сник и поплелся как старичок…

Дети ушли, а я долго еще переживал и обдумывал происшедшее. Откуда, думал я, столько жестокости в сердце этой девочки? Откуда столько неприязни к своим одноклассникам? А ведь в школе девочка на хорошем счету. Всегда опрятная, вежливая, домашние задания выполнены, учебники и тетрадки в образцовом порядке.

В.Залипаев, учитель, Ивановская область.

Обсуждаем.

Читаю стихи  С.Островского  «В жизни по-разному можно жить…»,  Юлиана Тувима  «Что я ненавижу, и что я люблю…».

Я ненавижу ложь

В любом одеянии,

А больше всего – в роскошном,пышном,

Самодовольную тупость,

Даже если носит она

В золотой оправе очки,

Суматошливость, вздорность, крикливость,

Себялюбие, зависть,

Прикрытые громкою фразой,

Целки – глаза,

Отвратительным жиром заплывшие,

Уши с пробками ваты

От ветра и мук человеческих,

Предательство, подлость

С глазами блудливыми,

Фарисейство и лицемерье

В обличьи моральности строгой –

Я ненавижу!

Вещи люблю я простые и чистые:

Сердце, открытое дружбе,

Ум уважительный к людям,

Труд, радость миру несущий,

Пожатие  мозолистых рук,

Синий рассвет над зеркальными водами,

Шум дубравы зеленый и шум золотой,

Соловьиные песни и песни людей,

Скромный шиповник и гордую розу,

Мужество, верность,

Народ и народы –

Я люблю!

- Сколько и каких добрых дел на вашем счету (личном) и на счету вашего класса?

Конечно, если хотите быть полезными людьми, то точку приложения найти нетрудно.

Только не надо пустословия, делом докажите, а не словом, кто ты и чего ты стоишь.

Добрый человек не обманет,  не украдет, не сподличает, не предаст.

На производстве он не схалтурит. В жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребенка, не обидит старого и слабого, и не унизит себя лицемерием и лестью.

Обращаясь к нам, к вам, молодому поколению, заслуженная артистка Алла Демидова рассказывает:

«В одном из спектаклей нашего театра я играю старую русскую женщину, прожившую долгую и нелегкую жизнь. Трудности не ожесточили ее сердце. Она любит людей, несет им добро. В финале спектакля, обращаясь в зал, моя героиня говорит: «А у вас все хиханьки да хаханьки. Нынче-то слово не сдержал, завтра дело не сделал…  Потом-то в суете забудешь, что человеком на свет рожден…»  Мы  чаще должны заглядывать в самих себя, не кивая при конфликтных ситуациях на «объективные причины» и на несовершенство окружающих людей.  Всем нам надо заботиться о самом важном, о самом главном – чтобы человек всегда оставался человеком».

Поэтому не обижайте людей ни делом, ни словом, ни намеком, ни пренебрежением.

Прежде чем возражать кому-то, выслушайте, постарайтесь понять чужой взгляд на вещи.

И будьте терпеливы, сталкивались с людьми в повседневном общении, сохраняйте независимость – и во взглядах, и в поведении – и не забывайте при этом: истинная независимость вовсе не исключает снисходительности.

- Что это значит?

«Будьте всегда обязательно тверды и неуступчивы в делах принципиальных и проявляйте известную уступчивость, когда дело идет о людских слабостях, ошибках – ведь все мы более или менее грешны». А.Маркуша

Домашнее задание:

Ответьте на вопросы:

  1. Есть ли у вас друг (подруга)? (Можно ли ваши отношения назвать дружескими).
  2. Правы ли те, которые говорят: «У нас много друзей»?
  3. Почему говорят: «До дружбы надо дорасти»?
  4. Какие вы читали художественные произведения, в которых рассказывается о дружбе?
  5. Допишите неоконченные предложения:

Друг – это…

Истинным другом может быть только тот, …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умейте властвовать собой" Подготовка к сочинению - рассуждению о самоуправлении личности.

Класс – 10-ый (общеобразовательный). Тип урока – сообщение новых сведений. Тема по развитию речи – подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую  тему о себе. Тема коммуникативная – к...

Чувство взрослости у молодого человека в подростковом возрасте

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равнопр...

Классный час в 7 классе «Чувствовать рядом с собой человека» Разговор о толерантности.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Возникшая нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации попа...

Классный час "Видеть рядом с собой человека"

Классный час по воспитанию толерантности 5-6 класс...

Акция"Рядом живет пожилой человек"

Акция"Рядом живет пожилой человек"...