Классный час в начальной школе на тему: «Вежливость ничего не стоит, но много приносит»
классный час по теме

Ахмедова Зоя Рамисовна

Классный час в начальной школе на тему:

«Вежливость ничего не стоит, но много приносит»

Предмет: классный час

Возрастная группа: начальные  классы

Тема: Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Проблема: Зачем быть вежливым?

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о вежливости в различных жизненных ситуациях и умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.

Задачи: 

·                   формировать у детей нравственное представление о “вежливости”;

·                   воспитывать уважение к окружающим – взрослым и сверстникам;

·                   развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность;

·                   расширять запас «вежливых слов».

 

Метод: беседа с применением элементов дискуссии и игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost_na_konkurs.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в начальной школе на тему:

«Вежливость ничего не стоит, но много приносит»

Предмет: классный час

Возрастная группа: начальные  классы

Тема: Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Проблема: Зачем быть вежливым?

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о вежливости в различных жизненных ситуациях и умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.

Задачи : 

  • формировать у детей нравственное представление о “вежливости”;
  • воспитывать уважение к окружающим – взрослым и сверстникам;
  • развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность;
  • расширять запас «вежливых слов».

Метод: беседа с применением элементов дискуссии и игры

Подготовительный этап: подобрать пословицы о вежливости 

Ход урока

        Здравствуйте, садитесь.

Если вы выполните задание, вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке.

Задание:                                        

Найдите среди этих слов лишнее:

СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ЗДРАВСТВУЙТЕ,  ПРОХОДИТЕ, ИЗВИНИТЕ.
Объясните, почему оно лишнее.

Правильно,  это добрые, вежливые слова и сегодня мы будем говорить о вежливости и поймем, почему говорят: « Вежливость ничего не стоит, но много приносит».

Подумайте, что нужно сделать, чтобы и это слово стало добрым.

Как вы думаете, слова эти простые или особые?

   Эти особые слова называют ещё и волшебными. Я расскажу вам одну историю, и вы поймёте, почему эти слова называют волшебными.   

    Жила на свете  девочка Маша, она постоянно забывала о существовании этих слов. Поэтому её считали некультурной, невежливой девочкой и это её очень обижало. Давайте поможем стать Маше вспомнить волшебные слова и стать вежливым человеком.                                                                                                                                                                                                                                                 Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

Подумайте, какое слово потеряла Маша?  

Приходилось ли вам терять такие слова?

А что значит – спасибо?

Как вы думаете, кому и за что говорят  спасибо?

Спасибо маме за заботу

И папе за его работу,

Сестре и брату за компанию

И бабушке за понимание,

Спасибо всем учителям,

И воспитателям и няням,

Спасибо, что гордятся нами

И добрым учат нас делам. 

И слово «пожалуйста» порой забывала сказать Маша, а ведь это слово очень важное, правда ребята?

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его: «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится.

У того, кто с ним в ладу,

Всё на свете сбудется.

Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо - слова:

Доброе утро.

Добрый день.

До свидания.

Здравствуйте.

Пожалуйста.

Приятного аппетита.

Простите.

Спасибо.

В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, зачитайте их.

Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).

Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.

Извините – попросить прощение.

Спасибо – Выражение благодарности.

До свидания – приветствие при прощании.

Я другу говорю:

                     «Привет!»

А он в ответ:

                   «Здорово!»

Тут ничего плохого нет,

Подходят оба слова.

                              Старшему,

              если встречаемся с ним

Первыми «Здравствуйте!»

                мы говорим.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - «Доброе утро»

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

    Hе только детям, но и очень многим взрослым  хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже вовсе незнакомые люди  всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы  любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний.  Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. 

ВЕЖЛИВОСТЬ – это доброе поведение, почтительность.


Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Запомни!

Добрые слова помогают устанавливать хорошие отношения с людьми.

  Произносить их надо спокойным голосом, доброжелательно глядя на того, кому их говоришь.

  Вежливый человек не только вежливо говорит, но и ведёт себя вежливо.

Физкультминутка

 Становимся  в круг. Кидаем друг другу мяч, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.


Игра: «Доскажи словечко».

Вечером, спать ты хочешь очень.

Всем скажи: …..(спокойной ночи).

Ярко солнышко встало опять –  

…..(доброе утро!) должны вы сказать.

Пора за стол. Всё для еды накрыто

Желаем всем…( приятного аппетита!)

Мы поведением своим

Другим пример покажем:

Сначала вкусно поедим,

Потом… (спасибо!) скажем.

Гость решил  домой пойти,

Скажем… (доброго пути!)

Ты чихнул?

Без лишних слов

Мы желаем:… (будь здоров!)

Волшебники – гномы немало для нас

Чудесного сделать могли бы,

Но больше чудес совершает в сто раз

Волшебное слово…! (спасибо!)

Задание

1)  Подберите  вторую часть пословицы.  

  1.  Добро творить –                                камень растопит
  2. Ласковое слово лучше                       слово калечит
  3. Добрые слова                                      себя веселить
  4. Слово лечит и                                     дороже богатства
  5. Ласковое слово и                                но много приносит
  6. Вежливость ничего не стоит,               мягкого пирога

(Добро творить - себя веселить)

(Ласковое слово лучше мягкого пирога)

(Добрые слова дороже богатства)

(Слово лечит и слово калечит)

(Ласковое слово и камень растопит)

(Вежливость ничего не стоит, но много приносит)

2) Объясните, как вы понимаете  смысл  пословиц.

Загадки:  

Очень в школу я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

С Марь Ивановной в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал... (приветствия)

 

Когда собрался уходить,

Ты должен вежлив быть.

Слова «пока» и «до свидания» —

То слова... (прощания)

 

Если буду я не прав,

То сразу, без сомнения,

Я попрошу прощения

Словами... (извинения)

 

Я «спасибо» говорю,

Значит, я... (благодарю)

 

Я здороваюсь со всеми,

«До свиданья» говорю,

Если нужно — извиненье,

Нужно — поблагодарю.

Знаю я, что не невежа

Я, напротив, очень... (вежлив)

Вот и подошло к концу наше занятие.

– Я думаю, что Маша хорошо усвоила волшебные слова. И смысл пословицы « Вежливость ничего не стоит, но много приносит» стал понятен.

Теперь давайте вместе составим  правила вежливости:

  1. Невежливо стоять спиной к собеседнику, жевать во время разговора, вертеть что-либо в руках или трогать собеседника руками.
  2.  Не надо кричать, чтобы тебя услышали, или плакать, чтобы на тебя обратили внимание.
  3. Невежливо громко говорить с собеседником в общественных местах и тихо говорить с человеком, который плохо слышит.
  4. Говорить добрые слова надо искренне, быть честным при этом.
  5. Невежливо молчать, если тебя о чём-то спрашивают. Вместо слов не надо всё время кивать головой.
  6. Обращение должно быть вежливым. Обращение  к человеку на ТЫ или ВЫ зависит от его возраста.
  7. Уважай собеседника.
  8. Слушай доброжелательно, проявляй сочувствие.
  9. Лучше промолчать, если нечего сказать.
  10.  Не говори плохо о других.
  11.  Перешёптываться, когда, кроме тебя и твоего собеседника, есть кто-нибудь ещё, некрасиво.
  12.  При разговоре думай, КОМУ говоришь, ЧТО говоришь, ГДЕ говоришь, ЗАЧЕМ говоришь, и КАКИЕ могут быть последствия.

Вывод:

Вежливым человеком не рождаются, а становятся. Чтобы стать вежливым человеком надо  уметь самим следить за собой, понимать то, как надо вести себя в разных ситуациях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечание, а стараться исправить плохое поведении. Ведь как говорил  И.Гёте :«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».                                                                                                                                                                   

                                                                                                   


.

Тест «Вежлив ли я?»

Вопрос

Я

Родные

1. Здороваешься ли ты при встрече со знакомыми?

2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед?

3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого-то, наступил кому-то на ногу?

5. Благодаришь ли ты, если тебе в чём-то помогли?

6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7. Поздравляешь ли маму, родных, друзей  с днем рождения?

8. Когда ты ложишься спать, говоришь ли своим близким: «Спокойной ночи»?

- Чтобы результаты оказались более правдивыми и полными, на эти же вопросы попросите ответить и своих родителей. Отвечать нужно: «да», «нет», «иногда». Результаты теста мы обработаем с вами завтра.

Ключ к тесту:

12-16 очков -  С тобой все в порядке. Ты  вежливый человек. Так держать!

8-11 очков – Ты не всегда вежлив. Будь внимательнее.

< 8 очков – Тебе еще надо учиться вежливости. Не жалей на это сил и  времени!

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в начальной школе "Путешествие в страну Здоровячков"

Классный час для учеников начальной школы VIII вида, о правильном питании....

Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"

Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение  целесообразно в рамках Недели права.  С помощью такого мероприятия мы можем повысить правов...

Птицы Приморского края, классный час для начальной школы

Знакомство детей с птицами: японский журавль, утка мандаринка, грач, кукушка....

Птицы Приморского края, классный час для начальной школы

Знакомство детей с птицами: японский журавль, утка мандаринка, грач, кукушка....

Проведение классного часа в начальной школе, посвященного Дню защитника Отечества

«НАУЧИТЬ ПАТРИОТИЗМУ МОЖНО, НО ЕГО НУЖНО ДОЛГО И ТЕРПЕЛИВО ВЗРАЩИВАТЬ И ПРИВИВАТЬ»     Патриотизм, как любовь к Родине, воспитывается в процессе изучения родной истории. В Сясьстро...

Классный час в начальной школе, посвященный 700-летию Сергия Радонежского

Материал для классного часа составлен автором в стихотворной форме, поэтому воспринимается детьми 1-6 класс легко. Конкурсы и задания разнообразят классный час. материал можно использовать на уроках и...

Конспект классного часа для начальной школы

Конспект классного часа для начальной школы "Урок дружбы"...