Возрастные особенности шестиклассника
методическая разработка (6 класс) по теме

Хорошухина, Виолетта, Генриховна

разработка родительского собрания для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodt._sobranie_no1-_razrabotka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №1

 6 « В» класс

10 сентября 2013

Возрастные особенности шестиклассника

Цель: формирование правильной реакции родителей в связи с возрастными особенностями детей.

Задачи:

-ознакомить с физиологическими собенностями возрастной группы

- мотивировать развитие доверительных отношений родитель- ребенок

- продолжить сотрудничество классного руководителя с родителями

Переход из начальной в среднюю школу несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности, но и сдвиги в психическом и социальном развитии.

Особое значение приобретают периоды, связанные с переходом ребенка в новые для него структурно-пространственные условия (это переход из учреждений дошкольного образования в школу, из классов первой ступени во вторую, из классов основной средней школы в старшую среднюю школу, из школы в институт, производственную сферу). Это сложные периоды в жизни развивающегося человека, характеризующиеся отсутствием социального опыта в новых условиях. Недооценка важности этой проблемы может привести к замедлению процесса развития ребенка, возникновению «комплексов неполноценности», различным видам фобий, девиантному поведению.По этому проблема преемственности в работе школы имеет особое значение. Современный анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на предыдущей ступени развития сохраняется ее самоценность и формируются личностные качества, служащие основой на новой ступени развития. В то же время новая ступень не начинает работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка и развивает накопленный потенциал.

Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу обучения на новой ступени развития: физическая, личностная, интеллектуальная.

В младшем подростковом возрасте резко возрастает значение коллектива, его мнения, отношений с товарищами, оценки поступков и действий. Младший подросток стремится завоевать авторитет в глазах сверстников, занять достойное место в коллективе. У младших подростков заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим их людям и самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках. Однако дети еще не могут достаточно полно проанализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности.

Особенности работы классного руководителя с младшими подростками 11-12 лет (5-6 класс) заключаются в следующем:

1. Классному руководителю важно обеспечить на этом этапе атмосферу защищенности, поддержки и заботы тем, кто испытывает чувство неуверенности (ведение ежедневной проверки состояния здоровья, настроения – стенд «мое настроение», создание условий для формирования законов внутренней жизни, где сами ребята принимают правила защиты слабых, «новеньких» и т.д.) Позиция «классной мамы» остается актуальной.

2. При переходе в среднее звено школы у ребят снижается уровень обученности и качество обучения. Это еще одна из основных сфер заботы классного руководителя, предусматривающая изучение личности подростка, его индивидуальных особенностей и проблем; беседы с учителями-предметниками о проблемах детей и особенностях взаимодействия с ними; привлечение учеников к организации урока; организацию помощи младшим школьникам в учебе, одноклассникам; проведение вечеров науки и техники, выпуск устного журнала «Хочу все знать», оформление стендов «Знаешь литы?», создание «Клуба любознательных», ведение «Экрана успеваемости» и т.п.

3. У младших подростков расширяются общественные интересы. Они любят мечтать о подвигах общественно значимых деяниях. И.П. Иванов писал, что для этого возраста очень важна потребность в «ярком определении», выделиться в кругу сверстников.

4. Трудовая деятельность должна носить эмоциональный, яркий характер. Организация охраны зеленых насаждений, помощи птицам зимой, изготовление скворечников, организация трудовых бригад, самообслуживание (уборка классной комнаты, ведение стенда «Чистюля».

5. Для развития рефлексивных и аналитических способностей классный руководитель организует коллективный анализ проведенных дел, экскурсий, поездок, спектаклей. Это подготовит ребят к следующему возрастному этапу, связанному с процессом самоопределения и активного самопознания.

6. Для поддержания здоровья и физического развития ребят классный руководитель постоянно пропагандирует идеи здорового образа жизни, важности крепкого здоровья для совершения героических поступков, преодоления трудностей, рекомендует занятия с спортивных секциях, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.

Переход из начальной в среднюю школу несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности, но и сдвиги в психическом и социальном развитии.

Особое значение приобретают периоды, связанные с переходом ребенка в новые для него структурно-пространственные условия (это переход из учреждений дошкольного образования в школу, из классов первой ступени во вторую, из классов основной средней школы в старшую среднюю школу, из школы в институт, производственную сферу). Это сложные периоды в жизни развивающегося человека, характеризующиеся отсутствием социального опыта в новых условиях. Недооценка важности этой проблемы может привести к замедлению процесса развития ребенка, возникновению «комплексов неполноценности», различным видам фобий, девиантному поведению.

По этому проблема преемственности в работе школы имеет особое значение. Современный анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на предыдущей ступени развития сохраняется ее самоценность и формируются личностные качества, служащие основой на новой ступени развития. В то же время новая ступень не начинает работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка и развивает накопленный потенциал.

Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу обучения на новой ступени развития: физическая, личностная, интеллектуальная.

В младшем подростковом возрасте резко возрастает значение коллектива, его мнения, отношений с товарищами, оценки поступков и действий. Младший подросток стремится завоевать авторитет в глазах сверстников, занять достойное место в коллективе. У младших подростков заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим их людям и самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках. Однако дети еще не могут достаточно полно проанализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности.

Особенности работы с детьми 11-12 лет

11-12 лет - начало пубертатного периода. Возрастает концентрация половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Это время первой любви, которая имеет большое значение для становления здоровой сексуальности. Начало полового созревания у девочек характеризуется :  повышенной нервозностью, слезливостью, обостренным недовольством своей внешностью)

В 11 -12 лет подростки предпочитают проводить время в обществе сверстников своего пола, именно там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения.

Мальчики и девочки 11-12 лет, особенно лишенные попечения семьи, часто попадают в компанию более старших подростков . Именно эти дети зачастую становятся жертвами развратных действий членов компании. Необходимо всеми средствами развивать у детей навыки сексуального самосохранения.

Общегигиеническое направление

I. Развитие навыков личной гигиены и здорового образа жизни

1. Беседа о гигиене половых органов

2. Беседа с девочками о сущности менструального цикла, правила личной гигиены и использования индивидуальных гигиенических средств  в период менструации.

3. Беседа с мальчиками о сущности поллюций (подготовка к первым поллюциям).

4. Беседы по профилактике инфекционных заболеваний (в том числе-венерических, СПИДа, вызываемых различными паразитами).

5. Беседы о влиянии вредных привычек на растущий организм.

6. Ежедневные занятия утренней зарядкой.

7.3анятия   физическими   упражнениями, а затем прохладный душ - необходимое ежевечернее гигиеническое мероприятие для мальчиков-подростков.

8. Продолжение занятий ритмикой и пластикой.

II. Формирование анатомо-физиологических представлений о человеке:

1. Психологическая подготовка девочек к первой менструации.

2. Беседа с мальчиками об особенностях мальчиков- подростков, о способах профилактики юношеской гиперсексуальности  (спорт и прохладный душ перед сном как форма выхода из гиперсексуального состояния).

3. Беседы с девочками о воспалительных заболеваниях  женской половой системы, их причинах и последствиях.

4. Беседы о мастурбации в период полового созревания. Ранняя мастурбация, подражательная мастурбация и т.д.

5. Формирование навыков рефлексии своего физиологического состояния.

Историко-культурное направление

Формирование культурно-нравственных представлений о человеке:

1 .Чтение и обсуждение произведений классиков-прозаиков о любви.

2. Чтение и обсуждение поэтических произведений о любви.

3.Совместный просмотр и обсуждение кинофильмов о любви.

4.Беседы, поэтические вечера, посвященные любви как основному человеческому чувству.

5. Беседы об эротике и эротическом искусстве.

6. Беседы о порнографии и ее вреде для молодого человека.

7.Беседы с девочками о красоте, моде, вкусе и женской индивидуадьности (одежда, украшения, косметика и т.д.).  

8.Беседы с мальчиками о мужественности (соотношение мужественности и агрессивности).

Социально значимое направление

Практические и игровые занятия

1. Формирование группы воспитанников, которые должны будут оказывать помощь сверстникам в трудных ситуациях, связанных с интимными проблемами; тренинговые занятия с этой группой.

2.Установление контактов с младшими воспитанниками, участие в их играх,

формирование у старших ребят чувства ответвенности за малышей (лучше общаться с детьми из дошкольного детского дома).

3. Тренинг бесконфликтного общения.

В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущей деятельностью играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. У подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, осознание собственного поведения, умение оценивать возможности своего «Я». Главная ценность в этом возрасте- система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее. Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает свое самосознание, образ «Я».

 « Временами воспитание детей доставляет радость, а временами переходит в партизанскую войну»  Эд Аснер

 «В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становиться равнодушным к добру и красоте»  В.Сухомлинский

Восемь «нет!» для мамы с папой

Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь;

Не прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится;

Не  провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами;

Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть;

Не сдерживайте своих чувств – старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства,  выраженные потом или авансом, редко оказываются подлинными;

Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайте сами и непременно выслушивайте детей;

Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам;

Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.

Памятка для родителей по теме собрания.

1.Старайтесь, говорить со своим ребенком  открыто и откровенно на самые деликатные темы. 2.Опосайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4.Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5.Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7.В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности шестиклассников

Презентация для родительского собрания в шестом классе....

возрастные особенности шестиклассника

презентация на родительское собрание...

Возрастные особенности шестиклассников

В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы п...

Возрастные особенности шестиклассников

Шестиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов....

Возрастные особенности шестиклассников

Легко работать с детьми, когда знаешь их возрастные особенности. Материал будет полезен не только участникам образовательного процесса, но и родителям....

Родительский лекторий "Возрастные особенности шестиклассников - начало подросткового периода"

Данный материал раскрывает некоторые моменты возраста шестиклассника, как начала подросткового периода, и содержит советы для родителей...