Методическая разработка классного часа о вреде курения для учащихся 5 класса.
классный час (5 класс) по теме

Фадеева Мария Ивановна

классный час с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Методическая разработка

классного часа о вреде курения

для учащихся 5 класса.

Классный руководитель 5 класса

Фадеева Мария Ивановна.

город Муром 2012 год

        Классный час

для 5класса

«О вреде курения»

                                                             

     

                                                                         

                                                                         

Цель- профилактика курения детей – учащихся 5 класса.

    Задачи:

  • познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения;
  • сформировать отрицательное отношение к курению;
  • сформировать  установку на здоровый образ жизни;
  • сформировать у  детей  необходимые поведенческие приёмы, позволяющие отказаться от вредного курения.

Форма проведения – дискуссия с элементами игры.

    Оборудование:         мультимедийный проектор, компьютер,

                          доска, плакаты с пословицами по теме,               сердечки из красной бумаги,

лепестки из цветной бумаги.

Подготовка к мероприятию: проведение анкеты о курении с учащимися класса, обработка результатов анкетирования.

Примерные вопросы анкеты:

1. Пробовали ли вы курить?        

2. Ваше отношение к курящему на улице юноше

а) положительное; б) отрицательное; в) безразличное

3. Ваше отношение к курящей на улице девушке

а)положительное; б)отрицательное; в) безразличное

4.Люди курят для того, чтобы

а) считать себя взрослым;

б) за компанию;

в) ради интереса;  г) свой вариант ответа

5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:

а) ругают;

б) убеждают бросить;

в) безразличны.

План классного часа:        

1.Вступительное слово (5минут).

2. Информационный блок о вреде курения, в котором используется демонстрация мультимедийной презентации «От сигареты отведи свой взгляд», в рамках которой проводится экспресс-викторина (10минут).

3.Практическая работа в микрогруппах по теме классного часа (10минут).

4. Выступление медицинского работника (5минут).

5. Ролевая игра «Марионетки» (10минут).

 6.Рефлексия (5минут).

Ход мероприятия:                

1.Вступительное слово – анализ итогов предварительного анкетирования учащихся класса по вопросу отношения к курению.

2.Информационный блок.

Как вы думаете, ребята, много ли людей на земле курит? По подсчётам учёных, каждый третий человек на земле курит. Некурящих людей на земле гораздо больше, чем курильщиков.

  • Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.
  • Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдает от табака.
  • Курильщики в 10-30 раз чаще умирает от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка.
  • Для детей курение опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростка полпачки. Иногда дети умирали после 2-3 сигарет, выкуренных сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.
  • У курильщиков плохая память, слабое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат.
  • Даже внешне курильщики отличаются от некурящих, у них быстрее увядает кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
  • Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потратить на что-нибудь полезное. Учёные подсчитали, что каждый курильщик тратит в среднем по 2000 рублей в год на сигареты.
  • От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
  • Курение мешает работе, бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курильщиков.
  • Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
  • Курение – это немодно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы.

В России приняты законы против курения. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях, на транспорте.

3.Работа класса в четырёх группах за круглыми столами, у каждой из которых задача собрать из лепестков цветок, каждый лепесток подписать в соответствии с полученным заданием:

1 группа – Причины для того, чтобы  курить.

2 группа – Причины для того, чтобы никогда не курить.

3 группа – Позитивные последствия курения.

4 группа – Негативные последствия курения.

Группа прикрепляет столько лепестков, сколько подписано, причём у групп с (-) цвет лепестков чёрный, а у (+) – розовый. Каждой группе предоставляется слово.

4. Слово предоставляется приглашенному медицинскому работнику, который подводит итоги выполненного задания – розовые цветы имеют больше лепестков, значит имеют большую привлекательность, право на наше внимание, а чёрные – неказистые, у кого появилось желание взять такой цветок в руки? ( отрицательные ответы детей).

Курение – это вредная и опасная привычка, никотиновая зависимость, кто хоть раз взял чёрный цветок в руку, рискует попасть в зависимость.

Истинная причина курения - наркотическая зависимость. По словам учёных, половина курильщиков хочет бросить курить, но не может. Они попадают в зависимость от никотина.

5. Ролевая игра «Марионетки»

 

Цель: определить, что чувствует человек, когда им управляют, когда он не свободен, когда он попадает в зависимость.

Выбираются три участника. Тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять действиями и движениями куклы-марионетки (третьего участника). Цель кукловодов - перевести куклу с одного стула на другой, стулья находятся на расстоянии 1,5 метра друг от друга. При этом человек, который играет роль куклы, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. В роли куклы могут побывать и кукловоды. После завершения игры происходит 1-2 минутное обсуждение:

  1. Что вы чувствовали, когда были в роли куклы?
  2. Понравилось вам, комфортно ли вам было?
  3. Хотелось ли вам что-то сделать самому?

Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?

Психологи дают такие советы:

- Просто сказать нет без объяснения.

- Отказаться и объяснить причины отказа

- Отказаться и уйти.

- Не обращать внимания на предложения закурить.

- Постараться объединиться с тем, кто тоже не курит.

- Постараться избегать курящих компаний.

6.Рефлексия.

Выбор плакатов на доске.

 Плакаты: «Курение – забава для дураков!», «Безвредного табака не бывает», «Курить – здоровью вредить!»,  «Погаси, сигарету!».

Каждому участнику классного часа предлагается проголосовать за один из лозунгов на плакатах, прикрепить рядом сердечко-голос и прокомментировать свой выбор.

Список литературы:        

 1.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энцикло педия, 1986. С. 619.

2.Деларю В. В. Губительная сигарета. М.: Медицина, 1987.        

3.Жизнь растении. Т. 5(2). М.: Просвещение, 1981. С. 419.

4.Казьмин В. Д. Курение, мы и наше потомство. М.: Советская Россия, 1989.

5.Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. М: Просвеще ние, 1986. С.133-137.

6.Морозов Г. В., Стрельчук И. В. Курение как "фактор риска". М.: Знание, 1983.

7.Спасибо, не курю! М.: Молодая гвардия, 1990.        

8.Тарнавский Ю. Б. Курить - здоровью вредить. М.: Медицина. 1978.

9.Углов Ф. Г. Береги здоровье и честь смолоду. М.: Педагогика, 1988.

С. 40-53.

10.Ю.Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта+, 1994. С. 287.

11.Погодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М: Про

свещение, 1986.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Думаем о будущем сегодня! no smoking!

Слайд 3

Викторина 1. Родина табака. - Южная Африка; - Южная Америка; - Южный полюс. 2. Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил жителей с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли... - сигаро; - папирус; - самокруто. 3. Кто обнаружил в табаке никотин? - Жан Жак Руссо; - Жан Поль Бельмондо; - Жан Нико. 4. В какой стране табак в 16 веке был объявлен «забавой дьявола»? - Испания; - Италия; - Бразилия.

Слайд 4

5. Большие дозы никотина действуют подобно яду... - мышьяку; - кураре; -синильной кислоте. 6. Самый популярный способ употребления табака в США до 19 века. - курение; - нюхание; -жевание. 7. В 1934 году во французском городке Ницца компания молодежи устроила соревнование: кто выкурит больше папирос. Двое «Победителей» не смогли получить приз, так как скончались, выкурив по... - 40 папирос; - 60 папирос; - 80 папирос. 8. Кого называют «курильщиками поневоле»? - тех, кто находится в обществе курящих; - тех, которых заставляют курить принудительно; -тех, кто курит в тюрьме.

Слайд 5

История табака Табак (NICOTIANA) Табак родом из Америки. Растение получило название по имени провинции Табаго ( о. Гаити) Семейство Паслёновых

Слайд 6

О курении табака европейцам стало известно после открытия Америки Христофором Колумбом. Когда путешественники пристали к одному из островов, то их встретили туземцы, державшие тоненькие свитки из высушенных листьев (сигаро) во рту и пускавшие дым изо рта и из носа. Участники экспедиции с удивлением смотрели, как островитяне вдыхают вонючий дьявольский дым, образующийся при сгорании листьев. Кроме того, туземцы втягивали в себя дым через длинные трубки, свитые из коры. Один конец трубки находился в сосуде с дымящимися листьями, а другой, раздвоенный на конце, вставлялся в нос. Эти трубки назывались «табако». Также эти листья жевали и принимали внутрь. В XVI веке табак получил распространение во Франции, где ему приписывали целебное действие. Французский посол в Португалии Жан Нико в 1560 г. привез листья табака из Лиссабона для Екатерины Медичи. Французская королева нюхала его, считая, что он помогает при головных болях. От имени этого дипломата «никотин» приобрёл своё имя.

Слайд 7

Христофор Колумб (1451-1506)

Слайд 8

Вследствие неумеренного курения табака появились случаи отравления, что побудило власти к преследованию курения. Так, в Англии в 1585 г. за курение табака подвергали тяжелым телесным наказаниям, курильщиков водили по улицам с петлёй на шее, а «злостных» даже приговаривали к смертной казни. Их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площади. В Турции эта вредная привычка приняла столь грозное распространение, что курильщиков сажали на кол. О появлении табака в России мнение ученых-историков расходятся. Одни считают, что курение табака на Руси было ещё до открытия Америки, другие полагают, что табак завезли английские купцы во времена Ивана Грозного. Называли его «чертово зелье». Михаил Романов запретил курение из-за частых пожаров. Тем курильщикам, которые попадались первый раз, давали 60 ударов палками по стопам, а во второй раз отрезали уши и нос (1634г.). Петр I отменил гонения, так как сам пристрастился к табаку в Голландии. Очень давно люди поняли, что табак – сильный яд . Его стали с успехом применять для уничтожения клопов, блох . Его раствором опрыскивали деревья для уничтожения вредителей .

Слайд 9

Состав сигареты простым языком:

Слайд 10

Составные части табачного дыма всасываются в кровь и через 2-3 минуты достигают клеток головного мозга. Ненадолго эти вещества повышают активность клеток мозга, это состояние воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако это состояние скоро проходит, и, чтобы его снова ощутить, человек тянется за новой сигаретой. Постепенно никотин встраивается в процесс обмена веществ, и человеку его постоянно не хватает. Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения. Чаще всего табакозависимость устанавливается за год. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка, могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность, подавленность. Воздействие табака на организм

Слайд 11

Любовь и никотин За столиком в кафе сидит привлекательная девушка, пересматривает меню, посматривает на часы и нервно затягивается длинной тонкой сигаретой. Через пять минут красавица с сигаретой встречает аккуратного ароматного юношу, который, очевидно опоздал на встречу. И матерными словами объясняет, что не любит ни кого ожидать. По-видимому, неправду говорят, что курение помогает успокоиться...

Слайд 12

Нередко причиной недовольства юношей и мужчин является само курение их подруг. - В девушке человек ищет прежде всего нежность и женственность. - Еще от времен, когда человечество обитало в пещерах, грубость, запах дыма были "мужскими" приметами. Ни популярных обид агрессивных "амазонок", ни делового стиля бизнес-леди, не заменят женской привлекательности, что во все века будет источником вдохновения влюбленных мужчин no smoking!

Слайд 13

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. де Бальзак); Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут. У курильщиков в 2-3 раза чаще бывают сердечно-сосудистые заболевания, в 15-30 раз чаще - рак легких, в 13 раз чаще - стенокардия, в 12 - инфаркт миокарда, в 10 - язва желудка. Курильщики чаще страдают ОРЗ, бронхитами, астмами, у них нарушаются зрение и слух. Часто развивается рак губы, гортани, голосовых связок, пищевода.

Слайд 14

Сравни и сделай выводы. Легкие некурящего Легкие курящего Легкие после 5 лет курения Легкие после 25 лет курения no smoking!

Слайд 15

Рак ротовой полости у 28-летнего курильщика с 10-летним стажем no smoking!

Слайд 16

Более 40% населения Земли курит; в год от курения умирает 2500000 человек, то есть каждые 13 секунд; активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета - на 8-15 минут; за год курильщики выбрасывают в атмосферу 1642720 тонн ядовитых веществ.

Слайд 17

В XX веке от табака погибли 100 000 000 человек В XXI веке никотиновая зависимость выйдет на первое место и уложит в могилу миллиард землян

Слайд 18

При анализе дыма от сгорания сигареты (побочный дым) установлено, что в нем, по сравнению с основным дымом, поглощаемым курильщиком: в 5 раз больше угарного газа в 3 раза больше смол и никотина в 3 раза больше бензпирена в 10 раз больше аммиака Например, никотин при курении: 20% остается в организме курящего, 25% разрушается при сгорании, 5% остается в окурке, 50% - уходит в воздух. 1 час в накуренном помещении равен 1 сигарете . Если ребенок живет в квартире, где один из членов семьи выкуривает 1-2 пачки сигарет, то у ребенка обнаруживается в моче количество никотина, соответствующее 2-3 сигаретам .

Слайд 19

Не так уж бестолково наше молодое поколение, как ругают его придирчивые предки. С 1998 года процент курящих подростков в возрасте 12-14 лет снизился с 10% до 4% , а в возрасте 15-17 лет - с 21% до 11% . В целом подростки стали меньше курить на 5% , но снижение произошло в основном не за счет тех, кто бросил курить, а за счет тех, кто не приобщился.

Слайд 21

О вреде курения Табак – один из наиболее распространенных наркотиков Первый шаг Последний шаг

Слайд 24

Ты можешь быть одним из них. присоединяйся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа "О вреде курения"

О вреде курения говорят уже не первый год, но по-прежнему эта проблема волнует людей всего мира. К сожалению, актуальна она и для  нашего города. Данная разработка будет интересна классным руково...

методическая разработка классного часа "Вред курения"

Цель: Выяснить вместе с учащимися, какой вред приносит здоровью курение; привить отрицательное отношение к табаку....

Методическая разработка классного часа о вреде курения

Чем вредно курение...В первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких,75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением.Табач...

Методическая разработка классного часа в 9 классе по теме «Курить – здоровью вредить!»

классный час посвящен серьезной проблеме. Начать хочу с притчи. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатст...

Методическая разработка классного часа "Пагубные последствия курения "

Методическая разработка классного часа «Пагубные последствия курения» предназначена для просвещения молодежи о пагубном влиянии на здоровье такой вредной привычки как к...

Методическая разработка классного часа на тему «Финансовая грамотность учащихся».

Цель: формирование основ финансовой грамотности.Планируемые результаты изучения основ финансовой грамотности для данной возрастной группы:Личностные : сформированность ответственности за принятие реше...

Методическая разработка классного часа для обучающихся с ЗПР 2 класса "Цветок здоровья"

Материал поможет учителям начальных классов в формировании правильного отношения к здоровому образу жизни, содействие укреплению взаимоотношений в семье. Можно использовать во внеурочной деятельности ...