Взаимодействие классного руководителя в условиях гуманистической системы образования
статья по теме

Шадрина Светлана Ивановна

Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества». В современной парадигме  ученик уже  не рассматривается  в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно–воспитательный процесс не сводиться к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную. Гуманный подход предусматривает субъектно-субъектные отношения; это - диалог, сотрудничество на равных. Это   партнёрство детей и взрослых. Это, прежде всего, уважение личности ребёнка, знание  его особенностей и построение обучения с учётом особенностей и потребностей  детей. Гуманный подход требует изменения стиля взаимоотношений педагога  с учащимися.

Педагогическая аксиома гласит: можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет.

Взаимоотношения так же важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практике, необходимо анализировать наши поступки, проводить саморефлексию педагогической деятельности и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что в педагогике называют сотрудничеством.

Вопрос: А как вы думаете, без чего невозможен успех воспитательного процесса в классе?                          

Конечно, без сотрудничества классного руководителя с учителями – предметниками невозможен успех воспитательного процесса в классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом  совете по теме:

«Взаимодействие классного руководителя в условиях  гуманистической системы образования»

Руководитель ШМО классных руководителей

Шадрина Светлана Ивановна

МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова»

Братск - 2013

Тема: Взаимодействие классного руководителя в условиях  гуманистической системы образования.

Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества». В современной парадигме  ученик уже  не рассматривается  в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно–воспитательный процесс не сводиться к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную. Гуманный подход предусматривает субъектно-субъектные отношения; это - диалог, сотрудничество на равных. Это   партнёрство детей и взрослых. Это, прежде всего, уважение личности ребёнка, знание  его особенностей и построение обучения с учётом особенностей и потребностей  детей. Гуманный подход требует изменения стиля взаимоотношений педагога  с учащимися.  

   Педагогическая аксиома гласит: можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет.

             Взаимоотношения так же важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практике, необходимо анализировать наши поступки, проводить саморефлексию педагогической деятельности и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что в педагогике называют сотрудничеством.

Вопрос:

- А как вы думаете, без чего невозможен успех воспитательного процесса в классе?                            

           Конечно, без сотрудничества классного руководителя с учителями – предметниками невозможен успех воспитательного процесса в классе.

Эффективные формы сотрудничества классного руководителя с учителями-предметниками

           При переходе из начального звена  в среднее, или при введении нового предмета учащиеся всегда трудно приспосабливаются к требованиям учителя.

          В начале учебного года классный руководитель должен познакомить учащихся класса с требованиями учителя, для успешного изучения предметов. Для этого учителя – предметники могут подготовить для учащихся ПАМЯТКИ по своему предмету. В памятке можно отразить следующие аспекты:

 - как готовиться к контрольной работе по математике

- как выполнить домашнее задание по русскому языку

- как написать сочинение и т.д

            Памятками ребята пользуются при подготовке домашних заданий, что естественно, повысит результативность учебной деятельности, обеспечит контроль со стороны родителей, поможет установить сотрудничество родителей, учителей и учащихся.

          Также учителям-предметникам, работающим в классе, можно порекомендовать проводить изучение  отношения учащихся к учебному предмету, используя для этого следующие вопросы:

-  Какие уроки данной темы были самыми интересными?

- Какие оценки, полученные тобой по данной теме, ты хотел бы исправить?

- Какие вопросы данной темы остались для тебя непонятными?

   Я думаю, что если учитель каждый раз будет задавать ученикам подобные  вопросы, то отношение к предмету будет только положительным.

         Бывая на уроках в своём классе, классный руководитель должен обращать внимание  на преподавание тех предметов, по которым учебные результаты учащихся самые низкие. Для этого можно использовать следующую педагогическую диагностику: присутствуя на уроке  классный руководитель  фиксирует активность учащихся на  уроке  по собственной инициативе и по инициативе учителя. Результаты данного исследования  должны лечь в основу беседы классного руководителя с учителем с целью активизации учебной деятельности учащихся класса и её результативности.  

          Сотрудничество классного руководителя и учителя, заключается также и в помощи к подготовке декад и  внеклассных мероприятий по предмету. Особое внимание классный руководитель должен уделить сотрудничеству с теми учителями, которые готовят учащихся к предметным олимпиадам и  научным конференциям. Ребята должны иметь возможность дополнительных занятий с педагогом, консультаций.

              Особая забота классного  руководителя  – проблемные дети и дети, у которых по некоторым  предметам констатируется стойкий неуспех. В самом начале учебного года классный руководитель  должен обратить самое серьёзное внимание  учителей на учеников,  у которых есть проблемы, связанные с поведением, также на тех учеников, которые находятся в трудной семейной ситуации, на «болезненных» детей, на детей, с проблемами в общении, с особенностями характера и т.д.

              Классный руководитель совместно с учителями-предметниками, родительским комитетом, родителями учащихся  и администрацией школы могут подготовить и провести мини-педсовет «Проблемные учащиеся моего класса». Цель данного педсовета – обсуждение проблем, трудностей в поведении учащихся и их учении, а также, самое главное,  нахождение выхода из трудной ситуации.

       Одной из эффективных форм сотрудничества классного руководителя и учителей-предметников является тематический классный час «Разговор на заданную тему». Учителя, работающие в классе, могут поделиться своими сомнениями, предложениями о готовности класса к учебной деятельности, могут обратить внимание на требования по своему предмету, учащиеся же класса могут рассказать о своих трудностях, с которыми они столкнулись при изучении данного предмета. Главное назначение такого классного часа – не предъявление взаимных претензий, а совместное обсуждение  и принятие конкретных мер  по ликвидации трудностей, которые возникают  у учащихся при изучении предмета. В ходе такого классного часа ребята вместе с учителем разрабатывают правила, ритуалы, традиции урока.

           В ходе подготовки к данному педагогическому совету был проведён опрос учащихся нашей школы. Ученикам нужно было дополнить предложение: Как здорово, если мой учитель ….. .

Ответы ребят были следующими::

- Здорово, когда учитель не  задаёт домашнее задание, или оно не слишком большое;

- доступно объясняет материал и приводит интересные примеры с жизни;

- постоянно использует разминки, физкультурные паузы, минутки отдыха;

- исключает на уроке нотации;

 - создаёт ситуацию успеха для каждого ученика;

- интересуется мнением учащихся после окончания урока;

- даёт возможность обратиться с вопросами, возникшими в ходе урока.

Практическая часть

А сейчас я предлагаю Вам разбиться на группы.

Задание первое:

Игра «Незаконченное предложение». Ваша задача:  закончить предложение: Как здорово, если мои ученики … . Учителя , дополняют предложения и защищают их.

Такую игру можно провести как классному руководителю со своим классом, так и учителю-предметнику с классом, в котором он работает.

Данная игра нацеливает на сотрудничество, на взаимоотношения на равных.

 Второе задание: «Педагогические ситуации».

Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Ознакомьтесь с ней и решите её опираясь на субъектно-субъектных отношения.  

Ситуация №1.

    Учитель даёт учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» - Какой должна быть реакция учителя?

Ситуация №2.

     Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: « Вы выглядите сегодня очень усталым и утомлённым». Как на это должен отреагировать учитель?    

Ситуация №3. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание)». – Как следует на это отреагировать учителю?

Ситуация № 4.

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы Вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

Ситуация №5.

    Учащийся, явно демонстрируя своё  плохое отношение к кому – либо из товарищей по классу, говорит: « Я не хочу работать (учиться) вместе с ним ». – Как на это должен  отреагировать учитель?

Заканчивая своё выступление,  мне хотелось бы вспомнить фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы вспомнить, как они прожили 20 лет, кем стали, чего добились. Я не буду сейчас анализировать сюжет фильма, но на некоторые моменты реальной жизни  хочется обратить внимание педагогов. Например, бывает так, что класс вместе прожил 6 или даже 10 лет вместе в школе, но как только  отзвучали последние аккорды выпускного вечера, ребята ушли. У них не появляется желания собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные или грустные истории многолетнего общения. Однако бывает и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовёт и манит из детства, тянет как магнитом, ещё и ещё раз встретиться и вспомнить всё то, чем была наполнена школьная жизнь.

Вопрос: А как вы думаете, отчего это зависит?

Безусловно, от личности классного руководителя, от взаимоотношений  всех участников общения. Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали сердце – класс будет собираться  и радоваться совместному общению  и через 5 лет, и через 10 лет, и через 20 лет!

Раздаточный материал в копилку классного руководителя:

  1.   Заповеди современного классного руководителя:
  2.    Основные принципы сотрудничества                     классного руководителя и учащихся.

  Заповеди современного классного руководителя:

  1. Старайтесь как можно больше  времени проводить с классом: бывайте с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходите с ними в походы, просто разговаривайте.
  2. Старайтесь понять расстановку сил в классе, определите микрогруппы  класса, выясните, кто является лидером. Если в классе есть лидер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с ним  в борьбу, лучше постарайтесь повернуть его к себе лицом, перетянуть на свою сторону, сделайте его своим единомышленником.
  3. Никогда не унижайте, не оскорбляйте детей – своё негативное отношение  к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре.
  4. Старайтесь отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечайте успехи и положительные сдвиги в учёбе, организованности, в каком – либо деле.
  5. Поощряйте детскую самостоятельность с умом, учите их этой самостоятельности.
  6. Будьте гибкими в отношениях  с ребятами, умейте определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышайте голос никогда. Старайтесь все замечания делать с юмором.
  7. Работайте в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.
  8. Стремитесь быть справедливым ко всем и во всём, никогда не доводите ситуацию до конфликта.

                                      Основные принципы сотрудничества

                                       классного руководителя и учащихся.

Принцип первый – безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.  Принцип второй – беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий – терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвёртый – диалогичность и открытость в общении с учащимися.

Принцип пятый – отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой – умение признавать ошибки.

Принцип седьмой – умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.

Принцип восьмой – использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Система взаимодействия классного руководителя с участниками образования в период подготовки к сдаче экзаменов

Классный руководитель, являясь своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся, может реально влиять на возможности освоения школьниками ГИА в  форме ОГЭ и ЕГЭ....

«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками в школах пенитенциарной системы»

Важнейшей особенностью вечерних школ при ИУ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т.е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая. Это отвечает и современн...

Выступление перед классными руководителями по теме: "Взаимодействие классного руководителя с органами ученического самоуправления"

Связь между классным руководителем и органами местного самоуправлеия очень тесная. Классный руководитель должен вдохновлять детей, помогать найти применение их способностям и талантам. В данном выступ...