Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья
статья по теме

Скворцова Елена Сергеевна

Считается, что главным гарантом духовно – нравственного здоровья человека является семья. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Ориентация детей на поведение родителей как на пример  и прообраз собственных действий – это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Нравственный эмоциональный климат семьи в значительной мере  формируется отношениями между отцом и матерью, а также  между родителями и детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА  ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Самостоятельная внеаудиторная работа

«Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья»

 Курс: «Деятельность классного руководителя по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у школьников»

      Слушатель: Скворцова Е.С.

                                          Место работы:

МБОУ СОШ №14 г.Красногорска

Москва 2012

1.Сущность и содержание духовно-нравственного здоровья.

Духовно – нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно – нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. По определению духовно – нравственное здоровье это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. В качестве показателей духовно – нравственного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Оно характеризуется способностью человека (учащегося) к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. Также, характерна сформированность в структуре личности внутренней картины здоровья человека, где сформулирована определенная целевая установка, доминирующие представления о будущем, в процессе образования и воспитания. Итак: формирование духовно – нравственного здоровья, как  правило, отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям.

Какие же основные аспекты влияют на развитие нравственного здоровья человека (учащегося).

  • Считается, что главным гарантом духовно – нравственного здоровья человека является семья. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Ориентация детей на поведение родителей как на пример  и прообраз собственных действий – это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Нравственный эмоциональный климат семьи в значительной мере  формируется отношениями между отцом и матерью, а также  между родителями и детьми. Влияние на детей уклада семейной жизни, традиций семьи, религиозных убеждений, духовно – нравственных ценностей дает преимущество семейного воспитания перед любым другим воспитанием.
  • Одним из важных аспектов,  влияющих на нравственное здоровье, являются взаимоотношения в школьном коллективе. Администрация и педагогический коллектив обязаны обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе. Осуществление данной задачи зависит от следующих приоритетов учебно – образовательного процесса: организация учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация деятельности учащихся и создание комфортных условий для них; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Взаимоотношения с классным коллективом  способствует лучшему осознанию учащимся самого себя, своих достоинств, недостатков, возможностей; обучает контролю над негативными проявлениями (агрессией, гневом, тревогой); создает предпосылки для личностного роста; развивает ощущение принадлежности к коллективу, развивает чувство ответственности за других людей, альтруистические тенденции, эмпатию, искренность и уважение к товарищам; дает возможность развить навыки социально приемлемого поведения.
  • Большое внимание необходимо уделить отношению учащихся со сверстниками во внеурочное время. Это могут  быть занятия в секциях, кружках, в учреждениях дополнительного образования; пребывание в различных группах по интересам, молодежных движениях и т.д. Данный вид отношений способствует самораскрытию, повышению уверенности в себе; снижает барьеры деструктивной психологической защиты; облегчает выражение эмоций, обучат навыкам преодоления депрессий, уменьшения стресса. Но  здесь важно наличие базовых  нравственных понятий такого уровня, при котором у ребенка или подростка не возникнет желание совершать безнравственные поступки. И главное – научить себя любить таким, какой он есть; любя исправлять в себе все негативные качества, которые мешают жить и быть счастливыми, не делая при этом несчастными окружающих.
  • Важным аспектом в нравственном здоровье – является понятие здорового образа жизни. Охрана собственного здоровья -  это непосредственная обязанность каждого. Понятие здорового образа жизни в большей мере связано с физическим здоровьем (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни, психо – эмоциональное напряжение и т. д.). Мы коснемся одного  фактора этого  понятия «Вредные привычки». Под воздействием вредных привычек полностью разрушаются нравственные понятия и устои. Человек уничтожает себя как личность, активно укорачивает свою жизнь, а порой становится на путь преступления. В настоящее время проблема «вредных привычек» в нашей стране стала поистине глобальной. Детский и подростковый возраст, с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью – наиболее удобное время приобщения к вредным привычкам. Негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью, как  нравственному, так и физическому.
  • И еще, один из самых важных на сегодняшний день, аспектов, влияющих на формирования нравственного здоровья – это СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Влияние СМИ на формирование духовно – нравственных ценностей на учащихся трудно переоценить. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Но детское и подростковое самосознание не сформировано, поэтому именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны СМИ. Нередко явные агрессивные действия того или иного героя сериала, кино или компьютерной игры оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед  и «признания» окружающими. В результате грань между добром и злом  для того, кто сидит у экрана стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляется в устойчивое представление, которое, в, последствии, бывает весьма сложно, а порой и невозможно  исправить. Пагубное воздействие агрессивных главных героев кино и сериалов, низкопробных передач, безталлантливых певцов и певичек, информационных новостей, пестрящих грамматическими ошибками, ощущают на себе наши дети, нуждающиеся в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, распущенности и растления, которые свободно транслируются через средства массовой информации. А ведь именно средства массовой информации являются мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема этого влияния занимает одно из важнейших мест при формировании и развитии нравственного здоровья учащихся.  Поэтому  возникает необходимость  развивать  традиции культурного наследия наших народов (литература, живопись,  архитектура, религия и т.д.). Моральные нормы не случайно квалифицируются в обществе как культурные ценности. Посредством моральных норм мы понимаем, оцениваем и организуем нашу жизнь. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они необходимое условие для сохранения здоровья человека, а значит и его жизни.

Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Главный секрет, который лежит в основе идеального здоровья, заключается в том, что человек должен сам стремиться к нему. Человек может быть здоровым лишь настолько, насколько сам считает это возможным. Сознание оказывает сильнейшее влияние на тело, и освобождение от болезни зависит от того, войдет ли человек в контакт с собственным сознанием, приведет ли его в равновесие, а затем сообщит это равновесие своему телу. Знание обладает организующей силой. Через психофизиологическую связь знание влияет на тело и обеспечивает крепкое здоровье

Способы развития духовности в процессе формирования духовно-нравственного здоровья можно разделить на два класса:

  • Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.
  • Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Митиной Л. М., в которой выделяют такие группы способов, как:

  • Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись, прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.

Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы.

2.Влияние полового воспитания на духовно-нравственное здоровье учащихся.

                  Проблемы общности физической и духовной половой гигиены были подняты в работе Б. Н. Либермана «Что необходимо знать родителям учащихся по вопросу о половом воспитании» (1912). Как и другие педагоги, Б. Н. Либерман считал необходимой кооперацию в деле полового воспитания семьи и школы, где последней отводилась роль формирования научных представлений о зарождении жизни. Половое воспитание, по мнению Б. Н. Либермана, нельзя сводить к половому  просвещению и физической гигиене. Первое место должно отводиться умственному и нравственному развитию, которое способствовало бы формированию личности с нравственными убеждениями, способной противостоять дурному влиянию, соблазнам и искушению, именно в этом заключается центр тяжести полового воспитания.

Этапным для становления полового воспитания в России являлся труд Е. Лозинского «Новые проблемы воспитания» (1912 г.). Он сформулировал так называемую «гигиену целомудрия», которая призвана была способствовать правильному половому воспитанию ребенка. Его программа включала как физико-гигиеническую, так и нравственно-воспитательную составляющие. В качестве важнейших задач полового воспитания Е. Лозинский выдвигал задачи: завоевание полного доверия ребенка, воспитание воли и мужества, разговоры о «самом сокровенном», развитие прямодушия и общительности. Передача знаний должна была носить постепенный характер, кроме того, ребенку нужно давать не только теоретические объяснения, но и обязательно практические советы и моральные наставления по данному вопросу. Нравственные наставления, по мнению Е. Лозинского, являлись необходимым заключительным финалом всего сексуального воспитания, хотя и допускали постепенное и соответствующее возрасту развитие ребенка.

Концепция полового воспитания, предложенная Е. Лозинским, не только обобщила имеющуюся теорию и практику, постаравшись приспособить её к российским реалиям, но и существенно переосмыслила подходы зарубежных педагогов, подведя итоги диспутам о половом воспитании, продолжавшимся почти два десятилетия. На первый план вышло гармоническое развитие ребенка, основанное на учете особенностей его психологического развития, где нравственное воспитание позволяло бы ему не только противостоять соблазнам, но и выработать силу воли, умение управлять своими чувствами, сформировать ответственность перед будущими детьми, а физическое - способствовало не только здоровью как таковому, но формированию репродуктивной функции. Существенное место в половом воспитании занимало половое просвещение, позволявшее ребенку, получить научные представления о зарождении жизни.

На протяжении столетий доминирующим в условиях православной России являлся конфессиональный подход, определяющий религиозно-нравственные основы взаимоотношений мужчины и женщины. Христианство постепенно пришло к рассмотрению половых отношений в первую очередь как необходимости, связанной с деторождением и продолжением рода. Требуя от паствы нравственной чистоты помыслов и сдержанности чувственных проявлений, церковь не поощряла преждевременное просвещение молодых людей в половых вопросах. Результатом такого подхода явилось то, что дети практически не получали в семье даже элементарных знаний в этой области, отсутствовало врачебно-гигиеническое просвещение, дело ограничивалось требованиями морально-нравственной чистоты, соблюдением заповедей божьих.

С развитием психологии сформировался психологический подход, требовавший учета связи половых переживаний с другими переживаниями людей, их взаимозависимости и взаимовлиянии, периодизации полового воспитания с учетом возрастных особенностей ребенка.

Сформировавшиеся на рубеже XIX - начала XX столетий перечисленные подходы к половому воспитанию явились основой для формирования собственно педагогического подхода, представители которого разработали гигиену целомудрия, включающую физико-гигиеническую и нравственно-воспитательную составляющие и предусматривающую тесное взаимодействие семьи и школы.

По мнению педагогов рассматриваемого периода, одним из важнейших элементов полового воспитания явилось половое просвещение, призванное объяснять ребенку в доступной форме проблемы происхождения жизни.

Вопрос о физическом воспитании детей начал активно обсуждаться с 60-х гг. XIX в., когда шел активный процесс реформирования  школы. Педагоги и врачи отмечали, что вся система школьного воспитания направлена на умственное развитие ребенка, и такая односторонняя направленность сказывается как на умственном утомлении учащихся, так и на их физическом развитии. Между тем школа должна считаться с «физическим, умственным и нравственным организмом учащихся как с целым, совершенствование которого находится в зависимости от пропорционального и гармонического развития его частей». Поэтому в школьную программу предполагалось ввести активную гимнастику, включающую те упражнения, которые соответствовали «принципам половой гигиены и отвлекали детей от нездоровых мечтаний» (Б.Н. Либерман).

С 90-х годов XIX в. этот предмет постепенно входит в школьную практику. Следует отметить, что в женских учебных заведениях он внедрялся медленнее, чем в мужских. Возможно, это связано с тем, что мужские учебные заведения пользовались программами кадетских корпусов, где гимнастика была одним из основных предметов.

Признавая значимость проблемы, педагогика того времени сформулировала задачи, стоящие как перед школой, так и перед родителями, о чем свидетельствуют труды Б.Н. Либермана, В. Половцева, Р. Пенцига, Н. Румянцева, Е. Лозинского и др. Так, перед родителями были выдвинуты следующие задачи: твердое осознание своей ответственности перед грядущими поколениями, в плане передачи им своих физических и духовных качеств; создание такой атмосферы в семье, которая способствовала бы формированию твердых нравственных качеств молодежи, доверия детей к родителям; стремление оградить детей от развращающих источников информации, и, наконец, в деликатной и доступной форме дать ребенку первоначальные знания о происхождении жизни, предостеречь от необдуманных поступков.

Не менее серьезные задачи были выдвинуты и перед школой, которая в тесном союзе с родителями должна была принимать активное участие в противодействии вредным привычкам учащихся. Достигать этого предполагалось в первую очередь созданием нравственной, творческой и доброжелательной атмосферы, где дети почувствовали бы удовольствие от занятий наукой, искусством, трудом, радость от общественной деятельности. Главной задачей учителя было увлечь ученика, раскрыть перед ним потенциальные возможности таких занятий и тем самым отвлечь от увлечения грубыми чувственными наслаждениями, опираясь на стремление юноши найти применение своей энергии.

В обобщенном виде требования к половому воспитанию детей, а также предложения по совместной работе семьи и школы в этом вопросе, выработанные российской педагогикой в конце XIX - начале XX вв., были сформулированы в работах Б.Н. Либермана, В.В. Половцева, а также докладах Н. Румянцева, С.А. Острогорского, В.В. Гориневского, Н. Пескова и др. на съезде по семейному воспитанию в 1912 г., где одним из наиболее важных обсуждаемых вопросов стал вопрос о половом воспитании детей. Они сводились к следующему: 1) родителям необходимо обратить внимание на половую жизнь детей; 2) школа должна активно помогать родителям в половом воспитании детей; 3) основной задачей взрослых является противодействие преждевременной половой жизни ребенка; 4) беседы на тему половой жизни должны начинаться лучше раньше, чем позднее; 5) беседы эти лучше всего начинать матери, её может заменить учитель, но лишь в том случае, если он пользуется у детей такой же любовью, как и родители; 6) содержание бесед должно соответствовать уровню развития ребенка и не способствовать пробуждению нездорового интереса к проблеме; 7) беседы должны носить интимный характер и щадить стыдливость ребенка; 8) важнейшим элементом полового воспитания должно стать половое просвещение; 9) гимнастика и занятия спортом являются неотъемлемой частью полового воспитания.

В вопросе полового воспитания педагогами была выделена медицинская составляющая, которая предполагала беседы с молодыми людьми об опасности проституции, онанизма и венерических заболеваний, при этом предлагалось проводить пропедевтический врачебный осмотр детей. Для более действенной работы родителей, педагогов и медиков в области полового воспитания предлагалось организовать особые советы при родительских комитетах, задачи которых заключались бы в содействии формированию телесного здоровья учащихся и их охране от вредных влияний, их физическому и нравственному совершенствованию. В то же время, несмотря на остроту вопроса и достаточную его теоретическую разработанность в практическом плане процесс шел крайне медленно, так как общество в целом не было не готово к такой работе.

3.Основные теории полового воспитания и их использование в педагогической практике.

C биологической точки зрения пол любого человека определяется набором половых хромосом, половыми гормонами, анатомическим строением половых органов (наружных и внутренних) и вторичными половыми признаками. Эти биологические факторы принадлежности к мужскому или женскому полу тесно связаны с психологическими и социальными факторами, действие которых начинается сразу после рождения и сохраняется на протяжении остальной жизни. Половая самоидентификация (половая принадлежность) — это индивидуальное, личностное ощущение себя мужчиной или женщиной. Напротив, половая роль есть индивидуальное проявление принадлежности к мужскому или женскому полу в социальной обстановке.

Формирование половой самоидентификации начинается в раннем детском возрасте и оказывает разностороннее влияние на половое развитие половой. Ниже кратко рассматриваются некоторые из существующих точек зрения.

Теория обучения

Согласно теории обучения, осознание половой принадлежности формируется в процессе подражания моделям индивидуального поведения и под влиянием культурной среды, окружающей ребенка. В самом раннем возрасте ребенок наблюдает и пытается имитировать поведение родителей. Он привыкает воспроизводить поведение родителя одноименного пола, поскольку именно такая имитация вознаграждается. Кроме того, известно, что с момента рождения родители по-разному относятся к девочкам и мальчикам, так как по-разному представляют себе их будущее. Этот процесс называется дифференцированной социализацией и, как полагают, оказывает воздействие на формирование и половой самоидентификации, и половой роли (Kagan 1976, Petersen 1980).

Теория познания в процессе развития

Согласно этой теории, половая самоидентификация формируется параллельно интеллектуальному развитию ребенка (Kohiberg, 1966). Очень маленькие дети имеют чрезмерно упрощенное представление о поле, которое соответствует их упрошенному взгляду на мир в целом. Трехлетний ребенок верит, что в телевизоре сидит настоящий дядя, а чтобы мужчине превратиться в женщину достаточно надеть парик или платье. Если спросить трехлетнюю девочку, кем она хочет стать, когда вырастет, можно получить в ответ: "папой". Лишь в возрасте 5—6 лет, когда дети убеждаются в постоянстве половой принадлежности, они начинают стойко идентифицировать себя существами того или иного пола. Наблюдая за взрослыми, они делают вывод, что мужчинам и женщинам свойствен разный тип поведения. Теория познания в процессе развития, в отличие от теории обучения, предполагает, что ребенок имитирует поведение взрослых не ради награды, а для того, чтобы ощутить себя существом того или иного пола (Kaplan, Sedney, 1980).

Взаимодействие биологических и социальных факторов

Многие исследователи полагают, что половая самоидентификация у ребенка представляет собой результат взаимодействия биологических и психосоциальных факторов. Иными словами, на развитие сексуальности в детском и подростковом возрасте влияют и программирование в пренатальном периоде, и психические особенности, и принятые нормы поведения. Мнения ученых относительно важности пренатального программирования для формирования половой самоидентификации расходятся. Милтон Даймонд считает, что в пренатальном периоде гормоны обусловливают половые различия в мозге, которые являются важными детерминантами будущего поведения (Diamond,1977). Джон Мани и его сотрудники, не отрицая пренатального программирования половых различий, настаивают на том, что у большинства людей половая самоидентификация формируется главным образом в процессе воспитания (Money, Ehrhadt, 1972; Money, 1980; Money, Wiedeking, 1980). Основные факторы, влияющие, по мнению этих авторов, в разные периоды развития на осознание себя существом того или иного пола. Сторонники биосоциальной теории выделяют в процессе полового развития несколько критических периодов. Исходя из наличия критического периода в действии андрогенов во время внутриутробного развития  Мани постулирует критический период для формирования половой принадлежности. Вместе со своими сотрудниками он установил, что в большинстве случаев наиболее существенный компонент половой самоидентификации — стойкое ощущение себя мальчиком или девочкой — формируется к третьему году жизни. После этого все пути назад отрезаны, и любые попытки изменить половую ориентацию ребенка чреваты серьезными психологическими осложнениями.

Проблемы общности физической и духовной половой гигиены были подняты в работе Б. Н. Либермана «Что необходимо знать родителям учащихся по вопросу о половом воспитании» (1912). Как и другие педагоги, Б. Н. Либерман считал необходимой кооперацию в деле полового воспитания семьи и школы, где последней отводилась роль формирования научных представлений о зарождении жизни. Половое воспитание, по мнению Б. Н. Либермана, нельзя сводить к половому  просвещению и физической гигиене. Первое место должно отводиться умственному и нравственному развитию, которое способствовало бы формированию личности с нравственными убеждениями, способной противостоять дурному влиянию, соблазнам и искушению, именно в этом заключается центр тяжести полового воспитания.

Этапным для становления полового воспитания в России являлся труд Е. Лозинского «Новые проблемы воспитания» (1912 г.). Он сформулировал так называемую «гигиену целомудрия», которая призвана была способствовать правильному половому воспитанию ребенка. Его программа включала как физико-гигиеническую, так и нравственно-воспитательную составляющие. В качестве важнейших задач полового воспитания Е. Лозинский выдвигал задачи: завоевание полного доверия ребенка, воспитание воли и мужества, разговоры о «самом сокровенном», развитие прямодушия и общительности. Передача знаний должна была носить постепенный характер, кроме того, ребенку нужно давать не только теоретические объяснения, но и обязательно практические советы и моральные наставления по данному вопросу. Нравственные наставления, по мнению Е. Лозинского, являлись необходимым заключительным финалом всего сексуального воспитания, хотя и допускали постепенное и соответствующее возрасту развитие ребенка.

Концепция полового воспитания, предложенная Е. Лозинским, не только обобщила имеющуюся теорию и практику, постаравшись приспособить её к российским реалиям, но и существенно переосмыслила подходы зарубежных педагогов, подведя итоги диспутам о половом воспитании, продолжавшимся почти два десятилетия. На первый план вышло гармоническое развитие ребенка, основанное на учете особенностей его психологического развития, где нравственное воспитание позволяло бы ему не только противостоять соблазнам, но и выработать силу воли, умение управлять своими чувствами, сформировать ответственность перед будущими детьми, а физическое - способствовало не только здоровью как таковому, но формированию репродуктивной функции. Существенное место в половом воспитании занимало половое просвещение, позволявшее ребенку, получить научные представления о зарождении жизни.

Во второй главе «Исследование процесса полового воспитания в России на рубеже Х1Х-ХХ веков» дается характеристика исторических подходов к решению проблемы полового воспитания, рассматривается вопрос разработки основ полового просвещения и его становление в отечественной школе конца XIX - начала XX вв., а также деятельности школы по половому воспитанию учащихся на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Анализ любого историко-педагогинеского явления может быть осуществлен только на основе изучения имевших место подходов к решению проблемы.

На протяжении столетий доминирующим в условиях православной России являлся конфессиональный подход, определяющий религиозно-нравственные основы взаимоотношений мужчины и женщины. Христианство постепенно пришло к рассмотрению половых отношений в первую очередь как необходимости, связанной с деторождением и продолжением рода. Требуя от паствы нравственной чистоты помыслов и сдержанности чувственных проявлений, церковь не поощряла преждевременное просвещение молодых людей в половых вопросах. Результатом такого подхода явилось то, что дети практически не получали в семье даже элементарных знаний в этой области, отсутствовало врачебно-гигиеническое просвещение, дело ограничивалось требованиями морально-нравственной чистоты, соблюдением заповедей божьих.

Медицинский подход к проблеме полового воспитания начал формироваться с середины XVIII в., когда врачи обратили внимание на негативное влияние половых извращений на здоровье ребенка. Анализируя проблему с точки зрения физического здоровья, способности к деторождению, борьбы с венерическими заболеваниями, медики, в качестве основного способа предотвращения негативных последствий проявления ранней сексуальности, рассматривали половое воздержание до полного полового развития. В то же время с медицинской точки зрения отсутствие элементарного полового просвещения в стране, вело и к развитию половых извращений у детей.

С развитием психологии сформировался психологический подход, требовавший учета связи половых переживаний с другими переживаниями людей, их взаимозависимости и взаимовлиянии, периодизации полового воспитания с учетом возрастных особенностей ребенка.

Сформировавшиеся на рубеже XIX - начала XX столетий перечисленные подходы к половому воспитанию явились основой для формирования собственно педагогического подхода, представители которого разработали гигиену целомудрия, включающую физико-гигиеническую и нравственно-воспитательную составляющие и предусматривающую тесное взаимодействие семьи и школы.

По мнению педагогов рассматриваемого периода, одним из важнейших элементов полового воспитания явилось половое просвещение, призванное объяснять ребенку в доступной форме проблемы происхождения жизни.

В качестве первых шагов к правильному и серьезному освещению вопросов половой жизни, педагоги рассматривали познание организма человека, что выдвигало на первый план изучение естественных наук. В. Половцев отмечал, что первым шагом на пути к правильному и серьезному освещению вопросов половой жизни должно быть изучение собственного организма; здесь на помощь являются естественные науки. В то же время в результате реформирования школы в 70-е гг. XIX в. предметы естественно-научного цикла были существенно сокращены.

Анализ педагогических работ показывает, что если за преподавание в школе естественнонаучных дисциплин, раскрывающих перед детьми процессы размножения в животном и растительном мире, ратовали все педагоги, то в том, что касается жизни человека и проблем его рождения, мнения расходились. Одни считали, что половое просвещение должно сообразовываться как с индивидуальностью ребенка, так и индивидуальностью воспитателя и носить дифференцированный характер, а потому конкретные сведения о воспроизведении жизни у человека желательнее проводить дома (И. Барилко, А. Герд, В. Вагнер и др.). Другие придерживались мнения, что именно школа, давая каждому ученику определенный общий объем знаний по вопросу происхождения человека, зарождения жизни, способствует привнесению научных начал в половое воспитание, помогает ребенку выработать нормальное отношение к взаимоотношению полов (С.А. Бодянский, В. Половцев). Возобладала вторая точка зрения. Первые занятия по половому просвещению были предприняты в России в начале XX века в учебных заведениях Петербурга и Царского Села.

Но педагоги не видели в естественнонаучных объяснениях панацеи от всех бед, т.к., по их мнению, сами по себе они не разрешали полового вопроса ни с гигиенической, ни с этической стороны. Но эти разъяснения давали возможность обсуждать вопрос о размножении «в форме, исключающей все похотливое и грязное», а за этим должны следовать физическое развитие и этика (В. Половцев). Этические вопросы должны были освещаться перед школьниками в ходе преподавания гуманитарных дисциплин.

Вопрос о физическом воспитании детей начал активно обсуждаться с 60-х гг. XIX в., когда шел активный процесс реформирован™ школы. Педагоги и врачи отмечали, что вся система школьного воспитания направлена на умственное развитие ребенка, и такая односторонняя направленность сказывается как на умственном утомлении учащихся, так и на их физическом развитии. Между тем школа должна считаться с «физическим, умственным и нравственным организмом учащихся как с целым, совершенствование которого находится в зависимости от пропорционального и гармонического развития его частей». Поэтому в школьную программу предполагалось ввести активную гимнастику, включающую те упражнения, которые соответствовали «принципам половой гигиены и отвлекали детей от нездоровых мечтаний» (Б.Н. Либерман).

С 90-х годов XIX в. этот предмет постепенно входит в школьную практику. Следует отметить, что в женских учебных заведениях он внедрялся медленнее, чем в мужских. Возможно, это связано с тем, что мужские учебные заведения пользовались программами кадетских корпусов, где гимнастика была одним из основных предметов.

Признавая значимость проблемы, педагогика того времени сформулировала задачи, стоящие как перед школой, так и перед родителями, о чем свидетельствуют труды Б.Н. Либермана, В. Половцева, Р. Пенцига, Н. Румянцева, Е. Лозинского и др. Так, перед родителями были выдвинуты следующие задачи: твердое осознание своей ответственности перед грядущими поколениями, в плане передачи им своих физических и духовных качеств; создание такой атмосферы в семье, которая способствовала бы формированию твердых нравственных качеств молодежи, доверия детей к родителям; стремление оградить детей от развращающих источников информации, и, наконец, в деликатной и доступной форме дать ребенку первоначальные знания о происхождении жизни, предостеречь от необдуманных поступков.

Не менее серьезные задачи были выдвинуты и перед школой, которая в тесном союзе с родителями должна была принимать активное участие в противодействии вредным привычкам учащихся. Достигать этого предполагалось в первую очередь созданием нравственной, творческой и доброжелательной атмосферы, где дети почувствовали бы удовольствие от занятий наукой, искусством, трудом, радость от общественной деятельности. Главной задачей учителя было увлечь ученика, раскрыть перед ним потенциальные возможности таких занятий и тем самым отвлечь от увлечения грубыми чувственными наслаждениями, опираясь на стремление юноши найти применение своей энергии.

В обобщенном виде требования к половому воспитанию детей, а также предложения по совместной работе семьи и школы в этом вопросе, выработанные российской педагогикой в конце XIX - начале XX вв., были сформулированы в работах Б.Н. Либермана, В.В. Половцева, а также докладах Н. Румянцева, С.А. Острогорского, В.В. Гориневского, Н. Пескова и др. на съезде по семейному воспитанию в 1912 г., где одним из наиболее важных обсуждаемых вопросов стал вопрос о половом воспитании детей. Они сводились к следующему: 1) родителям необходимо обратить внимание на половую жизнь детей; 2) школа должна активно помогать родителям в половом воспитании детей; 3) основной задачей взрослых является противодействие преждевременной половой жизни ребенка; 4) беседы на тему половой жизни должны начинаться лучше раньше, чем позднее; 5) беседы эти лучше всего начинать матери, её может заменить учитель, но лишь в том случае, если он пользуется у детей такой же любовью, как и родители; 6) содержание бесед должно соответствовать уровню развития ребенка и не способствовать пробуждению нездорового интереса к проблеме; 7) беседы должны носить интимный характер и щадить стыдливость ребенка; 8) важнейшим элементом полового воспитания должно стать половое просвещение; 9) гимнастика и занятия спортом являются неотъемлемой частью полового воспитания.

В вопросе полового воспитания педагогами была выделена медицинская составляющая, которая предполагала беседы с молодыми людьми об опасности проституции, онанизма и венерических заболеваний, при этом предлагалось проводить пропедевтический врачебный осмотр детей. Для более действенной работы родителей, педагогов и медиков в области полового воспитания предлагалось организовать особые советы при родительских комитетах, задачи которых заключались бы в содействии формированию телесного здоровья учащихся и их охране от вредных влияний, их физическому и нравственному совершенствованию. В то же время, несмотря на остроту вопроса и достаточную его теоретическую разработанность в практическом плане процесс шел крайне медленно, так как общество в целом не было не готово к такой работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять вп...

Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"

В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья.

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья....

Работа классного руководителя по формированию мотивации учащихся к самовоспитанию

Вопросы формирования мотивации учения лежат между обучением и воспитанием. Они есть важнейший аспект современного обучения. Это значит, что в поле вним...

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья...

Рекомендации молодому классному руководителю по патриотическому воспитанию учащихся

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.На мой взг...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для сам...