Классный час "Государственные символы России"
классный час по теме

Русанова Инна Владимировна

Цель занятия:

  • Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся
  • Популяризация государственных символов Российской Федерации
  • Расширение исторических знаний и представлений обучающихся
  • Развитие творческих способностей школьников

Задачи:

  • дать учащимся представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»)
  • рассказать о современной государст­венной символике, о преемственности в ней
  • организовать дискуссию и конкурс рисунков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennye_simvoly_rossii.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Государственные символы России»

Цель занятия:

  • Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся
  • Популяризация государственных символов Российской Федерации
  • Расширение исторических знаний и представлений обучающихся
  • Развитие творческих способностей школьников

Задачи:

  • дать учащимся представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»)
  • рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней
  • организовать дискуссию и конкурс рисунков

План занятия:

I. Символы государства;

II. Российский герб:

  • Святой Георгий Победоносец;
  • двуглавый орел;

III. Государственный флаг;

IV. Гимн России.

        V. О науке Геральдике (сообщение учащегося)

VI. Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»

VII. Рефлексия. Викторина Символы России (по материалам классного часа)

VIII.Официальные символы государства:

  • Столица нашей Родины – Москва.
  • Президент России – Д.А.Медведев.
  • Конституция – основной Закон.

         IX. Неофициальные символы государства.

X.  Подведение итогов. Награждение лучшего художника и знатока символики

Основные понятия: герб, флаг (знамя), гимн.

Оборудование занятия: интерактивная доска, изображения российских флага и герба (желательно крупные); музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна, листы бумаги для конкурса «Герб класса», фломастеры.

Ход классного часа

Звучит гимн России в сопровождении видеоролика №1.

  1. Символы государства

Ведущий.  Что такое Родина? У каждого человека это чувство подобно  реке. Но у каждой реки есть исток – маленький ручеёк, с которого всё начинается. Память людей связана с тем местом, где проходит их детство, память влечёт домой, согревает сердце и делает человека счастливым. Или несчастным, если он потерял Родину.

Ученик читает стихотворение  Н. Полякова  «Родина моя».

«Что значит – «Родина моя?»

Ты спросишь. Я отвечу:

«Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это  - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Ведущий.  Любовь к Родине – великое чувство. Наши предки не жалели жизни за свою Родину. Какую гордость испытываешь, когда играют гимн нашей страны в честь победителей! У России есть государственные символы, которые олицетворяют мощь и величие нашей страны.

Ученик читает Стихотворение «РОССИЙСКИЙ ГЕРБ» 

В пространстве мира, в глубине веков,

В лесах могучих, девственно красивых,

Освобождаясь от чужих оков,

Рождалась моя Родина- Россия.

 

Мужала, крепла, обагряясь кровью,

Звала под стяги малые народы,

И  восставала из беды Любовью,

И добивалась мира и свободы.

 

Непостижимой в бесшабашной силе,

Необъяснимой в милосердье веры

Была для мира дивная Россия,

Ни в битве, ни в добре не зная меры.

 

И церкви в небо высились святые.

Росла держава, крепла буквы вязь,

И с Русью породнилась Византия-

Привез себе жену Великий князь.

 

Москва жила среди беды и славы,

Огнем и болью опалялся стан.

Орел, могучий, грозный и двуглавый,

От иноземцев защитил славян.

Он прилетел к нам из  Второго Рима,

Чтоб вечно жил великий  Третий Рим,

Святым Георгием от бед незримо,

Щитом, крестом от недруга храним.

 

Века текут, как бесконечный сон.

Перед Россией, что добилась славы,

Склонил свой герб в войне Наполеон-

Взметнулся гордо ввысь орел двуглавый.

 

И потеснились города  и страны,

Вздохнул свободно православный серб:

Славянам-братьям в битве за Балканы

Принес освобожденье русский герб.

 

А ветер времени столетия косил,

Но в мире переделов, бурь и боен

Хранили Русь от  иноземных сил

Орел двуглавый и Георгий-воин.

Кромсая мир, приходят серп и молот,

А красный цвет все прошлое разрушит.

Страна, пройдя через беду и голод,

Сумела сохранить любовь и душу.

 

И в испытанье подмосковной битвы

Среди смертельных батарейных звуков

Георгию-хранителю молитвы

Творил в своей палатке маршал Жуков.

 

И Божий Промысел сберег мою страну,

Хоть  предали друзья, ушли народы,

Что бились вместе, выиграв войну, -

Хотелось больше власти и свободы.

 

Погасли звезды в лжи и пустословье.

На куполах церквей играют блики.

Глядят на нас с безмолвною любовью

В старинных храмах дорогие лики.

 

Все возвратилось через много лет:

Над ширью городов, простором сел

Как символ веры, возрожденья свет

Парит двуглавый золотой орел.

Беседа  с классом, в ходе которой  выясняется, какие существуют символы государства.

-        Как называется государство, в котором мы все живем?
(
Россия).

- А что для нас — Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)

-        Какие вы знаете символы нашей Родины?

Если воспитанницы затрудняются с ответом, то можно помочь вопросами:

-Какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников?

-Какая музыка при этом исполняется?

(У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это — герб, флаг и гимн.)

  1. Российский герб

Далее объяснение, что такое герб и для чего он служит.

-        Ребята, кто знает значение слова «герб»?

У всякого государства и почти у всякого города  есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». (записывается это слово на доске.) Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах.

Ученик.

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

Вот леопард, орёл двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный –

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

На государственных гербах разных стран мира изображены грозные животные: львы, медведи, орлы и т.д.

Герб есть и у нашей  Родины — России.

Рассмотрите изображение современного герба России.

-        Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).

Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла — скипетр и держава. Скипетр — это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава — это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

-        Где мы можем увидеть изображения герба? (Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя начало  территории  нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы).

а) Святой Георгий Победоносец

-        Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о
нем знаете?

Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. В качестве иллюстрации можете использовать репродукцию иконы Чудо Георгия о змии. На Руси его именем часто называл и детей —оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь — отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы — столицы России.

Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия — символ зла. б) Двуглавый орел

Расскажите о другой составной части современного герба России - двуглавом орле.

На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).

Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

-        Крылья орла подняты — почему? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия — могучая страна).

  1. Государственный флаг

Ученик.

Был побеждён народный враг

Народною рукой,

И сто народов этот флаг

Взвивает над собой –

На самой высшей высоте,

На самой дальней широте

Среди полей и городов,

Меж волн бесчисленных рядов.

Отчизна родная! Твой символ державный

На труд и на подвиг зовёт свой народ!

Дозор твой стоит в боевом авангарде –

Могучая сила, надёжный оплот!

Далее предлагается рассмотреть изображение флага России:

Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).

Эти слова означают одно и то же, только слово знамя — славянское, а флаг — голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности — они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

-        Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный).

Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий — небо, верность и правду, красный — храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

-        Когда поднимают флаг?  Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов.  Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет! А 22 августа страна отмечает день Государственного флага России.

IV.        Государственный гимн

О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн).

А вы знаете, что такое гимн?

Гимн — это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях — каких? Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина - Россия (обращает внимание учеников на конкретные слова гимна, подтверждающие эту идею). Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет. Музыка этого гимна впервые прозвучала 1января 1944года. А Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден с 15 марта 1944года для повсеместного использования.

Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна. Звучит гимн в сопровождении видеоролика 2.

  1. О науке Геральдике.

Сообщение учащегося.

Геральдика - это наука, изучающая гербы, герб - это рисунок на щите. Первые геральдические изображения появились ещё в незапамятные времена. Позже различными рисунками стали украшать щиты и оружие. В XII-XIII веках возникла необходимость классифицировать подобные изображения. Появились такие понятия, как герб и геральдика. За несколько столетий существования, в геральдике выработались чёткие правила изображения и описания гербов.

Вопреки сложившемуся мнению, собственный герб могут иметь не только дворяне и представители высшей аристократии. Например, в Священной Римской империи было несколько тысяч бюргерских фамилий, имевших родовые гербы. Геральдика наука интернациональная и внеклассовая. Известны гербы крестьян и рыбаков, священников разных концессий и атеистов, представителей разных национальностей, государств, земель, городов, коллективов и отдельных личностей.
Геральдику принято делить на государственную, территориальную и городскую, родовую (в том числе и личные гербы), и корпоративную.

Объявляется конкурс «Герб класса»

Учащиеся рисуют герб. Лучшие работы защищают.

VI. Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»

Мнения учащихся были выяснены заранее с помощью анкетирования. Теперь учащимся предстояло высказать вслух свою точку зрения и отстоять ее.

VII. Викторина Символы России (по материалам классного часа)

1. Назовите три обязательных символа России. (Флаг, герб, гимн)

2. Что такое скипетр? (древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох)

3. Что такое держава? (символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом)

4. Как зовут всадника, изображенного на гербе? (святым Георгием Победоносец)

5. Что символизирует двуглавый орел? (Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток)

6. Как на Руси назывался флаг? (Знамя)

7. Что символизируют цвета флага? (Белый цвет означает мир, чистоту, синий — небо, верность и правду, красный — храбрость.)

VIII. Официальными символами нашего государства также являются:

          Столица нашей Родины – Москва (слайд 7)

          Президент России – Д.А.Медведев (слайд 8)

          Конституция – основной Закон (слайд 9)

Ученик.

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.

Он в пять лучей над миром засверкал.

Люблю я Волги вольное теченье,

Люблю сибирских вод задумчивое пенье,

Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.

Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я её пою.

Я – русский человек, сын (дочь?) своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

IX. Неофициальные символы России. (Слайды 10-20)

Ученик.

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

(Рассказ по слайдам)

         

X. Подведение итогов.

Награждение лучшего художника и знатока символики.

---------------------------------------------------------------------------------

Используемые ресурсы:

               

                                                 

                                    

            

                   

                        

                       

                     

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Гимн России. Текст гимна

Музыка - Георгия Александрова,

 новый текст - Сергея Михалкова


Утвержден Указом Президента Российской Федерации

от 30 декабря 2000 года № 2110

***

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Символы России"

На классном часе мы коснулись символики вообще и подробнее остановились на гербе как символе государства....

классный час " Символы России" + презентация

классный час " Символы России" преднозначен для учащихся 6 классов, где рассказывается о истории возникновения символики до настоящего времени....

Классный час "Символы России"

Классный час "Символы России"...

КЛАССНЫЙ ЧАС «СИМВОЛЫ РОССИИ» ( 6 класс)

Цель: формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам.Оформление: герб Российской Федерации, гербы других стран, флаг России....

Разработка классного часа «Символы России», 01.09.2013г.

Разработка классного часа предназначена для учащихся 5 класса. Урок содержит информацию о государственной символике, расширяет представление о Конституции РФ. Весь ход урока направлен на самостоятельн...

презентация к классному часу "Символы России"

презентация к классному часу "Символы России"...

Классный час "Символы России. Гербы"

С целью воспитания у детей чувства патриотизма и любви к Родине, формирования гражданского самосознания в 5 специализированном кадетском классе был проведен классный час по теме "Символы Рос...