Программа воспитательной работы
рабочая программа на тему

Григорьева Ольга Васильевна

Программа воспитательной работы "Профилактика асоциального поведения школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Судиславская СОШ                        Григорьева О.В.

Муниципальное образовательное учреждение

Судиславская средняя общеобразовательная школа

Программа воспитательной работы

"Профилактика асоциального поведения школьников"

        

Автор: Григорьева Ольга Васильевна

Актуальность проекта:

Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодёжи. Детство это время, когда у ребёнка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы.

В детстве закладываются основы личной активности и личностные свойства, появляются ценности, определяющие «качество» будущей жизни человека. В то же время ребенок наименее защищен от социального, психологического и физического воздействия. Отсюда вытекают следующие противоречия:

1. Декларирование здорового образа жизни, нравственности, правовой законности и отсутствие выполнения этих требований в действительности.

2. Существование множества законов, охраняющих детство и юношество, в реальности же – детская незащищенность.

3. Школа – самостоятельное государство, где ребенок чувствует поддержку. Оказавшись за пределами школьного государства, он остается один на один со сложной реальностью.

Поэтому необходимо систематизировать проводившуюся ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребенка под шаблоны требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути.

Работа по профилактике асоциального поведения учащихся – часть единой программы развития всесторонне развитой, психологически устойчивой личности.

Цель программы: воспитать добрых, отзывчивых, законопослушных граждан с активной жизненной позицией и высоким социальным интеллектом.

Задачи программы:                                           Младший школьный возраст:

  • обеспечить успешную адаптацию ребенка к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому;
  • учить детей адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из жизненных ситуаций;
  • готовить учащихся к выполнению социальных ролей.

Подростковый возраст:

  • через развитие самопознания и самооценки ребенка развивать умение регулировать свое поведение;
  • содействовать формированию устойчивости к неблагоприятным средствам влияния, ориентации на положительного лидера в среде сверстников, адекватности поведения в школе и вне нее;
  • активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке собственной внутренней позиции, ценностных ориентаций.

Юношество:

  • способствовать сознательному принятию учащимися нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми;
  • формировать умение делать выбор в конкретной ситуации, помочь приобрести навыки личностной рефлексии и психологической безопасности.

Срок реализации Программы:                 2006 – 2011 годы

2006 – 2007 г. — 5 класс                2007 – 2008 г. — 6 класс

2008 – 2009 г. — 7 класс                2009 – 2010 г. — 8 класс

2010 – 2011 г. — 9 класс.

Ожидаемые результаты:

1.        Свойства личности, обеспечивающие возможность ее самореализации, саморазвития:

  • Самоприятие – убежденность в том, что Я действительно живу; существую в согласии с самим собой; центрация не на себе;
  • Способность к рефлексии – умение анализировать и владеть своими чувствами; выбирать эффективные способы поведения, управлять собой;
  • Знание себя – знание своих психофизиологических особенностей, характера;
  • Признание и принятие окружающей среды. Способность к пониманию других – умение вставать на точку зрения другого; сочувствовать ; сопереживать;
  • Активность – стрессоустойчивость; волевое начало;
  • Готовность к постоянному поиску целей в жизни;
  • Эмоциональная и интеллектуальная независимость – готовность к самостоятельному жизненному выбору;
  • Самоуважение; умение жить вместе с другими
  1. Объективная оценка ситуации в школе, связанной с правонарушениями, безнадзорностью, использованием токсических или наркотических веществ;
  2.  Повышение уровня правовой информированности родителей и учащихся школы;
  3.  Активизация роли семьи в плане воспитания законопослушного, успешного и ответственного ребёнка;
  4.  Сдерживание роста правонарушений среди учащихся;
  5.  Повышение уровня культуры учащихся.

Основные программные мероприятия

Направление работы «Организационная»

Сроки

Ответствен-ные

1

Составление списков детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей.

сентябрь

кл. руководитель

2

Сбор информации об учащихся, находящихся под опекой; о социально-незащищенных семьях. Составление характеристик неблагополучных семей.

кл. руководитель

3

Составление социальных психолого - педагогических характеристик учащихся, состоящих на учете.

кл. руководитель

4

Анализ внешкольной занятости учащихся.

кл. руководитель

5

Участие в семинарах классных руководителей и педагогических советах школы.

по плану

кл. руководитель

6

Обновление школьной базы данных по классу с учётом новых сведений о учащихся

сентябрь

кл. руководитель

Направление работы   «Семья»

Сроки

Ответствен-ные

1

Сотрудничество с отделом социальной защиты района по оказанию помощи малообеспеченным и многодетным семьям.

В течение года

соц. педагог

кл. рук.

2

Проведение профилактической работы с родителями, уклоняющимися от воспитания детей.

соц. педагог

психологи

кл. рук.

3

Проведение родительских собраний. Выбор родительского комитета.

кл. рук.

4

Организация и проведение индивидуальных консультаций для родителей учащихся по различным вопросам.

кл. руководитель

5

Приглашение специалистов РОВД, ЦРБ, психологов по интересующим родителей вопросам на родительские собрания.

кл. руководитель

Направление работы «Забота»

Сроки

Ответствен-ные

1

Выявление и наблюдение детей-сирот, детей из неблагополучных семей, опекаемых детей и детей-инвалидов.

сентябрь

соц. педагог

кл. руководитель

2

Составление на основе полученных данных списков детей, нуждающихся в пребывании в реабилитационных центрах и лагерях дневного пребывания.

в течение года

кл. руководители

3

Обследование неблагополучных семей.

соц. педагог

кл. руководители

4

Осуществление контроля проживания опекаемых детей.

октябрь,

апрель

соц. педагог

кл. руководители

Направление работы «Здоровье»

Сроки

Ответствен-ные

1

Привлечение к работе специалистов ЦРБ

по вопросам профилактики наркомании, курения, употребления детьми алкоголя

в течение года

кл. рук.

2

Проведение дня здоровья в классах, с целью повышения престижности здорового образа жизни среди учащихся.

4 четверть

соц. педагог

кл. рук.

3

Проведение рейда «Нет курению» (территория школы).

ежедневно

соц. педагог

учителя

4

Выполнение творческих работ на тему «Я и мое здоровье».

4 четверть

соц. педагог

кл. рук.

5

Организация и проведение классных и общешкольных комплексных оздоровительных  физкультурно-спортивных мероприятий (Спар-такиад, фестивалей, кроссов, походов и т.д.)

в течение года

Кл. рук.

МО физ-ры

Направление работы  «Просвещение»

Сроки

Ответствен-ные

1

Развитие детского самоуправления как одного из факторов социализации подростков, включению их в значимую деятельность, выработке активной жизненной позиции

в течение года

Завуч по ВР, Совет командиров, кл. рук.

2

Проведение бесед в классах на этические нравственные,  эстетические темы

кл. рук.

3

Проведение в школе интеллектуально-развлекательных мероприятий.

постоянно

завуч по ВР, кл. рук.

4

Мероприятия, посвящённые гражданско-патриотическому воспитанию

завуч по ВР, кл. рук.

5

Реализация образовательной программы

Учителя и кл рук.

6

Встречи с инспектором ИДН, представителями КДН при администрации с разъяснительными беседами «Права и ответственность несовершеннолетних». Консультации юристов.

по плану

зам. директора по ВР, кл. руководитель

7

Выпуск стенной печати: плакатов, стенгазет, агитлистков. Выполнение творческих работ.

Завуч по ВР, кл. рук.

8

Беседы на тему внешнего вида, культуры поведения и речи учащихся. Школьные акции.

завуч по ВР, кл. рук.

Направление работы  «Делу время, потехе час»

Сроки

Ответствен-ные

1

Трудовое воспитание (дежурство, генеральные уборки, уборка территории)

В течение года

кл. руководитель

2

Работа по привлечению учащихся в кружки, секции.

соц. педагог

кл. рук.

3

Изучение занятости учащихся во внеучебное время.

соц. педагог

кл. рук.

4

Изучение структуры учреждений дополнительного внешкольного образования, кружков, секций.  Доведение информации до родителей и учеников.

сентябрь октябрь

соц. педагог

кл. рук.

Направление работы  «Профилактика»

Сроки

Ответствен-ные

1

Проведение профилактической работы с детьми «группы риска» и их родителями.

в течение года

соц. педагог

кл. рук.

2

Приглашение сотрудников РОВД и ГИБДД с разъяснительными беседами.

кл. рук.

3

Проведение индивидуальных консультаций с детьми и родителями по возникающим проблемам и вопросам.

кл. руководитель

4

Контроль посещаемости занятий “трудными” учащимися.

кл. руководитель

5

Профилактика отклоняющегося (девиантного) поведения учащихся совместно с социальными службами, КДНиЗП, ПДН, РОВД.

ежедневно

соц. педагог

кл. руководитель

6

Организация отдыха и трудоустройства детей на летний период.

май, июнь

Администра-ция, кл. рук.

7

Организация и проведение комплексных агитационно-пропагандистских мероприятий (месячников по профилактике курения, алкоголизма, употребления токсических и наркотических средств и т.д.)

по плану работы школы

зам. директора по ВР

кл. руководитель

8

Составление социального  паспорта класса, дневников индивидуальной профилактической работы с учащимися и их семьями

в течение года

кл. руководитель

9

Изучение правил дорожного движения совместно с ГИББД.

кл. руководитель

10

Пропаганда пожарной безопасности, в рамках созданной «Пожарной дружины»

кл. руководитель

11

Пропаганда патриотизма, здорового образа жизни подростков и молодежи, их ориентация на духовные ценности

завуч по ВР

кл. руководитель

12

Участие в семинарах классных руководителей по вопросам профилактики правонарушений

По плану

Соц.педагог,

Завуч по ВР

13

Выяснение роли наследственных, социально- экономических условий в процессе формирования личностных качеств

постоянно

кл. руководитель

14

Посещение семей

регулярно

соц. педагог

кл. рук.

Формы работы:

5 – 8 классы

  • классные часы
  • беседы
  • устные журналы
  • конкурсы
  • викторины
  • встречи
  • экскурсии

9 – 11 классы

  • круглый стол
  • деловые игры
  • вечера
  • встречи со специалистами
  • выставки
  • диспуты
  • конференции

Внеурочная занятость учащихся школы

На базе школы работают – 15 кружков:

  • шахматный кружок «Белая ладья» – занимаются 19 человек (1-11 классы);
  • кружок «Диджей» - занимается музыкальным оформлением общешкольных мероприятий, дискотек;
  • два танцевальных кружка: «Алёнушка» и «М’HEY DANCES»;
  • «Бисероплетение»; «Умелые ручки»;
  • «Зелёный мир»; «Дизайн и цветоведение»;
  •  «Театральная студия»; «Игра без границ»;
  • «Греко – римская борьба» и т.д.

 9 – спортивных секций: волейбол, баскетбол, борьба, каратэ, футбол и др.

 7 – детских объединений: ЮПИДД «Автостоп» объединяет учащихся, которые пропагандируют безопасность дорожного движения, как среди школьников, так и среди взрослого населения; Пожарная дружина; Совет музея объединяет 25 человек 7 - 10 классы, ребята занимаются сбором материалов, оформляют выставки, проводят экскурсии.

В целях повышения уровня профилактической работы во время летних каникул, проводится ряд мероприятий:

  1. Пришкольный оздоровительный лагерь
  2. Экологический и трудовой лагерь
  3. Ремонтная бригада

Механизм оценки результатов

Работа оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества учащихся, склонных к нарушению дисциплины и отстающих в учёбе; уменьшению количества  детей, употребляющих табак и алкоголь, снятие ребенка с внутришкольного учета ОУ.

 Еще один показатель успешности – увеличение числа учащихся вовлечённых в различные виды положительной деятельности;  изменение характера личных отношений воспитанников  со сверстниками и взрослыми в положительную сторону, а также увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек. Мероприятия, запланированные в программе, будут способствовать улучшению ситуации. Результаты проекта оценивает администрация ОУ.

Перспективы дальнейшего развития

Ежегодно коллектив класса пополняется новыми учениками или, наоборот, расстаётся с друзьями из-за переезда их в другой город. Дети взрослеют, их родители , к сожалению, иногда разводятся или просто теряют с ними контакт. Актуальность программы с течением времени всё больше возрастает. Поэтому проект и после его завершения будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта останется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...