"Современные концепции и подходы к воспитанию "
статья по теме

Ицкович Татьяна Яковлевна

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений.  Предлагаемый материал содержит выступление па педагогическом совете"Современные концепции и подходы к воспитанию "

Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

  • воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
  • эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;

результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар      

     основная общеобразовательная школа № 81

«Современные подходы и концепции воспитания»

Выступление на педсовете

 

Учитель     Ицкович Татьяна  Яковлевна

Современные концепции воспитания

                      Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики.  .

Современные подходы и концепции воспитания

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций. Основу появлению этого раздела еще в XIX веке положил К.Д. Ушинский, написавший пособие «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Следом за ним в 20-30 гг. XX века огромный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко в своих работах: «Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей» и т.д.

Современные же концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли педагога в процессе воспитания и развития ребенка.

 Общие закономерности современных концепций воспитания

Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

  • воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
  • эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
  • результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

  • повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
  • необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;
  • восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;
  • расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.. С чего начинается воспитание?

  Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».

Чтобы увидеть свои недостатки и начать исправлять их, стоит заняться воспитанием других, а«…исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей…» – утверждал Л.Н. Толстой. Это долгий процесс, так как«…вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание» (К.А. Гельвеций).

 В основе концепции– всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности(Х. Лийметс). Чтобы этот процесс

развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг

него  соответствующая  атмосфера,  так  называемое  «гуманистическое  пространство

детства»(И.Д. Демакова). В создании такого пространства классный руководитель

занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ(диагностику), классный руководитель создает условия, чтобы

ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку,  можно определить длсебя для себя основное

правило– «ПРАВИЛО7 У».

  1. Уверенность– знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Классныйруководитель– гарант соблюдения прав ребенка.
  2. Успешность– берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему.
  3. Удивительность– надо развивать в себе незаурядность, дети не любят«пирожки ни с чем».
  4. Убедительность– уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.
  5. Уважительность– необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей, – они уважают твое. Воспитание без уважения– подавление.
  6. Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а

     анализировать и работать.

  1. Улыбчивость– без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка– это и оценка, иодобрение, и подбадривание.

И тогда РАДУГА чувств, осветив душу и сердце ребенка, направит его на путь

познания себя..Воспитание успешно, если оно системно.

  Система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть

их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть

я на основе анализа за прошлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за

прошедший период определяю воспитательные задачи.

Серьезно подхожу к определению содержания работы с детьми.

Совместной деятельности учеников и взрослых я придаю особое значение. «От

сотрудничества– к сотворчеству!»  .

Межличностные отношения в классном коллективе– это показа-тель успешности воспитания.«Цель истинного воспитания– не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только

быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать спра-ведливости» (Д. Рескин).

Мы  должны представить, какими будут  наши дети– это будут САМОстоятельные и

САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОоп-ределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

Все это и есть главная цель воспитания– счастливый человек!

А сейчас идет долгая и тщательная работа поиска путей достижения цели. «Воспитание детей– рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою

большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе.

Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.

Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе – большинство.

Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция "Использование интегративного подхода в воспитании и обучении учащихся на уроках географии"

Интегративный подход в обучении учащихся на уроках географии: преимущества и недостатки...

Современные и инновационные подходы в физическом воспитании школьников.

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...

Современные концепции и подходы к воспитанию

Современные концепции и подходы к воспитанию...

современные подходы к воспитанию:перспективы их воспитания

доклад,презентация о проблемах воспитания в системе образования....

Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования

В апреле 2016 года в Институте психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета прошли обсуждения проблем асоциального поведения в современной школе. П...

Современные концепции в воспитании детей

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. И чтобы вы смогли по...