Классный час: "Добро и уважение"
классный час по теме

Круглова Ольга Николаевна

материал содержит презентации, конспект занятия, беседу по теме "каждый человек достоин уважения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon puteshestvie_v_dobro.ppt781 КБ
Microsoft Office document icon uvazenie_konspekt.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon 61268.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ:

«КАЖДЫЙ ЛИ ЧЕЛОВЕК ДОСТОИН УВАЖЕНИЯ?»

Цель: формирование устойчивых нравственных принципов.

Задачи:

- познакомить учащихся с такими нравственными понятиями, как уважение, высокомерие, тщеславие, честолюбие, толерантность;

- воспитание чувства ответственности, самостоятельности, навыков самооценки;

- развитие творческого воображения и фантазии.

Оборудование:

- мультимедийный компьютер учителя;

- проектор;

- презентация;

- сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (гл. 11);

- листы бумаги.

Ход занятия: 

  1. Организационный момент (приветствие). (слайд №1)
  2. Беседа с учащимися

(Включить запись «Лунной сонаты» Бетховена)

- Что это за мелодия? Кто автор музыки?

- Как вы думаете, этот человек достоин уважения?

3. Доклад учащегося о жизни и творчестве композитора на фоне презентации. 

(слайды № 2 – 4)

Людвиг Ван Бетховен  (крещен 17.12.1770 в Бонне — умер 26.03.1827 в Вене) —

гениальный немецкий композитор с удивительной и трагической судьбой.

С 27 лет Бетховен страдал глухотой, которая постоянно прогрессировала. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться. Но он продолжал писать музыку.

Знаменитая «Лунная соната», четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего у него было тридцать две сонаты для фортепиано), написана в 1800-1801 гг. Она была издана в марте 1802 г. и посвящена Джульетте Гвиччарди.

Название сонаты принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832  г. окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками передал образ Люцернского озера тихой лунной ночью.

Вопрос учителя:

- А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?

(рассуждения учащихся)

4. Учитель читает строки из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»: (слайд № 5)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Учитель:

В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.

5. Вопрос учителя:

- Что такое уважение?

(ответы детей)

Презентация: (слайд № 6)

Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Учитель:

- Подберите синонимы к слову «уважение».

Презентация: (слайд № 6)

- почтение, почитание, пиетет, благоговение, респект.

Учитель:

- Согласны ли вы с тем, что каждый человек имеет право на уважение?

(ответы детей)

Учитель:

Я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы вас уважали?» (только «Да» или «Нет»).

Собираются листочки с ответами и подсчитываются результаты.

Учитель:

- Все ребята (или абсолютное большинство) ответили положительно на мой вопрос, т.е. все, конечно, хотят, чтобы его уважали.

Презентация: (слайд № 7)

И мне хочется, чтобы мы с вами ответили на другой, более важный, на мой взгляд, вопрос, который каждый должен поставить себе: «Достоин ли я уважения?»

Бывает так, что рядом с нами появляются люди, которые считают себя лучше других.

- Как это проявляется в поведении человека?

(ответы детей: такой человек ведет себя грубо, высокомерен, равнодушен, признает только свою точку зрения, незаслуженно обижает окружающих и т.д.)

Учитель:

- Такой человек высокомерен и тщеславен. А что означают эти понятия?

(ответы детей)

Презентация: (слайд № 8)

Высокомерие — гордое и надменное поведение по отношению к комунибудь.

Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию.

Честолюбие — жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

6. Учитель:

В сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорится о таком тщеславном и честолюбивом человеке.

(Чтение главы 11 о честолюбце).

Учитель:

Маленький принц сбежал от честолюбца, назвав его «странным взрослым».

- А каковы ваши впечатления от этой встречи? Что бы вы сказали после встречи с ним?

(ответы детей)

7. Учитель:

- С таким человеком, который ставит себя выше других, трудно общаться. Каждому из нас нужно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви. Не нужно забывать и о толерантности.

Презентация: (слайд № 9)

Толерантность — терпимое отношение; признание равенства всех рас, полов, возрастов, социальных групп, религий и т.д.

Учитель:

- Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?

 (ответы детей: да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие; а разумная доля честолюбия должна присутствовать в человеке).

8. Работа в группах по проблемному заданию.

Учитель:

- Возьмем волшебный мешочек. Он поможет нам вспомнить один важный для нас вопрос и поможет разделиться на группы. Из мешочка достаньте листочек с надписью и найдите тех, у кого та же надпись, — это и есть ваша группа. (Всего 4 группы).

Из слов на листочках можно составить вопрос: «Достоин ли я уважения?»

Презентация: (слайд № 10)

Задание для групп № 1 и 3: продолжите фразу: «Мы уважаем человека, если он…»

Задание для групп № 2 и 4: составьте правила: «Как нужно себя вести, чтобы тебя уважали».

(На выполнение задания отводится 5-7 минут, каждая группа выполняет его на большом листе бумаги. Затем результаты представляются и вывешиваются на доску).

Учитель подводит итоги:

Презентация: (слайд № 11)

Если хочешь, чтобы тебя уважали, — уважай других.

Ты достоин уважения, если уважаешь других.

9. Заключительный этап занятия.

Учитель:

- Я предлагаю вам, ребята, придумать символ взаимного уважения. (Возможны различные варианты, например, ладонь).

Учитель просит учащихся обвести на листке бумаги свою ладошку, вырезать ее, а затем ответить самому себе на главный вопрос: «Достоин ли я уважения?»

Уходя с нашего занятия, положите свою «ладошку» в корзину (она приклеена на дверях), если вы ответили на вопрос «Да»; если вы ответили «Нет», то заберите ее с собой. И пусть эта ладошка напоминает о том, что нужно стремиться к тому, чтобы быть достойным уважения окружающих.

(Вновь звучит «Лунная соната» Бетховена)



Предварительный просмотр:

основы нравственности

 

на тему: «Каждый человек достоин уважения»

Уважайте в себе и других человеческую личность.

Дмитрий Писарев

Творческое задание «Тайна уважения»

Дети записывают цитату Мишеля Монтеня: «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько от излишнего к себе уважения».

Делятся дети на группы , на одной половине листа они пишут пороки, которые происходят от чрезмерного уважения к себе, а на другой — пороки, которые происходят от недостатка уважения к себе.

Например, чрезмерное уважение к себе рождает в людях эгоизм, самовлюбленность, неумение сотрудничать и т.д. Недостаток уважения к себе приводит к неуверенности, комплексу неполноценности, не умению достичь цели.

Вопросы и задания для беседы:

  • Что значит — уважать чье-то мнение, чьи-то мысли? Чье мнение и чьи мысли вы уважаете?
  • Чувствуете ли вы, когда вас уважают, и в чем это прежде всего выражается?
  • Все ли люди достойны уважения ? Уважаете л и вы каких-либо людей, которых, кроме вас, не уважает никто? Расскажите об этих людях.
  • Как человек меняется под влиянием уважения?
  • Кого в своей семье вы больше всего уважаете и за что?
  • Почему говорят, что старость надо уважать? Согласны ли вы с этим? Нуждаются ли дети в уважении?

ТРИ ТОВАРИЩА

Курдская сказка

Трех товарищей в дороге застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймет, кто же из них за старшего.

Спросил одного:

Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?

Эти двое — ослы, — ответил гость, — им со мной рядом сидеть не положено. Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:

Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его. След моей ноги дороже их голов, — ответил гость, — они — собаки.

Наконец хозяин вызвал третьего:

Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы с ним побеседовать.

Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.

Хозяину понравился этот ответ:

Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам:

Накройте три стола. На один положите сена, на другой — костей, а на третий — все, что полагается для дорогого гостя.

Удивились гости. А хозяин говорит: представились, то вам и подано..

Вопросы и задания к сказке:

  • Как вы думаете, почему двое спутников так относились к людям?
  • Как вы думаете, изменятся ли двое товарищей после «угощения» хозяина?
  • Если вы сталкиваетесь с неуважительным отношением людей друг к другу, что вы предпринимаете?
  • Докажите примерами из жизни, что умение уважать — основа дружбы.

Звериный урок

А. Куприн

После долгих дней страшной засухи пошли, наконец, благословенные дожди. Обмелевшие речки наполнились живой бегучей сладкой водою. Изнывавшие от жажды лесные дикие звери с наслаждением купались в прохладной воде. Стадо диких слонов однажды вечером возвращалось с водопоя по Великой звериной тропе, протоптанной десятками звериных поколений. Впереди весело бежал разыгравшийся молодой слоненок, пятнадцати лет от роду и ста пудов весом.

Вдруг он остановился, услышав чей-то ворчливый голос, раздававшийся из-под его ног. Это говорил муравей, тащивший на себе обломок прошлогодней веточки.

—        Ослеп ты, что ли, огромный кусок мяса? Уж эти мне молодые слоны, вечно суются под ноги.

Слоненок от удивления выпучил маленькие красные глаза, оттопырил уши и продолжал стоять. Но шедшая сзади старая мать-слониха закричала на него:

Или ты оглох? Извинись скорее и сойди с тропы.

Прости, старший брат мой, — пробормотал сконфуженный слоненок, осторожно сходя с дороги. Муравей ничего не ответил. А молодой слон, дождавшись, когда слониха опять пришла в доброе расположение духа, спросил ее учтиво:

Скажи мне, о мать моя, почему же он такой сердитый? И мать объяснила ему:

Он тащил на себе такую тяжесть, что если бы ее увеличить во столько раз, во сколько ты больше, тяжелее и глупее муравья, да положить эту тяжесть на тебя, то она расплющит тебя так же легко, как — смотри — я давлю ногою этого скорпиона.

Вопросы и задания к сказке:

  • За что молено уважать муравья, и за что слона?
  • Кого еще из мира животных вы уважаете, и почему?
  • Как вы поступаете, если идете по тропинке и замечаете на ней муравьев?
  • В чем может проявляться уважительное отношение человека к природе?
  • Как бы вы научили уважению своих детей в следующих случаях:

- дети на улице дразнят калеку;

- дети перебивают в разговоре взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День пожилого человека - день добра и уважения"

Данный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвященного Дню пожилого человека....

Методическая разработка сценария концерта "День добра и уважения", посвящённого Дню пожилого человека

Материал адресован учителям музыки, педагогам дополнительного образования в помощь при подготовке внеклассных мероприятий. В методической разработке представлен сценарий проведённого мероприятия - кон...

"День добра и уважения"

Сценарий празднования Дня пожилого человека....

Беседа "День добра и уважения искусство общения"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15965715","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

День Добра и уважения

Классный час День Добра и уважения...

День добра и уваженья

Цель:  воспитывать уважительное отношение к пожилым людям; развивать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость....

Классный час «День Добра и уважения», посвящённый Дню пожилого человека.

Классный час «День Добра и уважения», посвящённый Дню пожилого человека....