Доклад "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"
материал (7 класс) по теме

Шаповалова Вероника Николаевна

Доклад содержит анкету и рекомендации по воспитанию у школьников культуры межнационального общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Заревская СОШ с УИОП

Классный руководитель

7«б»  класса

Шаповалова В.Н.

2013 г.

Цель: Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в классе с многонациональным составом.

Задачи: 

1. Познакомить учеников с историей формирования национального состава населения России

2. Сформировать у учеников нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме.

3. Провести анкетирование детей для определения уровня толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты.

Методы: беседа, анкетирование

Оборудование: презентация, анкеты для учеников, блок-схема “толерантность”.

 План классного часа

  1. Исторические аспекты формирования населения России.
  2. Нация, национальность, национализм.
  3. Патриотизм и национализм: как их различить?
  4. Толерантность, диагностика ее уровня у школьников.
  5. Заключение.

Ход классного часа

“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений”

В.П. Максаковский

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Н.А. Добролюбов

Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов (см. слайд 2,3).

Вопрос к классу: Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)

Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.

Вопрос к классу: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?

Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.

Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.

И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.

Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.

Нация, национальность, национализм.

Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.

НАЦИЯ (слайд 4) – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).

Вопрос к классу: что такое национальность и как ее определить?

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (слайд 4) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.

Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей.

Я, Панкратова Маргарита Сергеевна, 08.01.1981 г.р. Место рождения: Россия, г. Москва. Мать: русская. Отец: русский. Следовательно, я – русская.

Вопрос к классу: Может ли кто-нибудь из Вас точно так же, как и я, сказать, кем по национальности являетесь Вы?

Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”.

В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”. Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.

Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.

НАЦИОНАЛИЗМ (слайд 5) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:

“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.

Станислав Ежи Лец

Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.

Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.

Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.

Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.

Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России.

При таком раскладе “кавказская война” может обернуться войной не только и не столько против “общего врага” в лице “Российской империи”, сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность.

Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут другой повод для вражды друг с другом: “Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность”.

Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.

Патриотизм и национализм: как различить

Вопрос к классу: что такое патриотизм?

ПАТРИОТИЗМ (слайд 5) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.

Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.

ШОВИНИЗМ (слайд 5) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.

Понятие толерантности

Обращение к классу: А теперь давайте поговорим о толерантности (слайд 7). Вам знакомо это слово?

Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.

Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.

Перевод слова “толерантность” с разных языков

язык

Перевод на русский язык

английский

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

французский

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

китайский

Проявление великодушия в отношении других

арабский

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

персидский

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

Обращение к классу: Мы с вами разобрались, что такое толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому понятию. (ученики предлагают свои варианты)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (слайд 6) – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.

Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.

Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе. Блок-схема “толерантность” размещается на доске (слайд 6)

По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.

Обращение к классу: А теперь нам с вами предстоит выполнить непростую задачу: мы попытаемся сейчас определить именно ваш уровень толерантности. Для этого я раздам вам специальные анкеты. Для их заполнения Вам хватит нескольких минут. А после мы все вместе подсчитаем баллы и подведем итоги.

Учитель раздает заранее подготовленные анкеты (см. Приложение 2).Дети заполняют анкеты и по количеству набранных баллов определяют свой уровень толерантности (см. Приложение 3). Учитель подсчитывает количество детей, относящихся к той или иной группе, и вместе с ними делает вывод на основе полученных данных.

Заключение

Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным улучшением “национального достоинства”. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации.

Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей.

Обращение к классу: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного. (Выводы записываются на доске)

Выводы:

  • Национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей
  • Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
  • Своей национальной принадлежностью нужно гордиться
  • Национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
  • Шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
  • Компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
  • Каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.

Обращение к классу: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.

Народы  проживающие  в России – список национальностей.

1 Русские

2 Татары

3 Украинцы 

4 Башкиры

5 Чуваши

6 Чеченцы

7 Армяне

8 Мордва

9 Аварцы

10 Белорусы

11 Казахи

12 Удмурты

Азербайджанцы

14 Марийцы

15 Немцы

16 Кабардинцы

17 Осетины

18 Даргинцы

19 Буряты

20 Якуты

21 Кумыки

22 Ингуши

23 Лезгины

24 Коми

25 Тувинцы

26 Евреи

27 Грузины

28 Карачаевцы

29 Цыгане

30 Калмыки

31 Молдаване

32 Лакцы

33 Корейцы

34 Казаки

35 Табасараны 36 Адыгейцы

Коми-пермяки

38 Узбеки

39 Таджики

40 Балкарцы

41 Греки

42 Карелы

43 Турки

44 Ногайцы

Мордва-эрзя

46 Хакасы

47 Поляки

48 Алтайцы

49 Черкесы

 Лугово-восточные марийцы

Мордва-мокша

52 Литовцы

53 Ненцы

54 Абазины

55 Эвенки

56 Китайцы

57 Финны

58 Туркмены

59 Болгары

60 Киргизы

61 Езиды

62 Рутульцы

63 Ханты

64 Латыши

65 Агулы

66 Эстонцы

67 Вьетнамцы

68 Кряшены

69 Андийцы

70 Курды

 71 Эвены

Горные арийцы

73 Чукчи

74Коми-жемцы

75 Дидойцы

76 Шорцы

77 Ассирийцы

78 Гагаузы

79 Нанайцы

80 Манси

81 Абхазы

82 Арабы

83 Цахуры

Пуштуны(афганцы)

85 Сибирские татары

86 Нагайбаки

87 Коряки

88 Вепсы

89 Долганы

90 Поморы

91 Ахвахцы

92 Бежтинцы

93 Каратинцы

94 Румыны

95 Нивхи

 Индийцы (хинди)

97Тоджинцы

98 Селькупы

99 Сербы

Крымские татары

101 Персы

102 Венгры

103 Удины

Горские евреи

Турки-месхетинцы

106 Шапсуги

107 Ительмены

108 Бесермяне

109 Кумандинцы

110 Ульчи

111 Чехи

112 Уйгуры

113 Сойоты

114 Монголы

115 Телеуты

116 Талыши

117 Теленгиты

118 Таты

119 Камчадалы

Астраханские татары

121 Саамы

122 Эскимосы

123 Удэгейцы

124 Латгальцы

125 Каракалпаки

126 Тубалары

127 Испанцы

128 Хемшилы

129 Юкагиры

130 Кеты

Американцы США

132 Чуванцы

133 Гунзибцы

134 Итальянцы

135 Челканцы

136 Тофалары

137 Японцы

138 Нганасаны

139 Французы

140 Дунгане

141 Кубинцы

142 Орочи

143 Чулымцы

Осетины-дигорцы

145 Словаки

146 Негидальцы

147 Алеуты

148 Гинухцы

149 Англичане

150 Бенгальцы

Среднеазиатские цыгане

152 Мегрелы

153 Хорваты

154 Караимы

155 Ульта (ороки)

Нидерландцы (голландцы)

157 Ижорцы

Финны-ингерманландцы

159 Шведы

160 Тазы (удэ)

161 Албанцы

162 Австрийцы

163 Аджарцы

164 Энцы

165 Лазы

Чеченцы-аккинцы

167 Сету

Среднеазиатские арабы

169 Крымчаки

170 Черногорцы

171 Хваршины

172 Русины

Осетины-иронцы

174 Арчинцы

175 Кубачинцы

176 Португальцы

177 Белуджи

178 Водь

179 Ингилойцы

Среднеазиатские евреи

181 Греки-урумы

Грузинские евреи

183 Тиндалы

184 Сваны

185 Багулалы

186 Годоберинцы

187 Рушанцы

188 Баджуйцы

189 Юги

190 Ботлихцы

191 Шугнанцы

192 Чамалалы

193 Кереки

194 Кайтагцы

195 Арнауты



Предварительный просмотр:

МАОУ Заревская СОШ с УИОП

ШМО классных руководителей

Из опыта работы

классного руководителя

7«б»  класса Шаповаловой В.Н.

Ноябрь, 2013 г.

  1. Культура межнационального общения – качество личности школьника.

Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, - это множество языков, культур, традиций. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России - великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Их причины - территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе.

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно, как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Россия вступила на путь реформ, изменивших в короткие сроки всю общественную жизнь, повлиявших и на сферу межнациональных отношений. Экстремистские группировки, состоящие в основном из молодежи, объединяются по всем регионам России в националистские организации, активизируя свою деятельность против представителей других национальностей.

Ухудшению межнациональных отношений в обществе способствовали военные действия на Северном Кавказе, и террористические акции, совершаемые во всем мире представителями исламских группировок. Как показывают исследования B.C. Собкина, в начале XXI в. отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток г. Москвы принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников.

Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях.

Государственный заказ на воспитание культуры межнационального общения отражен в Конституции Российской Федерации, где отмечается: «...обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему среднего и высшего образования».

Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование у них высокой культуры межнационального общения.

Существуют противоречия между потребностью:

- личности российского гражданина в культуре межнационального общения и фактическим недостаточным уровнем сформированности этого качества у преобладающего числа школьников;

- педагогической практики в научном осмыслении формирования культуры межнационального общения у школьников и неразработанностью в науке целостного представления о процессе формирования этого качества.

Названные противоречия обусловили проблему, состоящую в необходимости формирования у школьников культуры межнационального общения в современных условиях.

Культура межнационального общения - это система нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.

Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.

Понятие культуры межнационального общения можно рассматривать двояко: как предписания, правила по которым следует действовать всем людям в межнациональном общении и как личную способность адекватно воспринимать представителей других национальностей и контактировать с ними.

В научной литературе предлагаются следующие определения культуры межнационального общения как качества личности:

• совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах;

• способность к преодоление национального нигилизма, национального невежества, национальной застенчивости, национального снобизма, изоляционизма, чувства национального превосходства;

• готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях;

• способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением;

• уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, их традициям, языкам, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми различных норм в многонациональной среде.

Структура культуры межнационального общения как качества личности включает следующие функции:

1) развитие мировоззренческой культуры;

2) познание людьми друг друга и усиление взаимопонимания между ними;

3) регулирования процесса взаимодействия (нормы и способы общения) людей разных национальностей;

4) рост общей культуры представителей наций и народностей;

5) социализация личности;

6) воздействие личности на культурную среду нации, социума.

Культура межнационального общения складывается из множества компонентов, но наиболее важными являются знания. Знаниевый компонент складывается из следующих элементов:

-знание истории культуры своего этноса, ее традиций;

- знания национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения;

- знания роли своей национальной культуры и роли культуры этноса -партнера в мировой культуре;

-знания особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии.

Воспитание  культуры межнационального общения - такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В ходе формирования культуры межнационального общения учитель и ученик проходят несколько ступеней или уровней:

• толерантность (понятие «толерантность» в данном случае тождественно понятию «терпимость», поэтому является первой ступенью развития культуры межнационального общения)

• понимание и принятие другой культуры

• уважение другой культуры;

• утверждение культурных различий.

Различают стихийное и целенаправленное формирование личности. Качества личности формируют с помощью специальных средств воспитания и обучения. Средство в философской энциклопедии определяется как центральное звено в структуре осмысленной, полагающей и реализующей определенную цель человеческой деятельности.

При рассмотрении проблем формирования культуры межнационального общения, необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности (подростки, их родители и педагоги), так и различные общности (этнические группы, группы друзей и знакомых, семейные коллективы и т.п.); как формальные объединения - класс, так и неформальные (разновозрастные группы подростков по месту жительства); как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например, языковая и традиционно-обрядовая сферы.

Процесс воспитания культуры межнационального общения будет эффективным только при научно-обоснованном, комплексном, спланированном воздействии на все названные компоненты, влияющие на социализацию личности подростка

2. Как  воспитать толерантное отношение к представителям других национальностей в школе?

 Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. С одной стороны, дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности, в то же время уже в 4 года у ребенка начинает формироваться отношение к человеку другой национальности.

 По данным Ф. Уэссти, дошкольники и младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно.

Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

Уже в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или негативное отношение к другим; особое значение для ребенка приобретает его собственная жизненная позиция.

Для  толерантного отношения у подрастающего поколения необходимо формировать:

  • уважение к другим народам и культурам,
  • готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем;
  •  нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы;
  • стимулировать желание познавать разные культуры;
  • формировать толерантность к этническим культурам,
  • учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.

Воспитательная работа по формированию данных качеств должна проходить в системе.

Воспитание у школьников культуры межнациональных отношений осуществляется, прежде всего, на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы.

Необходимо развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, за ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, на территории которой веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов. Формировать  правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашего государства. Концентрировать внимание школьников на теме национального воспитательного идеала («высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России») и на базовых национальных ценностях россиян (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, религия, наука, искусство, природа и т.д.). Этому способствуют такие внеклассные мероприятия как классные часы «Мы  – Россияне», «Символы государства Российского», «Конституция –главный закон страны», «Я гражданином быть обязан» и дни правовых знаний.

Нужно создавать на учебных занятиях такие ситуации, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью сыновей-патриотов, её выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Данную задачу можно решать на уроках и классных мероприятиях по теме «Герои Великой Отечественной войны», «Поздравь ветерана», «Герои земли русской…» и т.д.

Важную роль в процессе обучения, по моему мнению, нужно отвести игре. В процессе использования ролевой игры  формируются навыки культуры межнационального общения. Эта форма обучения достаточно занимательна. В игре легко можно выяснить отношение школьников к какой-либо проблеме, она дает ребенку возможность получить конкретный личный опыт и сформировать собственное суждение по проблеме. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и способствует, таким образом, более глубокому осмыслению проблемы.

Особую популярность среди педагогов и учеников приобрела игра «Голубоглазые и кареглазые» из сборника, изданного в Москве в 1995 г. Она вызывает особые эмоциональные переживания, высвечивая проблему дискриминации по расовому (национальному) признаку. Эта игра создает простейшую модель дискриминации части населения страны на основе одного произвольно взятого признака. При этом учащиеся сами оказываются в положении либо дискриминируемой, либо дискриминирующей стороны.

Продуктивны и весьма интересны специально организованные диспуты и беседы: «Традиции моего народа», «Путешествие в мир ислама» и др. На таких занятиях обучающиеся подробно узнавали бы о культуре разных народов. На уроках можно было бы посещать музеи, смотреть фильмы об истории образования краёв, областей, изучать их фольклор, в том числе и виртуально, с использованием ИКТ.

Для более охотного и доброжелательного общения с людьми других национальностей было бы неплохо осуществлять различные экскурсии в регионы, где поживают представители других культур. Устраивать там концерты, представляя обычаи и традиции коренного населения, проводить лекции и слушания. Попытаться проводить обучение учеников в школах «по обмену» для развития между ними общения и усваивания быта разных народов.

Очень важно семейное воспитание в данном вопросе. Для этого можно проводить беседы с родителями на темы «Отношение к представителям другой национальности в вашей семье», «Мой ребёнок в сфере межнациональных отношений».

Доклады и лекции на патриотические темы подойдут старшим классам. Здесь они могут дать волю фантазии и сами подготовить творческие материалы. Это могут быть и доклады о своей родине, и собственные сочинения,  стихи, рассказы о героях-соотечественниках и многое другое.

Для того чтобы ближе узнать культуру других народов, помогут различные концерты, фольклорно-этнографические вечера, часы поэзии, музыки. Тут с лёгкостью можно представить детям творчество знаменитых людей разных национальностей.

Школьникам полезно будет устраивать классные часы типа «Мои друзья другой национальности» или « Как найти общий язык со сверстниками других национальностей», а также мониторинговые исследования на отношение к людям другой национальности, на знание культуры других национальностей, живущих в нашей стране и т.д.

В нашей школе и в 7б классе, в том числе, обучаются дети разных национальностей. Я предложила провести анкетирование среди семиклассников по теме «Ваше отношение к представителям других национальностей».

В анкете были следующие вопросы:

1) Хорошо ли вы знакомы со своей национальной культурой?

2) Считаете ли себя верующим человеком?

3) Хорошо ли вы знакомы с культурой других национальностей, живущих в нашей стране?

4) Как вы относитесь к представителям других национальностей?

5) Хотели бы вы знать больше о культуре других народов?

6) Охотно ли вы общаетесь с представителями других народов?

7) Учитываете ли вы национальные обычаи людей во время общения с ними?

8) Имеет ли для вас значение национальность человека?

Проанализировав данные по этим вопросам, получились следующие результаты.

Следует учесть, что абсолютно все опрошенные плохо знакомы с культурой других национальностей, живущих в нашей стране.  

Итак, на вопрос «Охотно ли вы общаетесь с представителями других народов?» 15% не определились с ответом, 33% неохотно общаются с представителями других народов, для 52% национальность на характер общения не влияет.

На вопрос «Имеет ли для вас значение национальность человека?» 33% учащихся ответили – да, имеет, остальные же 67% не придают значения национальной принадлежности собеседника.

«Как вы относитесь к представителям других национальностей?» 56% опрошенных ответили – нормально, 26% хорошо относятся к представителям другой национальности, 7% - плохо, остальные 11% учеников не определились с ответом.

При этом из всех опрошенных верующими себя считают 48%, неверующими – 37% и не совсем верующими – 15%.

Так же на вопрос «Хорошо ли вы знакомы со своей национальной культурой» 41% учеников ответили – нет, 33% считают, что хорошо знакомы со своей культурой и 26% не достаточно знакомы с национальной культурой.

На базе нашей школы не наблюдается особых противоречий и конфликтов в общении между представителями разных национальностей. Но всё же следует задуматься о дальнейшем отношении учеников к другим народам, так как немало учащихся плохо представляют межнациональное общение и мало знакомы с национальными культурами. Кроме того, почти половина не знают собственной национальной культуры.

Это ещё раз указывает на то, что проблема воспитания у школьников культуры межнационального общения актуальна. В  планах работы каждого классного руководителя должна быть система мероприятий и технологий, реализующих решение этой проблемы.

3. Используемые источники информации:

  1. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская - Мн.: Харвест, 1998. - С. 40.
  2. Материалы сайта http://www.allbest.ru/
  3. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: Методология, теория, практика. -М., 1998.
  4. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 2004.
  5. Исаев М.И. Словарь этнолингвистических понятий и терминов - М., 2001.
  6. Комаров В.П. Культура межнационального общения // Народное образование. - 1993. - № 5.
  7. Комаров В.П. Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи / Вестник ОГУ. - 1999. - № 3.
  8. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. - М., 1993. -43 с.
  9. Мольденгауэр Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы. - М., 2001
  10. Новикова И.А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей. - М., 2006.
  11. Ролевые игры в преподавании прав человека. Сборник. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"

Материал содержит анкету и рекомендации по проведению классного часа...

Круглый стол :"Культура межнационального общения"

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:  1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой ф...

Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.

Формирование  культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....

Формирование культуры межнационального общения на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

  Каждому взрослому человеку понятно, что в современном мире люди сосуществуют в многонациональном обществе. И это прекрасно, потому что даёт возможность сохранять индивидуальность и в то ...

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения

Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необхо...

Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...