Программа развития класса "Семь-Я"
методическая разработка (7 класс) по теме

Людмила Петровна Мидакова

Программа развития класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_klassa_semya.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кукшумская ООШ»

(2011 - 2016 г.)

                                      Классный руководитель                  

                                                          Мидакова Л.П.

                                         

  Содержание

Паспорт воспитательной системы…………………………………………2-4

Характеристика класса………………………………….…………………4-5

Проблемно - ориентированный анализ воспитательной системы класса 6-8

Концепция………………………………………………………………….8-11

Формирование видения образа своего класса………………………………9

Ресурсы………………………………………………………………………11

Основные направления и содержание воспитательной работы………..11-12

План реализации программы развития…………………………………..12-16

Литература…………………………………………………………………17

   

Паспорт программы развития

    1. Заказчики  программы: родители класса, Совет Учреждения. 

       2. Основные исполнители программы : классный руководитель, учителя- предметники, работающие в классе, родители.

 

  1. Цель программы:

cоздать оптимальные условия для разностороннего развития каждого ученика на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей;

   4. Основные задачи:

- создать в классе дружескую обстановку уважения и взаимопонимания;

- создать благоприятные условия для развития личности обучающихся,                          свободного и полного раскрытия их способностей;

- помогать в развитии познавательных интересов обучающихся;

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения;

 - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать  собственную деятельность;

- развивать стойкость, волю, смелость, активность, лидерство;

- развивать интерес к себе, стремиться разобраться в своих способностях, поступках;

- формировать первичные навыки самоанализа;

- развивать чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

- развивать моральные чувства, формы сочувствия и сопереживания другим людям;

- формировать представления о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием;

- развивать формы и навыки личностного общения в группе сверстников;

- организовать разнообразные виды коллективной творческой деятельности, вовлекающие обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию

- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.

  5. Сроки и этапы реализации:

1 этап -2011-2014 уч.г.г.(5-7 кл.)

2 этап -2014-2016 уч.г.г.(8-9кл.)

6. Ожидаемые конечные результаты:

 

- дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;

-формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;

-вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы;

   7.  Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения

Рабочая группа: Мидакова Л.П. -классный руководитель,

 Отчет о ходе реализации Программы и выполнении действий осуществляется 1 раз в год.

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет совет класса и  Совет Учреждения  МБОУ «Кукшумская  ООШ».

Характеристика класса

На начало учебного года в 5  классе 7 учащихся:

                                                              4-девочки, 3- мальчика.

Социальный состав семей: количество родителей-11, опекунов -1

                                         рабочих –   ;

служащих –   ;

неработающие-   ;

неполные семьи – 2;

полные-5;

опекаемые дети – 1.

               Образование:

                                                   высшее-4;

сред.спец.-17;

среднее-9.

Материальные и жилищно-бытовые условия у ребят хорошие. Социально - психологические условия в семьях не вызывают тревог. В классе нет детей, проживающих в семьях социальной группы риска.

Физическое здоровье ребят класса:

дети со сниженным зрением – 3;

нарушение осанки -3 ;

курят –0;

С классом работают 15 учителей - предметников.

Из них имеют:

1 кв. категорию-4;

2 кв. категорию-6;

Я, как классный руководитель, приняла класс в  2011 учебном году.

Уровень развития познавательных интересов в классе высокий. В классе нет обучающихся на «2»  (по итогам года). В классе 3 хорошистов, 1 отличник. Они принимают активное участие в школьных и районных мероприятиях по различным предметам, имеют призовые места.

Учащихся, совершивших в минувшем году преступления и состоящих где-либо на учёте, нет.

В классе сложились свои традиции:

  1. Обязательное празднование дней рождения.
  2.  походы.
  3.  посещение бассейна.
  4. экскурсии .
  5. мероприятия с родителями.

Определены законы жизни классного коллектив «Семь-я»:

  1. «Я-дело»

      Взялся за дело-доводи его до конца.

      Ни одного дня без доброго дела.

  1. «Я-зеркало»

      Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

                Что посеешь, то и пожнешь.

  1. «Я-друг»

       Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

       В дружбе - сила!

4. «Я-энциклопедия»

       Стремись объять необъятное.

       Знание лучше всякого богатства.

  1. «Я-чемпион»

        Здоровому все здорово.

        Твои способности в твоей власти.

  1.  «Я-звезда»

        Твори, выдумывай, пробуй.

  1.  «Я-гражданин»

       Настоящий человек и сын Отечества одно и то же.

Проблемно - ориентированный анализ состояния воспитательной системы класса

( анализ условий, изменений)

Главное внимание в течение пошлого учебного года уделялось решению следующих основных задач:

  • организация видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива;
  • организация интеллектуально - познавательной деятельности учащихся;
  • создание благоприятных условий для развития индивидуальных и творческих способностей детей;
  • мотивация здорового образа жизни;
  • развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств;
  • обеспечение контроля за учебной деятельностью.

Доминирующий вид деятельности, способствующий формированию индивидуальности класса, - учебно-познавательный, спортивный.

В целом, воспитательная работа в классе была многоплановой. Ребята класса принимали активное участие в школьных и районных  мероприятиях, спортивных соревнованиях. Есть призёры школьного, районного и областного уровней.

Классным руководителем был составлен план организации других мероприятий различного характера: намечалось провести классные вечера «Вот и стали мы на год взрослее». «Новогодний калейдоскоп», совместные с родителями поездки и походы, работы по оформлению классного кабинета, интеллектуальные марафоны, игры, конкурсы. К сожалению, не все запланированные мероприятия были проведены. Практика показала, что не все учащиеся и не всегда хотят принимать участие в таких мероприятиях, не заинтересованы в своём досуге. Интересы некоторых ребят определяются вне жизни класса. Для них проводимые мероприятия являются неприятной «обязаловкой».

В целом, в данном классе сложилась атмосфера дружбы и взаимопонимания. В классе нет отдельных группировок, существует единый круг общения. Дети комфортно чувствуют себя в своём коллективе, всегда готовы помочь друг другу. Не наблюдалось в течение года конфликтных ситуаций учащихся и педагогов, за исключением 2 учеников.

В классе не замечено ни одного случая проявления жестокости, отклонений от норм правового поведения, пристрастия к спиртным напиткам, наркотикам.

Большая работа в прошлом году проводилась также по объединению родителей в коллектив единомышленников. С родителями учащихся сложились добрые отношения, наметился переход к сотрудничеству. Родительский классный актив оказывал помощь в сплочении родительской общественности, в формировании активной позиции и усилении влияния родителей на процесс воспитания.

 

Анализ развития коллектива класса за 2007-2008 уч.год 

 

      

Показатели развитости классного коллектива

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Выводы

Мобильность при выполнении коллективных дел, стремление к решению творческих задач и активное участие каждого в их решении

п

п

п

п

П

Товарищеские взаимоотношения, внимание друг  к другу

п

п

я

Я

Я

Мажорное мироощущение

п

п

п

п

П

Отрицательное отношение к нарушениям норм, принятых в коллективе

п

п

п

п

П

Ответственность за коллективное дело

п

п

п

п

п

самостоятельное выдвижение общественно значимых целей и достижение их на основе самоуправления коллектива

С

с

п

п

п

Трудовые навыки коллектива

п

п

п

я

п

 

Условные обозначения:

Я – ярко проявляется,

                                                  П – проявляется,

   С – слабо проявляется,

                                                   Н – не проявляется

 

Выводы: 

1. Товарищеские взаимоотношения – готовность помочь более слабому, уважение достоинства одноклассников, отсутствие третируемых изгоев, способность приходить к взаимопониманию без ссор и обид -   стали ярче проявляться к концу учебного года.

2. Мажорное мироощущение, т.е. желание учащихся всегда быть вместе, удовольствие от общения друг с другом; жизнерадостность , бодрость, собранность, отсутствие нытья, жалоб, ябедничанья; чувство юмора, преобладало всегда.

3. У каждого члена коллектива появилось чувство защищенности, уверенности в себе и своих товарищах, т.е. появилась способность остановить нарушителя.

4. Каждый считает общее дело своим личным и несет за него ответственность. Чувство ответственности проявляется в умении детей помнить о порученном деле, знать, кто, когда, где его организует, волноваться за его исход, радоваться успеху и считать себя причастным к нему, а также в оказании помощи по собственной инициативе.

5. Учащиеся самостоятельно могут выдвигать общественно значимые цели и стремятся достичь их. Это свидетельствует о высокой стадии развития коллектива, становлении активной гражданской позиции детей, их стремлении принести пользу. Забота о других, деятельное добро становятся нормой жизни коллектива.

6. Трудовые навыки коллектива стали проявляться в умении работать на пришкольном участке, на объектах села,  в классной комнате.

  

Концепция

              Педагогические теории

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)

  •  концепция поликультурного образования (Малькова З.М., Макаев В.В., Супрунова Л.Л.)

  •  педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)

  •  педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)

  •  гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)

  •  личностно-ориентированная педагогика(Якиманская Н.А.)

  •  игровые технологии. 

Основополагающие образовательные принципы

•  Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик- родитель».

•  Демократизм, уважение ученика.

•  Индивидуальный подход.

•  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

•  Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе.

•  Принцип целостности и системности.

•  Многовариативность и альтернативность.

 

Воспитание классного коллектива опирается на общечеловеческие нравственные ценности.

•  Земля – общий дом людей. Земля людей и живой природы.

•  Отечество – Родина человека, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.

•  Семья – человеческая общность ребенка, среда его развития.

•  Труд – основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из животного мира.

•  Знание – результат творческого труда, средство развития личности.

•  Культура – духовное и материальное богатство, накопленное в процессе развития человечества.

•  Мир – покой, согласие между людьми, народами, государствами, условие существования Земли и человечества.

•  Человек – ценность, цель, объект, результат воспитательной работы. 

Формирование видения образа своего класса

               (по результатам опроса учащихся)

1.Как жить будем?

           -дружно. весело, интересно, увлеченно.

2.К чему стоит стремиться?

            -хорошо учиться, выбрать профессию по душе, принимать участие во     всех делах, к  ЗОШ.

3.Какими хотите быть?

            -здоровыми, умными, творческими,  трудолюбивыми, жизнерадостными, разносторонне развитыми, активными.

4.Какой деятельностью будем заниматься?

           -соревнования, походы, экскурсии, вечера, встречи, конкуры, игры

.

5.Кто будет нашими партнерами?

           -родители, учителя, учащиеся    других классов, работники ДК, жители поселка, работники различных сфер.

Принципы организации деятельности в классном коллективе:

  1.  Движенье - это жизнь!
  2.  Помогай другому в учёбе!
  3.  Как можно меньше троек в дневнике!
  4.  Ничего без интереса, ничего формально!
  5.  Все дела - вместе и творчески!

Основные идеи:

  • идея здорового образа жизни
  • идея образования
  • идея КТД.

Ценности:

  • здоровье
  • знания
  • общение
  • коллектив
  • творчество
  • самостоятельность

  Воспитательные цели и задачи

 •  создание условий для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах, основанных на передовых технологиях;

  •  создание условий для саморазвития учащегося как субъекта деятельности, как личности, а также удовлетворение его дополнительных образовательных потребностей;

  •  воспитание гуманистически ориентированной личности;

•  овладение школьниками национальной, российской, общечеловеческой культурой;

•  внедрение в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения;

   •  воспитание стремления к самообразованию, творчеству;

   •  воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;

•  формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру, ответственного отношения к жизни;

   •  воспитание гражданской правовой культуры, воспитание любви к Родине;

   •  воспитание  нравственно-целостной личности с активной

 «Я-концепцией»;

   •  подготовка учащихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитание в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культуры.

             

 Пути решения воспитательных задач

Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)  

•  Стиль взаимоотношений.

•  Словесные методы.

•  Урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность.

•  Творческая деятельность.

•  Собственный пример.

•  Опора на семью, семейные традиции, поддержку семьи.

 

Ресурсы

  • Устав школы;
  • Программа развития школы;
  • «Положение о совете класса»;
  • стенды с информацией, папки, портфолио;
  • медицинские работники,
  • программно - методическое обеспечение;
  • спортинвентарь, ТСО (магнитофон, диапроектор, компьютеры, телевизор).

Основные направления и содержание воспитательной работы

•  На уровне учебной деятельности: 

- корректировка учебных программ, организация факультативов,  информатизация учебного процесса.

•  На уровне воспитательной работы:

- формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.

  •  На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:

 

- проведение родительских лекториев;

- проведение совместных дел, праздников;

- индивидуальная работа с родителями;

-проведение уроков в семьях;

 

                                 •  На уровне профессионального образования педагога:

 

- повышение квалификационного уровня;

- разработка методики составления авторских программ;

- участие в опытно-экспериментальной работе;

- создание банка интерактивных форм, методов, технологий воспитания.

  

Формы, методы, приемы, воспитательной работы

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:

 

•  дискуссии, диспуты,

•  ролевые, деловые, образовательные игры,

•  экскурсии, походы;

•  «круглые столы»,

 •  ток-шоу,

•  брейн-ринги,

•  соревнования,

•  викторины,

•  встречи,

•  тренинги,

•  аукционы знаний,

•  заочные путешествия,

•  интеллектуальные марафоны,

•  проектные игры,

•  театры-экспромты,

•  уроки в музее,

•  акции милосердия.

 

 

                План реализации воспитательной работы

 

  

Программа воспитания классного коллектива реализуется в рамках:

 

•  программы развития школы «Открытое образовательное пространство»

•  опытно-экспериментальной работы школы

Критерии и показатели оценки ожидаемого результата

1. Личностные критерии:

критерии

показатели

Здоровый ребенок

- динамика заболеваемости

- отношение к курению(%)

- занятость в секциях и участие в спортивных делах

- комфортность самочувствия на уроке, в классе и школе

Умственное развитие

-снижение количества удовлетворительных оценок по предметам

- проявление интереса к знаниям

- расширение кругозора

- повышение престижности хорошей учёбы

- желание посещать дополнительные занятия по предметам, кружки, секции

2. Процессуальные критерии:

критерии

показатели

Достижения учащихся класса

- участие в различных мероприятиях в классе и школе

- участие в олимпиадах, НПК

- творческий подход к делам

- конкурс «Ученик года»

Жизнелюбие

- желание помочь другим

- оптимизм

- доброжелательное отношение к людям

- разносторонние интересы

- ответственность за свои поступки

                           Механизм реализации программы развития

Компонент «Деятельность»

Изучение

Просвещение

Включение

1.

Опросник «Состояние здоровья и самочувствия»

Лекция-беседа «Мы - за здоровый образ жизни»

Игра-доказательство «Суд над вредными привычками»

2.

Анкетирование «Моё отношение к ЗОЖ»

Беседы: «Подросток и алкоголь»;

«Курильщик платит дважды!»

Поход «Моя тропа здоровья»

3.

Изучение интересов и склонностей учащихся (анкета)

Лекция «Здоровье и выбор профессии»

Экскурсии на предриятия

4.

Выявление уровня воспитанности

Вечер вопросов и ответов «В человеке должно быть всё прекрасно!»

Классный огонёк «Вечер хороших манер и  хорошего настроения»

5.

Изучение отношения к трудовой деятельности

Разговор-диспут «Честь и хвала рабочим рукам!»

«Аллея школьников» (посадка деревьев)

6.

Изучение

взаимоотношений

юношей и девушек

Семинар «Ведение ЗОЖ – гарантия здоровья будущего потомства»

Тур. поход «За здоровьем - в лес...»

Компонент «Среда»

Изучение

Просвещение

Включение

1.

Анализ состояния здоровья учащихся

Изучение санитарных норм и требований к школьной мебели

Подбивка парт и стульев в зависимости от роста

2.

Изучение санитарного состояния кабинета, территории у школы

Классный час «Чистота - залог здоровья»

-Регулярная проверка внешнего вида;

- Операция «Чистый посёлок»;

- Оформление странички стенда «Как уберечься от болезней?»

                                                Компонент «Отношения и взаимоотношения»

Изучение

Просвещение

Включение

1.

Анкетирование «Как я отношусь к людям?»

Нравственно-психологический практикум «Моя дорога к себе и другим»

Акция «Спешите делать добро!» (очистка снега у ветерана); «Ветеран живёт рядом (к 9 мая)

2.

Опросник «Моё отношение к наркотикам»

Диспут «Белая смерть стучится в наши двери!..»

Интеллектуальная игра «Наркотики и здоровье»

3.

Опросник «Кто я?»

Семинар-практикум «Способы тренировки памяти и внимания»

Викторина « Хочу всё знать!»

                                             Компонент «Субъекты»

Изучение

Просвещение

Включение

1.

Диспансеризация учащихся (изучение здоровья медработниками)

Лекторий на базе ДК «Вредным привычкам скажем «нет!» (с приглашением медиков, психолога. работников МВД)

«Круглый стол» по обсуждению проблемы ЗОЖ

2.

Опросник «Ценности человеческой жизни»

Просмотр кинофильма о ВОВ

Уроки в семейных гнездах

3.

Изучение возрастных особенностей  подростков

Беседа с врачом «Гигиена девушки и юноши»

Игра-соревнование «Сила молодецкая»; Конкурс красоты «Я ль на свете всех милее?»

4.

Выявление взаимоотношений в семье

Встреча с интересными людьми «Советы мудрых»

Выставка фотографий «Наша история в семейном альбоме»

                                                                Компонент « Управление»

Изучение

Просвещение

Включение

1.

Анкетирование учащихся  «Отношение к физической культуре»

Беседа «Всем зарядка нужна!»

Проведение «подвижных перемен» (на улице)

2.

Опрос учащимися родителей «Ваше отношение к курению»

Семинар для отцов «Как избавиться от курения»

Лыжная прогулка с родителями в выходной день

3.

Изучение уровня развития самоуправления в коллективе

Знакомство с Уставом школы

Организация дежурства по школе,  шефство над 3 классом.

                                           

                                             

                                             Литература

1.Гуманитаризация образовательной деятельности как основа модернизации системы образования Свердловского района г. Перми. Сборник материалов. – Пермь: 2003. С.207.

2. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно - ориентированного классного часа / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.- М.: ТЦ Сфера, 2002.128 с.

3. Методика воспитательной работы (под ред. В.Л. Сластёнина). - М., 2004

4. Обсуждаем проблемы воспитания/под ред. Е.Н. Степанова, М.А.Александровой.- М. 2003.

 

5. Журналы «Классный руководитель» за 2000-2008г.г.

6. Мы живём среди людей: Кодекс поведения/Авт,- сост. И.В.Дубровина.-М. Политиздат, 1989.-383с.

7. Психологический климат в коллективе. - Аникеев Н.П.-М., 1989.

8.Бродкина Э.В. Способы разработки программы развития класса средствами управления на уровне школы.

9.Пехотина Н.В. Рефлексивный отчет о работе над программой развития класса.

   Приложение

Модель личности выпускника Кукшумской   школы

1. Осмысленность личной жизни, целеустремленность:

-   сформированное понимание (представление) о смысле жизни, идеале, счастье;

-   наличие жизненных планов;

-   активная профессиональная подготовка;

-   стремление к материальному благополучию и готовность экономически

                самостоятельно себя обеспечить;

-    желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;

2. Мировоззрение и мироощущение:

-   знание современной научной картины мира;

-   мировоззренческая терпимость;

        - понимание и принятие философии прав и свобод человека;

- патриотизм;

- правовая и политическая культура;

- социальный оптимизм;

- способность сделать правильный, нравственный, просоциальный выбор.

3. Интеллектуальное развитие:

-   информационный кругозор;

-   потребность применять знания на практике;

-   умение обобщать, анализировать, делать выводы;

-   критичность сознания;

-   гибкое мышление, свободное от догматизма;

-   стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

-   умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;

-   навыки самоорганизации;

-   навыки самообразования;

4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

- добросовестность;

-   старательность;

-   настойчивость;

-   предприимчивость;

-   самостоятельность;

-   творческий подход к работе;

-   конкурентоспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.

5. Черты характера:

-   сознательная дисциплинированность, обязательность;

-   внутренняя свобода, независимость;

-   стойкость, умение переносить трудности;

-   решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность и страх;

-   порядочность;

-   честность, правдивость;

-   раскованность;

-   развитое чувство достоинства (самоуважение);

-   социально закаленный, стойкий к негативным воздействиям социальной среды;

-  устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, преодолению собственной ограниченности.

6. Отношение к окружающим:

-  гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;

-   альтруистическая жизненная позиция - бескорыстная забота о других;

-   интерес к людям, общительность;

-   доброжелательность, склонность к сотрудничеству;

-   терпимость, уступчивость;

-   умение постоять за себя.

7. Культура общения:

-   сдержанность;

-   тактичность;

-   знание психологических основ общения;

-   чувство меры в общении;

-   умение соблюдать дистанцию в общении;

-   владение культурой речи.

8.  Здоровье и здоровый образ жизни:

-   отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;

-   знание механизмов и способов поддержания здоровья;

-   физическое развитие;

-   стремление к физическому совершенствованию;

-   отсутствие вредных привычек;

-   знание и владение приемами и способами оздоровления своего организма.

9.  Отношение к семье, браку и любви:

-   отношение к браку как к важнейшему жизненному выбору;

-   уважительное отношение к женщине, девушке;

-   знание основ сексуальных отношений;

-   осознание ответственности за воспитание своих детей.

10.  Эстетическая культура:

-   эстетический кругозор и эстетический вкус;

-   умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни,

                труде, общении, учении;

-   развитое творческое начало;

-   умение рисовать, петь, танцевать;

-   умение одеваться со вкусом, со вкусом организовывать свой быт.

11. Отношение к природе:

Сформированная экологическая культура со следующими главными составляющими:

-   рациональное использование природных ресурсов;

-   готовность охранять и защищать флору и фауну;

-   осознание долга заниматься восстановлением природы и воплощение его в

                своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"

Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе» была разработана в ходе экспериментальной деятельности, по...

Индивидуальный план развития музыкального руководителя Вороновой И.А. на 2012-2014 гг. по реализации Программы «Развитие МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик на 2012-2014 годы» (с изменениями)

В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...

8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...