Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.
статья по теме

Пашкова Татьяна Александровна

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее и на этом фоне особенно тревожным становится широкое распространение среди российской молодежи комплекса гражданской неполноценности. Новым явлением стала актуализация национальной идентичности как фактора напряженности. Эту  проблему и призвана решить государственная молодежная политика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее и на этом фоне особенно тревожным становится широкое распространение среди российской молодежи комплекса гражданской неполноценности. Новым явлением стала актуализация национальной идентичности как фактора напряженности. Эту  проблему и призвана решить государственная молодежная политика. Целями, которой являются:

  • стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

Современное молодое поколение в большей своей части настроено весьма патриотично, верит в будущее России. Оно хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

  • создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;
  • воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;
  • реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
  • содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
  • недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
  • создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
  • расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
  • реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

В соответствии с этими приоритетами государственных интересов в отношении молодежи должны быть:

  • воспитание патриота – гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;
  • воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;

Наряду с государственной молодежной политикой, действуют региональные, муниципальные программы и программы учебных заведений. Основное содержание муниципальной молодежной политики, выражается в следующем: социальная поддержка молодежи, молодой семьи; поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи; профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде; гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления; информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства.

        Воспитание патриотизма это длинный, многолетний процесс, в который включены и семья, и школа, и общество, и государство. Грамотное проведение воспитательной политики с целью формирования патриотизма, позволяет увидеть результаты уже в школе. Уроки истории уже носят воспитательный характер: есть более патриотичные темы, есть – менее, но в любом случае, этого не достаточно. Гораздо больший результат получаешь, когда работаешь в системе: учитель-ученик - группа учеников.

Не буду останавливать на дальнейшем знакомстве с программами по гражданско-патриотическому воспитанию, хочу предложить некоторые наработки из своего опыта.

Один из возможных удачных путей реализации концепции гражданско-патриотического воспитания – создание музеев. Поэтому,   в нашей школе существует школьный музей. Создан он  в целях содействия гражданскому, патриотическому воспитанию школьников, формирования у них исторического мышления, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал, в целях приобщения учащихся к диалогу культур со старшими поколениями.

Не менее важное значение в формировании патриотизма занимает научно-исследовательская деятельность учащихся.

      Ученица 11 класса Зенина Татьяна в 2012 г. заняла второе место в конкурсе научно-исследовательских работ в номинации «Прошлое и настоящее казачества» с темой «Сибирское казачество: история  и современность». Татьяна  не только познакомилась с теоретическим материалом, поработала с материалами Интернета, но и встретилась с казаком  Кухтиным С. Н. – бывшим атаманом городского казачьего общества станицы Черногорск, в беседе с которым она узнала много нового, изменила свое отношение к героическому прошлому казачества.

В городской  научно-практической конференции учащихся ученица «Гимназии» Алексеева Оксана в своей работе «Общественное мнение о полиции:

 причины изменений» рассказала о нашем земляке - герое Баженове Алексее Геннадьевиче, сержанте милиции,  награжденным  орденом Мужества (посмертно) за обеспечение безопасности в Республике Чечня во время служебной командировки. Алексей Баженов во время боя принял решение вызвать огонь боевиков на себя и этим обеспечить безопасный проход группы.      Эпиграфом к своей работе она взяла слова:  «Мы живем в великой стране,  имя которой – Россия!» и это говорит о многом.

Важно, чтобы учащиеся не только знакомились с материалом патриотического направления на уроках, но углубляли их и обменивались своими наработками. В феврале 2013 года трое учащихся 9 класса нашей школы: Поскотин Александр, Долгополов Евгений и Гурин Марк стали участниками республиканского круглого стола «История  и подвиг защитников Сталинграда». В их работах был далеко не школьный материал по Великой Отечественной войне. И совсем взрослая оценка событий.

 Но ведь так, же важно и личное участие в живых акциях. 9 Мая наши ученики приняли участие в проведении республиканского флэш-моба «Звезда Победы», посвященного празднованию 68-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.

 Воспитание патриотических чувств начинается с первых уроков по истории. И поэтому включение во внеурочную деятельность пятиклассников, направленную на формирование патриотизма.  тоже не менее важное. Наша команда пятиклассников приняла участие в городской игре - путешествие «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Формирование патриотизма не возможно без любви к малой Родине – нашему городу Черногорску. Среди учащихся 5 – 11 классов в «Гимназии» прошел конкурс презентаций «Город моими глазами», лучшие работы были представлены на городской конкурс.

Но помнить надо не только о героических днях, но и днях, которые соединяют весь народ от мала до велика. 22 июня весь пришкольный лагерь «Гимназии» провел флэш-моб «Сердце памяти». И что важно, участие в акции приняли и случайные прохожие.

Но и мы, учителя, тоже не остаемся в стороне. Совместно с учениками подготовили и провели среди учащихся 10-11 классов мероприятие посвященное выборам, за что получила благодарность от председателя Избирательной комиссии Республики Хакасия. Летом приняла участие в работе молодежного лагеря «Избиратель»

Маленькие, на первый взгляд, дела, дают большие результаты. Это и торжественное начало каждого дня в пришкольном лагере, и посадка сосенок в школьном дворе, и классные часы, и общешкольные мероприятия и многое другое….

Но мы в своей работе не останавливаемся. Готовим работу на всероссийский интернет – конкурс «Твоя история. Россия 90-х»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно – нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Педагогические чтения «Духовно – нравственное воспитание в современных условиях»....

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"

Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...

Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность.

Внеурочная работа не развлекает школьника, а развивает и совершенствует его личность.В процессе работы ребята учатся общаться, самовыражаться, пробуют себя в различных видах деятельности....

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...

Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...

Д о к л а д «Виртуальная экскурсия как активизация учебного процесса на уроке истории и внеурочной деятельности» (ШМО учителей русского языка и литературы, истории, музыкально-эстетического цикла, 02.03.2018 г.) Составитель: Костина Юлия Анатольевна

Превратить учебу в увлекательное действие,  мотивировать их познавательную активность,  позволит  на уроке и внеурочное время виртуальная экскурсия. Биология, география, физика, история...

Изучение темы Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности

сложные аспекты изучения вопросов ВОВ на уроках истории и внеурочной днеятельности...