Родительское собрание. 5 класс. Поощрение и наказание в воспитании детей
статья (5 класс) по теме

Красинская Елена Валентиновна

Работа содержит материалы доклада "Поощрение и наказание в воспитании детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад83 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание, 5 класс

Поощрение и наказание в воспитании детей

Слайд 1 – название темы

Слайд 2 – поговорки

Проблемы поощрения и наказания являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребёнка.

Слайд 3 – Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Слайд 4 – Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.

Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание.

Чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением.

Слайд 5 – виды наказаний

Слайд 6

Результаты анкетирования родителей

вопрос

варианты ответов

число ответивших

Как вы наказываете своего ребенка?

ругаю

устанавливаю запреты на некоторые вещи

домашний арест, не отпускаю на улицу

7

2

2

За что чаще всего наказываете ребенка?

за плохие поступки

за плохие оценки, учёбу

грубость

вранье

за непослушание старшим

за спор между собой

за невыполнение домашних дел

грубость с родителями

1

3

1

1

1

2

4

1

Какие методы наказания используете?

беседа один на один, ругаем

«папино слово»

запрет компьютера

работа по дому

разговор на повышенных тонах

запрет прогулок, секций, компьютер

4

1

2

1

1

1

Слайд 7 - Результаты анкетирования детей

вопрос

варианты ответов

число ответивших

Самое худшее наказание, если...

домашний арест, не отпускаю на улицу

со мной никто не разговаривает

не разрешают играть в компьютер

остаться без телефона, без телевизора

набьют ремнем, поставят в угол

2

3

4

4

1

Меня ругают и наказывают, если…

за плохие поступки

за плохие оценки, учёбу

плохое поведение

задерживаюсь где-нибудь

балуюсь, кричу

весь день смотрю телик

не убираюсь дома

хожу на секцию без спроса

я ничего не хочу делать

4

4

1

1

2

1

3

1

2

  • Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость.
  • Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:

● агрессия родителей приводит к агрессии детей;

● дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;

● наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;

● повышается уровень тревожности ребёнка.

Сделайте вывод, приведут ли такие последствия к целям, ради которых родители используют наказание как метод (например, станет ли ребёнок лучше учиться)?

Наказание словом. Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка.

Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из – за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый является  для ребёнка в детстве  огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование таких высказываний при общении с ребёнком? Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и в правду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет. А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка: опять – таки агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.

Слайд 8 – Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое?

Слайд 9 – «Я – высказывание» лучше начать с нейтральной констатации поступка, которое вас не устраивает. Затем следует описание ваших чувств, переживаний по этому поводу. Затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы хотели вы. При этом используйте такие обороты, как «мне бы хотелось», «я была бы рада» и др.

Слайд 10 – Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо  «Ты – высказывания» («Ты опять получил двойку! Когда это кончится!», «Ты опять не прибрал в своей комнате»,

Наказание изоляцией. Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну). Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда.

  • Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

Слайд 11 – наказание трудом

Слайд 12 – Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям?

 наказание лишением

  • Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.

Итак, подытожим, каковы рекомендации психологов родителям в выборе методов воспитания:

● при выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости;

● ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и  должен получать радость;

будьте справедливы к детям;

● не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший;

● прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным)

Слайд 13 –  рекомендации психологов 1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно. Наказание часто несет облегчение для ребенка. Наказание – наказ – поучение – упражнение для формирования прав. поведения

Слайд 14 – поощрение

Слайд 15

Результаты анкетирования родителей

вопрос

варианты ответов

число ответивших

Как вы поощряете своего ребенка?

хвалю

целую

исполняю желания

разрешаю подольше отдохнуть

вкусненькое

подарок, деньги

9

1

2

1

2

3

За что вы чаще всего поощряете ребенка?

за хорошие оценки

за хорошие поступки, поведение

добросовестный труд, за хорошо выполненное дело

за самостоятельность

за старание в учебе

за помощь родителям

7

3

3

1

2

1

Какие методы поощрения используете?

похвала

награждение

исполнение желаний

подарки

глажу по голове, говорю ласковые слова

поездка в летние каникулы

по окончании уч.года – хороший подарок

3

1

1

1

1

1

1

Слайд 16

Результаты анкетирования детей

вопрос

варианты ответов

число ответивших

самое лучшее поощрение, если…

подарок, деньги

мне покупают альбомы

меня погладят по голове и дадут сто рублей

поездка в город, куда-нибудь

когда никто не ссорится

мама рядом и не уходит на работу

купят телефон, планшет, новый компьютер

разрешают играть на компьютере

3

1

1

4

1

1

3

1

Меня хвалят, если…

за хорошие оценки, хорошую учебу

за хорошие дела,

за самостоятельность

за помощь родителям

9

11

1

2

Слайд 17 – Главный метод воспитания – это убеждение.

Памятка для родителей

1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.

2. Помните об ответственности при выборе форм наказания.

3. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка).

5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.

6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.

7. Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.

8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.

10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.

11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.

13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!

14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

Любите сына или дочку, несмотря ни на что!!!

Памятка для родителей

1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.

2. Помните об ответственности при выборе форм наказания.

3. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка).

5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.

6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.

7. Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.

8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.

10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.

11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.

13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!

14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

Любите сына или дочку, несмотря ни на что!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О поощрении и наказании"

В материале содержится презентация к родильскому собранию, выполненная в программе PowerPoint. Основная цель собрания: помочь родителям преодолеть непонимание собственных детей и предотвратить конфлик...

Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»

В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....

Родительское собрание в 5 классе «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родите­лями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один р...

Конкурс.Родительское собрание "Меры поощрения и наказания"

laquo;Если мы до сих пор применяемпоощрения и наказания, то этопоказывает несовершенство нашегоискусства воспитания. Лучше, если                    ...

Родительское собрание "Система поощрений и наказаний в воспитании детей"

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.Поощрение и наказание ...

Родительское собрание "Поощрение и наказание в воспитании детей".

Слово-тончайший инструмент человеческого общения....

Родительское собрание «О поощрении и наказании»

Родительское собрание: "О поощрении и наказании"...