Адаптация десятиклассников
материал (10 класс) на тему

Вострикова Валентина Ивановна

1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».

2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.

3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.

4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_adaptatsii.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куликовский филиал МБОУ СОШ с. Октябрьское

Классный руководитель: Вострикова В.И.

2011 год

Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.

Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.  

Адаптация – это процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.

С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент переходы учащихся в 10 класс.

Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, произведена перестановка учителей-предметников, пришли новые учителя, не работающие в этом классе) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.

Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.

Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.

Основные задачи.

1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».

2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.

3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.

4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.

Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.

2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.

4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?

5. а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.

   б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?

6. Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.

Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

Поэтому в классе было проведено родительское собрание совместно с учениками с целью оказания поддержки и помощи десятиклассникам.

В докладе классного руководителя и выступлениях учителей-предметников прозвучало, что необходимо сейчас:

- способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля;

- оказывать поддержку при формировании качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки;

- способствовать формированию потребности в учении, в поисковой активности;

- сохранять чувство юмора и оптимизма при общении.

Работа детей сейчас осуществляется в группах  несколько иного состава. С целью интенсификации процесса сближения ребят, класс в полном составе принял участие в подготовке общешкольного мероприятия. И в ходе подготовки четко можно было видеть отношения детей друг к другу.  

   В рамках класса было проведено анкетирование по изучению чувств к школе, мотивов учебной деятельности, познавательных интересов учащихся  десятого класса, удовлетворенности школьной жизнью.

Отношение к школьным предметам.

Русс. яз.

Литер.

Матем.

Информ.

Нем. яз.

История

Общест.

Географ.

Физика

Химия

Биолог.

ОБЖ

Эколог.

Ф-ра

Технол.

Востриков М.

˅●

▬☻

▬☻

˅●

▬▐

Журавлев В.

▲■

˅●▐

˅●▐

˅▲

˅●

˅

˅

˅

˅

      много задают, заставляет себя заниматься

Леонов А.

▲■

˅▐

˅▐

˅■

˅

˅

˅

Мельник А.

˅

˅

˅

˅

˅

˅

Назарова О.

˅▐

˅▐

˅▐

˅

●■

˅

˅

Тишевских И.

˅

˅

Фролов А.

●▬

●˅

▐☻

●˅▐

▲▬

●˅

●˅▐

●▲

▬■

˅

Фролова Е.

●˅

▲▐■

●˅

▲▐

●˅

˅ - люблю предмет

● – хочу знать предмет

▬ - заставляю себя заниматься

▲ – не люблю предмет

 ■ – самый трудный для меня предмет

 ▌- самый нужный для меня предмет

☻ - очень много задают домашней работы

Кроме этого я провела исследование «Живая анкета». Ребятам были предложены вопросы.

1. Мое настроение сегодня похоже на: 5 человек – на ситуацию, когда отменили последний урок.

2. Больше всего мне нравится проводить свободное время: у телевизора или в тишине.

3. Я считаю, что учеба в школе мне нужна для того, чтобы: получить базу знаний.

4. В других людях мне нравится: доброжелательность, способность постоять за себя, желание рисковать.

На классном часе с учетом возросшей потребности юношеского возраста к дружескому и интимному общению состоялась полоролевая дискуссия, в ходе которой группы девушек и юношей сели напротив друг друга и ответили на следующие вопросы классного руководителя:

- что больше всего вы цените в девушке/юноше?

- что труднее всего в общении с девушкой/юношей?

- что проще всего в общении с девушкой/юношей?

А также путем анкетирования я определила уровень адаптации к учебе, учителям, родителям... Результат таков:

Востриков Максим

Журавлев Виктор

Леонов Андрей

Мельник Настя

Назарова Оля

Тишевских Ирина

Фролов Артем

Фролова Лена

В

В

Н

Н

Н

С

В

С

к одноклассникам

В

ЗС

С

С

ЗС

В

В

В

к себе

ЗС

ЗС

Д

Н

С

С

ЗС

С

к родителям

В

В

Н

С

В

Н

В

В

к учителям

ЗС

ЗС

С

С

С

В

В

Н

вне школы

С

В

Н

С

С

С

В

С

к учебе

В

В

С

Н

В

Н

С

С

к труду

ЗС

В

С

В

В

С

ЗС

В

к общественной работе

В

В

С

С

С

С

В

В

воспитанность

Д - дезадаптация

Н - низкая

С - средняя

В – высокая

ЗС – завышенная самооценка

Результаты изучения адаптации показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя не являются исключением и некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент  в анкетировании. Сказывается усталость, большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе.

Среди доминирующих мотивов учебной деятельности выступают мотивы самосовершенствования. По опросам ребятам чужды мотивы престижности и мотивы собственного благополучия. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.

Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами дети, для которых наиболее интересны предметы: информатика, обществознание, математика и физика. Эти предметы им будут нужны в будущей жизни.

Так что пожелаем успехов десятиклассникам и напомним, что учеба – самый тяжелый труд.

А учителям напомним о том, что оказание помощи это:

- безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач и не сравнивают с другими;

- отношения должны быть естественными, чувства неподдельными;

- обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;

- относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению. Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка.  

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация десятиклассников

Родительское собрание...

Адаптация десятиклассников

Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. П...

Буклет. Адаптация десятиклассников

Рекомендации по адаптации десятиклассников....

Адаптация десятиклассников

Статья содержит рекомендации для родителей...

Трудности адаптации десятиклассников к школе.

Родительское собрание по вопросу адаптации обучающихся 10 класса в школе....

Адаптация десятиклассников

                    Адаптация десятиклассников     Человек бывает разный: средний, маленький, большой,...