Классный час с подростками "Что такое дружба?"
методическая разработка (8 класс) по теме

КАЛИНИНА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

  Форма проведения занятия: этическая коллективная беседа - вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Основной «красной нитью» беседы  предполагается углубление, обогащение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений учащихся. Эффективность беседы зависит от ее проблемного характера, эмоциональной атмосферы, способствующей самостоятельности выводов ребят.   На предлагаемых заданиях  создаются воспитывающие ситуации  через обсуждение системы отношений, которые вынуждают человека на какой-либо поступок. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

"Что такое Дружба?"

воспитатель: Калинина Ольга Васильевна

Цель занятия: Упрочнение нравственных понятий дружбы и бережного отношения  друг к другу.

Задачи:

Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений.

Способствовать развитию дружбы для дальнейшего формирования коллектива.

Ход занятия

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.

Ларошфуко

 Воспитатель:  Хочу начать наш сегодняшний разговор лирическим вступлением:

Если есть у тебя голова на плечах -

Адресую тебе разговор о серьезных вещах.

Кто есть кто? Кто есть ты?

Быть нам или не быть?

И какими нам быть, если всё-таки быть?

Если всё-таки жить.... 

2. "Притча о дружбе"

Задание 1. Какую истину не понимал старик? (ответ: Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!) Как вы считаете:  Почему же дружба приводит с собой и Любовь и Богатство? (ответы)

Воспитатель. - Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром ведь говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». И нередко истинность этой «крылатой» фразы подтверждается примерами из нашей же жизни.

 Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо. Итак, сделаем вывод. Что же есть Дружба? (ответ)- Дружба - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Давайте подумаем, существуют ли критерии у дружбы?

Размышления о дружбе.

Воспитатель:

Вопрос: Друзья познаются в беде? (ответы)

Послушайте стихотворение:

Когда со мной случилось горе,

Подняться не хватало сил,

Рук подоспевшее подспорье

Всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжело —

Друзья стояли в стороне.

Завидуя и сожалея.

Что помогли когда-то мне. А. Дементьев.

Вопрос. А может ли дружба испытываться радостью? (ответы)

 Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. Подтверждением этому служат слова Иоанна Златоуста: «если плачущие разделяют чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими... Сорадование служит доказательством не только того, что ты чист от завистливости, но и того, что в сердце твоём укоренилась любовь»

  ...Часто дружба,

К своей устремившись звезде,

Вдруг замрёт на каком-то градусе.,.

Кто сказал:

Человек познаётся в беде? Человек раскрывается в радости!

Задание 2. Игра "Ромашка". Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на своем лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.  (Каждому выдается по лепестку, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Зачитываются качества. (В ответ на каждое качество все остальные  поднимают вверх большой палец правой руки, если согласны с этим качеством или вниз опускают палец - если не согласны)

Разговор о конфликтности в дружбе. (Слушание песни «Со мною что-то происходит…»из к/ф "Ирония судьбы..")

- Скажите, а из-за чего ссорятся друзья? Перечислите самые частые причины. (ответы)

- Сплетни, наговоры, клевета, злые языки, агрессивный настрой – это та страшная чёрная сила, которая может разрушить любые искренние отношения.

Поэтому я вам предлагаю испытать на себе процесс рождения сплетен и сделать очень важный вывод.

Задание 3. Ролевая игра "Как рождается сплетня" Вывод.

Задание 4. Игра «Обмен комплиментами»

Комплимент, как утверждают психологи, - это своеобразное словесное поглаживание. А поглаживания нужны человеку не меньше, чем кошке. Поэтому, почему бы не посвятить несколько минут комплиментам. Ведь комплименты могут строиться по схемам: "Что мне в тебе нравится, так это...", "Я только сегодня заметил, что ты...", "Если б не ты, я бы никогда..." и т.д.

Подойди, загляни в глаза,
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза,
И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих,
Помоги ему, он – твой друг.
Видишь, шторм ледяной у них,
От тепла твоих верных рук.

На ладонь положи звезду,
И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой,
Поведёт в прекрасную даль .
(говорят комплименты друг другу)

“Будьте для всех солнышком… Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним”.

воспитатель: Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Друга иметь – себя не жалеть.

Задание 6. С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга.

·        В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размеры букв.

·        Принимается любая форма.

·        Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет.

·        Можете рассказать о себе.

·        Листы подписывать не надо.

Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Возьмите листы бумаги, ручки, фломастеры – творите! Время на подготовку – 3 минуты.

 (Вывешиваем объявления на доску. Инструкция по работе с объявлениями)

·Встаём с места, подходим к объявлениям и молча читаем объявления.

·Нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло ваше внимание, и он готов дружить с его подателем.

Заключительное слово. Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие. Надеюсь, каждый из вас  задумался и решил необычные “задачки”, сам себе задавал вопросы (приятные, и не очень). Может быть, кто-то из вас немного “изменился” в лучшую сторону и что-то “поменял” в своем отношение к другу… Главное, чтобы осталось неизменным – Доброе отношение к людям!

И в заключение послушаем несколько стихотворений о дружбе…(читают учащиеся заранее заготовленные воспитателем стихи)

Друзей не выбирают – их встречают,
Их берегут – им жизни отдают.
И с ними время интересней пролетает,
И с ними – радость, счастье и уют.

Когда грущу – они мне помогают,
Уеду далеко – приходят письма мне.
Они страдают за меня, переживают –
И нет друзей вернее на Земле!

Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней –
Ближе друга на свете нету.

Рефлексия. Насколько важна для каждого из вас  обсуждаемая тема? Что нового для себя узнали?

Список использованных материалов:

  1. o-druzhbe.ru/pesni_o_druzhbe
  2. elims.org.ua/pritchi/category/pritchi-o-druzhbe/
  3. child-lib.ru/index.php?option=com_content&view=article..
  4. А. Дементьев. «Мои друзья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-лекция "Что такое ансамбль? "для учащихся младших классов.

Рассказ о происхождении ансамблевой игры на музыкальных инструментах. Репертуар концерта ансамблей учащихся моего класса....

КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: Что такое счастье?

Познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить КАЖДОМУ УЧЕНИКУ В ТЕЧЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА ПОНЯТИЕ «СЧАСТЬЕ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САМОМУ  СЕБЕ....

Классный час «Я не такой, как все. Но какой же я?»

Классный час «Я не такой, как все. Но какой же я?»( игра – ассоциация для учащихся 15-16 лет) Цель:     Помочь учащимся в изучении себя, своих качеств личности.Задачи:1. Пораз...

10 класс. Классный час – размышление «Что такое патриотизм в наши дни

Сегодня мы будем говорить и таком очень простом, и в тоже время сложном понятии как патриотизм. Кого можно считать патриотом? Поразмышляем над тем, что же такое патриотизм, гражданственность. Кто же о...

Классный час "Мы все такие разные"

Классный час  "Мы все такие разные".Цели:– создание условий для успешной социализации личности каждого обучающегося коллектива класса.Задачи:- создать условия для формирования терпимости к различ...

Классный час "Кто я такой?"

Классный час для 5 класса...