«Роль классного руководителя в инклюзии»
презентация к уроку по теме

Володина Валентина Владимировна

Роль классного руководителя в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил школьное образование и овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx154.99 КБ
Файл k_vystupleniyu_2.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль классного руководителя в инклюзии ГБОУ №1034 Шигина В.В .,

Слайд 2

Чем инклюзивное ( включенное ) образование отличается от интегративного ( интегрированного )? Если ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.

Слайд 3

Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование. дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ ); дети с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ; дети, испытывающие ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное ( включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Слайд 4

Существующие барьеры Архитектурная недоступность школ. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми. Большинство учителей массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей - инвалидов в процесс обучения в классах. Родители детей - инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки . Отсутствие гибких образовательных стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям.

Слайд 5

Сопровождение детей с ОВЗ Классный руководитель и ребенок. Классный руководитель и семья. Классный руководитель и педагоги. Классный руководитель и специалисты .

Слайд 6

Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Слайд 7

Работа с семьей В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом; социальном; соматическом. Семьи с детьми –инвалидами – особая категория, относящаяся к «группам риска».

Слайд 8

Инклюзивные классы Дети-инвалиды 1Б, 2Б, 3А, 3Б, 3В, 5А, 5В, 7А, 7Б, 8Б, 9Б,11А. Дети с ОВЗ 2В, 3А, 3Б, 5Б, 5В, 6Б, 6В, 6Г, 7В, 7Г, 8В, 8Г, 9А, 9Б, 10А, 11А. Начальная школа 8 6 - зрение 1 - слух 1 - соматика Средняя и старшая школа 12 1 - зрение 4 - ОДА 7 - соматика

Слайд 9

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса – организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, родителей, направленная на развитие личности ребенка.

Слайд 10

Содержание и формы работы классного руководителя в инклюзивном классе : наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности; поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка: составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями - предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе; формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно; организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Слайд 11

ИНВАМЕДИА ТВ Учимся вместе. Адаптация в школе. Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД .  «Роль классного руководителя в инклюзии»

2 СЛАЙД

Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)?

Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.

Для достижения инклюзии необходимо построить мост между обычной и специальной педагогикой в форме приспособленного обучения. Термин «приспособленное обучение» предполагает, что школа приспосабливается к ученику, а не наоборот.

Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.

3 СЛАЙД.

Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование.

  • дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ);
  • дети с  ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ;
  • дети, испытывающие ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.

Дети, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. Не следует называть таких детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы. Существует термин «ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ». Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.

ИТАК:  (щелчок мышкой)

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Одно из определений ИНКЛЮЗИИ звучит как создание без барьерной среды. Барьеры существуют.

4 СЛАЙД.     Существующие барьеры:

  • Архитектурная недоступность школ.
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
  • Большинство учителей массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах.
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
  • Отсутствие гибких образовательных стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям.

Мне, как классному руководителю, приходится преодолевать бюрократически-законодательные барьеры…..(Лянкэ Л.)

         Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как количество таких школьников увеличивается. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д.

Роль классного руководителя  в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил школьное образование и овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию.  Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

5 СЛАЙД

Рассмотрим работу классного руководителя в 4 аспектах:

  1. Классный руководитель и ребенок.
  2. Классный руководитель и семья.
  3. Классный руководитель и педагоги.
  4. Классный руководитель и специалисты.

6 СЛАЙД

(Не читаю)

Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

 (Читаю)

Детям с ограниченными возможностями здоровья  сложно адаптироваться в новой   обстановке, затем пойти   в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Развитие личности и познавательной деятельности  детей с ОВЗ отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать. Классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием таких детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.

7 СЛАЙД

.

Работа с семьей 

Семьи с детьми–инвалидами – особая категория, относящаяся к «группам риска».

Большую роль в становлении личности ребенка-инвалида, способной успешно интегрироваться в социум, играю его родители. Поэтому работа с семьями,  воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является одним из приоритетных направлений.

В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу, рождение ребенка деформирует отношения между супругами; соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных соматических заболеваниях.

Инвалидность ребенка для его родителей является сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются ожидания повышенной одаренности ребенка. В этих случаях реакция на факт инвалидности ребенка может быть адекватной, но  может принимать крайнюю форму – комплекс собственной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком.

Другая категория родителей – люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысоким интеллектуальными способностями. Им свойственно или пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими, социальными и педагогическими работниками. Это две крайние (патологические) позиции, они нуждаются в коррекции, т.к. родители становятся препятствием в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка.

В такой ситуации классный руководитель, специалисты по сопровождению оказывают содействие семье в решении проблем.

Классный руководитель и педагоги.

К сожалению, часто бывает, что барьеры для детей с ОВЗ в школе создаются самими педагогами. Иногда не допонимая, а иногда и вовсе не зная о проблемах ребенка, учитель ставит невыполнимые задачи.

В нашей школе обучается 20 детей-инвалидов. Наверняка не ошибусь, если скажу, что не все учителя-предметники знают, что они преподают в инклюзивном классе.

8 СЛАЙД

Таблица1.    Инклюзивные классы.

Таблица 2    Заболевания.

Три ребенка – инвалида обучаются на дому. Эти дети являются учащимися 8Г, 9Б и 10А классов.

 

Важную отрицательную  роль играет отсутствие преемственности, когда классные руководители вновь созданных классов не владеют информацией об особенностях детей. В связи с этим предлагаю обсудить вопрос о необходимости создания и передачи портфолио учащихся 4 классов с содержанием характеристик, а также написание характеристик на учащихся 9 классов.

Классный руководитель и специалисты.

Классный руководитель должен работать в тесном сотрудничестве со специалистами школы.

9 СЛАЙД

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса

 – организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов, логопедов,  дефектологов, родителей, направленная на развитие личности ребенка.

 

В школе существует, но еще не в полную силу ПМПк….

Подводя итоги.

Содержание и формы работы классного руководителя в инклюзивном классе заключаются в следующем:

10 СЛАЙД

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
  • составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями - предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

В текущем учебном году один из классов нашей школы участвовал в съемках канала ИНВАМЕДИА ТВ.

11 СЛАЙД

(Щелчок мышки)                СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...