классный час "Государственные символы России"
классный час (6 класс) на тему

Смирнова Жанна Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennye_simvoly_rossii.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московский кадетский корпус»

«Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

классного часа

«Государственные символы России»

                                                                                   Подготовила: Смирнова Ж.В.                                                    

Москва 2014

Цели:

  • воспитание  патриотизма и гражданственности воспитанниц;
  • популяризация государственных символов Российской Федерации;
  • изучение воспитанницами истории государственной символики России;
  • расширение исторических знаний и представлений воспитанниц об истории появления государственной символики.

Задачи:

- расширить и закрепить знания и представления воспитанниц  о государственной символике России и преемственности в ней;

- развивать кругозор воспитанниц,  способствовать обогащению  воспитанниц  новыми знаниями о своей Родине, о символах России;

- воспитывать и прививать будущим  гражданам России чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

 Форма проведения: классный час с использованием ИКТ.

Оборудование: аудиозапись Государственного Гимна Российской Федерации в исполнении хора им. Александрова; презентация:  «Государственные символы России» (см. Приложение №1); видеоролик «Просторы России»

    Актуальность выбранной темы: важным направлением патриотического воспитания является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации - герба, флага и гимна, а также государственных праздников. Содержание материала  классного часа   соответствует возрасту воспитанниц,  соблюдается преемственность содержания предыдущих классных часов, посвященных данной теме,  последовательность в системе воспитательной работы.

Ход мероприятия:

I. Вступление

    Классный руководитель (КР): Сегодня наш классный час посвящен государственным символам России. Все мы родились и живём в огромном и великом государстве, в стране, которой мы по праву гордимся. Мы должны не только любить свою Родину, но стремиться быть её достойными гражданами, преумножать её богатства, работать на благо своей страны. «В ком нет любви к стране  родной, те сердцем нищие калеки», - говорил Т.Г.Шевченко.

Воспитанница (В): (стихотворение  С. Васильева «Россия»):

- Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы, прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы, верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою, с воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою, с могучим, быстрым Иртышем.

Люблю, глубоко понимаю, степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют, одним широким словом  - Русь!

    КР: Перед Вами карта нашей необъятной Родины. (Слайд №2 «Карта России»)

Посмотрите внимательно на карту России. Наша страна очень большая. В   Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Расстояние с севера на юг – около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то будем в пути  около 12  часов, пролетев над  просторами России 10 тыс. км.  

В стародавние времена Россию называли Русью. Русь - страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называли  россами, а страну, в которой они жили – Россией. Посмотрите, как необъятны  просторы  нашей Родины (видеоролик).

II. Основная часть

 (Слайд «Символы нашего государства»)

КР: Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядят герб, флаг, слышали гимн России. Сегодняшний урок расширит и углубит ваши знания и представления о символах государства.

Символы – условные знаки и изображения, имеющие для человека или целого народа большое значение. Есть символы, которые представляют и страну, и ее историю, и народы, ее населяющие.

Назовите символы России.  (Герб, флаг, гимн)

      Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX веке во всем мире установилась традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг, гимн.

(Слайд  «Герб»)

      Слово «герб» происходит от немецкого слова «наследство» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, марках. Герб состоит из множества знаков, которые кратко и ясно рассказывают о стране и ее народе. Существуют даже правила грамотного чтения герба:

  1. вначале называют цвет щита (фона) - красный;  
  2. затем описывают изображение, находящееся в центре: золотой двуглавый орел – символ единения народов России; скипетр и держава означают силу и мощь единого государства; у орла две головы, они напоминают об исторической необходимости для России заботиться об обороне со стороны запада и востока; всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

Государственный Герб России был утвержден в декабре 2000 года Государственной Думой.

Картинка 28 из 533327

(Слайд «История Российского герба»)

До начала XVI века Россия была разрозненным государством, состоящим из нескольких разрозненных княжеств, поэтому о едином государственном гербе не могло быть и речи.

Герб появился при Иване III. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображён всадник, протыкающий копьём змея, а на оборотной  - двуглавый орёл.

(Слайд «Георгий Победоносец»)

Ещё до появления печати гербом Московского княжества считалась икона-эмблема Воина Небесного, Святого Георгия Победоносца. Почитание Георгия, как святого началось с V века. И получило распространение во всём христианском мире. С принятием христианства почитание святого Георгия пришло и на Русь.

(Слайд «Двуглавый орёл»)

Историки XVIII века полагали, что двуглавый орел пришел на Русь из Византии в результате женитьбы Ивана III на Софье Палеолог.

Однако современные исследователи подвергают сомнению это утверждение. Возможно, изображение орла появилось на русских монетах под влиянием южнославянских стран, где двуглавый орел использовался как герб.

 В Византии же орел служил отличительным знаком принадлежности к императорскому двору. Высказывается также предположение о заимствовании русскими князьями двуглавого орла из Золотой Орды.

 (Слайд «Большой Государственный Герб Российской  империи»)

В 1856 году появились 3 варианта государственного герба: Большой,

Средний, Малый, различающиеся по числу деталей.

На Большом гербе вокруг щитка с двуглавым орлом располагались гербы российских земель.  

(Слайд «Герб СССР»)

В 1918 году гербом Советской России становится серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара – как знак перемен.

Герб окаймляли колосья, которые были перевязаны ленточками с названиями союзных республик.

(Слайд «Флаг России»)

Картинка 14 из 533327

Флаг - официальный символ государственной власти. Белая полоса означает, что у России нет злых намерений. Она честно и дружелюбно относится ко всем странам. Синяя полоса говорит о том, что Россия против войны и хочет дружить со всеми народами. Красная полоса означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

( Слайд «История флага России»)

При царствовании Петра I существовало  сразу три флага. Белый с синим поперечным крестом (Андреевский) – для военного флота. Бело-сине-красный – для торгового флота. Черно-желто-белый – государственный флаг  Российской империи.

(Слайд «Флаг СССР»)

С момента установления советской власти сменился не только герб, но и флаг. Теперь он стал красным,  на нем размещался  серп и молот, такие же, как и на гербе.

(Слайд «Обновлённая Россия»)

В XXI  век Россия вступила уже с бело-сине-красным флагом.  Решение о принятии этого флага было подписано первым Президентом России Борисом Николаевичем Ельциным.

 (Слайд «Великая Победа»)

В День Победы 9 мая и в День защитника Отечества можно увидеть Знамя Победы во время праздничного парада в Москве на Красной площади в момент возложения цветов и венков к могиле Неизвестного солдата.

Свидетельством разгрома фашистской   Германии стала  груда немецких  знамен, брошенных советскими  солдатами к подножию Мавзолея во время Парада Победы в 1945 году.

(Слайд «Гимн России»)

Гимн в переводе с греческого - торжественная хвалебная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях.

Гимн исполняется при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздниках. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь. Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда проводятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

 Гимн России утвержден в декабре 2000 года Государственной Думой. Музыку к гимну написал  А.Александров, а слова  С.Михалков.

   Прослушайте запись гимна в исполнении хора им. Александрова.

III. Закрепление материала

Форма проведения - викторина.

Задание №1 «Карта»: показать на карте РФ ее границы, столицу.

Задание №2 «Шанс»: Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змей, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил змея копьем, а его конь раздавил чудовище. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже воин был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. О ком идет речь в этой легенде?  (Георгий Победоносец).

Задание №3 «Риск»: В эпоху Великих географических открытий мореплаватели и путешественники устанавливали это на новых землях, обозначая владения своих стран.  В 1969 году впервые в истории человечества американские астронавты ступили на поверхность Луны и водрузили там это.    У россиян тоже есть это – святыня, к которой мы относимся с уважением.    (Флаг)

Задание №4 «Блиц-опрос»:

  • Назовите авторов Гимна России.
  • Что символизирует двуглавый орел на нашем гербе сегодня?
  • Как нужно вести себя во время исполнения Гимна?
  • Назовите день рождения российского флага.
  • Какой флаг был символом монархии?
  • Что означают цвета Российского флага?
  • Назовите составные части герба России.
  • Назовите вспомогательную историческую дисциплину,  

              изучающую историю гербов, правила их построения и использования.

  • Что такое скипетр? Что такое держава?

   Подведение итогов викторины.

IV. Итог мероприятия

Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это - главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных. Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Мы в свою очередь должны знать символы своего государства, гордиться своей страной, её историей и победами.

Список литературы

1. Школьнику о символах Отечества: Пособие для учащихся (для

             среднего школьного возраста)/ Под редакцией А.П.Кузнецова.- М.:

             Просвещение, 2005г.

  1. Информационные классные часы в школе: Методические рекомендации / Под редакцией Н.И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2009г.

Периодические издания

          1. Л.М. Амусина  Славься, Отечество!//  газета «Последний звонок»,

 №4, 2006 г.  

2.  И. Тихонова Государственный флаг России // журнал «Воспитание

школьников», №7, 2003г.

3. В.А. Гуслев Мы – граждане России// журнал «Классный руководитель»,

№ 8, 2010 г.

Электронные ресурсы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ). Режим

       доступа:  http://www.megabook.ru/

  1. Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

                                                 

                           

       

                         

Гимн России. Текст гимна

Музыка - Георгия Александрова,

 новый текст - Сергея Михалкова


Утвержден Указом Президента Российской Федерации

от 30 декабря 2000 года № 2110

***

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Символы России"

На классном часе мы коснулись символики вообще и подробнее остановились на гербе как символе государства....

классный час " Символы России" + презентация

классный час " Символы России" преднозначен для учащихся 6 классов, где рассказывается о истории возникновения символики до настоящего времени....

Классный час "Символы России"

Классный час "Символы России"...

КЛАССНЫЙ ЧАС «СИМВОЛЫ РОССИИ» ( 6 класс)

Цель: формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам.Оформление: герб Российской Федерации, гербы других стран, флаг России....

Разработка классного часа «Символы России», 01.09.2013г.

Разработка классного часа предназначена для учащихся 5 класса. Урок содержит информацию о государственной символике, расширяет представление о Конституции РФ. Весь ход урока направлен на самостоятельн...

презентация к классному часу "Символы России"

презентация к классному часу "Символы России"...

Классный час "Символы России. Гербы"

С целью воспитания у детей чувства патриотизма и любви к Родине, формирования гражданского самосознания в 5 специализированном кадетском классе был проведен классный час по теме "Символы Рос...