адаптация пятиклассника к новой школе
консультация (5 класс) на тему

Абжалимова Ирина Анатольевна

Беседа с родителями  пятиклассников о подготовке перехода из начальной школы в основную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_pyatiklassnikov_k_novoy_shkole.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания в 5 а классе:

«Адаптация пятиклассника к новой школе»

Классный руководитель: Абжалимова И.А.

Дата проведения: 03.09.2012

Кризисный этап в школьной жизни — это переход из начальной школы в среднюю, влекущий за собой большую физиологическую и психологическую нагрузку. Наблюдается снижение успеваемости, вызванное общей перегрузкой учащихся:

  1. большим объемом теоретической информации, предлагаемой к усвоению (затруднены сравнение, анализ, выделение главных, существенных признаков); возрастанием недельной нагрузки (дни, уроки);
  2. переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями-предметниками. Расставание с первым любимым учителем огорчает детей. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один педагог, как это было в начальной школе, а несколько.

Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажутся для ребенка также большой неожиданностью → может наблюдаться снижение самооценки, уверенности в себе.

Педагоги относятся к пятикласснику не как к малышу, а как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это (к 6-му классу).

Итог

Все это влияет на самочувствие, на отдельные особенности поведения подростков, вызванные одновременным проявлением и утомляемости, и повышенной возбудимости, и раздражительности.

Задача родителей на данном этапе — познакомиться с учителями, которые преподают в классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста (у их ребенка).

КАКИЕ ПЛЮСЫ НЕСЕТ В СЕБЕ ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 В V КЛАСС?

Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

Общение

Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане (роли, место в коллективе).

От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, чтобы занять в новом социальном сообществе устраивающее его статусное положение (чтобы уважали и ценили, не был ребенок одиночкой):

- самостоятельное разрешение конфликтов; иметь свое мнение, но учитывать и мнение других людей; умение поддерживать отношения; общаться с девочками и с мальчиками и др.

Дети осваивают окружающую действительность за порогом класса и школы, а потому задача учителей и родителей — помочь в этом сложном деле: больше узнать о друзьях ребенка, познакомиться с ними, интересоваться увлечениями и ценностями подростков.

Возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие подростки пробуют наркотики,  курение, у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период необходимо спланировать время подростка, чтобы он не тратил его бесцельно. Классному руководителю вместе с родителями надо обговорить, какие кружки, студии, факультативы хотел бы посещать ребенок, кто из его друзей мог бы составить ему компанию.

Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, то необходимо дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом, в чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями-одноклассниками. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с двойками, в большинстве случаев приводят к отчуждению подростка и лишь ухудшают взаимоотношения между учителем и учеником, родителями и ребенком.

Обязательно надо тщательно контролировать ребенка, особенно первые три месяца обучения в V классе: как подготовился к урокам, все ли собрал в школу. Иногда дети, собираясь в школу, кладут в портфель совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Заметив несоответствие, не спешите исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам, тем самым развивается его внимание и воспитывается самостоятельность.

(«Выучил?» - «выучил», проверьте. 36 стрессовых ситуаций в неделю (оценки обеспечивают эмоциональный комфорт в школе, перед сверстниками). Проверяйте выученность правил, не пропустил ли д/з по 1 предмету, учебные предметы и наличие вещей в портфеле).

 В отношении с учителем подростку  предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего (устанавливать контакты, не бояться подойти и спросить и т.д.).

Переходное состояние перед подростковым кризисом характеризуется особой эмоциональностью. С одной стороны, дети становятся неуправляемыми. Но одновременно с этим они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.

ВЫВОДЫ

- Развивайте навыки общения,

- учите нормам поведения и отношения с людьми,

- формируйте адекватную самооценку («Ты не лучше других и не хуже других», правильное оценивание своих возможностей, способностей),

- развивайте логическое мышление, способность рассуждать (подбрасывайте вопросы как «дровишки в печку» в мозг), формируйте привычку задумываться,

- приучайте к планированию своей деятельности, самостоятельности в учебных и домашних делах, осуществлению самоконтроля,

- развивайте стремление к овладению новыми знаниями, объясняйте значимость знаний (метод развития: подражание родителям).

Всё это будет способствовать успешной адаптации  учеников к среднему звену, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.

Учителя нашей школы делают все возможное для развития умственных способностей, для эмоционального, личностного развития ребенка, но ваша помощь в воспитании и обучении детей будет бесценна!

Тревожность (у 33% повышенная тревожность)

  • страх не соответствовать ожиданиям окружающих
  • страх ситуации проверки знаний
  • страх самовыражения

У подростка сильная потребность в одобрении.

Рекомендации родителям:

- безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи и трудности

- проявление интереса к школе, классу, прожитому дню, неформальное общение после прошедшего дня

- знакомство с одноклассниками и возможность общения после школы

- недопустимость запугивания, физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других родственников, сверстников

- медлительные и малообщительные дети медленнее привыкают к классу, к новым условиям обучения

- предоставление ребенку самостоятельности (а не делать все за него, прививать «чувство взрослости»), но и обоснованный контроль. Учите осуществлять самоконтроль (как выполнил, что сказал и т.д), ответственности.

Памятка для родителей

Известный педагог Симон Соловейчик разработал правила, которые могут помочь родителям готовить ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, в обществе, к взрослой жизни. Нужно обсудить правила с ребенком, повесить в рабочий уголок, далее обсуждать с учеником получается или нет их выполнять.

  1. Не дерись без причины.
  2. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть в месте.
  3. Играй честно, не подводи товарищей.
  4. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  5. Будь внимательным везде, где нужно проявить внимательность.
  6. Из-за отметок не плач. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся.
  7. Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  8. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  9. Старайся быть аккуратным.

10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

11. ПОМНИ! ТЫ НЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ! ТЫ НЕ ХУЖЕ ВСЕХ!

Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Рекомендации по успешной адаптации 5-ка к среднему звену

- Развивайте навыки общения,

- учите нормам поведения и отношения с людьми,

- формируйте адекватную самооценку («Ты не лучше других и не хуже других», прав. оценивание своих возможностей, способностей),

- развивайте логическое мышление, способность рассуждать (подбрасывайте вопросы как «дровишки в печку» в мозг), формируйте привычку задумываться,

- приучайте к планированию своей деятельности, самостоятельности в учебных и домашних делах, осуществлению самоконтроля,

- развивайте стремление к овладению новыми знаниями, объясняйте значимость знаний (метод развития: подражание родителям).

    Всё это будет способствовать успешной адаптации  учеников к среднему звену, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.

Рекомендации по снижению тревожности (у подростка сильна потребность в одобрении).

ОСНОВНЫЕ СТРАХИ

  • страх не соответствовать ожиданиям окружающих
  • страх ситуации проверки знаний
  • страх самовыражения

Рекомендации родителям:

- безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи и трудности

- проявление интереса к школе, классу, неформальное общение после прошедшего дня

- знакомство с одноклассниками и возможность общения после школы

- недопустимость запугивания, физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии др. родственников, сверстников

- медлительные и малообщительные дети медленнее привыкают к классу, к новым условиям обучения

- предоставление ребенку самостоятельности (а не делать все за него, прививать «чувство взрослости») но и обоснованный контроль. Учите осуществлять самоконтроль (как выполнил, что сказал и т.д), ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы в малокомплектной школе"

Адаптация пятиклассников к новым условия учебы в малокомплектной школе...

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Опыт. Раздумья. Новые планы.

Презентация используется как сопроводительный материал к выступлению классного руководителя на родительском собрании....

"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"

Тематическое родительское собрание "Адаптация пятиклассников  к новым условиям обучения  в средней школе"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Программа психологического практикума "Я - пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе"

Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, ...