Классный час "Бюджет"
классный час на тему

Быкова Елена Александровна

В классном часе проводится первое знакомство с понятием семейный бюджет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_byudzhet.rar306.72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Бюджет семьи»

Цель: воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких, воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься, развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание культуры ведения дискуссии, подготовка к семейной жизни.

 

«Старайтесь быть разумным,

А не богатым.

Богатства можно лишиться,

Разумность всегда с тобой»

Эзоп

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства, состоятельность фирмы. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги – это бумажки или монетки на которые можно купить все, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и чаще всего их не хватает.

В России бумажные деньги появились в 1769 году. Их называли ассигнации. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100 рублевую купюру, которую ласково называли «Катенькой».

Деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны,

Но юноша в них видит слуг проворных.

И не жалея шлет туда – сюда.

Старик же видит в них друзей надежных.

И бережет их как зеницу ока.

(«Скупой рыцарь» А.С. Пушкин)

А что такое бюджет?

Как вы думаете?

Бюджет – смысловое значение этого слова очень сходно с понятием «баланс». Более того, бюджет – это и есть баланс, одна часть которого доходы, другая – расходы. Семейный бюджет, в научном понимании его еще называют потребительским бюджетом. Используется для характеристики уровня жизни людей и представляет собой баланс доходов и расходов семьи.

Возьмем для наглядности условный пример такого бюджета.

Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

1. Заработная плата папы

15000р.

1. Истратили на покупку продуктов, одежды, обуви и т.д.

25420р.

2. Заработная плата мамы

8400р.

2. Плата за квартиру, эл. энергию

430р.

3.Пенсия бабушки

3500р.

3. Истратили на поездки

1200р.

4. Стипендия студента брата

1150р.

Билеты в театр и кино

400р.

5. Компенсация на детей

1000р.

Ремонт телевизора

750р.

всего

29050р.

всего

28200р.

Остаток 

850р

 .

Естественно, денежные суммы в каждом конкретном случае могут быть самые разные в зависимости от состава семьи, от места проживания, от уровня цен на товары и других условий. В данном случае бюджет составлен на месяц. В итоге мы получили превышение доходов над расходами 850 рублей, эта сумма может перейти в доход следующего месяца или быть использована на накопление, т.е. положена в сберегательный банк.

Если бы сумма расходов была больше суммы доходов, то положение семьи было бы гораздо хуже – пришлось бы брать деньги в долг. В этом случае принято говорить о дефиците бюджета, т.е. превышение расходов над доходами.

Бюджет семьи диктует стиль жизни семьи!

Те же самые проблемы возникают и при составлении любого другого бюджета вплоть до бюджета целого государства.

Государственный бюджет – это важный документ, по которому можно судить о состоянии финансов целой страны, что в свою очередь определяет благополучие и возможности каждого жителя этой страны.

Нужно ли планирование семейного бюджета?

Обязательно! И по нескольким причинам: как экономического, так и психологического, воспитательного порядка.

С экономической точки зрения в семейном хозяйстве оправдывают себя те мероприятия, которые приводят к экономии средств.

Налаженное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи. Отношения в семье становятся спокойными, отпадают поводы для лишних трений, недовольства, скрытых и явных обид. Особенно благотворно действует плановость семейного быта на детей!

В семьях, где бюджет планируется, удовлетворение материальных потребностей происходит спокойно, без особых переживаний, духовных травм и эмоций. Денежные вопросы не только не приводят к конфликтным ситуациям, но даже наоборот сближают, сплачивают семью.

Мы с вами сегодня распределим семейный бюджет. Вам следует учесть ежемесячные расходы:

  1. затраты на питание;
  2. затраты на одежду и обувь;
  3. коммунальные услуги;
  4. ремонт жилья и др.

ЗАДАНИЕ

(Класс разбит на группы).

Доход отца 17000 рублей,

Матери 15000 рублей.

Двое детей старшего школьного возраста.

Есть приусадебный участок.

10-15 минут группы распределяют бюджет (звучит спокойная музыка).

Затем каждая группа защищается.

Подводятся итоги.

Учащиеся разгадывают кроссворд:

 

ВОПРОСЫ:

По вертикали:

  1. посредник между продавцом и покупателем на бирже;
  2. слово, образованное слиянием двух немецких слов buch(книга) и halten(держать)

По горизонтали:

  1. баланс, одна часть которого – доходы, другая – расходы;
  2. человек, занимающийся предпринимательской деятельностью;
  3. денежная единица какой- либо страны;
  4. письменное долговое обязательство.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали:

1. бюджет;

2. бизнесмен;

3. валюта;

4. вексель.

По вертикали: 

1. брокер;

2. бухгалтер.

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом и пирожных, но не экономьте на обедах. Экономить на пище духовной и насущной – явный просчет при планировании семейного бюджета, ошибка эта может в будущем обернуться нежелательными последствиями для здоровья как физического, так и морального. Кроме того, в семьях, где не умеют рационально рассчитывать бюджет, возникает и почва для развода.

Помните, что за деньги не купить хорошее настроение, уважение близких и их любовь. Не обедняйте себя, стараясь, все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!»

Помните, что культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги. Если у родителей денег хватает и беспокоиться не о чем – попытайтесь представить, что совсем скоро вы станете взрослыми, самостоятельными людьми, и брать деньги у мамы с папой будет просто стыдно. А значит надо самим научиться чему – то, что поможет вам зарабатывать деньги. Образование, кстати, получить, тоже имеет смысл. Не для родителей, а для вас.

Что же касается непосредственно бюджета, то хочется сказать еще одно. Он в разные годы жизни будет разным. Разными будут и потребности. Редко даже самые обеспеченные супруги проживают не познав финансовых трудностей. Только не надо из этого делать трагедию. Деньги определяют многое в нашей жизни, но, к счастью, не все.

Самое главное – научиться жить по средствам, на деньги, что заработаны честным трудом. И при этом не страдать, что не все покупки по карману.

Если счастье не ставить в зависимость от материальных благ, если видеть главную ценность дома в теплых, сердечных отношениях, то они окажутся важнее любых приобретений.

Тест «Деньги в вашей семье».

  1. Кто в вашей семье принимает решение по финансовым вопросам?

а) отец; б) мать; в) отец и мать.

2. В вашем детстве мама работала вне дома?

а) да; б) нет; в) иногда.

3. Имеют ли ваши родители:

а) общий фонд на все расходы;

б) отдельные деньги, но на определенные расходы был общий фонд;

в) каждый свою зарплату оставлял себе.

4. Как бы вы описали свое отношение к деньгам?

а) мне их всегда не хватает;

б) обычно мне их хватает, но я едва свожу концы с концами;

в) трачу очень экономно.

5. Вы чувствуете себя хорошо, тратя деньги на:

а) себя; б) близких членов семьи; в) другие дела.

6. Вам дали 5000 рублей

а) потратите на все текущие расходы;

б) отложите деньги;

в) частично отложу, а частично потрачу.

7. Оцените свое умение справляться со своими финансовыми проблемами:

а) отлично; б) средне; в) плохо.

8. Как должны решаться финансовые проблемы в семье?

а) имеется общая касса, но один из супругов регулирует все расходы;

б) общий денежный фонд и совместное решение о расходах;

в) каждый имеет свои деньги, а на общие расходы есть отдельная касса.

Варианты ответов.

№ вопроса

а

б

в

1

5

5

10

2

10

0

5

3

5

10

0

4

0

5

10

5

0

5

10

6

0

10

5

7

10

5

0

8

0

10

5

Если вы набрали:

Менее 20: Никаких расходов без совета с тем, кто умеет это делать.

20-40: Не в деньгах счастье, но и счастье уходит, когда наступают финансовые проблемы

41-60: Ваши малые способности в решении финансовых проблем могут быть источником трудностей в семейной жизни. Обратите на это внимание.

Более 60: Вы отлично решаете проблемы семьи.

«Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга».


http://nvschool10.edu-r.ru/content/view/40/27/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...