«БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»
классный час (11 класс) на тему

Цель: формирование грамотной и сознательной личности, способной адекватно реагировать на изменения в обществе и научно – технической сфере.

Задачи:

- формировать компьютерную грамотность учащихся;

- формировать адекватное и осознанное отношение к изменениям в научно – технической сфере;

- формировать умение общения в информационном пространстве;

- формировать умение защищать свои интересы и права;

- воспитывать волевую, целеустремленную, критически мыслящую личность;

- развивать познавательный интерес и логическое мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»81 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

КЛАССНОГО ЧАСА

«БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

(Классный час в рамках

социального проекта «Старший друг»).

Дата: 27.10.2014 год

Место проведения: МБОУ Одинцовская гимназия № 11

Кабинет: № 6 

Участники: 11 «А» и 8 «В» классы

Составители и организаторы классного часа: классный руководитель 11 «А» класса Медведева Екатерина Александровна, классный руководитель 8 «В» класса Куприянова Светлана Александровна

Цель: формирование грамотной и сознательной личности, способной адекватно реагировать на изменения в обществе и научно – технической сфере.

Задачи:

- формировать компьютерную грамотность учащихся;

- формировать адекватное и осознанное отношение к изменениям в научно – технической сфере;

- формировать умение общения в информационном пространстве;

- формировать умение защищать свои интересы и права;

- воспитывать волевую, целеустремленную, критически мыслящую личность;

- развивать познавательный интерес и логическое мышление

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Осознавать себя российским законопослушным гражданином;
  • Ориентироваться в информационном пространстве
  • Уметь уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению
  • Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Метапредметные:

  • Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Форма  проведения:  дискуссия

Технологии: критического мышления, групповые

Место  проведения: учебная  аудитория.

Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point «Проблемы информационной безопасности в сети Интернет».

Ключевые понятия: коллекции цифровых образовательных ресурсов, системы тестирования, учебно-методические материалы, энциклопедические  и справочные ресурсы,  нормативно-организационная информация, коммуникационные сервисы, информационные системы управления обучением, средства дистанционного присутствия в образовательной среде;

социальные сервисы, информационная безопасность, кибермошенничество; угроза информационной безопасности;

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. (Слайд 1) Сообщение темы.

Детям предлагаются слайды, на которых изображены моменты использования Интернета в реальной жизни. Учащиеся формулируют тему занятия и задачи.

2. (Слайд 2) Детям предлагается обсудить более подробно, каким образом Интернет может применяться в сфере образования:

2.1 (Слайд 3) Коллекции цифровых образовательных ресурсов -  это Web-порталы, содержащие подборки цифровых объектов или ссылок на сторонние Web-ресурсы, прошедшие экспертную оценку и рекомендованные для использования на уроках, либо в качестве дополнительного материала.

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru);
  • Каталог электронных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru);
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru).

2.2 (Слайд 4) Системы тестирования - это Web-сервисы, позволяющие проводить контроль знаний школьников или тренаж при подготовке к итоговой аттестации в форме компьютерного тестирования.

  • Яндекс – Единый государственный экзамен (http://ege.yandex.ru);
  • Система оценки знаний «Инфотест» (http://infotest.by);
  • Система StartExam (прежнее название – OpenTest) (http://www.opentest.ru);
  • Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования (http://www.i-exam.ru)

2.3  (Слайд 5) Учебно-методические материалы - Web-сайты научного, познавательного характера, специально разработанные теми или иными организациями или частными лицами для использования в образовании.

  • Классная физика – для любознательных (http://class-fizika.narod.ru);
  • Школьная математика (http://math-prosto.ru);
  • Математические этюды (http://www.etudes.ru);
  • Биология для школьников и студентов (http://botan0.ru);
  • Видеоуроки «ИнтернетУрок» (http://interneturok.ru).

2.4 (Слайд 6) Энциклопедические  и справочные ресурсы - это сайты общего назначения, предназначенные для широкого круга пользователей (не обязательно имеющих отношение к сфере образования) и предоставляющие проверенную информацию с высокой степенью достоверности. Многие из этих ресурсов представляют собой электронные копии официальных печатных справочных изданий.

  • Википедия – свободная энциклопедия (https://ru.wikipedia.org);
  • Яндекс – Энциклопедии и словари (http://slovari.yandex.ru);
  • Megabook – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (http://megabook.ru);
  • Энциклопедия Кругосвет (http://www.krugosvet.ru).

2.5 (Слайд 7) Нормативно-организационная информация - официальные сайты Министерства образования и науки, а также образовательные порталы, такие, например, как официальный портал, посвященный Единому государственному экзамену.

  • Министерство образования и науки РФ (http://минобрнауки.рф);
  • Портал «Гарант – Education» (http://edu.garant.ru/education/law);
  • Официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru);
  • Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru);
  • Российский портал информатизации образования (http://www.rpio.ru);
  • Портал Всероссийских олимпиад школьников (http://rosolymp.ru).

2.6 (Слайд 8) Информационные системы управления обучением - специально разработанные сервисы, предоставляющие возможности «электронного классного журнала или дневника», средства публикации расписания занятий, средства коммуникации учителя с учащимися и их родителями и целый ряд других важных функций.

  • электронный журнал dnevnik.odinedu.

 2.7 (Слайд 9) Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

3. (Слайд 10) Ученикам предлагается работа в группах. Обсуждаются предложения по использованию Интернета на уроках в их школе.

4. (Слайд 11) Мошенничество в интернете. Какие способы вам известны?

1) Мошенничества, связанные с Интернет-магазинами.

2) Фишинг.

3) Интернет-попрошайничество.

4) Осторожно!!!!! Вирус!!!!!

5) Социальные сети - как один из способов вовлечения несовершеннолетних в оборот нелегального порно.

6) Осторожно! Сайты-ловушки!

7) Звуковые наркотики.

4.1 В группах ученики обсуждают предложенные варианты кибермошенничества. Механизмы их осуществления. Врага надо знать в лицо!

1) Мошенничества, связанные с Интернет-магазинами.

Через Интернет вам могут предложить приобрести все, что угодно, а распознать подделку при покупке через сеть бывает сложно.

2) Фишинг.

Вид интернет-мошенничества, цель которого - получить данные, содержащиеся на вашей пластиковой карте.

Злоумышленники рассылают электронные письма от имени банков или платежных систем. Пользователю предлагается зайти на сайт, который является точной копией настоящего сайта банка, где можно увидеть объявления, например, об изменении системы безопасности банка. Для дальнейшей возможности использовать свою пластиковую карту вас просят указать пин-код и данные, содержащиеся на карте. Впоследствии эти данные используются для изготовления поддельной пластиковой карты и обналичивания денежных средств, содержащихся на вашем счете. Оставив свои данные, вы фактически преподносите мошенникам деньги на блюдечке.

3) Интернет-попрошайничество.

В Интернете могут появиться объявления от благотворительной организации, детского дома, приюта с просьбой о материальной помощи больным детям. Злоумышленники создают сайт-дублер, который является точной копией настоящего, меняют реквизиты для перечисления денег.

4) Осторожно!!!!! Вирус!!!!!

Сущность вируса - переадресация со страницы запрашиваемого ресурса на фиктивную, скопированную с настоящей. Подмена осуществлялась для самых популярных ресурсов Рунета: Яндекс, Рамблер, Майл, ВКонтакте, Одноклассники.

Набирая на «зараженном» компьютере адрес одного из указанных ресурсов, пользователь попадает на сервер-подмену, где ему предлагается страница для входа в систему (имя и пароль). С учетом того, что в адресной строке указано корректное имя, а внешний вид скопирован с оригинального сервера, у большинства пользователей не возникает подозрений в подлинности страницы.

После ввода имени и пароля отображается иная страница, где уже говорится о необходимости «подтверждения» или «активации» учетной записи за смс на короткий номер, стоимость которого минимальная или якобы бесплатная.

Таким образом, злоумышленники не только снимают денежные средства со счетов абонентов, но и получают логин и пароль доступа пользователя к указанным популярным ресурсам, что позволяет им в дальнейшем отправлять от имени «жертвы» различные сообщения,

5)  Социальные сети - как один из способов вовлечения несовершеннолетних в оборот нелегального порно.

Социальные сети активно используются злоумышленниками для вовлечения детей и подростков в распространение порнографических материалов с участием несовершеннолетних посредством сети Интернет.

Для этого создается вымышленная анкета (электронная страница), где используются фотосессии и вымышленные данные несовершеннолетних, взятые из различных открытых источников. Таким образом, порноделец маскируется под видом обыкновенного подростка, который в сети Интернет пытается рассказать о себе и найти новых знакомых с общими интересами.

В ходе электронного общения создаются условия, побуждающие подростка направить свои откровенные фотографии. После их получения данные изображения распространяются на тематических форумах, файлообменных системах и фото и видеопорталах.

Зачастую злоумышленнику становятся известны анкетные данные подростка, и тогда происходит так называемый «тро́ллинг» или травля (размещение в Интернете на форумах, в дискуссионных группах, в вики-проектах провокационных сообщений с целью собственного развлечения и созданием конфликтов между участниками). Это необходимо для установления круга знакомых, учителей и родителей подростка с целью направления им полученных провокационных фотографий.

6) Осторожно! Сайты-ловушки!

Интернет-сайты, на которых была размещена информация о продаже якобы конфискованного таможенными службами имущества по бросовой цене. На данных ресурсах можно было приобрести любой сотовый телефон по 500 рублей, цифровой фотоаппарат любой марки за 1000 рублей или ноутбук за 3000 рублей. Покупатель мог получить заказанный товар только при условии стопроцентной предоплаты по безналичному счету. Злоумышленник же, получив денежные переводы на свой банковский счет, использовал денежные средства в своих целях.

7) Звуковые наркотики.

В Российском сегменте сети Интернет стала появляться информация о так называемых «звуковых» наркотиках, якобы оказывающих влияние на бинауральные ритмы человека. Реклама аудионаркотиков осуществляется посредством массовой рассылки писем на электронные почтовые адреса пользователей и на номера в системах быстрого обмена сообщениями. Доступ к прослушиванию аудио-файлов возможен после введения специального цифрового кода, получение которого происходит исключительно после оплаты в виде отправки смс-сообщения. Ресурсы, предлагающие такого рода продукцию, располагаются на площадях зарубежных провайдеров и зарегистрированы по фиктивным анкетным данным.

4.2 Как не стать жертвой кибермошенничесвта? В процессе обсуждения, дети составляют правила безопасности.

4.2 (Слайды 12 - 14) Три правила поведения в интернет сети:

1) Защищай компьютер! (обновление операционной системы, антивирус, архив важных документов, загружаемые материалы).

2) Общайся осторожно! (запрет на личную информацию, политика конфиденциальности сайта, степень доверия к информации, запрет на сомнительные ссылки)

3) Уважай закон и собеседников! (согласие на публикацию, копирование только для личного пользования, запрет на пиратские копии, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

5. (Слайд 15) Что такое социальные сервисы? (ВИКИ, БЛОГ)

5.1 Вики – это достаточно простая и полная модель коллективного гипертекста, когда возможность создавать и редактировать любую запись имеет каждый участник сетевого сообщества. Это делает вики перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой могут писать группы и сети удаленных пользователей.

5.2 Блог (от англ. blog или Web log – Интернет-дневник) – Weв-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, содержащие текст, графические объекты или аудио-, видео материалы. Уже обиходным выражением стало слово «блоггинг» — постоянное ведение записей. Как правило, блоги – это личные записи, напоминающие дневник, но дневник публичный. Часто здесь содержатся аннотированные ссылки на другие Интернет-ресурсы. Каждому из сообщений, опубликованных в блоге, присваивается свой постоянный URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться. Наличие постоянной ссылки играет важную роль при установлении отношений между пользователями и сообщениями: если у сообщения нет устойчивого сетевого адреса, то оно не имеет статуса сетевого документа, на такое сообщение нельзя сослаться из другого документа, и оно не может быть найдено программными средствами.

5.3 Учащиеся обсуждают пользу и вред данных сообществ.

6. (Слайд 16) Интернет и здоровье

Ученикам предлагаются суждения. Красные карточки – они согласны. Зеленые карточки – не согласны.

В мире интернет - зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых.

Компьютерные игры воспитывают в человеке агрессивность.

Социальные сети помогают найти настоящих и верных друзей.

Интернет развивает мышление, внимание, работоспособность, фантазию.

Интернет надо использовать только для работы или выполнения заданий.

Не нужны никакие ограничения по времени для нахождения в интернете.

7. (Слайд 17-…) Рассказ о гигиене работы за компьютером.

Правила работы с компьютером:

  1. Рабочее место должно быть автономным, т.е. не подключать к розетке компьютера другие приборы.
  2. Компьютер должен находиться в углу, т.к. именно сзади излучение выше, чем от экрана.
  3. На монитор не должны падать прямые солнечные лучи. Работа с компьютером не должна превышать 2 часа в день, через каждые 30 минут перерыв на отдых.
  4. Расстояние от экрана до глаз – не менее 50 см.
  5. В помещении с компьютерной техникой ежедневно должна проводиться влажная уборка.

8 Рефлексия. Дети встают в круг, и каждый говорит о том, что его особенно заинтересовало на занятии.

9 Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по безопасности в сети Интернет в рамках единого урока по безопасности

можно использовать на уроках информатики для 8 класса....

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...

Интернет. Безопасность в сети Интернет

Интернет представляет собой важный способ личного и профессионального общения, но он может также использоваться со злым умыслом: например, может применяться для рассылки компьютерн...

«Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного общения».

Сценарий проведения Единого урока безопасности в сети "Интернет"...

«БЕЗОПАСНАЯ ПАУТИНА» Классный час-игра по вопросам безопасности в сети интернет

ЦЕЛЬ: Актуализировать и обобщить знания о безопасном поведении в сети Интернет. ЗАДАЧИ: - Формировать основы коммуникативной грамотности, чувство ответственности за своё поведение в интернет простр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ Единого Всероссийского урока «Безопасность в сети Интернет «Дети в Интернете»

Цель урока: обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.Задачи:изуч...