Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
проект (9, 10, 11 класс)

Миронова Ирина Юрьевна

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом,  появляется  потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных и средних  классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema.docx81.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №2 имени А.И. Исаевой»

Рассмотрена                                                                       «Утверждаю»

на заседании                                          Директор школы

педагогического совета                              ___________  Линник И.А.

Протокол №_________

от «___»______2014 года                             «___»________2014 года

«Формирование социальной активности старшеклассника через волонтерскую деятельность в рамках класса и школы».

Воспитательная система работы с обучающимися 10-11 класса.

Разработчик Программы:

Миронова И.Ю.- классный руководитель 10-11 класса

МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой»

г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра

2014-2015-2016

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Наименование документа

Программа воспитания и социализации обучающихся 10-11 классов

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №2 имени А.И. Исаевой»

Контактные данные ОУ

ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,  5мкр.

МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой»

Цель программы

Создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 10-11 классов.

Задачи Программы

1.        Способствовать осознанному формированию культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;

2.        Способствовать воспитанию умения учащимися сопереживать, помогать другим людям;

3.        Способствовать развитию социального партнерства классного коллектива с субъектами  в решении задач воспитания детей;

4.        Способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности.

Разработчик Программы

Миронова И.Ю.- классный руководитель 10-11 класса

Вид Программы

Комплексная

Ожидаемые результаты

1.        У учащихся сформированы основы культуры общения,  знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;

2.        у большинства детей сформированы  умения сопереживать другим и желание оказывать посильную помощь;

3.        достигнуто взаимодействие  классного коллектива  с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;

4.        достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью,  позитивная динамика посещаемости родительских собраний и активности родительской общественности;

Сроки реализации

2 года

Источники финансирования Программы

Бюджет образовательного учреждения, спонсорская помощь

Законодательная база для разработки Программы

1        Конституция Российской Федерации

2        Конвенция о правах ребёнка

3        Семейный кодекс РФ

4        Федеральный государственный стандарт общего образования

5        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24с.- (Стандарты второго поколения)

6        Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО

7        Закон РФ «Об образовании».

8        Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .

9        Законы ХМАО: «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе», «О дополнительных гарантиях по социально-экономической поддержке учащихся, студенческой молодежи».

10        Постановления, Распоряжения Губернатора, Правительства ХМАО: «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни, развитию и воспитанию детей», «О спортивно-оздоровительной программе для детей ХМАО «Губернаторские состязания», «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ХМАО»,  «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.

11        Окружная программа «Дети Югры»,

12        Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

13          Целевая  программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы»

14        Нормативно-правовые акты Департамента образования и науки округа

15        Устав школы.

16        Программа развития ОУ


Тому, кто не  постиг  науки  добра,

всякая иная наука приносит  лишь вред.

Мишель де Монтень

Воспитание - это педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Современные подростки не умеют проявлять доброту к другим людям, стесняются показать своё стремление помогать ближним, сопереживать, проявлять чувства.

Волонтер – это добровольный помощник, готовый помочь в любой сфере деятельности.

Не надо ждать, когда тебя попросят, надо самому предлагать свою помощь нуждающимся! Быть волонтером становится престижно, это помогает в социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов. Но и этому надо учиться, готовиться и проявлять свои умения и стремления.

Концепция системы

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом,  появляется  потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных и средних  классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. Складывается ситуация необходимого построения воспитательной системы класса как благоприятной среды для становления и проявления личности, способной самостоятельно строить свою жизнь, оказывая безвозмездную помощь нуждающимся.  Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается.  В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Именно поэтому воспитательную систему в своих классах я выстраиваю на основе Концепции по формированию образа жизни, достойной Человека, которая вошла в педагогическую теорию и практику вместе с  именем ее создателя – Н.Е.Щурковой. Под образом Человека (по Щурковой) понимается личность, способная строить жизнь, достойную человека. Что собой представляет эта личность?

Во-первых, человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть, первая составляющая цели воспитания – это интеллект человека. Вторая составляющая – нравственность, мораль, - это духовный стержень. И, наконец, творчество. Человек – существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. В итоге достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основы – истина, добро и красота. Для реализации этих составляющих я ориентируюсь на то, чтобы сформировать у моих учеников  потребность в самодеятельности.

Я вижу смысл в том, чтобы подростки уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и взаимопомощи, то именно поэтому  и выстраиваю свою систему, опираясь на данные Концепции.

Субъекты

Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:

  • самими учащимися;
  • родителями,
  • учителями-предметниками,

Целевая установка

 Воспитание (по Н.Е.Щурковой) - целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Следовательно, цель построения воспитательной  системы – создание благоприятной среды для саморазвития и  самовыражения ребенка через волонтерскую деятельность.

 Цель воспитания – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека (целеустремленного, неравнодушного).

Чтобы процесс формирования осуществлялся целенаправленно и эффективно, необходимо сформировать

              Задачи ВС:

1. Способствовать осознанному формированию культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;

2.        Способствовать воспитанию умения учащимися сопереживать, помогать другим людям;

3.        Способствовать развитию социального партнерства классного коллектива с субъектами  в решении задач воспитания детей;

4. Способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности в формировании жизненных позиций подростка, развивать способности к осознанному выбору жизненного пути.

Описание идеи

Что же приведет в движение избранные цели и содержание и даст необходимый результат? Здесь необходимо постепенное, пошаговое движение. Это движение в разной степени дети уже прошли и сейчас находятся на подходе к верхней ступени.

Первый шаг,  который делают учитель начальных классов- это понимание и принятие норм культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единая основа – истина, добро и красота.

Второй шаг, который совершают учащиеся 5-6 классов, - формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.

Третий шаг – обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (8-9 классы)

Четвертый шаг – формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути (10-11 классы).

Классный руководитель обеспечивает 3 основные функции:

  1. обустройство жизни ребенка в школе;
  2. организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
  3. организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Основополагающие идеи-принципы:

- Принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками прежде всего нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры)

- Принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни)

- Принцип принятия ребенка как данности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор)

Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов школы и города как решающего обстоятельства для формирования благоприятной культурной среды саморазвития и самовыражения ребенка.

Характеристика основополагающего вида деятельности

Только освоенные и осмысленные ценности становятся для ребенка основой внутренней мотивации его деятельности.  При этом ребенок  чаще проживает радость, а,  встречаясь с внешними препятствиями, ищет способ их преодолеть, поскольку знает, к чему стремится. Обретая смысл жизни, он уверен, спокоен, счастлив.

Разнообразие видов деятельности способствует наибольшей развитости человека, поэтому я представляю основополагающие виды деятельности по степени их значимости для данной системы:

*  познавательная (познание окружающего мира);

*  преобразовательная (созидание, подросток творит добро и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);

*  ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, подросток приобретает личностный смысл ценностей жизни);

*  общение ( каждый,  взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать ценность Другого);

В центре внимания системы находится  не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации Системы:

1.        У учащихся сформированы основы культуры общения,  знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;

2.        У большинства детей сформированы  умения сопереживать другим и желание оказывать посильную помощь;

3.        Достигнуто взаимодействие  классного коллектива  с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;

4.        Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью,  позитивная динамика посещаемости родительских собраний и активности родительской общественности.

          Предлагаемая программа  нацелена  на комплексное решение вопросов по организации воспитательной работы у обучающихся 10-11 классов.

          ВС  «Волонтер»  действует в течение двух лет. Исходя из принципов программы, комплекс  мероприятий  дифференцирован с учетом личностного подхода. Главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный  и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли  качествами обладает на данном этапе ребенок, чтобы называться отзывчивым и бескорыстным человеком. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

 В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:

  1. беседы;
  1. тематические классные часы;
  1. круглые столы;
  1. групповые занятия с родителями и детьми;
  1. формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники);
  1. имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения;
  1. тренинги для детей, тренинги для родителей;
  1. групповые занятия;
  1.  ролевые игры;
  1. практикумы;
  1. лекции информационно-просветительские  для родителей;
  1. анкетирование  обучающихся,  родителей;
  1. консультации, лекции, тренинги, семинары;
  1. социальный патронаж.

В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:

  1. словесные;
  1. наглядные;
  1. практические;
  1. проблемно-поисковые.

Основные направления реализации программы определяются ее целями и задачами и включают в себя:

  1. Духовно – нравственное воспитание;
  1. Спортивно-оздоровительное воспитание;
  1. Трудовое воспитание;
  1. Работа с родителями.

Для реализации программы разработан комплекс  различных мероприятий (согласно направлениям) и проводится по плану  (Приложение).

Этапы и сроки реализации Программы 2014-2015гг

1.        Подготовительный этап- (август 2014).

2.        Основной этап   (сентябрь2014 – май 2016). Анализируя результаты годовой работы, вносятся коррективы и дополнения в комплекс мероприятий и диагностику.

  3.Заключительный этап (июнь 2016).  

Взаимодействие в реализации  Программы.

В реализации Программы  осуществляется  творческое взаимодействие администрации, педагогов школы, обучающихся, родителей, учреждений дополнительного образования, органов профилактики, общественности.

Управление воспитательной системой

Планируемые результаты.

Для оценки эффективности результатов реализации воспитательной системы  «Волонтер» для обучающихся 10-11 классов определены следующие качественные и количественные показатели:

Планируемые результаты

Качественные изменения

Количественные изменения

У учащихся сформированы основы культуры общения,  знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;

У 80% обучающихся  на достаточно высоком уровне сформированы основы культуры общения и навыки здорового образа жизни,

Не менее 90% обучающихся  соблюдают правила поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

Не менее 80% обучающихся проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, к сверстникам и младшим, бережно ко всему живому;

Повысился уровень воспитанности  на 10%.

(каждый год)

Снижен процент заболеваемости обучающихся на 2%.

У большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума, умения проявлять добрые чувства через волонтерскую помощь.

Не менее 50% обучающихся проявляют умения ориентироваться в социальной и культурной жизни социума и 60% проявляют добрые чувства через волонтерскую помощь.

Реализованы 100% мероприятий, направленных на формирование умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума и оказания волонтерской помощи.

Достигнуто взаимодействие  классного коллектива  с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;

Повышение удовлетворенности родителей  и педагогов воспитательным процессом и его результатами.

Увеличение на 10%, количества мероприятий по проблемам воспитания детей с участием родителей, специалистов школы.

Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью,   позитивная динамика посещаемости родительских собраний

Повышение педагогической культуры родителей, активное участие представителей общественности в мероприятиях школы .

Позитивная динамика посещения родителями родительских собраний, клуба родительских встреч, увеличение количества мероприятий по проблемам семейного воспитания с участием представителей общественности.

Критериями оценки эффективности реализации системы являются:

  1. количественные и качественные показатели вовлеченности детей в разнообразные виды деятельности, количественные и качественные показатели проведенных дел;
  1. динамика развития  способностей и личностных качеств обучающихся;
  1. результаты творческой деятельности (участие в разработке и проведении мероприятий, творческие,  исследовательские проекты и др.);
  1. личностные  достижения детей, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  1. наличие фото, видеоматериалов;
  1. наличие законов, традиций;
  1. удовлетворённость детей, родителей организацией работы классного коллектива и школы в целом.

Перспективы развития воспитательной системы

Отчетливое  осознание достижений, проблем формирующейся системы помогает более обоснованно избрать пути дальнейшего ее развития. Целевые установки, содержание данной системы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, выстроив  систему на одном классе, выстроить до конца образ отзывчивого, бескорыстного человека-гражданина.

Мы следуем  согласно высказыванию В.Г. Белинского: «орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»

Промежуточное подведение итогов май 2015г.  на основании результатов диагностики (октябрь, май),  анализа и качества выполнения комплекса мероприятий, запланированных на текущий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Значимость социального интеллекта для социализации ребёнка....

Модель методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики

Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информацион...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ класс-проекта краеведческой направленности

—Класс-проект мы рассматриваем  как модель организации воспитательной деятельности в классе, в основе которой лежит реализация проекта, объединяющего в совместной созидательной творческой деятель...

Статья по теме "Социально-значимая деятельность, как средство развития социальной активности старшеклассников"

Из опыта работы классного руководителя 10А класса   ГБОУ СОШ №96 Калининского района Клименко Е.Е....

«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »

В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...