Внеклассное мероприятие по экологии "Экологический десант в природу: у родника!" 5 класс
классный час (5 класс) на тему

Пьянкова Алена Васильевна

Классный час в 5 классе, предполагающий обучение на природе. Содержит: раздаточный материал, презентацию, классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_rodnika_klassnyy_chas.rar1.05 МБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Конкурс сценариев «Педагогический марафон»

Направление воспитательной деятельности: «Сохраним природу»

(экологическое)

Классный час на тему: «Экологический десант в природу (у родника в селе Кичменгский Городок)

Автор: Квашнина Алена Васильевна, педагог

Классный час

(Данные мероприятия должны проводиться ежегодно и в системе. Форма проведения данных мероприятий – экологический десант. Время проведения данных мероприятий с целью эффективности, наглядности и закрепления практических умений – в течение года. Место проведения – природа!)

Направление: экологическое.

Аудитория: учащиеся 5-х классов.

Время: 60 мин.

ТЕМА: Экологический десант в природу (у родника).

Цель: 

  Показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;

ЗАДАЧИ

  Развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации; умение работать командой, соревноваться.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
  • Понять, что в исчезновении родников виноваты люди.
  • Учиться защищать природные ресурсы.
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование: медиапроектор, видеопрезентация, раздаточный материал (карта знаний), оформление кабинета (главные вопросы темы оформляются на доску), красная книга, изображение воды и источников, 2 ложки, 2 тарелки! ПРИГЛАСИТЬ учителя химии.

Место проведения: лес, река, поле (в данном случае у родника в Кичменгском Городке), анализ в классе.

Ход мероприятия:

В  ходе мероприятия дети заполняют путевые листы (Приложение 1)

ЧАСТЬ 1 Около родника

  1. Определение темы и целей занятия.  (чтение стихотворения учеником)

Родник был неприметен, неказист,
И не мечтал о водопадах.
Порой жалел, что не плечист,
Но дело было не в наградах.

Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.

Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник... И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова...

Действия учителя

Действия ученика

О чем пойдет речь на классном часу?

Итак, какова тема нашего классного часа?

А куда совершаем мы наш экологический десант?

Определите цель занятия?

- Об одном из богатств нашей планеты – о родниках.

- Экологический десант в природу.

- Нас сегодня будет интересовать родник.

- поговорить о воде, о ее пользе, дать определение родника, посмотреть на экологические проблемы!

Формулируем основные вопросы:

  • Что такое вода? Что такое родник? Что такое экология? (теория)
  • Почему самый чистый? (теория с практикой)
  • Как сделать чистым? (эксперимент с практикой)
  • Зачем сохранять чистым? (выводы)

Отвечая на данные вопросы, мы заполним наши путевые экологические листы (раздаточный материал  Приложение1)

  1. По дороге к роднику учитель ведет с ребятами беседу, загадывает загадки, предлагает решить ребусы, на одном привале организует игру «Водоносы»

- Что такое экология?

- Что такое природа?

- Какие природные ресурсы вы знаете?

- Что такое вода?

- В каком состоянии может быть вода?

 «Загадки» (индивидуальное задание ученику)

1. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.

 В тучах прячется, во мгле,
 Только ноги на земле.                            (Дождь)

2. На дворе переполох –
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина –
У неё теперь ангина.                               (Град)

3. Мягкий он, а  не подушка,

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь - ручеёк.                               (Снег)

4. Кругом вода, а с питьём беда!          (Море)

5. Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмёшь

И домой не принесёшь?                        (Туман)

А знаете ли Вы что… (индивидуальное задание ученику)

  • Без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не  будут развиваться;
  • 75% поверхности Земли покрыто водой. 97,5% всей воды планеты сосредоточено в океанах, и только 2,5% воды является пресной. 70% от всего количества пресной воды заключено во льдах. Из оставшихся 30% большая часть пресной воды загрязнена, и только 1% можно назвать чистой водой
  • Россия располагает большими запасами подземных вод, их потенциальный ресурс оценивается в 230 км3 в год, из которых 60% приходится на Европейскую часть РФ. Средняя водообеспеченность населения у нас одна из самых высоких в мире.
  • Синий цвет чистой океанской воды объясняется избирательным поглощением и рассеянием света в воде.
  • Чистота и прозрачность байкальской воды – результат жизнедеятельности рачков эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год;
  • В человеке среднего веса четыре-пять ведер воды;
  • При утрате 2% воды от массы тела у человека появляется жажда, при потере 6-8 процентов - полуобморочное состояние, при потере 10% - начинаются галлюцинации и появляются проблемы с глотанием. При нехватке 12% - человек погибает.
  • Первый закон об охране вод был написан Петром I;
  • 35 миллиардов долларов ежегодно тратят жители развитых стран мира, покупая воду в бутылках. 2,7 тонн пластмассы каждый год расходуется на производство пластиковых бутылок, в которые затем разливается вода. 86% этой пластмассы оказывается в окружающей среде, вызывая гибель живых организмов.

РЕБУСЫ: Приложения 2,3,4,5,6

  1. У родника

Учитель

Ученик

Ребята, сегодня мы пришли в необычное место, волшебное: по своей красоте, первозданной чистоте. Где мы?

Что такое родник?

Как он образовался?

Какие бывают родники? Каким является этот?

Почему вода в роднике называется «живой»?

Какого санитарное состояние этого родника?

А почему многие родники исчезают?

Кто в этом виноват?

Что делать?

Какая наука учит бережно относиться к природным богатствам?

- Мы у родника

( заранее приготовлено учащимся) Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). (ВИКИПЕДИЯ)

- Идет дождь. Он проходит через почву и песок пока не встретит слой глины. Накапливается вода и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником.
Родник, из которого вытекает маленький ручей, может быть началом реки.

- Родники бывают: восходящими — напорными и нисходящими — безнапорными; временно действующими и постоянно действующими и др.

По температуре родники делятся на холодные, тёплые, горячие, кипящие.

Данный родник нисходящий, холодный.

- Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется.
Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий.
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни.
Установлено, что через 3 часа родниковая вода во многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому пить родниковую воду надо, конечно же, у самих родников. Природная родниковая вода дарит энергию тем, кто её пьет.
На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.
Вода из источника может быть пресной или минерализованной. В первом случае мы говорим о родниках и ключах, во втором – об источнике минеральных вод

- Санитарное состояние родника на момент обнаружения - удовлетворительное.

Донце и русло чистые, как и вода. Спуск к роднику крутой, обрывистый. Сделана лестница с поручнями. Территория вокруг родника благоустроена: есть навес.

Вокруг родника обнаружен хозяйственный мусор – полиэтиленовые бутылки, пакеты, бумага.

- Они загрязняются, а загрязняют их люди бытовыми отходами, моют машины и мн.др.

- Очистить территорию вокруг родника (дети собирают мусор в мешки и уносят их в контейнеры)

-  Экология

УЧИТЕЛЬ ДОПОЛНЯЕТ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ПО ХОДУ ВСЕЙ БЕСЕДЫ.

Результат работы: зарисуйте этот родник.

Игра «Водоносы»

Цель игры: формирование и развитие навыков аккуратности, осторожности, внимательности, умения «держать себя в руках», точности движений.

Оборудование: при условии, если соревнуются между собой две команды, потребуется, четыре пластмассовые или железные либо алюминиевые миски, две из которых наполнены водой, а две — пустые, две столовые ложки из нержавеющей стали или алюминия, можно деревянные.

Ход игры.

Одновременно в соревновательной эстафете принимают участие все дети.
Через несколько шагов, на небольшом расстоянии от команды, устанавливаются первая (с водой) и вторая пустая миска.
Ведущий раздает каждой команде по одной ложке, объясняя правила игры и поздравляя их с тем фактом, что они теперь стали почетными водоносами. По правилам, игрок должен набрать в ложку воды, а затем осторожно, чтобы не расплескать ее, держа ложку за ручку, на вытянутой руке донести ее до пустой миски и вылить в нее воду. Причем по условиям не разрешается помогать себе другой рукой, чтобы придержать ложку: действовать следует лишь одной рукой. Затем, вернувшись к команде, передать ложку следующему игроку, который снова наберет воды и проделает то же самое вплоть до того момента, пока не закончится вода в первой миске.

Побеждает та команда, которая не только быстрее по времени переносил всю воду, но и меньше всего ее прольет.

  1. Практическое занятие:

- Сегодня с нами экологический десант совершает Глебова Светлана Александровна, учитель химии, она нам покажет и расскажет, как можно в условиях природы очистить воду. (показ опыта)

- Светлана Александровна, требуется ли этой воде из родника очистка?

- Какую воду нужно чистить?

-Как правильно ее отфильтровать?

Зарисовка опыта в листе.

  1. Создание ситуации успеха:

Слово учителя: Закройте глаза, представьте, что где-то в Глубинах Космоса, этой бесконечной жизни, вспыхнул свет и в мгновение ока достиг Земли – матушки. Лучик света, такой трепетный и нежный, но преисполненный величия и силы звездочкой коснулся поверхности Земли и там, в глубине ее, вдруг возникло движение.
К точке касания стали стремительно, но покойно подниматься волны неизъяснимой радости, одна за другой. Это сама жизнь в Прекрасной Полноте своей является перед нами.
Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу жизни, и наполнившись живым светом, пролейтесь наружу живой Водой.
И вот он, родник, возникает из Вас самих…
Легкими, неслышными толчками изливается из глубины хрустальная вода, и наполняется чаша до краев… И светится вода сиянием солнечных лучей, окрашенная лазурью небесного свода и пением птиц.
Журчит ручей, бегущий навстречу множеству ручейков, чтобы объединиться где-то там, вдали в океане.
Зачерпните чашей рук своих воду родника, поднесите к лицу своему и ощутите запах свежести необыкновенной. Вкусите этой искрящейся воды, обжигающей чистотой своей. Это запах и вкус Жизни, данной нам Отцом Небесным в сиянии Воли Его.
Наклонитесь над зеркалом родника и всмотритесь в прекрасные образы, всплывающие в нем.
А все кривое, безобразное ложится на дно, окутывается песчинками, исчезая в забытьи.
Посмотрите вокруг себя – этот мир раскрылся сияющей Красотой – необозримой и вечной!

Чтение стихотворение учащимся:

Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.

( ребята пьют из «живого» источника)

  1. Дорога в школу

Конкурс ораторов: 

Учитель: - Вы насытились мудростью веков, мудростью поколений, мудростью матери-Земли, а теперь я хочу проверить, насколько вы мудры. Докажите или опровергните следующее рассуждение:

Родник – не просто источник питьевой воды,
это – живая нить, которая связывает нас
не только с прошлым, но и с будущим.
Народная мудрость

ЧАСТЬ 2         В классе.

ВЫВОД: Вода - одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Одним из источников пресной чистейшей воды является родник

- Ребята, как нужно охранять родники?  (ответы детей)

- Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек - это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

Чтение стихотворения учеником:

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает - и снова в поход.

По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница, чудо - вода!

Возьмите листок обратной связи и заполните его.

  •  Я сегодня задумался:
  • Я сегодня узнал:
  • Меня удивило:
  • Я сделал вывод:

-  В заключение нашего мероприятия давайте посмотрим видеоролик  (прилагается) и ответим на следующие вопросы:

1. Какие экологические проблемы поднимает автор видеоролика (учащийся 9 класса Вайгачев Кирилл)?

2. Какие экологические вопросы вы хотели бы еще затронуть?

3. Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес… О чем говорил Пришвин?

Источники:

http://festival.1september.ru

http://pedsovet.su

http://mudryj-gnom.3dn.ru

https://ru.wikipedia.org

http://yandex.ru/image

Овчинников А. М. Общая гидрогеология. М., 1954

http://www.openclass.ru

Орлова Л. «Тайный код воды». Минск., 2006


Приложение 1

1 часть

Экология – это __________________

_______________________________

Очистка воды в природе: (практический опыт с учителем химии)

2 часть

Вода – это _________________________

Родник – это _______________________

Зарисовать родник.

3 часть

Польза родников:

4 часть

Листок обратной связи: 

  •  Я сегодня задумался: ________________________

_______________________________

  • Я сегодня узнал: ________________________

______________________________________

  • Меня удивило: ________________________________________
  • Я сделал вывод: _______________________________________________

Кто виноват?

1

2

3

Что делать?

1

2

3

Приложение 2

Ребусы для малышей - Сайт beresneva!

Приложение 3


Приложение 4

Ребусы для детей " Развитие детей. Оригами, раскраски, развивающие игры, загадки

Приложение 5

Загадки - Part 71

Приложение 6

Ребус 32 / Ребусы / Детский мир (информационно-развлекательный сайт для детей и родителей)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по географии "Как изменялась природа" (происхождение материков)

Данное мероприятие предназначено для учащихся 7 класса. Основными целями являются:формирование представления об изменениях материков во времени и в пространстве, развитие пространственного вообр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"

Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).ВведениеФорма проведения: устный журнал (час общения).Место ...

Внеклассное мероприятие по экологии:"Наш дом-природа"

Внеклассное мероприятие по экологии:"Наш дом-природа"...

Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы

Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы, проведенное в дни науки...

Сценарий внеклассного мероприятия. Экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.

Классный час-экологическая игра-викторина, предназначенная для детей возраста 10-12 лет (5-6 класс). Включает интеллектуальные конкурсы, игру на экологических станциях, где дети с помощью визуализации...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Экологический фестиваль "Листая книгу природы"

ЦЕЛЬ мероприятия: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме вымирания  представителей растительного и животного мира, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к дикой природе,...