классный час - размышление "Что значит быть патриотом сегодня?"
классный час (9 класс) на тему

Классный час в 9 классе на тему: Что значит быть патриотом сегодня?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_kl.chas_razrabotka.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический марафон классных руководителей.

«Классный руководитель – воспитатель патриота и

гражданина будущей России».

Дата проведения: 26 ноября 2014 года

Класс: 9 класс МОУ «Агинская СОШ №4»

Классный руководитель: Цыденжапова Оюна Будажаповна, учитель истории и обществознания МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа», классный руководитель 9 класса.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Форма проведения: классный час - размышление. 

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная

Классный час – размышление «Что значит быть патриотом сегодня?»

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

«Патриот – человек, одушевленный патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь».

Словарь С.И.Ожегова

Цели:

  • Выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;
  • Определить роль патриотизма в жизни современного общества;
  • Сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступительное слово.

Здравствуйте!  В.В.Путин сказал: «У России великая история и великое будущее…» Вы – молодежь! Вы – новые силы России! И это будущее, ребята, за вами. Сейчас вы уже в таком возрасте, когда способны это осознавать. Мне очень хочется, чтобы сегодняшнее наше мероприятие способствовало формированию у вас таких чувств, как патриотизм, любовь к Родине.

Тема нашего классного часа - размышления «Что значит быть патриотом сегодня?».

Предлагаю Вам стать участниками социологического исследования. Недавно был проведен Интернет-опрос жителей России по проблемам патриотического воспитания.

Мы в своей школе с учащимися 3,7,11 классов провели этот опрос. Я попрошу вас ответить на те же вопросы и сравнить полученные данные.

Анкетирование.

  1. Патриотизм – это….
  2. Кто такой патриот?
  3. Нужны ли сегодня России патриоты?
  4. Кто должен заниматься патриотическим воспитанием?

В ходе интернет-опроса было выявлено, что патриотическое воспитание гражданами понимается как:

  • Воспитание любви и уважения к Родине, к месту, где родился, гордость за свою страну – 52 %;
  • Воспитание детей и молодежи – 28 %;
  • Служба в армии, защита Отечества – 12 %;
  • Труд и служение на благо Отечества, забота о людях своей страны – 8 %.

Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны – это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.

Игра.

Очень много у нашего народа мудрых мыслей. К ним относятся пословицы и поговорки – это наше наследие, они как жемчужина украшают и оживляют нашу речь. Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.

Человек без Родины.. (что соловей без песни).

Родина - мать, …(умей за нее постоять).

Для Родины своей…(жизни не жалей).

На чужой стороне и …(весна красна).

Жить -…(Родине служить).

Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).

Какие пословицы о Родине вы ещё знаете?

 Молодцы, ребята! Знание своего родного языка, традиций – это тоже проявление патриотизма.

Беседа.

  1. Что означает для каждого из вас слово Родина? (выступления учащихся)
  2. Гордитесь ли вы своей страной? Как вы понимаете слова Сенеки: «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя». (выступления учащихся)
  3. Считаете ли вы, что у вас есть долг перед Родиной? (выступления учащихся)

- А вы готовы выполнить свой гражданский долг? Конечно, армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…

  1. Что ты можешь сделать, чтобы жители нашей страны чаще испытывали гордость за нее? (выступления учащихся).

Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учеными, писателями, художниками. Мы первые, кто открыл дорогу в космос, достиг больших успехов в разных областях науки и техники.

История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны, мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей народного ополчения Минина и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Жукова. Но сколько было других патриотов России - безвестных героев и мучеников. Именно благодаря им наша Родина всегда была и остается великой и могучей державой.

Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, ее процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают. Патриотизм – это бескорыстное служение Отечеству.

Примеров бескорыстного служения Родине российская история знает немало. В 2015 году мы будем отмечать 70-летие со дня Великой Победы над фашизмом. ВОВ продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой тяжелой и жестокой в истории нашей страны.

Патриотизм проявляется в неравнодушии к тому, что происходит в стране, в активной гражданской позиции. Качество патриота – активная гражданская позиция – сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей, стремление направить свои способности на благо других людей, а значит, на благо Родины.

Но не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни. Как? Я предлагаю определить свою позицию в предложенной ситуации. Обоснуйте свой выбор.

Решить ситуацию.

Закончив сочинение, Сережка весело побежал в парк, где его ждали друзья. У одного из них накануне было день рождения, и он щедро угостил ребят конфетами с праздничного стола. На скамейке, на которой сидели ребята, быстро выросла гора фантиков. Вскоре пришло время расходиться. Но едва все мальчики встали, как к ним подошла Никитична, старая бабушка, которая гуляла со своим внуком.

- Уходите? – строго спросила она. – А мусор кому оставляете?

Ребята переглянулись, хочешь, не хочешь, а придется подобрать фантики.

А это что? – Никитична показала на бутылку из-под пива, которая валялась около лавочки.

- Это не наша! – в один голос сказали мальчики, возмущенные тем, что их обвинили в распитии пива.

- Ну и что, что не ваша! Она же валяется, поднимите её и выбросите!

Вот пристала. Сережка терпеть не мог, когда его заставляли что-то делать.

- Вот ещё ответил он старушке. – Будем мы ещё чужой мусор подбирать!.

- Значит, вы не патриоты! – вздохнув, сказала Никитична и подняла эту бутылку. – Как это мы не патриоты? Причем здесь мусор и патриотизм? Мы всегда болеем за Россию! Правда!                                                                                                                          

Мальчики согласились и все хором дружно прокричали:

- Оле-оле-оле-оле-оле! Россия – чемпион!

Оставив последнее слово за собой, ребята разошлись по домам.

Дискуссия.

- Правы ли мальчики?

Бережное отношение к природе родного края имеет прямое отношение к патриотизму. Если человек оставил мусор, кинул фантик – это ещё не значит, что он не любит Родину. За чистоту территории отвечают специальные службы, им за это начисляют зарплату. Но настоящий патриот не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края, он помогает содержать в порядке свой двор, свой поселок … Из этих, казалось бы, мелочей и складывается любовь к Родине.

20 ноября в малом зале Дома офицеров прошло торжественное заседание, посвященное итогам региональной экологической акции «Охранять природу – значит любить Родину». Проведение подобных акций уже стало доброй традицией. В этом году она прошла уже в седьмой раз. В рамках собрания наградили самых активных участников и победителей экологических мероприятий: конкурса школьных агитбригад, конкурс сочинений, конкурс музеев в образовательных учреждениях, ботанико-краеведческого конкурса творческих работ. Ребята получили в подарок книги, современные гаджеты, путевки в ВДЦ «Орленок».

Особой награды за творчество, вдохновленное любовь к Забайкалью, удостоилась работа ученицы 5 класса Виктории Гульевой. У девочки ограниченные возможности здоровья и она обучается на дому, но это не помешало ей подготовить замечательный вышитый бисером агитационный плакат.

Обращаясь к победителям и призерам конкурса Наталья Шибанова, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края отметила, что планета Земля – наш общий дом, и от того насколько дети приобщаться к природе, насколько они научатся любить и ценить все, что нас окружает, зависит будущее страны и планеты. «Наш замечательный край – он такой красивый, такой необъятный, нам есть чем гордиться, нам есть что любить, нам есть чем любоваться. Надеюсь, что подобные акции по охране природы станут повседневной частью нашей жизни», - сказала Наталья Михайловна.

- Как вы думаете, вас можно назвать сейчас патриотами?

Если вы хорошо учитесь, помогаете своей школе, родителям, помогаете ветеранам, участвуете в различных акциях, например, «Помоги собраться в школу!» и т.д., то вы, конечно, пока юный, но истинный патриот.

Участие в добрых делах – это тоже проявление патриотизма.

Попробуйте составить портрет «гражданина-патриота России» (ученики в группах заполняют рабочий лист)

Составление портрета «Гражданина-патриота России»

Гражданин-патриот России – человек, который

любит______________________________

переживает__________________________

действует___________________________

протестует__________________________,

потому что не может быть равнодушным, потому что только активные действия гражданина сделают Родину процветающей.

После выступлений учеников и уточнений составляется кластер (количество позиций может быть любым в зависимости от ответов учащихся.

Итак, сделаем вывод: кого мы можем назвать патриотом? (синквейн со словом патриот)

Рефлексия.

Закончите предложения:

  • На классном часе я узнал…
  • Самым интересным для меня сегодня было…
  • Я хотел(а) бы участникам классного часа пожелать…

   Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Неслучайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать». Растите хорошими людьми, достойными гражданами России! Я хочу, чтобы этот классный час побудил вас к активным действиям во благо школы, поселка, людей, живущих с вами рядом.

Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть патриотом сегодня"

Классный час предназначен для учащихся 6-7 классов....

Классный час – диспут: "Что значит быть патриотом сегодня?"

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его уси...

Классный час "Что значит быть патриотом сегодня"

Кого можно считать патриотом? Поразмышляем над тем, что же такое патриотизм, гражданственность. Кто же он - настоящий патриот России?...

Презентация к классному часу "Что значит быть патриотом?"

Данную презентацию можно использовать на классном часе. Цель: формировать у школьников понятие и представление, связанные с патриотизмом; формировать положительную нравственную оценку качеств, как пор...

Классный час " Что значит быть патриотом"

материал для классного руководителя по патриотическому воспитанию....