Родительское собрание
методическая разработка (5 класс) по теме

ВАНЮКОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Темы родительских собраний. 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  АДАПТАЦИИ  ПЯТИКЛАССНИКОВ

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задача: ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Форма проведения: консилиум

Подготовительная  работа

  1. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью, учебной мотивации учащихся и отношения к учебным предметам.

Анкета для учащихся

«Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам»

Инструкция. Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.

  1. Утром я просыпаюсь с мыслью:
  1. «ура! Сегодня будет история (математика, литература...)»;
  2. «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, литературе...)»;
  3. «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе...)».
  1. Я прихожу в школу для того, чтобы...
  1. узнать что-то новое, интересное;
  2. заниматься такими интересными предметами, как...
  3. встретиться с такими хорошими учителями, как...
  4. пообщаться с друзьями;
  5. весело провести время;
  6. не огорчать родителей.
  1. Домашнее задание я делаю так:
  1. совершенно самостоятельно;
  2. обращаюсь за помощью к взрослым;
  3. под контролем родителей;
  4. от случая к случаю;
  5. не делаю никогда.
  1. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...
  1. иметь интерес к предмету;
  2. иметь способности к предмету;
  3. хорошо работать на уроке;
  4. иметь хорошие отношения с педагогом;
  5. уметь списывать.
  1. Когда я получаю плохую отметку, то...
  1. стараюсь тут же ее исправить;
  2. стараюсь исправить ее на следующем уроке;
  3. стараюсь исправить в ближайшее время;
  4. ничего не пытаюсь делать.

Обработка результатов. Подсчитывается количество каждого варианта ответа. Делается качественный анализ ответов учащихся.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Инструкция. Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень вашего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:   4-совершенно согласен;    3-согласен;

 2-трудно сказать;   1 - не согласен;    0 - совершенно не согласен.

  1. Я иду утром в школу с радостью.
  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем классе хороший классный руководитель.
  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
  5. У меня есть любимый учитель.
  6. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимые школьные предметы.
  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка результатов. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное отделения общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствуете средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

  1. Беседа с учителями-предметниками по вопросам:
  1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?
  2. С каким настроением вы идете на урок в наш класс?
  3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?
  4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?
  5. Какие основные требования вы предъявляете учащимся по вашему предмету?
  6. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

Х о д   собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

Об особенностях адаптационного периода и возрастного развития расскажет школьный психолог.

II.        Выступление психолога

Психолог. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей . о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и оттого, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

(По мере формулирования проблемы психолог или классный руководитель делает запись на школьной доске или листе ватмана.)

Камень 1: изменение условий обучения

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.

Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Камень 2: изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.

Камень 3: отсутствие контроля

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Чем можно помочь?

Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. «Как же так, - скажете вы, - ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!» Конечно, доля истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной        ( жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Камень 4: пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).

  1. Анализ результатов анкетирования учащихся

Классный руководитель. Мы ознакомились с мнением ученых. Что же чувствуют наши дети? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью, учебной мотивации и отношения к учебным предметам было проведено исследование, результаты которого я сейчас представлю.

IV. Выступления учителей-предметников

Классный руководитель. Для того чтобы более объективно оценить процесс адаптации, необходимо знать мнение учителей-предметников, с которыми предварительно была проведена беседа.

(Мнение отсутствующих учителей доводит до сведения родителей классный руководитель.)

V.        Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Благодарю всех участников собрания за сотрудничество.



Предварительный просмотр:

УЧЕБНЫЕ  ТРУДНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Цель: выработать единые требования к учебной деятельности пятиклассников.

Задачи: пополнить арсенал знаний родителей по вопросу учебных трудностей пятиклассников; изучить отношение подростка к школьным знаниям; определить учебные трудности каждого учащегося, найти способы их преодоления.

Форма проведения: дискуссия

Подготовительная работа

  1.  Изучение отношения подростка к школьным знаниям.

Отношение подростка к школьным знаниям.

Инструкция. Прочти внимательно каждое утверждение и выскажи свое отношение к школьным знаниям, поставив галочку в соответствующую графу.

Утверждения

Совсем не похоже на меня

Пожалуй, не похоже на меня

Иногда похоже, иногда нет

Похоже на меня

Точно про меня!

1

2

3

4

5

  1. Я стараюсь найти ответы на вопросы, задаваемые учителем или напечатанные в конце параграфа

  1. Если в объяснении учителя или учебнике мне что-то непонятно, я обязательно выясню это

  1. Читая параграф учебника, я всегда выделяю главное

  1. При подготовке уроков для меня важнее запомнить, чем понять

  1. Я выясняю значение незнакомых слов

  1. Обычно я не пытаюсь найти связь между тем, что изучается сейчас, и тем, что мы проходили раньше

  1. Мне интересно многое из того, что изучают в школе

  1. После объяснения учителя я часто не могу выделить главное в его рассказе

  1. Я люблю следить за рассуждениями учителя, одноклассников, за объяснениями того, как получен результат

  1. Мне кажется, что многое из того, что мы изучаем в школе, не имеет никакого отношения к жизни

  1. Для меня важно понять причину явления, события

  1. Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а чего – не знаю

Обработка результатов. Подсчитывается общая сумма баллов, которая потом сопоставляется с показателями оценки.

№ вопроса

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

5

4

3

2

1

Оценка:

12-28 баллов. Низкий уровень познавательного отношения к учению. Велика вероятность формализма в усвоении знаний, трудностей в учении. Поэтому родителям и педагогам следует уделять особое внимание профилактике формализма и содержательному усвоению знаний. Для этого необходимо, прежде всего, ориентировать школьника не на заучивание, а на понимание содержания, сути учебного материала. Важно помнить, что нередко причиной плохого понимания является незнание или неправильное толкование необходимых слов, терминов, неумение понять  логику изложения материала, представить события или явления по описанию.

Наряду с формированием абстрактного мышления и развитием познавательных процессов необходимо обязательно раскрывать подросткам связь между школьными знаниями и действительностью. Особое внимание стоит обратить на формирование умения сравнительно легко переходить от абстрактных знаний к конкретным и видеть в конкретном факте действительности проявление той или иной теоретической закономерности.        

29-45 баллов. Средний уровень познавательного отношения к учению. Отражается в несистематичности усвоения материала. Существует опасность возникновения пробелов в знаниях, которые могут привести к непониманию и трудностям. Следует обратить внимание на последовательность в усвоении знаний, установление связи, между новым и старым учебным материалом. Необходимо проанализировать причины непонимания учебного материала.

Более 45 баллов. Высокий уровень познавательного отношения к учению.

  1. Изучение отношения подростка к к отдельным учебным предметам.

Расписание уроков (методика)

Инструкция. Ребята! Представьте, что вы стали завучем или директором школы и можете составить для себя расписание уроков такое, какое вам покажется удобным. Вам нужно выбрать количество учебных дней, количество уроков в день, названия предметов. Опишите свои занятия в выходной день и свободное от уроков время.

Понедельник

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Вторник

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Среда

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Четверг

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Пятница

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Суббота

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Воскресенье

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Оформление и Оборудование

На каждом рабочем месте цветная карточка (количество цветов по количеству рабочих групп). Чистые листы ватмана, маркеры или фломастеры.

На классной доске:

Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог. (Ж.-Ж. Руссо)

Пастух должен привести лошадь к водопою, но лошадь будет пить сама. (Поговорка)

Х о д     собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Родителям необходимо знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолеть.

II.        Работа родителей в группах

Перед каждым из вас лежит цветная карточка. Объединитесь, пожалуйста, в группы по цвету карточки.

У нас получилось пять групп. Задача каждой группы сформулировать учебные трудности, с которыми встречаются ваши дети, и записать их на лист.

Листы с ответами вывешиваются на доску.

  1.  Пробелы в знаниях за курс начальной школы.
  2.  Отсутствие желания учиться.
  3.  Слабая организация самостоятельной деятельности. Постоянно нужен контроль.
  4.  Невнимательность и рассеянность.
  5.  Трудности в выполнении письменных заданий по русскому языку.
  6.  Трудности при решении математических задач.
  7.  Трудности в подготовке устных ответов.
  8.  Неуверенность в своих способностях.

И другие.

III. Обсуждение результатов работы групп

У нас имеется пять групп учебных трудностей. Посмотрим, какие из них повторяются, а значит, наиболее распространены. Какие способы преодоления учебных трудностей существуют?

(Классный руководитель подводит итог работы групп, обобщает знания родителей, используя приведенный ниже материал.)

Одной из причин являются недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников есть пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово.

Проблема здесь заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже высокопрофессиональному педагогу, поскольку тот или иной пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Для этого можно попросить школьника выполнить одно - два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Надо сказать, что пятый класс - благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.

В жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, поэтому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале, что успешно могут делать и родители.

Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти.

Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей этого возраста.

Вместе с тем надо иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и поэтому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приближать ситуации к учебной деятельности.

Второй причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание и «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.

Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания.

Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому - «разонравилось, не хочется, не смогу» - отражает, как ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение к делу и, как следствие, снижается самооценка в этой области.

При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное -не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.

В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в том числе и течение психических процессов.

Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции. Положительные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, «скандалах», плаче и т. п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной ( стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту.

В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Он имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка этого возраста. Дети очень любят
шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам
и умели использовать юмор в своих целях.        

Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются довольно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме: «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам», «Медиана - это такая обезьяна, которая прыгает на «сторону и делит ее поровну». Можно научить детей создавать такие фразы, используя юмор для лучшего запоминания.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно-высокой самооценкой,

прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

IV. Анализ результатов педагогического исследования

Классный руководитель. Одной из причин снижения учебной успеваемости является снижение интереса к учебной деятельности, иначе говоря, учебной мотивации. Как же обстоят дела у наших школьников? По результатам педагогического исследования, которое включало изучение учебной мотивации, наблюдение за отношением к учебной деятельности, мы имеем следующий результат:

Высокий уровень познавательного отношения к учению - ... человек.

Средний уровень познавательного отношения к учению - ... человек.

Низкий уровень познавательного отношения к учению - ... человек.

(Для себя классный руководитель делает более подробный анализ с включением фамилий учащихся. Родителям информация об их ребенке дается в личной беседе или во время индивидуальной консультации.)

Среднюю недельную учебную нагрузку дети видят в количестве... ..часов.

Наиболее популярным предметом в классе является ...............

Рейтинг наиболее популярных учебных предметов следующий:

1....

2....

3…..

4…..

5…..

Тревогу вызывают предметы с наименьшим количеством выборов. Причиной может быть ................

(По результатам исследования классный руководитель беседует с учителями-предметниками с целью выяснить наиболее часто встречающиеся затруднения у учащихся по данному предмету. Составляет перечень требований учителя к учащимся.)

Письменные домашние задания выполняют:

  • всегда и в полном объеме - ... учащихся;
  • всегда, но часто не в полном объеме - .... учащихся;
  • не всегда или частично - …. учащихся;
  • редко или никогда - .... учащихся.

Ведение дневников:

  • дневник аккуратно заполнен, подпись родителей своевременна - ...... учащихся;
  • дневник заполняется неаккуратно, подпись родителей своевременна - ....... учащихся;
  • дневник не заполняется, контроль родителей отсутствует - … учащихся.

V. Организация обсуждения способов решения выявленных проблем

Классный руководитель. Мы выяснили, какие трудности в учебной деятельности испытывают наши дети, попытались определить причины этих трудностей. Попробуем разобраться, какую помощь детям могут оказать родители.

Поскольку основной причиной трудностей в усвоении учебного материала является нарушение функций внимания, то дадим небольшую справку именно по данному вопросу.

О внимании, ошибках и методах «лечения»,

или Как помочь ребенку быть более внимательным

-... Опять ошибка! Посмотри, что ты пишешь! Надо быть внимательней. Снова буквы пропускаешь.

-... Сколько можно показывать, как надо оформлять контурные карты? А ты что делаешь: то цвет перепутаешь, то условные обозначения не там нанесешь. И хватит смотреть в окно!

Каждому родителю, наверное, знакомы подобные замечания, сделанные сыну или дочери учителем в школе. Да и сами не раз обращали внимание, что ребенок делает задания иногда хорошо, а иногда быстро, неряшливо и что-нибудь да упустит. Можно ругать, наказывать, требовать от ребенка быть внимательнее, а толку чуть. Ведь сколько ни говори слово «халва», а слаще не станет.

Давайте разберемся, что значит «быть внимательнее». Можно ли помочь ребенку перестать делать глупые ошибки, поменьше отвлекаться во время выполнения заданий?

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Вполне понятное определение. Но что же получается: у всех невнимательных людей дело только в неспособности сосредоточиться?

Оказывается, все не так просто. У внимания есть разные качественные характеристики:

  • концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте;
  • объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
  • переключение - намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности;
  • устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.

В зависимости от того, какая из функций внимания «страдает», и подбирают метод «лечения». И помните: чем раньше вы обнаружите проблемы ребенка, связанные с нарушением внимания, тем легче будет их преодолеть.

  1. Подросток никак не может понять суть объяснений (или внимательно прочитать - перескакивает через слова), а когда решает задачи, то постоянно задумывается, начинает заниматься чем-то другим. Как результат - уроки делаются несколько часов вместо 40 минут. Это нарушение устойчивости внимания и произвольности.

Такого ребенка надо постепенно учить сосредоточиваться на предмете и поменьше отвлекаться на посторонние раздражители (свет, шум, голоса). И начинать надо с малого. Сумел сосредоточиться и не отвлекаться 5 минут - уже молодец. Можно расслабиться. Потом еще 5 минут «сильной» концентрации внимания. Время сосредоточения увеличивайте постепенно.

  1. Часто бывает, что ребенок, сделав один предмет, не может сразу начать делать уроки по другому предмету. И здесь надо обратить внимание на особенности переключения внимания у подростка.

Дайте ребенку немного отдохнуть, прежде чем занимать его другим видом деятельности. Учитывайте это при подготовке домашнего задания. Так, выполнив задачки по геометрии, подросток может пойти попить чай, отвлечься. А потом заняться упражнениями по русскому языку.

  1. Частая проблема - трудности распределения внимания. Может проявляться при выполнении письменных заданий. Например, при написании диктанта: надо одновременно и слушать, и записывать, и проверять ошибки, а ведь еще и сосед под боком спрашивает: «Как писать?»

Упражнение для младшего подростка. Найдите дома старую книжку, в которой не жалко писать. Засеките время (минут семь) и дайте ребенку задание: читая текст, последовательно вычеркивать в словах определенные 2-3 буквы разными способами. Например, букву «А» зачеркиваем вертикальной чертой, букву «О» - горизонтальной, а букву «Л» - просто подчеркиваем. Можно усложнить задачу: одновременно в незнакомом тексте вычеркивать буквы и запоминать! содержание. А потом проверить, как этот текст усвоен и сколько букв правильно вычеркнуто.

Несколько упражнений на тренировку внимания для младших подростков

  1. Для усиления концентрации и устойчивости внимания подойдет решение в уме несложных математических задач, которые требуют последовательного выполнения нескольких действий. Можно также дать задание: рассмотреть две похожие картинки и найти, чем они отличаются.
  2. Для распределения внимания подойдет игра в шифровальщика: какой-нибудь текст надо зашифровать символами по определенному правилу. Можно поработать и с текстом: медленно прочитайте несколько предложений и одновременно постукивайте по столу карандашом. Ребенок должен сосчитать, сколько было ударов, и запомнить текст.
  3. Увеличить объем внимания поможет запоминание большого числа предметов. Можно идти по улице, остановиться перед витриной. Пусть ребенок посмотрит на нее 1 -2 минуты, а потом отвернется и перечислит, что он запомнил. Это также увеличит объем памяти.
  4. Игра «Муха». Нарисуйте на листке поле 4x4 клетки. В одну из них «посадите» муху - поставьте точку. Задание: муха может двигаться на одну клетку вверх, вниз, вправо и влево. Командуйте мухой, а подросток пусть следит за ее передвижениями по полю только глазами. Через некоторое время остановитесь. И пусть ребенок укажет, где «остановилась» муха. Постепенно можно увеличить время «полета» мухи - это поможет подростку научиться концентрировать внимание долгое время. Когда поле будет освоено, усложните задачу: пусть ребенок следит за мухой по воображаемому полю. Теперь ему надо удерживать в голове два объекта: само поле и путь мухи. А потом еще больше усложните задачу: увеличьте поле до 25 или 36 клеток и усложните ходы - 2 клетки наискосок, 3 вправо и т. д. Правда, на освоение таких больших полей потребуется больше времени. Но тогда к этой игре можно подключить и всю семью: посмотреть, кто внимательнее.

А вот и еще одна закономерность - закономерность циркуляции внимания. Оказывается, через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования психологов показали, что качество внимания зависит и от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители (включенный магнитофон, разговор соседей по парте и т. д.) мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.

Для нормального восприятия необходим определенный приток информации в виде сигналов из внешней среды. В то же время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека, к ошибкам.

И еще несколько слов о видах внимания.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова «воля». Иначе говоря, это внимание по воле человека (подростка).

Непроизвольное внимание - внимание, возникающее само собой. Оно включается под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых - темный и т. д. Привлечет внимание и «прыгающий», мерцающий объект: на этом свойстве непроизвольного внимания основываются производители рекламы, создавая сверкающие неоновые щиты. Непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями, интересами.

Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут. Поэтому помните: при выполнении домашнего задания надо давать ребенку маленькую передышку через каждые 20-25 минут.

Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий. Психолог В.А. Крутецкий выделяет следующие:

  • осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности;
  • отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;
  • привычные условия работы;
  • возникновение косвенных интересов;
  • создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно воздействующих посторонних раздражителей.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и подросток не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Так, увлекшись, ребенок может долго рисовать или играть на компьютере.

Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективность работы, а повышают ее. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов пришел к выводу, что абсолютная тишина не увеличивает, а уменьшает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно.

Следующей не менее важной причиной снижения успеваемости является низкая произвольность деятельности и слабый самоконтроль.

Начать можно с выработки собственных критериев того, насколько полно и хорошо выполнены домашние задания. В этом может помочь памятка для школьников. Она может быть создана самим школьником с помощью родителей. Желательно, чтобы первоначально родители помогали детям готовиться к урокам, пользуясь этой памяткой.

Как готовить домашние задания

(памятка для учащихся)

  1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
  2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
  3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
  4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
  5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т. п.
  6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
  7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и том, как (с помощью каких приемов и средств) это можно сделать.
  8. В случае необходимости обращайся за помощью к взрослым или одноклассникам.
  9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
  10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
  11. Убери со стола все лишнее - то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари и т. п.). После того как приготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего и т. п.
  12. Между уроками делай перерывы.
  13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
  14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
  15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится.
  16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
  17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть по отдельности. Используй метод ключевых слов.
  18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
  19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
  20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами. По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.
  21. Составляй план устного ответа.
  22. Проверяй себя. У тебя все получится!

Метод «5 П»

  1. Посмотри текст (бегло).
  2. Придумай к нему вопросы.
  3. Пометь карандашом самые важные места.
  4. Перескажи текст.
  5. Просмотри текст повторно.

VI. Подведение итогов собрания

Завершить нашу встречу я бы хотела высказыванием французского писателя и философа Жан-Жака Руссо: «Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». И наша задача именно так организовать воспитательное воздействие. Об этом же говорит русская народная мудрость: «Пастух должен привести лошадь к водопою, но лошадь будет пить сама».

Дополнительный материал

Трудности в обучении

Во время обучения многие из учеников (и младшей, и средней школы) испытывают определенные трудности при усвоении учебного материала. В книге С.Н. Костроминой и А.Ф. Ануфриева «Как преодолеть трудности в обучении детей» (М., 2000) все они подробно описаны. Мы остановимся лишь на некоторых из них.

1. Проблемы с письменными заданиями.

а)        Пропуск букв в письменных работах. Одна из причин возникновения этой проблемы - низкий уровень развития фонематического слуха ребенка. Корни этой проблемы уходят еще в дошкольный период. Иногда
родители не обращают особого внимания на чистоту произношения слов в речи ребенка, не поправляют его. В результате ребенок не может правильно дифференцировать некоторые звуки. Со временем это проявляется в неправильном написании слов или пропусках букв. Также у ребенка может быть
слабая концентрация внимания. Он не способен долго сосредоточиваться во время письменной работы (диктанта).

б)        Неразвитость орфографической зоркости. Часто родители жалуются, что вроде бы ребенок и проверил свою работу, а потом можно найти еще с десяток ошибок (в том числе и пропуски букв, о которых говорилось выше). Этому способствует несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). Также эта проблема может быть связано с низким уровнем распределения внимания. Проявляется это в следующем: проверяя слова, подходящие под какое-нибудь одно правило, он упускает из виду слова, написанные по другому правилу. Или, слушая текст, чтобы написать его под диктовку, ребенок сосредоточен на его запоминании, и ему не хватает внимания, чтобы еще и грамотность проверять.

  1.  Невнимательность и рассеянность. Иногда учителя жалуются, что некоторые ученики в классе просто витают в облаках. Конечно, могут быть и личные причины невозможности сосредоточиться на объяснении материала, например, ссора с другом, проблемы дома. Но это также может быть связано и со снижением уровня концентрации и устойчивости внимания, и с низким уровнем произвольности (т. е. у подростка не хватает силы воли заниматься не слишком интересующим его предметом).
  2.  Трудности при решении математических задач. Всем известно, что среди детей встречаются и чистые гуманитарии, которым сложно понять математические построения. Но подобная проблема возникает, если у подростка не сформировано умение ориентироваться на систему признаков или же снижен общий интеллект.
  3.  Затруднения при пересказывании текста или устных ответах. Эта проблема чаще всего встречается у подростков, у которых не сформировано умение планировать свои действия. Казалось бы, какая связь? Однако, чтобы правильно пересказать текст, надо сначала найти и выделить опорные моменты, по которым можно ориентироваться, воспроизводя прочитанное. Это как в жизни: чтобы довести дело до конца, надо уметь видеть промежуточные этапы, спланировать последовательность его выполнения. Если для ребенка в обиходе составление плана действий не является сложностью, то он легко сможет продумать, как перескажет текст или ответит устно. Низкий уровень логического запоминания (т. е. последовательности) и общего речевого развития также может добавить трудности во время пересказа параграфа. Если подросток тревожен или имеет низкую самооценку, то для такого ребенка устные ответы могут стать настоящим испытанием.
  4.  Постоянно забывает дома учебные предметы. Эта жалоба на своих учеников особенно распространена среди преподавателей, работающих в пятых классах. Мы уже говорили, что именно в этот период подросток сталкивается с «многотребовательностью» учителей-предметников. Сразу запомнить все, что они просят делать, он не в состоянии, вот и забывает периодически то ручку, то нужную тетрадь. Однако если подобные жалобы на ребенка встречались и раньше (или «забывчивость» не прошла после периода адаптации), то причину надо искать в эмоциональной нестабильности и повышенной импульсивности подростка.
  5.  Домашняя и классная работы отличаются по качеству выполнения. Наверное, многие из родителей не раз удивлялись такому несоответствию: за выполнение домашних заданий сыну/дочери ставят «отлично», а вот за классные работы выше тройки оценки так и не поднялись. В чем причина: ведь ребенок все понимает и дома уроки делает самостоятельно? А дело, скорее всего, в том, что дома ребенок выполняет упражнения

в своем темпе, а в классе всем дается одинаковое время на выполнение задания. Просто подросток медлителен, у него снижен темп деятельности. Второй причиной может послужить несформированность приемов учебной деятельности.

  1.  Постоянно просит учителей повторить задание. Такая проблема часто возникает при нарушении внимания или из-за рассеянности ребенка. Или же у подростка снижен уровень кратковременной памяти. И та и другая причина не дает подростку сосредоточиться на инструкции и правильно ее запомнить.
  2.  Систематические опоздания на занятия или факультативы. Эта проблема может быть вызвана рядом причин. Во-первых, низкий самоконтроль самого ребенка. Он просто не ставит перед собой цели следить за временем и делать все в срок. Или у него не хватает силы воли пораньше вставать, чтобы вовремя выходить из дома. В результате он спит до последней минуты, ничего не успевает сделать и выбегает на занятия в последний момент. Во-вторых, в некоторых случаях семейные проблемы не дают ему быть внимательным ко времени. А иногда за такими «опозданиями» стоит и какая-нибудь вторичная выгода подростка. Например, опоздание на контрольную, к которой не очень-то и готов. В результате учитель скажет переписать ее потом, а за это время ученик либо успеет подготовиться, либо узнает у друзей характер и способ выполнения заданий.
  3.  Испытывает страх перед опросом учителя и любой проверкой знаний. Основная причина - повышенная тревожность подростка. Тревожный ребенок имеет низкую самооценку и неуверен в себе. Поэтому для него любое предъявление себя - стрессовая ситуация. Об этом мы подробно говорили в предыдущей главе. Также боязни отвечать способствуют авторитарный стиль воспитания, завышенные требования родителей или наказания за плохие оценки. Страх, что он может получить плохую оценку или не соответствовать ожиданиям учителя, парализует мышление подростка. В результате даже при хороших знаниях он не в состоянии предъявить их в полной мере.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

  1. Будьте внимательны к своему ребёнку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
  2. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  3. Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  4. Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть.
  5. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
  6. Не критикуйте действия учителей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
  7. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.

Памятка для родителей

  1. Будьте внимательны к своему ребёнку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
  2. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  3. Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  4. Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть.
  5. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
  6. Не критикуйте действия учителей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
  7. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.

Памятка для родителей

  1. Будьте внимательны к своему ребёнку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
  2. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  3. Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  4. Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть.
  5. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
  6. Не критикуйте действия учителей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
  7. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.

Памятка для родителей

  1. Будьте внимательны к своему ребёнку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
  2. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  3. Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  4. Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть.
  5. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
  6. Не критикуйте действия учителей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
  7. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.

Памятка для родителей

  1. Будьте внимательны к своему ребёнку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
  2. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  3. Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  4. Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть.
  5. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
  6. Не критикуйте действия учителей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
  7. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.

Памятка для родителей

  1. Будьте внимательны к своему ребёнку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
  2. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  3. Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  4. Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть.
  5. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
  6. Не критикуйте действия учителей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
  7. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.


Детская агрессивность

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия?

Психологи М. Алволд и П. Бейкер выработали критерии определения агрессивности. Говорить об агрессивности ребёнка можно, если ребёнок часто:

  • теряет контроль над собой;
  • спорит, ругается со взрослыми и сверстниками;
  • отказывается следовать принятым правилам;
  • специально раздражает окружающих;
  • всегда винит других в своих ошибках;
  • сердится и отказывается что-либо делать;
  • завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность;
  • быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение не менее полугода в поведении подростка проявляются более 4 перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребёнка агрессии.

Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий).

В психологии различают два вида агрессии:  инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.).

Враждебная агрессия, больше проявляется у старших, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Раздражение - готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым.

Подозрительность -  склонность не доверять окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред».

Косвенная агрессия – воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика»).

Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем ит.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

Причины агрессивности:

  1. Ребёнок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит её в своей семье, унижение друг друга, взаимные оскорбления и упрёки в повседневной жизни накладывают отпечаток на поведение ребёнка, порождают его жестокость и агрессивность по отношению к другим.
  2. Если родители сегодня говорят детям одно, завтра им удобно говорить другое, негативно отзываются об учителях, о классе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребёнку, то это, безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.

Законы преодоления детской агрессивности:

  1. Помогать ребёнку преодолевать трудности
  2. Уметь слушать ребёнка
  3. Включать в общение доброту, ласку

Исследования показали, что родители, подавляющие эмоциональные выбросы у своих детей вопреки ожиданиям, не устраняют, а напротив, развивают чрезмерную агрессивность, которая в зрелые годы становится частью характера. Ребёнок, вынужденный постоянно подавлять свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств, таких как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции ребёнка, то очень скоро он начнёт считать, что такое поведение вполне дозволено. Тогда поначалу редкие и одиночные вспышки гнева постепенно и незаметно перерастут в постоянную и стойкую привычку подавлять окружающих.

Негативное настроение должно иметь выход, но в социально приемлемой форме. Кто-то из взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, должен продемонстрировать ребёнку адекватные способы выражения протеста, тем самым, указав ему путь поиска самовыражения. Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребёнок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства, постепенно навязав и правила игры.

  • Пусть он просто громко покричит.
  • Глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс
  • Если ребёнку хочется чего-нибудь стукнуть, то дайте ему в руку выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушки.
  • Или предложите, например, поиграть в «обзывалки». Единственное условие - слова не должны быть обидными и иметь ругательный смысл в реальной жизни. А дальше по очереди обзывайте друг друга, сколько душе угодно: «А ты – «морковка»!», «А ты – «мухомор»!». В процессе таких игр острота негативных эмоций, как правило, уходит, и всё вообще заканчивается смехом. В конце игры обязательно скажите друг другу приятное. Такая игра полезна не только для агрессивных, но и для не в меру обидчивых детей.
  • Ещё один способ побороть гнев – с помощью бумаги. Заведите листок «гнева». Это обычный лист бумаги, достаточно большой, на котором изображено какое – то чудовище. Хозяин листа может выместить на нём свои негативные эмоции, скомкав лист или разорвав его. Зачастую эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае они просто не понимают ни своих, ни чужих эмоций. Для тренировки можно нарисовать характерные рожицы с разными эмоциями. Вместе с ребёнком подпишите эти эмоции под каждой рожицей и потом просите время от времени, чтобы, глядя на листок, он показывал, какое у него в тот или иной момент состояние.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

        Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

        Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Позвольте предложить вам памятку с рекомендациями по вопросам воспитания, связанным с темой нашего собрания.

Предварительное исследование отношения детей к телепрограммам:

  1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
  2. Что тебе в них нравится?
  3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
  4. Какие телепередачи привлекают твоих родителей?
  5. Какие передачи вы смотрите всей семьёй?

Номера вопросов

1

2

3

4

5

мальчики

девочки

мамы

папы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....