Семейные традиции. Праздники.
классный час (5 класс) на тему

Батайкина Раиса Фаризуновна

Классный час посвящен семейным традициям и праздникам. Цель: воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи. Классный час можно провести среди учеников 3-6 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Классный час.

«Семейные традиции.  Праздники»

        Автор: классный руководитель

                                                                            Батайкина Раиса Фаризуновна

 

г. Новомосковск

 2015 

Цель проведения мероприятия

  1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории   своей семьи.
  2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  3. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
  4. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
  5. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.
  6. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Предварительная подготовка к празднику

  1. Генеалогическое древо семьи на альбомном листе;
  2. Семейные альбомы (можно презентации);
  3. Семейные традиции (фото или  рассказ родителей, детей);
  4. Сочинения ребят о семье: «Моя семья», «Кем я могу гордиться в моей семье», «Наши имена», «Как я провожу свободное время с родителями»;
  5. Мини-сочинения родителей о своих детях;
  6. Старинные семейные вещи, семейная реликвия;
  7. Семейная выпечка или др. блюда;
  8. Семейная династия (рассказ родителей или ребенка о профессии, которая передается из поколения в поколение и т.д.);
  9. Чем гордится семья (события, поступки, которыми гордятся дети и т.д.);
  10. Необходимо присутствие одного из взрослых (родителей, дедушек, бабушек), который смог бы рассказать о семейных традициях или семейной династии и т. д.

Семейные традиции. Праздники.

Ход мероприятия

1  слайд. Перед началом звучит  песня Ю. Антонова «Под крышей дома твоего».

2  слайд. Великие изречения о семье

«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети». (А.С. Макаренко)

«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».               (Сократ)

«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».  (У. Фоскало)

 «Семья - это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека». ( А. С. Макаренко)

I этап. Дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители и гости!

Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках. Наши гости будут у нас на празднике не только гостями, но и в качестве жюри. О конкурсах я буду объявлять. Слушайте внимательно.

Номинации

  • Лучшие сочинения: «Моя семья», «Кем я могу гордиться в моей семье», «Наши имена», «Как я провожу свободное время с родителями»;
  • Генеалогическое дерево
  • «Семейная реликвия»
  • Семейное блюдо
  • Самый активный участник

Мы с вами очень долго и много готовились к нашему празднику и хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные (генеалогические деревья) – выступили в роли историков, были антикварами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами, репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках, писателями, когда писали сочинения о семье, кулинарами, когда вместе с мамами и бабушками готовили семейные блюда. Ваши родители писали о вас мини-сочинения, а вы отвечали на вопросы анкеты и т. д.

Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям.

II этап. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья.

Так что же такое семья?

Ученик

Как появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос мой, подруга моя...»

«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я»,

И так на земле появилась семья».

Как вы писали в своих анкетах: «Что значит для вас семья? Какую роль играет в вашей жизни?» И я согласна с вашими ответами, что семья для большинства из вас – это есть моя жизнь, большая, важная, главная, для поддержки, общения. На вопрос анкеты: «Считаете ли вы свою семью дружной?» Большинство ребят ответили «ДА» и только двое «НЕ СОВСЕМ». А на вопрос: «Какая семья считается счастливой?» Вы отвечали, где есть взаимопонимание, где нет ссор (или когда родители не пьют), где 1 или 2 ребенка. У большинства из вас были ответы, где есть взаимопонимание, где нет ссор.  Именно для вас взаимопонимание и дружная семья  – это важное условие счастливой семьи.

III этап. 1 конкурс. Лучшие сочинения о моей семье.

А вот, что вы написали  о семье в своих сочинениях, мы сейчас послушаем (ученики).

Какое счастье, что у вас есть замечательные семьи, есть родительский дом.

Ученик

         В семейном кругу мы с вами растем.

         Основа основ - родительский дом.

         В семейном кругу все корни твои,

         И в жизни ты входишь из семьи.

         В семейном кругу мы жизнь создаем,

          Основа основ - родительский дом

IV этап. Ребята, а как вы думаете  все семьи одинаковые? – Да, разные. А чем они отличаются?

Класс. Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Да, верно, традициями, тем, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций во многих семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи.

2 конкурс. Генеалогическое дерево. И вот мы с вами попытались составить свои родословные. 3 слайд.  Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. 4,5,6,7,8,9,10,11 слайды генеалогических деревьев детей. У кого-то на дереве 11-15-17-31  листочек  или яблок.

А самое роскошное дерево получилось у кого (Ответ: у Сони-----) Соня, мы все были удивлены твоим результатом, и нам бы хотелось услышать о том, как ты работала.

И не только мы, но и корреспондент газеты «Новомосковская правда» тоже хочет тебе задать несколько вопросов.

Корреспондент -  ученик

Настя: - Соня, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, мне интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое древо?

Соня: -------- имен

Настя: - Как долго ты работала над ним?

Соня: - 2 дня

Настя: - Одной тебе было не справиться, кто тебе помогал?

Соня: - Моя мама.

Настя: - А как вам это удалось?

Соня: - Мы целый день спрашивали по телефону своих многочисленных родственников, даже из других городов.

Настя: - Интересно, а что дала тебе эта работа?

Соня: - Было самой интересно, и другие родственники заинтересовались.

Настя: - Здорово. Спасибо. Я тоже попытаюсь составить свою родословную и обязательно расскажу о тебе в нашей газете.

Соня,  а сколько поколений ты отразила в своей родословной?

 Я думаю, что всем было интересно составлять свои семейные деревья, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?» Ни у кого! Мой совет: не выбрасывать свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства».

V этап. Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а просто хорошими, достойными уважаемыми людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Кто расскажет или прочитает свои сочинения, кем бы вы могли гордиться в своей семье? 12, 13, 14 слайды (ученики)

В своих анкетах вы пишите, какими должны быть родители «Добрыми, понимающими, строгими, непьющими или какие есть».  Я думаю, что вы, искренне любите своих родителей, поэтому  большинство хотят их видеть «Понимающими, добрыми, умными, в меру строгими и непьющими».

А вот ваши родители в небольших мини-сочинениях о вас написали следующее, и, может быть, вы отгадаете, о ком идет речь:

Зачитываю мини-сочинения о детях.

Посмотрите, вы такие маленькие, но ваши родители вами гордятся. Желаю, чтобы в будущем уже ваши дети написали в своих сочинениях, что они вами гордятся.

VI этап. Ну, а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, лекарей, учителей и т.д.

А какие династии формируются в нашем городе? Да, верно, это династии химиков. В нашем классе тоже есть несколько поколений, работающих на химкомбинате, ныне «Еврохим»  (ученики).

А еще есть у вас семейные династии  не только в профессии, а в спорте, увлечениях и т. д.?

VII этап. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо в честь кого-то из членов семьи. В некоторых семьях складываются свои традиции, как называть детей.

Если вы знаете, в честь кого вас назвали, поднимите руки? Можете зачитать свои сочинения (ученики).

VIII этап. Ребята,  у вас дома  есть семейные альбомы с фотографиями.  С какой это связано традицией?

Класс. С традицией собирать и хранить семейные фотографии. Хотя сейчас некоторые хранят фотографии в электронном виде.

Ученик

       Жизнь человека - только миг

       В безбрежном времени вселенной,

       И только в памяти живых

       Она становится нетленной».

       И дух наш, продолжая жить,

       Во внуков, правнуков вольется.

       И никогда не оборвется

       Веков связующая нить.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поется в одной из песен.

 IX этап.  Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире?

Класс. Предметы, вещи  и т. д.

Ученик

     А дом, заставленный добром, еще не дом.

     И даже люстра над столом,- еще не дом.

     И на окне с живым цветком - еще не дом.

     И даже с чайника бочком - еще не дом.

     Когда вечерняя сгустится темнота,

     Тогда эта истина понятна и проста-

     Что от ладоней до окна наполнен дом

     Твоим теплом.

Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими-либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, на чердаке у бабушки, на даче – хранится много старинных вещей. Вот мы с вами провели разведку, поиск старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их.

А сейчас проводим конкурс на самую древнюю вещь. Жюри нас оценивает.  Достаю предмет, кто узнал свою вещь, должен кратко о ней рассказать, кому принадлежала, для чего служила.

Почему же мы храним эти вещи? 

Класс. Они нам дороги, хранят память о дорогих людях.

Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи – история человека, история семьи, история народа, родины. Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Рассказывает Бунк Ульяна.

  Ученик

        Дом - это там, где вас поймут,

      Там, где надеются и ждут,

       Где ты забудешь о плохом,

    Это твой дом

X этап. К семенным традициям относятся традиция отмечать семейные праздники.

Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Класс. Новый год, День рождение, 8 марта, 9 мая и т.д.

Вот и по вашим анкетам видно, какие праздники получились самые любимые, угадайте-ка?

Класс. Новый год и День рождение.

А вот наш ученик зачитает свое сочинение о семейных традициях и праздниках в их семье.

Одним из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси и в других странах не на последнем месте. У каждого народа были свои национальные блюда.

Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.

Класс.

Хорошая традиция поздравлять с Новым годом. Ребята поздравляйте своих гостей. Я тоже поздравляю всех присутствующих с наступающим Новым годом и желаю самого главного: семейного счастья, благополучия!

Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

Класс. Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой и дружной.

Наш класс – тоже семья?  Мы тоже будем собирать свои традиции. Мы хозяева – это наши гости, мы их угощаем! Это тоже добрая традиция – гостеприимство.

XI этап.  В честь приближающего праздника Нового года мы устраиваем следующий конкурс «Пальчики оближешь». А жюри нас оценит.

Начинать надо конкурс со слов: «Традиционным блюдом в нашей семье является…» А заканчивать: «Пальчики оближешь». Жюри оценивает ваши блюда.

Пока идет чаепитие, жюри подводит итоги и награждает грамотами самых активных участников.

15 слайд. Слова знаменитого Конфуция.

Во время чаепития включить новогоднюю презентацию нашей ученицы.

Приложение.

Уважаемые родители!

Прошу вас не быть безучастными и помочь в проведении классного часа по теме: «Семейные традиции. Праздники».

Подготовить:

  1. Генеалогическое древо моей семьи на альбомном листе;
  2. Семейные альбомы (можно презентацию);
  3. Семейные традиции (фото или  рассказ родителей, детей);
  4. Сочинения учащихся: «Моя семья», «Кем я могу гордиться в моей семье», «Династия», «Наши имена»;
  5. Мини-сочинения родителей о своих детях;
  6. Старинные семейные вещи, семейная реликвия;
  7. Семейная выпечка или др. блюда;
  8. Семейная династия (рассказ родителей или ребенка о профессии, которая передается из поколения в поколение и т.д.);
  9. Чем гордится семья (события, поступки, которыми гордятся дети и т.д.);
  10. Необходимо присутствие одного из взрослых (родителей, дедушек, бабушек), который смог бы рассказать о семейных традициях или семейной династии и т. д.

         С уважением и огромной просьбой классный руководитель - Батайкина Р. Ф.

Гарантирую целостность и сохранность!

Мини-сочинения родителей о своих детях.

1. В. Б.А.:

   «Моя дочь целеустремленная, если она захочет, то добьется всего, чего захочет. Порой загорится какой - то идеей или делом, сделает и так же быстро остывает. Но, что положительного и чем горжусь я, то это тем, что дело доводит до конца. Потом берется за другое дело, причем абсолютно противоположное предыдущему. Но думаю, что, чуть повзрослев, она все-таки определится с одним делом».

2. А. Н.Г.:

«Мой сын не всегда внимательный, ему приходится говорить по 10 раз, забывает переодеваться после школы и не любит убирать за кошкой «Виской», но зато он помогает по дому, выносит мусор, любит убирать, часто ездит бабушке в аптеку за лекарствами, сам встает утром и готовит себе и папе завтрак. Помогает на даче, в основном сажает и копает картошку».

3. Ц. М.А.:

«Моя дочь не всегда поддерживает порядок в своей комнате, многое приходится напоминать по нескольку раз. Но я могу доверить ей младшую сестренку. А еще хорошая помощница на кухне, летом на даче».

4.  К. Е.К.:

«Мой сын, по-моему, чересчур ленивый. Не очень хочет что-то делать по дому. Ему бы в компьютер поиграть, да телевизор посмотреть. Но зато он очень (для меня, во всяком случае) ласковый, при встрече поцелует, поинтересуется, как прошел день, расскажет о своих проблемах».

5.  А. О.Л.:

«Удивила моя дочь в возрасте 5 лет, старшей было 7 лет. Придя вечером с работы, а работала по сменам, испекли хлеб, т.к. с зарплатой ВТО время было туговато. А в дальнейшем постоянно удивляют».

6.  Ф. И.Н.:

«Мой сын не очень хорошо учится, сильно стесняется. Как матери мне бы очень хотелось, чтобы он подтянулся в учебе. Я знаю, у него есть способности, но ленится. Но он хороший помощник и мне и отцу. Что бы не попросили, все делает без пререканий. Отцу помогает вместе с братом - копают картошку, строят теплицы, зимой - уборка снега - это их обязанность, кормят курей, убирают в сарае».

7.  Б. Т. Н. (Гуляшова Ю):

«Моя дочь хоть и ведет себя не так, как мне бы хотелось, но зато она мне всегда посоветует, что-то поможет мне, когда я себя чувствую, она моя маленькая подушечка, мне с ней легко и тепло и она иногда удивляет меня своими шедеврами в выпечке. Мне это очень приятно. Спасибо тебе моя дорогая синичка за то, что ты есть у меня!»

8.  М. В.Д.:

«Мой сын немного плохо стал себя вести на уроках, плохо стал учиться. Это меня очень огорчает. Зато дома он мне очень много помогает. Я работаю на 2-х работах и иногда просто не успеваю дома что-то сделать. Он мне дома все уберет, помоет посуду, вытрет пыль. Один раз даже к моему приходу приготовил сам кушать. Вычитал в поваренной книге как приготовить драники. Было очень вкусно. Спасибо ему».

9.  С. М.А.:

«Мой сын немного упрям, его нельзя много хвалить, часто задирается к старшему брату и начинается драка. Но если его что-то попросить, он с удовольствием тебе поможет, сходить в магазин, уберет со стола, поможет в огороде. Он трудолюбивый и любит чем-то заниматься, без дела не любит сидеть. Он у нас молодец!!!»

10.  К. Л.В.:

«Моя дочь - обыкновенный ребенок, но немного активная, иногда не реагирует на мои замечания. Приходится надавливать, но в то же время внимательна к родителям, помогает по дому, уделяет большое внимание, когда нездоровится, старается сделать какие-то небольшие подарки, сюрпризы к праздникам, порадовать родителей».

11.  К. И.Б.:

« Мой сын упрямый, настойчивый, если перед ним есть цель, к-ая его интересует. Может лениться, но помогает делать домашнюю работу, особенно, если нужно что-то прокрутить на мясорубке. Помогает мне лепить вареники. Убирает в квартире, но без удовольствия. А вообще-то он ласковый».

12.  З. Е.И.:

«Моя дочь бывает, удивляет меня то с лучшей стороны, то немного с плохой, но все равно для меня она самая лучшая и всегда радует».

   13.  К. Г.Ф.:

«Мой сын добрый и ласковый человек. Но иногда он меня разочаровывает, т. к. ленится учиться. Если бы не ленился, то учился бы на «4» и «5». Он хороший помощник по дому, всю мужскую работу взял на себя. Где выключатель отремонтирует, где шурупчик прикрутит. В трудную минуту всегда поможет. В общем, я довольна своим сыном, он для меня надежда и опора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Семейные праздники. Семейные традиции"

«Родители  воспитывают, а   дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обы...

Мероприятие с родителями на тему "Семейные традиции. Праздники"

Цель проведения мероприятия:1. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.3. Сплочение коллектив...

Внеклассное мероприятие по теме "Изучение семейных традиций,обрядов и праздников.Зимние праздники".

       Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия по теме «Праздники, обряды и традиции. Зимние праздники»....

«Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи через сезонные русские народные праздники».

laquo;Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи через сезонные русские народные праздники». Актуальность данной программы заключается в том, что изучение и пропаганда русск...

Семейные традиции и праздники. конспект урока

Семейные традиции и праздники. конспект урока...

Семейный клуб - традиции праздника "Святая Пасха"

Традиции празднования Пасхи на Руси....