Методика подготовки и проведения классного часа.
статья (9 класс) на тему

Савченко Наталия Ивановна

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС.

Классный час – это…

Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?  С этой целью я обратилась к публикациям известных ученых и выписала  определения этого понятия .ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_klassnogo_rukovoditelya.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Учитель истории, обществознания

                                     и кабановедения, классный

руководитель 9 класса МБОУ ООШ№7

                                        Савченко Наталия Ивановна

Методика подготовки и проведения классного часа.

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС.

Классный час – это…

Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?  С этой целью я обратилась к публикациям известных ученых и выписала  определения этого понятия.

Вот что в результате получилась:

 

Методика проведения классного часа.

Классный час как форма организации воспитательного процесса.

   Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.

   Одной из основных форм, в которых используется методика коллективной творческой деятельности (КТД), являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, в том числе и классного часа, составлен определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы.

  1.  Определение целей и задач.
  2.  Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
  3. Создание психологического настроя.
  4. Предварительная подготовка.
  5. Проведение самого мероприятия.
  6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

  1) обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

   2) собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.

Классный час должен быть не регламентирован временем (он может продлиться от 5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту – классной комнате: он может быть проведен в музее, на природе, на улицах города, на квартире у кого-то… Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены и другие правила.

КЛАССНЫЙ ЧАС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ

СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:

  1. обобщение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;

 

  1. усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;
  2. формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
  3. содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, его творческих и других способностей;
  4. формирование и развитие классного коллектива.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО

И ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО  КЛАССНОГО ЧАСА

(по Е.Н.Степанову)

Основные компоненты классного часа

Традиционный классный час

Личностно-центрированный классный час

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения.

Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.

Содержательный

Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления.

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяют тему и содержание классного часа.

Организационно-деятельностный

Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и

общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа.

Учащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем

совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.

Оценочно-аналитический

При анализе и оценки классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА

(по Е.Н.Степанову)

Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых

ПЕРВЫЙ ШАГ

Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год

В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов).

В определении классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.

ВТОРОЙ ШАГ

Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению

Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, для кого, для чего и т.д. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.

ТРЕТИЙ ШАГ

Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов

Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа

Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.

ПЯТЫЙ ШАГ

Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа

Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:

1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2.Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3. В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?

4. Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?

5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?

Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.

ШЕСТОЙ ШАГ

Проведение классного часа

Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ

Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы

по его подготовке и проведению

В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Технология и методика ситуационного классного часа

Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, факторов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов.

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

1. Тема.

2. Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).

3. Информация (по материалам предварительной подготовки).

4. «Я - позиция» и ее причины (учащиеся по кругу).

5. «Я – позиция» и общественно значимая норма.

6. Дискуссия.

7. Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?).

8. Свободный выбор.

9. Мотивация.

10. Реальный результат.

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа. Рассмотрим методику проведения классного часа «Итоги четверти (года)».

Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, учеников имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.

Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.

Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

Технология классного часа

Методика классного часа

Размещение учащихся в круге.

Информация (3 мин.).

Демонстрация сравнительной таблицы уровней обученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год).

Изложение «Я – позиция»

Причина «Я – позиция»

(7 мин.). 

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

1. Удовлетворены ли вы своими результатами, почему?

2. Что каждому из вас мешает лучше учиться?

3. Что может помочь вам в учебе?

«Я – позиция» и общественно значимая норма.

Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.).

Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:

1. В жизни существует две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее.

2. Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться.

3. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?

Дискуссия (10 мин.).

Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.

Рефлексия (5 мин.)

Учащиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие.

1. Что вы считает полезным для себя в этом обсуждении и почему?

2. Что понравилось, почему?

3. Что не понравилось, почему?

Свободный выбор.

Речь классного руководителя (2-3 мин.).

Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно

Типы классного часа:

  • Нравственный классный час (нельзя проводить часто)

Цели: 
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать  свою и уважать чужую культуру, и др.)

  • Интеллектуально-познавательный классный час
    Цели
    :
    1. Развивать познавательный интерес учащихся
    2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию
  • Тематический классный час
    Цели
    :
    1. Развивать кругозор учащихся
    2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей
  • Информационный классный час
    Цели
    :
    1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района.
    2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения
    3. Формирование своего отношения к происходящему
    4. Развитие исследовательских умений

Выбор содержания и формы проведения классного часа осуществляется  исходя из:

  • Возрастных и психологических особенностей школьников
  • Целей и задач, которые ставит классный руководитель
  • Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся

Формы классного часа:

• Беседа (эстетическая, нравственная)
• Диспут
• Встречи с интересными людьми
• Викторины по различным областям знаний
• Дискуссии
• КВНы
• Интерактивные игры
• Игры-путешествия
• Тренинги
• Читательские конференции

• И др.

Новые формы классных часов

  • Классный час – алфавитный
  • Классный час - игра "Откровение".
    Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса "только хорошие новости" - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.
  • Классный час "Час перед Рождеством".
    Узнать бы у бабушек старинные обряды гаданья и тихо в любимом классном кабинете, при свечах, погадать, попить чаю, послушать и рассказать рождественские истории, послушать тихую душевную музыку.
  • Классный час "Почтовый ящик".
    В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.
  • Час беседы один на один.

Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию,  о котором не должны знать все.

  • Классный час "Вопросом на вопрос".
    Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале.
    Тема: "Должен ли я родителям"
    Возможные вопросы:
    - Если родители неудачники, стоит ли их любить.
    - Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними происходит и можно ли это простить.
    - Что ты купишь родителям с первой получки.
    - Царское ли это дело обсуждать и осуждать родителей.
    - Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были.
    - Самые замечательные качества твоих родителей.
  • Биклассный час "Самообразование и самовоспитание".
    1-й проводится в сентябре,  2-й - в мае (подведение итогов).
    Содержание 1-го классного часа. Классный руководитель предлагает ученикам принести тетрадь, в которую заносятся полученные в ходе реализации индивидуальной программы самообразования и самовоспитания, результаты. Каждая пара страниц этой тетради слева отведена для целей и плана самообразования, справа - самовоспитания
  • Час  таинственных дел.
    В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт в госпитале или для ветеранов; специальная программа к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, альманаха, газеты, листков, буклетов, листовок, к диспуту или к конкурсу; разработка сценария игры; таинственная подготовка к бездвоечному в течение всей четверти обучению; подготовка к познавательному походу и т.д.
  • Ток-шоу

В ходе «мозгового штурма» определяется детализация будущего проекта, выбирается приемлемый вариант. В ходе ток-шоу идет обсуждение проблемы (ситуации нравственного выбора). Ток-шоу не дает единственно-верного решения проблемы, однако в поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, соотносятся нравственные ценности участников с общечеловеческими.

Темы: «Карманные деньги», «Отцы и дети», «Мы и культура», «Бизнес и мораль»

  • Толерантные классные часы

           «Все равно ты молодец…» Участники объединяются в пары. Первый  обращается к партнеру с фразой: «Меня не любят за то, что…», Второй  выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты  молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.

  «Постоять в чужих туфлях»

  1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:

 «Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были»:   мышью, пойманной в мышеловку и не    знающей, как оттуда  выбраться;   подростком, которого сверстники не принимают в игру;

человеком, попавшим на необитаемый остров.

  2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и   описать свои чувства,  состояние.

  З.Участникам предлагается представить себя:  лилипутом среди людей;    человеком среди лилипутов;  новорожденным ребенком;  глубоким стариком;    слепым;  глухим.

  4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать   свои чувства, состояние.

  5. Участники должны рассказать о чувствах, которые они  испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены

  • Классные часы с использованием ИКТ

Список литературы:

  • Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум – М,2001
  • Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М., 2002. – 128 с.
  • .Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 320 с.
  • Савина Л.М., Сиверина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.
  • Формы воспитательной работы классного руководителя./ Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: « Технология подготовки и проведения классного часа»

Доклад по теме:« Технология подготовки и проведения классного часа»...

Методическая разработка по теме "Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов"

Вданной разработке показано, чем отличается форма личностно-ориентированного классного часа от традиционной, даны рекомендации по разработке личностно-ориентированного классного часа....

Методика и формы проведения классных часов

Методика и формы проведения классных часов...

Подготовка и проведение классного часа в 5б классе строилась на основе технологии критического мышления.

определяются возможности применения технологии критического мышления во внеклассной работе....

Формирование универсальных учебных действий у воспитанников в процессе подготовки и проведению классных часов ( или других мероприятий).

Универсальные учебные действия, Что это такое? Виды, Как они применяются на практике ( классный час)...

"Методика организации и проведения классного часа"

Цель работы: Методическая разработка "Методика организации и проведения классного часа" подготовлена педагогом-организатором 3 учебного курса МсСВУ Весельевым Александром Федоровичем в целях...

Методика подготовки и проведения классного часа.

Имеются ли единые требования к проведению данного мероприятия? Чего хочет добиться классный руководитель посредством проведения классного часа? Как часто нужно собирать детской коллектив?...