Тип проекта. Этапы разработки проекта.
материал по теме

Стёпина Татьяна Юрьевна

Доклад на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo23.03.15.docx306.97 КБ
Файл proekt_styopina.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

РМО  учителей географии

Выступление Стёпиной Т.Ю.,

учителя Крестовской школы

"Тип проекта. Этапы разработки  проекта"

23.03.2015

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными. Одним из таких методов является проектный метод обучения.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы

Что понимается под методом проектов. «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что - либо, намечать план

Сущность технологии проектной деятельности школьников это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Технология проектной деятельности создает возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира

Темы такого проекта могут быть следующие:

  1. “Вот моя деревня, вот мой дом родной…”;
  2. “Как я провел лето”;
  3. “Город, который я люблю”;
  4. “Путешествие маленькой капельки”.

Типы учебных проектов по географии

Можно выделить возможные типы учебных проектов:

 - По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико - ориентированные.

 - По предметно - содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

 - По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

 - По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
  • исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
  • информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
  • творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
  • ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Организуя исследовательскую работу, ставлю следующие задачи для учеников:

Развить умения основных элементов самостоятельной индивидуальной деятельности – обучить постановке цели, задач работы, составлению плана исследования; использованию различных источников информации, обработке полученной информации (конспектированию, реферированию, сравнительному анализу, использованию диаграмм, схем).

Отработать умение устного и письменного общения, что должно способствовать коммуникативной компетенции учащихся.

Мне, как учителю, предстоит освоить демократичные способы управления разными видами познавательной деятельности: обучение в деле, составление проектов, исследование. В процессе работы больше внимания уделяю оригинальности композиции исследования, эмоциональности, убедительности, глубокому личностному осмыслению проблемы.

Хочется научить делать не только оценочные суждения, но и заниматься поиском нового решения проблемы.

Немаловажное значение имеют внутренние результаты – личностный рост школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т. д. ).

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой.

Практико - ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

К практико - ориентированным проектам по географии можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

• проекты освоения территорий;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т. д.

• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Основные требования к использованию метода проекта:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

овладевает практическими умениями исследовательской работы:

собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи. .

За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Проектный метод имеет еще одну особенность - он носит исследовательский характер.

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

Описывать; выделять главную мысль; составлять простой план; формулировать вопросы

Объяснять; работать со справочными источниками информации; составлять схемы; проводить сравнения

Доказывать; формулировать тезисы; формулировать выводы; проводить отбор необходимых источников информации

Оценивать выполнение задания;  планировать учебные действия; составлять сложный план, классификационые схемы; исп-ть разные виды моделирования

Оценивать собственную деятельность и ее результаты; конспектировать реферировать; составлять таблицы, опорные конспекты; участвовать в дискуссии, формулировать собственную позицию

Во втором полугодии ребятам предлагается для оформления результата работы над проектом воспользоваться компьютером. К этому времени уже все шестиклассники знакомы с программой “Power Point” и знают ее возможности. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации на листах формата А 4, определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю в часы консультаций. Можно предложить следующие темы проектов:                                               6 класс

Тема проекта

Краткое описание проекта

1

“А все-таки она вертится…”

Земля – планета солнечной системы. Почему Земля вертится? Как доказали древние ученые, что Земля вертится?

2

Человек и природа

Как человек взаимодействует с природой. Может ли человек использовать богатства природы, не нанося ей вред?

3

“Вода, вода, кругом вода…”

Гидросфера, ее значение, почему вода на Земле не исчезает? Роль воды в жизни людей и всего живого.

4

Разноцветные лица

Почему люди на Земле так непохожи друг на друга? Какие люди живут на разных материках в разных странах7

Требования к проекту:

  1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
  2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
  3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
  4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
  5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
  6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
  7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
  8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
  9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
  10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Содержание проекта:

  1. Название темы проекта;
  2. Актуальность проекта, проблема;
  3. Основополагающий и проблемные вопросы;
  4. Цели и задачи проекта;
  5. Гипотеза;

  1. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
  2. Использованная литература и информационные ресурсы;
  3. Сведения об авторе/авторах проекта;
  4. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
  5. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
  6. Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).

Этапы действий по выполнению проекта урока

1.  
Мотивационный: настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.\

2.  Планирование проекта:

  • создание рабочих групп;
  • подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;
  • планирование работы групп
  • 3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность).
  • поиск информации;
  • обработка полученной информации; 
  • представление материала, наработанного в группах;
  • оценка процесса и текущих результатов проекта-урока;
  • коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.)
  • оформление слайд - проекта.
  • анализ по выполнению задач проекта.
    4.
    Защита проекта. 
    Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
    Достоинства проектной деятельности:
  • это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности;
  • развивать свои универсальные умения;
  • повысить мотивацию изучения предмета;
  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
  • принимать самостоятельное решение, поверить в свои силы.

Наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки: 

  • увеличение нагрузки на учащихся, как интеллектуальной, так и эмоциональной;
  • требование более сложной системы оценивания;
  • увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);
  • наличие риска неудачного выполнения работы.

Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тип проекта. Этапы разработки проекта. Стёпина Т.Ю. 23.03.2015 (Крестовская ООШ)

Слайд 2

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции . Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает проектная деятельность , основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Слайд 9

Достоинства проектной деятельности: это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности; развивать свои универсальные умения; повысить мотивацию изучения предмета; реализовать комплексное восприятие учебных предметов; принимать самостоятельное решение, поверить в свои силы.

Слайд 10

недостатки : увеличение нагрузки на учащихся, как интеллектуальной, так и эмоциональной; требование более сложной системы оценивания; увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя); наличие риска неудачного выполнения работы

Слайд 11

Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Методическая разработка: "Скиппинг - как этап в проекте "Парковый урок"

Задачи в проекте:- способствовать повышению эмоционального состояния учащихся- активизировать внимание учащихся на результатах учебного трудаЕще П.Ф. Лесгафтписал, что физическая культура положи...

Конспект урока по технологии в 5классе с использованием ИКТ. Тема Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта.

Конспект проведения урока по технологии в 5 классах с использованием ИКТ согласно требований новым ФГОС 2 поколения по теме  Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта....

Урок 1. Тема: « О предмете «Технология» в 5 классе. Творческий проект. Этапы выполнения проекта.»

ознакомить обучающихся с основными задачами предмета Технология в 5 классе, сформировать представление о творческом проекте, ознакомить с этапами выполнения проекта, примерами разнообразных творческих...