классный час "Почему мы так говорим?"
классный час (9 класс) на тему

Михайлова Наталья Викторовна

Классный час на тему:

«Почему мы так говорим?»

Нет ничего заразнее слова.

Восточная мудрость.

От гнилого сердца и гнилые слова.

Русская пословица.

Ход классного часа.

Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни – «копролалия»? (учащиеся отвечают)

Это тяжёлое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом попозже. Сначала послушайте стихи:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечнее – царственное слово.

А. Ахматова

Царственное слово – самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как божий дар? (учащиеся отвечают)

Мы, жители современной России, наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Послушайте ещё одно стихотворение А. Ахматовой:

Мужество.

Мы знаем, что ныне лежит на всех

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Эти строки были написаны в годы Великой Отечественной войны. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах – и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям? (учащиеся отвечают)

Большой знаток слова, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанношутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени.

Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. Я говорила о редком психическом заболевание, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Это болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческогоkoproc – кал, грязь и lalia – речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани без всякого повода.

А теперь послушаем, что нашла Олеся о сквернословии.

Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека.

Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость. В этом процессе наблюдается 3 стадии:

Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение.

Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое слово – за компанию, для разрядки или ради напускной удали.

Третья стадиячеловек,привыкая к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывая другие слова.

Ребята, вам, наверное, приятно слушать ведущих телевизионных новостей. Поражает чистая речь. А вот молодёжь в быту общается между собою совсем другим языком. Иногда в диалогесо взрослым человеком очень сложно понять, о чём говорит подросток. Тот, в свою очередь, удивлён, почему его не понимают взрослые.

А теперь мы послушаем Карину, что она нашла про молодёжный сленг.

Молодёжный сленг является средством общения большого количества людей, объединенных возрастом, да и то весьма условно. Носителями сленга являются, как правило, люди 12 – 30 лет.

Сленг – это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Не редко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только «что сказать», но и «как сказать», чтобы быть интересным рассказчиком. Отсюда и такие популярные в молодёжной среде слова, как «короче», «как бы», «легко». Порой молодые люди просто не контролируют свою речь, и в одном предложении можно услышать несколько слов «короче». К чему это слово – никто и не задумывается. В данном случае можно говорить об отсутствии культуры речи и слепом подражании основной массе молодёжи.

Разумеется, такая речь, имеющая множество подтекстов, часто непристойного свойства, отправляющая «телесный низ» все угнетающие, вызывающее агрессию, может использоваться только в неформальном общении равного с равным. Сленг имеет довольно строгие границы уместности и адекватности.

Таким образом, под молодёжным сленгом мы понимаем совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных отношениях.

Просмотр ералаша.

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.

Вопросы к учащимся:

1.      Изменилось ли ваше отношение к сленгу и сквернословию?

2.      Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu.docx22.05 КБ
Файл klassnyy_chas_pochemu_my_tak_govorim.pptx67.87 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Почему мы так говорим?»

Нет ничего заразнее слова.

Восточная мудрость.

От гнилого сердца и гнилые слова.

Русская пословица.

Ход классного часа.

Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни – «копролалия»? (учащиеся отвечают)

Это тяжёлое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом попозже. Сначала послушайте стихи:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечнее – царственное слово.

А. Ахматова

Царственное слово – самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как божий дар? (учащиеся отвечают)

Мы, жители современной России, наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Послушайте ещё одно стихотворение А. Ахматовой:

Мужество.

Мы знаем, что ныне лежит на всех

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Эти строки были написаны в годы Великой Отечественной войны. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах – и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям? (учащиеся отвечают)

Большой знаток слова, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени.

Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова.  Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. Я говорила о редком психическом заболевание, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Это болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого koproc – кал, грязь и lalia – речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани без всякого повода.

А теперь послушаем, что нашла Олеся о сквернословии.

Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека.

Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость. В этом процессе наблюдается 3 стадии:

Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение.

Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое слово – за компанию, для разрядки или ради напускной удали.

Третья стадия человек, привыкая к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывая другие слова.

Ребята, вам, наверное, приятно слушать ведущих телевизионных новостей. Поражает чистая речь. А вот молодёжь в быту общается между собою совсем другим языком. Иногда в диалоге со взрослым человеком очень сложно понять, о чём говорит подросток. Тот, в свою очередь, удивлён, почему его не понимают взрослые.

А теперь мы послушаем Карину, что она нашла про молодёжный сленг.

Молодёжный сленг является средством общения большого количества людей, объединенных возрастом, да и то весьма условно. Носителями сленга являются, как правило, люди 12 – 30 лет.

Сленг – это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Не редко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только «что сказать», но и «как сказать», чтобы быть интересным рассказчиком. Отсюда и такие популярные в молодёжной среде слова, как «короче», «как бы», «легко». Порой молодые люди просто не контролируют свою речь, и в одном предложении можно услышать несколько слов «короче». К чему это слово – никто и не задумывается. В данном случае можно говорить об отсутствии культуры речи и слепом подражании основной массе молодёжи.

Разумеется, такая речь, имеющая множество подтекстов, часто непристойного свойства, отправляющая «телесный низ» все угнетающие, вызывающее агрессию, может использоваться только в неформальном общении равного с равным. Сленг имеет довольно строгие границы уместности и адекватности.

Таким образом, под молодёжным сленгом мы понимаем совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных отношениях.

Просмотр ералаша.

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.

Вопросы к учащимся:

  1. Изменилось ли ваше отношение к сленгу и сквернословию?
  2. Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?

Олеся.

Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека.

Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость. В этом процессе наблюдается 3 стадии:

Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение.

Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое слово – за компанию, для разрядки или ради напускной удали.

Третья стадия человек, привыкая к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывая другие слова.

Карина.

Молодёжный сленг является средством общения большого количества людей, объединенных возрастом, да и то весьма условно. Носителями сленга являются, как правило, люди 12 – 30 лет.

Сленг – это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Не редко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только «что сказать», но и «как сказать», чтобы быть интересным рассказчиком. Отсюда и такие популярные в молодёжной среде слова, как «короче», «как бы», «легко». Порой молодые люди просто не контролируют свою речь, и в одном предложении можно услышать несколько слов «короче». К чему это слово – никто и не задумывается. В данном случае можно говорить об отсутствии культуры речи и слепом подражании основной массе молодёжи.

Разумеется, такая речь, имеющая множество подтекстов, часто непристойного свойства, отправляющая «телесный низ» все угнетающие, вызывающее агрессию, может использоваться только в неформальном общении равного с равным. Сленг имеет довольно строгие границы уместности и адекватности.

Таким образом, под молодёжным сленгом мы понимаем совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных отношениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?

Слайд 2

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОТНОШЕНИИ К СКВЕРНОСЛОВИЮ И МОЛОДЁЖНОМУ СЛЕНГУ.

Слайд 3

ЗАДАЧИ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ГУБИТЕЛЬНЫМ ВЛИЯНИЕМ СКВЕРНОСЛОВИЯ И СЛЕНГА НА ЗДОРОВЬЕ, С ПАГУБНЫМ ВЛИЯНИЕМ НА ЛИЧНОСТЬ. ПОБУЖДАТЬ К НРАВСТВЕННОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, САМОРАЗВИТИЮ.

Слайд 4

ЭПИГРОФЫ К УРОКУ: Нет ничего заразнее слова. Восточная мудрость . От гнилого сердца и гнилые слова. Русская пословица.

Слайд 5

Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как божий дар?

Слайд 6

Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?

Слайд 7

игра «Эстафета добрых слов» Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени.

Слайд 8

« копролалия » от греческого koproc – кал, грязь и lalia – речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани без всякого повода.

Слайд 9

В этом процессе наблюдается 3 стадии: Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение. Вторая стадия , когда человек впервые употребляет такое слово – за компанию, для разрядки или ради напускной удали. Третья стадия человек, привыкая к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывая другие слова.

Слайд 10

древняя библейская мудрость « Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове»

Слайд 11

Вопросы к учащимся: Изменилось ли ваше отношение к сленгу и сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...