Выступление на школьной конференции "Круглый стол, посвященный семье"
статья на тему

Кочнова Дина Якуповна

Одна из самых наболевших проблем, стоявших ныне перед российским обществом, - крайне низкий нравственный уровень семейной жизни. Ради многого мы отказываемся от главного. А главное - это близкий человек. Одним из самых близких для нас является наш ребенок...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Православный взгляд на проблему и пути ее преодоления

Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 

Одна из самых наболевших проблем, стоящих ныне перед российским обществом,- крайне низкий нравственный уровень семейной жизни.

Ради многого мы отказываемся от главного. А главное это наш близкий человек. Одним из самых близких для нас является наш ребенок…

Мы не специально обделяем вниманием своих детей. Большую часть времени каждый из нас проживает на работе, и, оказываясь в пространстве собственной семьи, чаще всего попросту не способен перестроиться. Отсюда и одна из самых распространенных ошибок в диалоге с ребенком – мы начинаем разговор о том, что создает проблемы для нас, как родителей: оценки, учебный процесс и успеваемость, здоровье ребенка, его поведение и даже целостность одежды и обуви.

Стандартные вопросы родителей: «ну как там, в школе? спрашивали?», «чем кормили на обед?», «уроки сделал?», «устал?» - предполагают подобные же ответы ребенка: «нормально», «нет», «как обычно», что  способствует формированию чувства одиночества у ребенка: «родителям до меня просто нет дела».

По справедливому замечанию французского психоаналитика и педиатра Франсуазы Дольто (1908-1988), «о ребенке говорят много, но с ним не говорят». К сожалению, это правда. Мы говорит с ребенком о многом, говорим о внешнем: друзьях, учителях, оценках.

Однако сам ребенок, его ощущения, переживания, мечты, радости и страхи остаются вне поля зрения родителей.

И  ребенок погружается в мир виртуальный. Играя, он вполне может причинять боль кому-то – в том несуществующем мире от этого ничего страшного не происходит. Но когда ребенок выходит в реальный мир, часто даже в отроческом возрасте, он начинает обижать других, совсем не понимая, что причиняет другому боль! А если ему сделают больно, обижается, удивляется и опять ничего не понимает, потому что привык жить нереальным миром!

Бесконечно работающий телевизор в квартирах закладывает образы падшие, образы гнилые, которые начинают разрушать его личность - плоды не заставят себя долго ждать!

Лишенный диалога и совместной деятельности с родителями, ребенок с детства усваивает состояние апатии и начинает скучать. А скука есть ничто иное как неспособность проявлять интерес. Казалось бы, кому – кому, а ребенку должно быть многое интересно и он по определению должен быть инициативен.

А  как может быть активным ребенок, если родители без конца обсуждают  вселенские события или патриотические темы, а своих детей не замечают. Как говорил преподобный: «Любить все человечество легко, попробуй полюбить того, кто рядом с тобой, дома»!

Стоит ли после этого удивляться безынициативным молодым людям, которые «ничего не хотят» и им уже «ничего не нужно»? Такие дети уже старички: еще не потрудились, а уже хочется отдыхать, поиск отдыха идет впереди всего!

Мы сами опустошаем своего ребенка, делая его беззащитным перед злом. На первый взгляд мы заботимся о ребёнке: его поведении, оценках, внешнем виде и физическом здоровье. И это правильно. Но недостаточно.

Мы заботимся о внешнем, игнорируя внутренний мир своего ребенка. Святитель Феофан Затворник (1815-1894) пишет: «Приличие внешнего поведения и внешних отношений - это покров самого густого мрака... внешнее не ценно без внутреннего».

Положа руку на сердце, скажите честно, разве не о своем имидже мы заботимся в первую очередь? Ведь по нашему ребенку нередко судят о нас. Вероятно,  по этой причине мы часто бросаем в сердцах ребенку допустившему очередную ошибку: «как я буду людям в глаза смотреть?!»; «что теперь обо мне подумают?!».

А ведь первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу своей семьи.

Ребенок воспитывается сердцем. А это как? Наш ребенок нуждается в том, чтобы мы вместе с ним проживали важные моменты его жизни.

 «Способность вступать с ребенком в со-бытие и составляет суть родительского отношения», - замечает проф. Виктор Слободчиков.

 А еще лаконичнее и глубже об этом сказал св. апостол Павел: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Иными словами нам необходимо находиться рядом с ребенком в его переживании печального или радостного события.  Быть рядом и в горести и в радости. Иногда молчать, иногда кричать, порою плакать или молиться. Но главное быть вместе с ним, быть рядом с нашим ребенком.

Мир детства можно сохранить только в семье – теплый, защищенный, радостный, с особой атмосферой, с запахом родного дома, с мамиными руками!

Играя, общаясь и уча ребенка, мы готовим его к взрослению. «Детство, - замечает профессор МГУ, Дмитрий Леонтьев, - должно быть детством, но именно в нем должна постепенно вызревать взрослость». А вызревает взрослость благодаря усвоенным светлым детским воспоминаниям: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть».

В работах православного философа  Ивана Ильина мы встречаем и практические советы, как приобщить ребенка к счастью. Для этого много средств в обычной нашей жизни. В мире чудесные сочетания красок, безупречные для вкуса, нежные и разнообразно богатые. Их надо показать ребенку.

Есть простые и нежные мелодии, их так много в русских народных песнях, которые ребенок должен полюбить еще в колыбели. Мать, поющая их своему младенцу, начинает истинное воспитание. Душа засыпающего ребенка пела эти песни вместе с матерью, а потом уносила их в жизнь как благословение материнской любви.

Когда ребенку минует три года, он начинает наблюдать внешний мир. Пусть залюбуется красотой бабочек и цветов, вглядится в величавое и легкое зрелище облаков, вслушается в переливы жаворонка и трель соловья, полюбит шум бора и оценит изящество кошки. И пусть понесет в сердце благоговение, чуткость и благодарность.

Ребенок должен как можно раньше научиться чувствовать чужое страдание, чтобы жалеть, беречь, помогать. Необходимо найти прямой и близкий путь к его сердцу и научить его хотеть добра и стыдиться зла. Пусть навертываются слезы у него от русской задушевной песни, пусть он научится умолкать при звуках серьезной и глубокой музыки.

После пяти – шести лет он должен услышать о героях своей страны и влюбиться в них. Он должен научиться «стоять» вместе с ними, бороться. Побеждать и не искать награды.

Ребенку необходим поток мужественной, братско – товарищеской любви от отца и женственно – ласковой, религиозно – совестной любви от матери.

Это и есть важнейший акт воспитания. Ибо «воспитать» – значит сделать из ребенка не преуспевающего человекоугодника,  а духовно зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. И тогда дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни: ибо «ангел» будет бодрствовать в его душе и человек никогда не станет «волком».

Вы скажете, а если мы уже где-то  просмотрели, пропустили момент, и вместо того, чтобы напитаться детской чистотой – той, что была в сердце маленького ребенка – сами ничего не получили, и ему не дали развиваться в естественном для него детском чистом устроении. Что же делать?

«Материнская молитва со дна моря достанет» - эту пословицу, конечно, знают все. Но многие ли верят, что пословица эта сказана не только для красного словца, а совершенно истинна и за многие века подтверждена бесчисленными примерами.

Рассказ В. Крупина «Материнская молитва»

Отец Павел, монах, рассказал мне случай, происшедший с ним. Он рассказал его, как будто все так и должно было быть. Меня же этот случай поразил, и я его перескажу, думаю, что он удивителен не только для меня.

На улице к отцу Павлу подошла женщина и попросила его сходить к ее сыну. Исповедать. Назвала адрес.

- А я очень торопился, - сказал отец Павел, - и в тот день не успел. Да, признаться, и адрес забыл. А еще через день рано утром она мне снова встретилась, очень взволнованная, и настоятельно просила, прямо умоляла пойти к сыну. Почему-то я даже не спросил, почему она со мной не шла. Я поднялся по лестнице, позвонил. Открыл мужчина. Очень неопрятный, молодой, видно сразу, что сильно пьющий. Смотрел на меня дерзко, я был в облачении. Я поздоровался, говорю: ваша мама просила меня к вам зайти. Он вскинулся: "Ладно врать, у меня мать пять лет как умерла". А на стене ее фотография, среди других. Я показываю на фото, говорю: "Вот именно эта женщина просила вас навестить". Он с таким вызовом: "Значит, вы с того света за мной пришли?" - "Нет, - говорю, - пока с этого. А вот то, что я тебе скажу, ты выполни: завтра с утра приходи в храм" - "А если не приду?" - "Придешь: мать просит. Это грех - родительские слова не исполнять". И он пришел. И на исповеди его прямо трясло от рыданий, говорил, что он мать выгнал из дому. Она жила по чужим людям и вскоре умерла. Он даже и узнал-то потом, даже не хоронил.

Он пришел в тот день. А вечером я последний раз встретил его мать. Она была очень радостная. Платок на ней был белый, а до этого темный. Очень благодарила и сказала, что сын ее прощен, так как раскаялся и исповедался, и что она уже с ним виделась. Тут я уже сам, с утра, пошел по его адресу. Соседи сказали, что вчера он умер, увезли в морг.

Вот такой рассказ отца Павла. Я же, грешный, думаю: значит, матери было дано видеть своего сына с того места, где она была после своей земной кончины, значит, ей было дано знать время смерти сына. Значит, и там ее молитвы были так горячи, что ей было дано воплотиться и попросить священника исповедать и причастить несчастного раба Божия. Ведь это же так страшно - умереть без покаяния, без причастия.

И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела и, уже зная больше всех нас об участи грешников, сделала все, чтобы участь эта миновала сына. Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она силой своей любви и молитвы.

Поэтому, дорогие родители, пожалуйста, никогда не говорите вопрошающим детям: "У меня сегодня нет времени". Это ложь. И берегитесь опоздать. На то, что лично для вас действительно важно, вы ведь время находите! А если у вас "сегодня нет времени", значит, вы еще не осознали важности вашего родительского служения.

Никогда не поздно начать слушать и научится слышать своего ребенка. Для родителя  нет категории упущенное время. Нельзя, слышите, ни в коем случае нельзя отказываться ради многого от главного. Нельзя отказываться от своего ребенка. Начнем действовать: начнем сегодня же  общаться со своим ребенком…

Моменты совместного похода, путешествия или просто прогулки дети запоминают, эти часы, проведенные вместе, становятся ресурсом душевных сил на всю их дальнейшую жизнь. И эти счастливые моменты добрым эхом откликнутся не в одном будущем поколении ваших внуков и правнуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Круглый стол, посвященный проблеме толерантности

Презентация для проведения Круглого стола по проблеме толерантности...

Выступление на заседании круглого стола

Из опыта работы учителя географии Лукьяновой О.Р.  Доклад на тему "Современный урок географии"...

Экологическое образование. Выступление на заседании круглого стола "Экологическая культура региона"

Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева      Круглый стол  «Экологи...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...

выступление на региональном круглом столе в СОИРО

текст выступления на круглосм столе из опыта работы с одарёнными детьми...