Методическая разработка "Формирование у суворовцев стремления к высоконравственному поведению"
методическая разработка (10 класс) на тему

Фирсов Михаил Николаевич

Обоснование выбора темы: духовно-нравственное воспитание в училище является одним из приоритетных, т.к. задача формирования у суворовцев качеств личности достойного гражданина России  и будущего военного профессионала подразумевает формирование  у них устойчивых нравственных качеств, стремления к высоконравственному поведению. 

Цель методической разработки показать на примере работы воспитателя взвода суворовцев  как повернуть воспитанника лицом к законам нравственности и морали, каковы возможные  пути формирования у суворовцев стремления к высоконравственному поведению.

 Практическая часть – на примере классного часа показать пути формирования нравственных ориентиров суворовцев, способствующих их стремлению к нравственному поведению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mrformirovanie_u_suvorovtsev_nravstve.docx247.43 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

                                          File:Mo narznaki103 1.png

Методическая разработка

«Формирование у суворовцев стремления

к высоконравственному поведению»

Исполнил: классный руководитель 2 учебного курса

                   Фирсов М.Н.

телефон 8-925-417-78-79

        

Москва

2014 г.

"Формирование у суворовцев стремления

к высоконравственному поведению"

План:

  1. Введение
  2. Духовно-нравственное воспитание в образовательном учреждении: содержание, методы и технологии.

     3. Роль воспитателя взвода в формировании у суворовцев стремления к высоконравственному поведению.

  1. Практическая часть: классный час по проблемам духовно- нравственного воспитания.
  2. Заключение
  3. Список литературы.

    Обоснование выбора темы: духовно-нравственное воспитание в училище является одним из приоритетных, т.к. задача формирования у суворовцев качеств личности достойного гражданина России  и будущего военного профессионала подразумевает формирование  у них устойчивых нравственных качеств, стремления к высоконравственному поведению.

     Задача духовно-нравственного воспитания – воспитание нравственного человека, который  требования общества к человеку сделает своими требованиями к самому себе и будет жить, учиться, работать, служить, общаться с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности. Он понимает, как надо поступать, и так и поступает- его сознание и поведение едины, и основываются они на общечеловеческих ценностях и нормах.

     Цель методической разработки показать на примере работы воспитателя взвода суворовцев  как повернуть воспитанника лицом к законам нравственности и морали, каковы возможные  пути формирования у суворовцев стремления к высоконравственному поведению.

     Практическая часть – на примере классного часа показать пути формирования нравственных ориентиров суворовцев, способствующих их стремлению к нравственному поведению.


  1. Введение

     Духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.  В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 12, п.2) говорится: «Содержание образования должно…обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Таким образом, образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

     Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров и ценностей, которые прежде всего формируются в семье. Но ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится именно образованию. Образовательное учреждение – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в образовательном учреждении, каковым является Московское суворовское военное училище, должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь будущего гражданина страны.

     Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России». 

       Воспитание в Московском суворовском военном училище представляет собой процесс систематического целенаправленного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю суворовцев, морально-психологический климат коллективов в целях формирования у воспитанников научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, а также на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

     Духовно-нравственное воспитание в училище является одним из приоритетных, т.к. задача формирования у суворовцев качеств личности достойного гражданина России  и будущего военного профессионала подразумевает формирование устойчивых деловых и нравственных качеств и высоконравственного поведения, которые согласно концепции воспитательной работы училища должны зримо и весомо  отличать выпускников училища от выпускников других учебных заведений.  

  1. Духовно-нравственное воспитание в образовательном учреждении

      Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: -патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству; - гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство; - социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; - человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество; - наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; - семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; - труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; - традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; - искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; - природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

 Базовые ценности должны лежать в основе уклада жизни училища, определять учебную деятельность воспитанников, дополнительное образование, военное образование и внеурочную деятельность.

Для организации такой деятельности  необходимо взаимодействие всех педагогов, воспитателей, психологов училища с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Организованная в училище деятельность воспитанников, о которой мы говорили выше, способствует духовно-нравственному воспитанию и становлению нравственной личности. О каких результатах мы можем говорить?

Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений воспитанника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

     Третий уровень результатов – получение суворовцами опыта самостоятельного социального действия.

     Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов воспитания заставляют педагогов и воспитателей искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС и Законе об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации. Базовые компетенции стали своего рода общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. Для современного воспитанника училища, равно как и для школьника базовыми являются компетенции: -информационная (готовность к работе с информацией); - коммуникативная (готовность к общению с другими людьми); – кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми); - проблемная (готовность к решению проблем).

    К методам формирования ключевых компетенций относятся: - обращение к опыту воспитанников; - решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты; - организационно-деятельностные игры; - проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы; - интеграция обучения и воспитания.

В воспитательном процессе училища воспитатель взвода, формируя стремление суворовцев к нравственному поведению,  использует различные методы из описанных выше:  в индивидуальных и коллективных беседах обращается и к опыту воспитанников и к собственному жизненному опыту, рассматривает и решает совместно с воспитанниками проблемные задачи, устраивает дискуссии, показывает собственный положительный пример нравственного поведения. Воспитатель планирует и проводит классные часы, как форма коллективной работы помогающие в формировании нравственности и нравственного поведения.

Воспитатель действует в тесном взаимодействии с педагогами и родителями. Воспитатель анализирует свою деятельность, делает выводы и стремится к улучшению индивидуальной и коллективной работы с воспитанниками.

  1. Роль воспитателя взвода в формировании у суворовцев стремления к высоконравственному поведению.

     Нравственное воспитание – это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств - ответственности, гуманности, высокой культуры поведения, понимания и стремления к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек и т. д. Часто в качестве синонима нравственности личности используют понятие морали - системы норм, правил и требований, предъявляемых обществом к личности.

     Формирование нравственности – это перевод моральных норм, правил и требований в навыки и привычки.

     Рассмотрим некоторые вопросы роли воспитателя в формировании нравственного поведения во взводе суворовцев.

  1. Выполнение Устава и других нормативных документов.

     Суворовцы, будучи членами большого коллектива и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и согласовывать свою деятельность с другими членами коллектива, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Регулирующую функцию жизнедеятельности в училище выполняют правовые нормы и различные производственно-административные правила в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц.    Основополагающим документом для училища является Устав Внутренней службы, где в части первой «Военнослужащие и взаимоотношения между ними» в статьях 67 – 74 прописаны порядок обращения между военнослужащими, правила поведения в общественных местах, транспорте, по отношению к гражданскому населению, а также правила ношения военной формы одежды. Ежедневно суворовцы находятся в ситуациях, прописанных в Уставе ВС РФ. Задача воспитателя взвода разъяснять воспитанникам положения Устава и других правовых документов (как в коллективной работе, так и в индивидуальной). Воспитатель взвода регулярно отслеживает выполнение уставных требований воспитанниками, принимает меры по разъяснению правовых и нравственных норм, организует коллективное обсуждение проблемных ситуаций, проводит индивидуальную работу с воспитанниками, нарушившими нормы поведения.

    Соблюдение поведенческих норм зависит от личности самого воспитанника Когда суворовец нарушает нормы и правила нравственного поведения, должно быть только одно средство воздействия на него - сила общественного мнения: упреки, моральное порицание и наконец, общественное осуждение. Приведем пример: суворовец опоздал из увольнения или на урок (нарушил Устав), на него может быть наложено дисциплинарное взыскание. Более действенным для воспитанника будет общественное осуждение – подвел товарищей (коллектив взвода).  Соблюдение моральных норм и правил должно базироваться не на принуждении, а на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Воспитатель взвода, вынося суворовцу дисциплинарное взыскание, должен также способствовать общественному обсуждению поступка суворовца  и вынесению, если необходимо, общественного порицания или осуждения.  

  1. Включение суворовцев в различные виды деятельности

     Нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у суворовцев положительных моральных отношений в системе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств. Поэтому необходимо активно включать суворовцев в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у суворовцев развивается понимание того, как ее необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

     В качестве примера приведем проведение еженедельного подведения итогов во взводе. На «Подведении итогов» кроме воспитателя выступают с анализом ситуации с успеваемостью, дисциплиной, соблюдением порядка и т.д. командиры отделений, заместитель командира взвода и рядовые суворовцы. Важно услышать мнение каждого из выступающих. Суворовцы учатся правильно оценивать  успехи своих товарищей, видеть недостатки, предлагать пути решения проблемных ситуаций, избегать конфликтов и т.д. Умелое руководство процессом подведения итогов позволяет воспитателю взвода формировать представление о нравственных ориентирах, на которых впоследствии строится поведение суворовцев.

  1. Индивидуальная работа.

     Уровень нравственности  у суворовцев еще не поднялся  на высокую ступень. Имеют место случаи нарушения общего порядка и дисциплины, грубое отношение к друзьям и товарищам. Не все суворовцы  учатся в полную силу, иные не проявляют к учебе интереса и прилежания. Другие требуют к себе особого внимания в силу своих умственных, физических, творческих способностей. И поэтому воспитатель обращает внимание на изучение личностных особенностей (ведется «Журнал наблюдений за воспитанниками») и использование в своей работе личностного подхода. Чтобы повысить уровень нравственности, необходимо строить  индивидуальную работу, создавать такие жизненные условия, где воспитанники будут учиться правильно действовать.  

     У воспитанников  развито стремление к нравственным поступкам, но порой оно приводит к негативным результатам. Стремясь установить справедливость, суворовцы прибегают к неправильным средствам: оскорбляют товарищей, пускают в ход кулаки, при этом не признают своей вины, не ощущают, что причинили боль другим. Младшие командиры (заместитель командира взвода, командиры отделений) действуют порою не методами убеждения, а криками, оскорблениями, тумаками. И здесь снова на первый план выступает роль воспитателя взвода. От него зависит, как будут решаться внутриличностные конфликты во взводе, какими нравственными критериями будут руководствоваться воспитанники и сержантский состав взвода. Разъяснительная работа воспитателя, его участие методами педагогического воздействия в разрешении конфликтных ситуаций, привлечение к работе психолога взвода, целенаправленная и систематическая работа с сержантским составом и другие действия будут способствовать решению задач нравственного воспитания.

     Вице-сержант П.- хороший и требовательный  командир отделения, согласно социометрии – неформальный лидер, но в решении вопросов часто прибегал к силовым методам. Усилиями воспитателей  взвода, их целенаправленной регулярной разъяснительной работе  вице-сержант П. перестал использовать метод кулака по отношению к своему отделению, пришел к пониманию того, что решать проблемы можно и словом, и авторитетом, и личным примером.

  1. Личный пример  воспитателя.

     Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого воспитателя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Это хочется особо подчеркнуть, т.к. это созвучно с теми моральными принципами, которых в своей работе придерживаюсь я – воспитатель первого взвода второго учебного курса.  Мое педагогическое кредо – личный пример.

     

  1. Классный час по проблемам духовно-нравственного воспитания

   В своей работе воспитатель может использовать разные формы: беседы, игры нравственного и духовного содержания; лекции, практикумы (в старших классах); использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций) и другие.

    Практика показывает, что наиболее распространенной формой коллективной работы воспитателя со взводом являются классные часы.

     В качестве примера покажем организацию проведения классного часа по проблемам духовно- нравственного воспитания. Такие классные часы по нашему мнению способствуют формированию нравственных ориентиров суворовцев, стимулируют их  к нравственному поведению.

Классный час, направленный на духовно-нравственное воспитание обучающихся, имеет четкую структуру и состоит из этапов: введение, предъявление ценностно-смыслового противоречия, взаимодействие и рефлексия.

Представим более подробную характеристику этапов классного часа по духовному воспитанию подростков.

Этап «Введение»

Целью данного этапа выступает эмоциональный настрой воспитуемых, который реализуется в следующих формах:

– Прочтение стихотворения.

Стихотворение или цитата великих мыслителей помогает подросткам эмоционально прочувствовать тему ситуации.

– Примеры из опыта воспитателя.

Личный пример из жизни (опыта) воспитателя позволяет построить доверительные отношения с подростками, акцентировать внимание на том, что у каждого человека есть проблемы, в том числе и у взрослого. Все это позволяет подросткам откровенно участвовать в ситуации, не бояться высказывать свои истинные чувства.

Этап «Предъявление ценностно-смыслового противоречия»

На данном этапе воспитатель представляет суворовцам ценностно-смысловую проблему.

Подростки имеют узкие представления о ценностях, их содержании, роли в жизни человека. Проблема, которую преподносит воспитатель, позволяет подростку осознать свое «знание о незнании» той или иной категории, стимулирует интерес к дальнейшей деятельности по разрешению противоречия.

Однако немаловажным остается вопрос: какая проблема будет стимулировать духовное развитие подростка? Отметим основные ее характеристики, такие как бытийность (то есть проблема должна быть частью жизни подростка, с которой он встречался или может встретиться в дальнейшем), ценностно-смысловой характер (то есть иметь ценностное содержание).

Перечислим некоторые проблемы, возникающие в подростковом возрасте: взаимоотношения с родителями, отношения с окружающими людьми и друзьями (Как доказать родителям и окружающим, что я взрослый? Как найти друга? Какой должен быть друг? Быть как все или нет?), отношение к себе, своей внешности и внутреннему миру (Как выразить себя? Как изменить себя? Как принять себя таким, как есть?), ориентация в ценностях взрослых (Каково соотношение материального и духовного? В чем смысл жизни?).

Представим некоторые приемы по созданию проблемности.

Прием «Множественность смыслов»

Особенности реализации. Для осознания воспитанниками «незнания» той или иной ценности необходимо создать список того, что они уже знают о предложенной категории. Ответы подростков фиксируются воспитателем на доске и классифицируются, если в этом есть необходимость. Главное – сделать вывод о том, что ту или иную категорию каждый понимает по-разному, а в ходе занятия подростки получат ответ на вопрос, что эта категория значит именно для них.

Примерные вопросы и задания, которые стимулируют создание проблемности:

1) Что Вы понимаете под категорией ...?

2) Какие ассоциации возникают у вас со словом ...?

3) Придумайте словосочетание со словом ... .

4) Воспитанникам представляется список основных категорий занятия и предлагается составить с ними осмысленные предложения.

Пример: Классный час на тему «Что такое ценность?». Цель – познакомить суворовцев с категорией ценности. Прием «Множественность смыслов» реализуется в фиксации воспитателем ответов на вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас со словом ценность»?

Прием «Незаконченная ситуация как элемент игровой ситуации»

Особенности реализации. Подросткам предлагается ситуация, в которой необходимо определиться с тем, как поступить в предложенной ситуации, как завершить ее на основании изучаемых на классном часе категорий.

Пример: Классный час «Шанс и выбор».

Воспитанникам предлагается закончить предполагаемые ситуации с той позиции, что каждая ситуация предоставляет человеку шанс быть достойным человеком:

– Посреди улицы стоит одинокий малыш…

– Я пообещал маме вернуться в восемь вечера…

Прием «Неоднозначное высказывание»

Особенности реализации. Подросткам предлагается высказывание, смысл которого не однозначен. Каждый должен определить, что он «видит».

Проблема заключается в множественности понимания высказывания, что приводит к тому, что каждый находит в ней собственный смысл после обсуждения в классе.

Этап «Взаимодействие»

Данный этап классного часа носит диалогический характер, поскольку подростки высказывают свое мнение по поводу своих проблем, совершают ценностный выбор, прислушиваются к мнению Другого и пытаются его понять, формулируют смыслы поступков героев предложенных проблемных текстов.

На этом этапе необходима поддержка педагога: важно доверительное отношение всех субъектов ситуации.  Следует настроить воспитанников на понимание и принятие мнения другого человека, показать подростку множественность решения одной и той же проблемы.

Диалогические методы и приемы духовного воспитания (дискуссия, игровые приемы и другие) выполняют двоякую роль в духовном воспитании: во-первых, с их помощью воспитатель создает условия для «выхода» подростка из противоречия, во-вторых, диалогические методы развивают у подростка способность понимать другого человека, принимать его мнение.

Этап «Рефлексия результатов»

Данный этап позволяет подростку «заглянуть в себя» после ситуации и понять, что изменилось в его внутреннем мире. Педагогу важно обратить внимание подростков на переживания во время ситуации, которые будут отражать изменения. Рефлексия может осуществляться в форме диалога,  завершения какой-либо фразы («Сегодня я сделал маленькое открытие…») и т. п., она является завершающим этапом классного часа.

Примерные вопросы для рефлексии:

– Сложно ли тебе было сделать выбор? Почему?

– Что нового ты для себя открыл на занятии?

– Какие чувства ты испытывал во время ситуации? Почему?

Главная задача рефлексивных методов заключается в создании условий для приобретения подростками опыта «заглядывания внутрь себя», развития способности понимать себя, свои проблемы.

Опыт показывает, что классные часы, проводимые регулярно и по темам, учитывающим интересы и потребности воспитанников, имеют большое воспитательное воздействие, в частности на сферу формирования нравственного поведения суворовцев. Они помогают определить нравственные ориентиры, предлагают пути решения нравственных проблем и содействуют формированию навыков нравственного поведения.

     5.Заключение.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие воспитанника училища, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

     Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в современном образовательном учреждении, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых граждан страны, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо России.

Литература:

  1. Новый Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, изд-во «Проспект», М., 2014
  2. http://old.ocdod.tomsk./ru
  3. Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
  4. Черноус Ф.П. Духовно-нравственное воспитание-основа формирования потребности человека в человеке.-М., 2013
  5. http://www.74320s23.edusite./ru
  6. http://www.uchmet.ru/
  7. http://www. maykorschool.narod./ru    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение педагогов дополнительного образования «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования».

Повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.План работы МО:Современное состояние детства как социальные проблемы.Девиантное поведение, виды Д.П. Роль УДОД в профил...

ФОРМИРОВАНИЕ У СУВОРОВЦЕВ СТРЕМЛЕНИЯ ОБУЧАТЬСЯ В ВОЕННОМ ВУЗе

   В статье раскрывается опыт работы по профориентации воспитанников училища в свете требований настоящего времени, предъявляющего к молодежи самые высокие моральные и нравственные кр...

Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...

Методическая тема: «Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения детей с ТНР».

Культура общения, выступая составной частью общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем интеллигентности и образованности.Формирование культуры поведения...

Методическая разработка урока по теме "Рациональное экономическое поведение"

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе "рациональное экономическое поведение." Тема урока очень актуальна. Как правильно вести себя в условиях рыночной экономики. Тема близка детя...

Методические рекомендации "Формирование практико-ориентированных навыков пожаробезопасного поведения обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "

Методические рекомендации "Формирование практико-ориентированных навыков  пожаробезопасного поведения обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югр...