сценарий классного часа "Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Алешина Вера Алексеевна

сценарий классного часа "Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно" можно использовать  в 5-11 классах. Проводится классный час вместе с родителями, которые готовят рассказы о выборе имён своим детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно…»

Подготовка: - узнать как можно больше о своём имени, используя                         энциклопедический словарь;

                      - рассказать (письменно) семейную историю своего имени, по возможности изобразив «древо рода».

На доске: Анастасия – воскресшая (греч.) – 4 янв., 23 марта, 28 апреля, 11 и 12 ноября.

                 Анна – благодать (евр.) – 16 и 23 февр., 8 апр., 25 июня, 18 июля, 7 авг., 10 и 22 сент., 15 октяб., 4 и 11 нояб., 3 и 22декабря.

                 Евгения – благородная (греч.) 6 янв., 3 и 25 февр., 4 и 20 марта, 26 декабря.

                  Екатерина – всегда чистая (греч.) – 7 декабря.

                 Илья – крепость Господня (евр.) -1 янв., 2 августа, 11 окт.

                 Лариса – чайка (греч.) – 8 апреля.

                 Марина – морская (лат.) – 13 марта, 30 июля.

                 Мария – госпожа, хозяйка (евр.) – 8 и 19 февр., 14 апреля.

                 Наталия – природная (лат.) – 8 сент.

                 Ольга – священная (сканд.) – 24 июля

                 Светлана – светлая (греч.) – 26 февр., 2 апреля.

                 

Чтец читает стихотворение А. Пушкина «Что в имени тебе моём?...».

 

ВЕДУЩИЙ: Так что же такое имя? Что оно значит в жизни каждого из нас? Казалось бы, всего несколько слов, привычных для слуха, а за ними открываются целый мир и неповторимая судьба человека. Вы знаете, что даже существует специальная наука, изучающая имена, - антропонимика от греческого человек и имя.

 

ВЕДУЩИЙ: Не все ребята знают истинное значение своего имени, зато многие люди могут рассказать интересные истории о том, почему их назвали именно так.

         Рассказ ребят о своём имени.

(3-4 человека)

 

ВЕДУЩИЙ: О роли имени говорят и русские народные пословицы…

         В лицо человек сам себя не признаёт, а по имени знает.

         С именем Иван, а без имени болван.

         Без имени ребёнок – чертёнок.

        Хорошо там и тут, где по имени зовут.

ВЕДУЩИЙ: Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь. Вот как объясняет происхождение некоторых русских имён поэтесса Лариса Васильева…

ЧТЕЦ:

      Нет, не из шёлка,                                 А им навстречу

      Не из ситца,                                         Зов ненастья,

      А из сурова полотна,                          То затихая, то трубя:

      Что на хозяйстве пригодится,            - Спасите!

      В России сшиты имена.                      Утопилась Настя,

                                                                     Ивана до смерти любя!

       Лукаво, ласково, степенно,               И пашет, пашет, пашет,

       Легко сплетается венок:                    Паша

       - Алёнка!                                             Лишь пот стекает ручейком,

       - Леночка!                                           Не уставая, машет Маша

      - Елена!                                                Ему зелёным рукавом.

       Голубоглазенький Ленок!                

      Как спелый помидор со свёклой        Привычно, ясно,

      Хозяева соседних гряд -                      Смутно, странно,

     Румяный Фёдор                                    Живут в России имена,

     С белой Фёклой                                     А степь по имени Степана

     На лавке рядышком сидят.                  Однажды степью названа.

ВЕДУЩИЙ: Конечно, это не научное, а поэтическое объяснение, но, возможно, в нём всё - таки есть и доля истины.

ВЕДУЩИЙ: Именины. Именинник. В древности, да и сегодня, имя наречение совершалось при крещении. Православными имя подбиралось по святцам: ребёнка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днём появления малыша на свет или днём крещения плюс минус 8 дней. Так святой становился невидимым покровителем, защитником человека. Крещение считалось духовным рождением, гораздо более важным, чем рождение телесное. Поэтому праздновать было принято не день рождение, а день именин. Надо сказать, что в церковном календаре одни и те же имена зачастую встречаются несколько раз в год

ВЕДУЩИЙ: В Древней Руси личному имени человека придавали огромное значение. Считалось, что знающий подлинное имя, имеет власть над человеком. До 988 года, то есть до крещения Руси, когда календарь православных имён ещё не применялся, ребёнок получал два имени. Первое – тайное – знали лишь родные. Его не произносили в слух, чтобы ни злые духи, ни враги не могли услышать его и навредить. Известен же всем каждый был под обиходным прозвищем. Существовал у древних славян и запрет откликаться на собственное имя, чтобы не обнаружить себя и не подвергнуться опасному воздействию нечистой силы.

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу.

   

                 КОНКУРС. «Нарекли сына (дочь)…»

Родители рассказывают интересные рассказы о наречении своего ребёнка.

                 КОНКУРС. «Семейные реликвии».

Предоставляется возможность познакомить с семейными фотографиями, счастливыми моментами из жизни домочадцев, генеалогическим древом и т.д.

ВЕДУЩИЙ: В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в доме. Есть такая притча. Поселил Бог женщину и мужчину в поле. Научил их строить шалаш. Дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: «Живите и продолжайте род человеческий. Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в ней ребёнок. А они смотрят то на небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, Бог видел в них какую – то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла, удивила, ошеломила Бога, что он сказал: «Как же так? Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое эта красота? Это любовь! Именно она соединила ваши судьбы в одну. Это любовь. Это она дала жизнь вашим детям. И именно благодаря любви у вас создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ведь наша встреча вовсе не случайна»!!!

Сочинение «Ведь наша встреча вовсе не случайна...» написано ученицей 9 класса Юдиной Анастасией  после встречи с поэтом, пресс-атташе баскетбольного клуба "Надежда", выпускницей нашего учеб...

Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно

Сценарий литературного салона, проведен в 6-7 классахУзнать как можно больше о своем имени и его значении....

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...

Сценарий классного часа "Сохраним елочку - красавицу наших лесов"

Сценарий классного часа "Сохраним елочку - красавицу наших лесов"Задачи:1.      Привлечь внимание учащихся к проблеме вырубки ёлок к Новому году;2....

Сценарий классного часа "Наше здоровье в наших руках?"

Классный час расчитан на учащихся 7-11х классов. Способствует формированию навыков ЗОЖ, устойчивой жизненной позиции подростков, положительной мотивации к ЗОЖ....

Сценарий классного часа "Наше здоровье в наших руках?"

Классный час расчитан на учащихся 7-11х классов. Способствует формированию навыков ЗОЖ, устойчивой жизненной позиции подростков, положительной мотивации к ЗОЖ....