РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ).
учебно-методическое пособие (8 класс) на тему

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ).

                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.8kl.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ).

                                                   Классный руководитель 8В класса Грицаюк Н.В.

Форма работы: беседа, психологический тренинг.

«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство…

 В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств…»

В.А.Сухомлинский.

1.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитание человека -  многогранный процесс. Но две грани в этом процессе являются определяющими: воспитание чувств, души ( «горячего сердца» ) и воспитание ума («трезвой, холодной головы»). Разумеется, отделить одно от другого невозможно. Но мы сегодня поговорим об одной грани воспитательного процесса: воспитании нравственных чувств.

Существует две точки зрения. 1. «Рецептов в педагогике нет и быть не может. Педагогика -  наука творческая. Всё зависит от обстановки, от конкретных условий». 2. «Педагогика – наука прикладная и должна состоять из советов, правил, рекомендаций».

Только сплав опыта, знаний и мудрости – это и есть та педагогика, которая нужна каждому.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитать в человеке Человека – задача сложная. Каким будет ребёнок, зависит от воспитателей: первые уроки любви и доброты ребёнок получает в семье. Этому учат его ваши суждения и поступки, ваши взаимоотношения с людьми дома, на работе, на улице. Это своего рода школа, где ребёнок учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. Ваши выросшие дети не будут в жизни счастливы, если с малолетства вы не научили их азбуке любви: внимательному, уважительному отношению к людям. Очень важно, чтобы ребёнок умел любить других людей, жалеть и сочувствовать им, помогать.

Любовь к людям – одна из высших человеческих ценностей, и научить этому – одна из основных целей воспитания. С малолетства ребёнок должен знать, что любовь к близким, к людям вообще – это готовность отдавать, готовность жертвовать. Любви нельзя научить в теории. Прежде всего дети должны постоянно видеть и знать, что вы их любите. Родительская любовь – это безусловная любовь. «Золотое правило»  воспитания – умейте принять и любить ребёнка таким, каков он есть, и он с каждым днём будет лучше. А если мы его не принимаем, он сопротивляется каждому нашему слову, каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приводят.

Обычно отказывают в любви тогда, когда он больше всего в ней нуждается, когда у него неприятности: неудачи в школе, нечаянно совершил проступок, он хуже ведёт себя, дерзит, огрызается – тут-то мы отворачиваемся от него. Весёлого и благополучного ребёнка все любят, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. В идеале отец и мать относятся к ребёнку по-разному. Материнское отношение: «Я принимаю тебя (люблю)  за то, что ты есть». Отцовское отношение: «Я принимаю тебя (люблю) за то, каков ты». При таком сочетании ребёнок чувствует, что он нужен, он любим, что он хорош – и в то же время знает: от него ждут, что он станет лучше.

Слово, улыбка, взгляд, жест близкого человека, его отношение к другим людям – всё это остро улавливает подросток.

Тихое слово действует сильнее громкого, а несделанное замечание сильнее выговора. Все проблемы с детьми  возникают там, где воспитателю не хватает доброго голоса и доброго взгляда. Каждая наша недобрая интонация, каждый недобрый взгляд – это проступки перед детьми. «Нельзя позволять себе непричёсанные голоса и лохматые взгляды».(С.Соловейчик)

Грубость по отношению к детям отвратительна. Она убивает ростки любви, воспитывает жадность, зависть, лживость, подавленность – словом, психологию бездушного человека, безразличного и к горю, и к радости.

Только разумная любовь, сочетающаяся с требовательностью, формирует у подростка деятельную доброту к людям. Доброта и отзывчивость не рождаются сами по себе. Им надо учить повседневно, терпеливо. Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит он как человек состоялся. В.Сухомлинский писал: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях и красоте окружающего мира. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств». Ни в коем случае нельзя принуждать детей делать добрые дела. Добро должно быть бескорыстным. Пусть ребята познают радость от способности дарить  сердечное тепло людям.

Детям нужна наша душевность, чтобы они выросли людьми, умеющими тонко понимать других, а не грубыми и бессердечными. К.Ушинский писал: «Приучить ребёнка вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место униженного и чувствовать то, что он должен чувствовать, - значит дать возможность ребёнку быть всегда справедливым».

Очень важно не только самим взрослым всегда давать детям пример доброжелательности к людям, но и требовать такого же отношения к людям от своего ребёнка. Иногда родители легко прощают своему ребёнку недобрые поступки по отношению к людям. Если не добр ребёнок к окружающим, то со временем он проявит чёрствость и по отношению к своим родителям. Именно родители первыми в большей степени ощутят всю тяжесть общения с неблагодарным человеком. Очень важно, какие отношения связывают ребёнка с матерью, отцом, родственниками. Его отношение к родителям – это начало его отношения к людям. Очень важно, что зарождается в душе ребёнка – любовь или равнодушие, какие чувства он понесёт людям.

Когда ребёнок знает обо всём, что волнует мать, отца, беспокоится о них, радуется их успехам, это хорошо. Когда мы держим душу наглухо закрытой от детей, они и сами не спешат распахнуть перед нами мир своих мыслей и чувств и становится для нас книгой за семью печатями. В результате мы не знаем их, они не знают нас.

Необходимо создавать ситуации, в которых ребёнок мог бы проявить себя как  благородный человек, подсказывать ему, что хорошего, доброго он может сделать для других. Воспитание подлинно человеческих чувств возможно в подлинно человеческой среде, в системе дружественных отношений семьи и школы.

Воспитатель сам должен быть воспитан. Это относится и к родителям, и к педагогам. Одним помогает интуиция, присущий в отношениях с людьми такт, прекрасные свойства характера. Другим приходится навёрстывать упущенное, изживать недостатки своего характера, дабы не подавать дурного примера детям. Все родители хотят видеть своего ребёнка ласковым, добрым, отзывчивым и по мере сил, свободного времени, педагогической интуиции занимаются воспитанием хороших качеств. Но у одних родителей ничего не выходит, а у других без особых усилий всё получается. Значит, у этих, у других, иная, более светлая и здоровая атмосфера в семье. Ребёнка нужно любить, более того, уважать, верить в него. Никакого пренебрежения быть не должно. Разумеется, подросток должен слушаться старших, подчиняться семейной дисциплине, которая накладывает определённые обязательства на всех членов семьи. Любовь, доброта, справедливость, вера – вот что нужно детям всегда. Пусть они уже в детстве поймут, что добро мудрее всякой войны, пусть узнают, как прекрасно великодушие. Терпение и любовь не означают абсолютного всепрощения. Умейте и рассердиться по поводу некоторых  проступков ребёнка. И обидеться на него. Но важно, чтобы это происходило без скандальности, без окриков, без истерик.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Воспитание человека начинается в семье, именно в семье закладываются нравственные качества. Швейцарский педагог прошлого Песталоцци писал: «Не принесёт плодов любви одностороннее умственное образование, оторванное от воспитания сердца». Только родительская любовь приводит в движение «силы сердца».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

СИТУАЦИЯ № 1.

Отношение к жизни и людям закладывается с детства. Предположим, с детства строгие родители внушали: «В жизни каждый только за себя и хорошего от людей не жди и , пока не доказал человек, что он хороший, держись от него подальше». Или: «Жизнь – сложная штука, и люди бывают очень разные. Не будь слишком доверчивым, присматривайся к людям. Пока не разобрался в человеке, к себе не подпускай». Возможен и третий вариант: «Жизнь прекрасна. Конечно, бывают люди и недобрые, но ты не ошибёшься, если к каждому будешь подходить открыто. Пока  человек не доказал, что он плохой, считай, что он хороший, добрый и порядочный».

-Какая из этих установок самая верная?

Психолог Козлов отвечает: «По-моему, верны все три установки в равной степени».

 

СИТУАЦИЯ № 2.

У вашей дочери появилась подруга, которая вам активно не нравится. Она не умна и бесцеремонна, у неё дурные привычки.

Будете ли скрывать своё отношение к ней? Разрешите ли себе отвадить её от дома?

Например:

А) Высказаться о ней, используя все образные возможности русского языка.

Б) Забыть передать, что звонила подруга и просила позвонить.

В)  Вести себя невежливо в отношении этой подруги, беседовать с ней подчёркнуто сухо и неприязненно.

Считаете ли вы возможным поставить ультиматум: «Или я, или она»?

Выход: Если подруга относится к  вам с уважением, вы обязаны относиться к ней тактично, не позволяя себе ничего вышеперечисленного. (Психолог Козлов)

СИТУАЦИЯ № 3.

Мальчик плохо учится, никто за уроками его и не видел. Отца вызывают в школу.

Как он поступит, вернувшись домой?

Часто вариант такой: берётся за ремень или кричит: «Что из тебя вырастет?» Почему? Он раздражён тем, что побеспокоили, что ему пришлось пережить несколько неприятных минут в школе. И он обрушивается на сына как будто бы за то, что тот плохо учится. На самом деле – за то, что он был причиной беспокойства.

СИТУАЦИЯ № 4.

Дочь или сын задерживается. Мама с ума сходит. Вот наконец она ( он) вернулась.

Как поступит мать? А) Набросится с упрёками, ударит. Б) Бросится обнимать и целовать. Жива! Здорова! Невредима!

Если а): Маме кажется, будто она любит дочь, ведь она боится за неё. На самом деле она не любит. Она лишь боится. Страх за ребёнка и любовь к ребёнку не одно и то же.

Какие из детских прегрешений нельзя простить?

-Только то, что угрожает жизни ребёнка.  Всё остальное можно принять, простить, понять. Полное, бескорыстное прощение трогает самое зачерствелое сердце и действует всегда сильнее, чем наказание. Оно часто бывает и шоком: чем глубже вина ребёнка, тем большее впечатление производит на него наше помилование. Именно великодушие  пробуждает совесть.

-Какой взгляд является антипедагогическим?

Взгляд косой, подозрительный, настороженный,  хмурый, кислый, унылый, умилённый, пронзительный, недовольный, насмешливый, сердитый, безразличный. Их я вычёркиваю.

Оставляю: взгляд добрый, ласковый, нежный, любопытный, весёлый, радостный, юмористический, понимающий, прощающий, утешающий, подбадривающий, приглашающий, восхищённый.

-А какой взгляд для наказания?

Удивлённый! «Я знаю, что ты замечательный парень; как же ты мог так поступить? Что с тобой случилось? На тебя это не похоже! Просто растерян! Не понимаю!» Не гневный взгляд(в нём сила), не печальный (в нём слабость), а удивлённый! Каждая наша недобрая интонация, каждый недобрый взгляд – это проступки перед детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Можно задать себе вопросы:

Всё ли мы дали своему ребёнку? Делились ли с ним тем, как идут дела на работе? Что удаётся, а что ещё нет? Посвящаем ли его в свои планы? К нему ли обращены впечатления от прочитанной книги? Водим ли с собой в музеи, на спектакли? Говорим ли с ним о людях, которые вызывают восхищение? Учим ли его проявлять доброту? Не допускали ли нечуткости по отношению к другим членам семьи?

 Невоспитанный человек, нравственный невежда, по мнению В.Сухомлинского, , - это то же, что самолёт, выпущенный в полёт с испорченными двигателями; погибнет сам и принесёт гибель другим.

«Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Слова о  любви к людям ещё не любовь. Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам является испытанием человечности». (В.Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Воспитание любви к природе»

Тема. Воспитание любви к природе.Цели.Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка.Продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания во...

Родительское собрание Воспитание нравственности и формирование правильной самооценки школьника в семье

Общешкольное родительское собрание по теме Воспитание нравственности и формирование правильной самооценки школьника в семье   Цель: 1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, пед...

Родительское собрание «Воспитание любви к природе»

Родительское собрание направлено на обсуждение за круглым столом  проблемы формирования экологической культуры  учащихся,  повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, фор...

Родительское собрание. Морально – нравственное воспитание - устарело ли оно?

Материал к общешкольному родительскому собранию....

Выступление на родительском собрании "Духовно-нравственное воспитание"

Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодежь. Современное падение нравов – это страшное...

Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание в семье"

Родительское собрание Тема: «Духовно-нравственное воспитание в семье»Цель: выявление особенностей духовно-нравственного воспитания в семьеЗадачи: 1. Показать, что  семейные  традиции,...

Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание "

Духовность - это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости...