Сценарий первого урока года «От цифирной школы к цифровой» («От пера до компьютера»)
план-конспект урока на тему

Сценарий  первого  урока года «От цифирной школы  к  цифровой» («От пера до компьютера»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  первого  урока года «От цифирной школы  к  цифровой» («От пера до компьютера»)

Демонстрация   фильма «Новые компьютерные технологии» (51 секунда).

Сообщение темы урока (высвечивается на экране 1 слайд презентации).

  1. Вступительное слово.

 С 1984 года в нашей стране первого сентября отмечается государственный  праздник. Как он называется?  (День знаний).  (2 слайд)

-Почему, на ваш взгляд, для праздника «День знаний» избрано именно 1 сентября?

(Эта традиция пришла к нам в 15 в. из Византии, где 1 сентября отмечали  наступление нового ( не только учебного) года. В этом праздновании был и духовный, и светский смысл. Духовный – потому, что византийские богословы и мыслители предполагали, что Бог приступил к сотворению мира именно 1 сентября, а значит, с этого дня началось само время. Светский (мирской) смысл заключался в том, что к  сентябрю заканчивались все полевые работы.  В нашей стране  единое начало учебного года было введено в 1935г. ).

- Когда же начинают учиться дети в других странах? ( 3 слайд компьютерной   презентации)

( 1 сентября открываются двери школ в Чехии,  на Украине, в Белоруссии,  в странах  Прибалтики.  В Германии нет четкого графика начала учебного года: в каждой из 16 федеральных земель  учебные заведения начинают работать в течение августа-сентября. В Испании в разных провинциях учебный год начинается по-разному, в зависимости от сроков уборки урожая, но не позднее 1 октября. В Италии- 1 октября, Во Франции от 1 до 15 сентября,  в Дании – с середины августа. А в Англии, Канаде, США учебный год начинается в первый вторник сентября. В Стране восходящего солнца - Японии – решили, что начало учебы – это очень весело, и начинают учебный год 1  апреля).

  1. История школы.

-Сегодня мы  с вами совершим путешествие во времени и посмотрим, какой путь прошла школа от древности до настоящего времени.

- Что обозначает слово школа?

(Произошло от греческого слова schole «схоле», что обозначало «проводить свободное время, быть праздным, медлить, заниматься чем-то во время досуга».  Развитие значения шло таким образом: «отдых,  досуг» - «занятия в свободное от труда время»-  «посещение бесед философов» - «учебное занятие, умственный труд» - «место, где занимаются учебой»).

(4 слайд)

- Где и когда  появились  первые школы?

(5 слайд)

(Сведения о первых школах мы находим в истории Древнего Востока. Шумеры, жившие в низовьях Тигра и Евфрата, создали высокую культуру. Они орошали поля, пряли и ткали, ковали из меди и бронзы орудия труда, знали гончарное искусство. За  3000 лет до н.э. шумеры уже имели письменность, владели основными правилами алгебры и даже умели извлекать  квадратный корень из любого числа. Школы у них назывались «домами табличек», потому что посещавшие их ученики писали на глиняных табличках, читали и учились по ним. Детей учителя держали довольно строго. Главой школы был наставник - уммиа. Ему помогали  «старший брат» - помощник наставника, несколько учителей, а также человек, следивший за дисциплиной. То, как он это делал, ясно из наименования его должности – «владеющий плетью». Обучение было растянуто на много лет. Те, кто оканчивал « дома табличек», становились начальниками работ в мастерских, на строительстве, при возделывании земель).

Рассказ о школах Древней Греции.

(6, 7 слайды)

(В Древней Греции первые школы появились в 5 веке до нашей эры. Школьный день начинался со стихов. Учитель читал их, а ученики повторяли. Продолжалось это до тех пор, пока все не заучат наизусть достаточно большой отрывок или даже целое произведение. Мальчикам полагалось иметь трех учителей: грамматиста, кифариста и учителя гимнастики (педотриба). Грамматист – учитель грамоты – обучал детей чтению и письму, давал основные  понятия о счете. Вместо тетрадей ученики пользовались деревянными табличками, покрытыми воском, на которых острой палочкой – стилом – чертили буквы и фразы. Именно от этой палочки происходит слово «стиль», имеющее сейчас очень широкое значение, а первоначально – стиль начертания букв, стиль почерка. Мальчики изучали древних писателей, разучивали гимны в честь Богов, которые потом исполняли во  время празднеств. И вот здесь вступал в дело другой учитель – кифарист, учивший играть на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов пелись песни и гимны – соло или хором. Под руководством учителя гимнастики дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска. Все ученики надеялись со временем победить в каких-нибудь больших спортивных играх).

- Когда появились первые школы в Москве?

(слайды  8, 9, 10,11)

(В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988г.) князь Владимир приказал отдавать « на книжное учение» детей «лучших людей». Археологические раскопки свидетельствуют, что уже в 12 веке  московское общество было достаточно грамотным.  Школы  открывали при монастырях и приходских церквях, где учителями были лица духовного звания. В таких школах в одном классе могли учиться дети разного возраста: кто-то только начинал учить буквы, другие уже бегло читали, третьи изучали скоропись. Обязательным атрибутом обучения считалась плеть - розги. Затем стали появляться школы, дающие глубокое и систематическое образование, например,  в Москве в 1687 году было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.  В большинство школ принимали детей «разных чинов», но постепенно многие учебные заведения становились закрытыми, и в них могли обучаться только дети дворян. Для остальных были созданы  цифирные школы. Специальным указом  юношам без получения свидетельства об окончании такой школы не разрешалось жениться. В школы не допускались дети крестьян, особенно строгий запрет был для детей крепостных).

 - Как же обучали детишек в Москве?

(слайды 12, 13)

 (Первым предметом, с которым сталкивались ученики, являлось обучение чтению. Обучали детей сначала по Букварю, потом изучались Часослов – книга молитв и Псалтирь – книга псалмов Давида. Это были основные книги, которыми пользовались во время богослужения. Сначала необходимо было выучить буквы, а потом заучивать слоги. Учитель произносил буквы, а ученики громко за ним повторяли, пока не запомнят. Известна такая поговорка: «Азбуку учат, во всю избу кричат». Освоение азбуки было делом многотрудным ).

-Существовала такая древнерусская поговорка: «Кси, пси с фитою пахнули сытою». Что такое сыть?  Как вы понимаете смысл этой поговорки?

( Пояснения учителя на фоне ролика «Буквица»)

(Кси, пси, фита – последние буквы алфавита, « сыть», по словарю Даля, - еда, пища. После освоения букваря ученики приносили учителю горшок каши).

- Обучение письму.

(слайд  14)

(Одновременно дети учились писать. Сначала в дело шли навощенные дощечки – на них легче выводила буквы писалом неуверенная детская рука. Дощечки представляли собой как бы прообраз нашей современной тетради и состояли из двух частей – одна дощечка с выемкой, залитой воском,- для письма, вторая служила крышкой, которой прикрывали написанное. По бокам делали отверстия для тесемок, дощечки складывали вместе, как мы сейчас, написав что-нибудь, закрываем тетрадку. Когда ученик осваивал премудрости письма, переходили к письму на бересте. На ней было писать значительно труднее. Лишь после того как ученик осваивал искусство письма на дешевой бересте, ему разрешали писать на пергаменте. На пергаменте писали гусиным пером и чернилами).

- Мы рассмотрели с вами, какой путь прошла школа от пера до компьютера. Что изменилось в системе образования, что осталось прежним?

3. Блиц-опрос с элементами шоу.

-Деление учащихся на команды.

1)Какие предметы изучали в Древней Греции?

(Чтение, письмо, математика, гимнастика, риторика (искусство красноречия), пение, литература ).

2)Что такое стило?

(Острая палочка, при помощи которой писали)

3)Отмечали ли в Древней школе День учителя?

(В те далекие времена праздновали День учителя).

4) Учились ли девочки в Древней Греции?

(Начиная с 7 лет, девочки знакомились с домоводством, прядением, ткачеством, их учили читать и писать, петь и танцевать. Изучали они и литературу, но женщинам считалось неприличным блистать остроумием и начитанностью).

5)Как  назывался в Древнем Риме учитель арифметики?

(Калькулятор)

6)Как в Древней Руси наказывали детей, если они не слушали учителя?

- Кто хочет попробовать постоять на горохе и рассказать о своих ощущениях?

7)Конкурсное задание для двух команд: разыграйте сценку «Урок в будущем».

8) Конкурсное задание для двух команд: нарисуйте, какой вы представляете школу будущего. Презентация рисунка.

(Во время подготовки творческих групп все смотрят фильм «Учебник русского языка»).

4. Подведение итогов, вручение призов в номинациях: «Лучшему эрудиту», «За артистизм», «Архитектор будущего».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 сентября - День Знаний на тему "От цифирной школы к цифровой"

Сообщения учащихся об этапах развития образования с древности до наших дней, стратегия государства в области образования,  викторина по теме....

"От цифирной школы к цифровой".

Изначально материал был создан как классный час, но его можно использовать на уроках обществознания  в теме "Школа" 6 класс.  Презентация доступна по адресу http://www.proshkolu.ru/user/na20...

Презентация Первого урока в 3,4 классе 1 сентября 2012 года "От пера до компьютера"

Одна из традиций Московского образования состоит в ежегодном проведении 1 сентября урока, который является своеобразным камертоном нового учебного года. Его содержание проходит красной нитью через все...

"От цифирной школы к цифровой"

Методическая разработка урока об изменениях в школьном образовании на протяжение веков, о новой образовательной инициативе. Размышления о том, какой должна быть школа.Сссылка на презентацию htt...

ПРИКАЗ от 08 февраля 2022 года № 24 - О Об итогах муниципального этапа литературно-художественного конкурса «Проба пера - 2022»

ПРИКАЗ от  08   февраля 2022 года          № 24 - О  Об итогах муниципального этапа  литературно-художественного конкурса   «Проба пер...

ПРИКАЗ От 03.02.2023 года № 07 - 0 Об итогах районного этапа регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2023"

ПРИКАЗ     От 03.02.2023 года   № 07 - 0 Об итогах районного этапа регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2023"...

ПРИКАЗ От 15.02.2024 года № 10 - 0 Об итогах районного этапа регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2024"

ПРИКАЗ     От 15.02.2024 года   № 10 - 0 Об итогах районного этапа регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2024"....