план воспитательной работы классного руководителя 6 кадетского класса
картотека (6 класс) на тему

  классным руководителем представлено развернутое планирование работы  в кадетском классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vospitatelnoy_raboty_6_klass.doc479.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

                                                        

Воспитательная работа                                               

          классного руководителя 6 «А»  класса Малковой О.Е.

2012-2013  учебный год

Оглавление

1. Психологические особенности шестиклассников

2. Социальный паспорт класса

3. Самоуправление классного коллектива

4. Перспективный план работы с классным коллективом

5. Работа с родителями

6. Работа с трудными детьми

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ 6 «А» класса на 2012 - 2013учебный год

№ п/п

параметры

1.

Всего учащихся.

29 чел.

Мальчиков

29 чел.

2.

Полная семья.

24 чел.

3.

Неполная семья

5 чел.

а).

только отец

б).

только мать

в).

одинокая мать

4.

Многодетные семьи

5.

Родители инвалиды (1,2 группа)

6.

Малообеспеченные семьи.

7.

Дети опекаемые

8.

Дети, проживающие отдельно от законных представителей

9.

Дети инвалиды.

10.

Дети ликвидаторов Чернобыльской АЭС.

11.

Состоят на школьном учёте,

в том числе:

а).

«трудные» дети

б).

состоят на учете в ПДН.

в).

состоят на учете в КДН, в том числе:

уклонение от учёбы

употребляют ПАВ

12.

Алкоголизированная семья, в том числе:

а).

пьёт мать

б).

пьют оба родителя

                             

Психологические особенности шестиклассников

 В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:

У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для  подростка).

 Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.

Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.

Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.

Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).

Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.

Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.

 Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.

Обязательно организуйте  систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.

В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости  обратитесь к психологу.

Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И.В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

Мода на увлечения

Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).

С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.

Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы — от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты.

Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.

Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 11—12 лет.

Поиск эмоционального насыщения

«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.

Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.

Отсутствие интересов

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.

Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.

Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.

Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л.С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л.С., Сочинения, т. 4, с. 6).

Формализм в учебе.

Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.

При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.

Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».

Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.

Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.

В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:

У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для  подростка).

Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.

Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.

Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.

Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).

Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.

Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.

Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.

Обязательно организуйте  систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости  обратитесь к психологу

Самоуправление классного коллектива – структура 6А класса

                                 

                                                     

  • Общее собрание коллектива- классные часы
  • Совет коллектива- актив класса, наделен постоянными поручениями
  • Микрогруппы обучающихся составляют сектор- группу (учебный, трудовой, спортивный…), наделены временными поручениями
  • Временные группы, создаются по мере необходимости

Принципы самоуправления

 Деятельное наполнение работы органов самоуправления;

 Социальная значимость деятельности самоуправления;

 Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;

 Добровольность и выборность органов самоуправления;

 Инициатива, самодеятельность и творчество детей;

 Сочетание деятельности постоянных и временных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;

 Взаимодействие всех органов самоуправления;

 Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений

Распределение поручений учащихся 6 «а» класса

 

Фамилия Имя

Поручение

Содержание работы

1.   

Физорг

Организация спортивных мероприятий

2.   

Корреспондент

Генератор идей, сбор информации

3.   

Политрук

Информационная работа,

4.   

Финансист

Сбор средств на нужды класса

5.   

Художник

Выпуск классных стенгазет

6.   

Бригадир

Организатор трудовых дел

7.   

Информатик

Обработка данных на компьютере

8.   

Учком

Проверка заполнения дневников

9.   

Ведущий и сценарист

Составление сценариев

10.             

Технолог

Ремонт мебели в классе

11.             

Староста

Организационная работа

12.             

Учком

Мониторинг успеваемости

13.             

Библиотекарь

Мониторинг состояния учебников

14.             

Культорг

Подготовка внеклассных мероприятий

15.             

Общепит

Организация питания

16.             

Физорг

Подготовка и проведение походов

17.             

Технолог

Ремонт мебели в классе

18.             

Физорг

Подготовка спортивных мероприятий

19.             

PR-агент

Связи с общественностью

20.             

Редактор

Обновление содержания классного уголка

21.             

Снабженец

Обеспечение материалами ремонта класса

22.             

Летописец

Ведение классного дневника и фотоальбома

23.             

Менеджер

Организация дежурства в классе

24.             

Биолог

Уход за комнатными растениями

25.             

Информатик

Обработка данных на компьютере

26.             

Учком

Учет посещаемости

27.

Корреспондент

Генератор идей, сбор информации

28.

Технолог

Ремонт мебели в классе

29.

Летописец

Ведение классного дневника и фотоальбома

Принципы воспитательного  взаимодействия  с  классом:

  1. Личностно-ориентированный - признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.
  2. Деятельностный - предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.
  3. Принцип сотрудничества - взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т. е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество.
  4. Гуманизация воспитания - поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка, гуманизация максимальных отношений
  5. Природосообразность воспитания - предполагает обязательный учет половозрастных осо6енностей  учащихся.

  1. Культуросообразность воспитания - предполагает опору в воспитании на национальные традиции, на национальное своеобразие.

  1. Принцип открытости - участие в процессе воспитания всех социальных институтов.

  1. Дифференцированный - отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности.

  1. Средовьй - учет, использование в процессе воспитания среды (семьи как главного воспитателя).

  1. Человековедческий - не только во внеурочной работе, но и в традиционные предметы включать материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь, т. е. помогать  ученику в создании «Я - Концепции».

  1. Эмоциональный - опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

  1. Отношенческий - разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: объекта - субъекта, коллективности - индивидуальности, традиции - новации, общения - обособления, поощрения - наказания, управления - самоуправления, воспитания - самовоспитания.

  1. Диалогический - выход на определенном этапе совместной деятельности на субъект - субъектные отношения.

Направления  воспитательной  работы.

1. Диагностика класса

Предмет изучения

Методы и приемы изучения

  1. Состояние межличностных отношений, влияние лидеров в классном  коллективе.
  2. Интересы и увлечения
  3. Условия развития личности учащегося
  4. Самооценка личности ребенка
  5. Удовлетворенность учащегося жизнью в классе
  6. Представления учащихся об идеальном образе   человека
  7. Нравственная направленность учащихся
  8. Сформированность  классного коллектива
  9. Удовлетворенность учащимися и родителями жизнедеятельностью в классе
  10.  Воспитанность учащихся

Социометрия

анкетирование

составление карты интересов

посещение учащихся на дому (по необходимости)

беседа с родителями

микроисследования

педагогически направленное наблюдение

методика для исследования самооценки,  типа  темперамента

«социально-психологическая самоаттестация  коллектива”

игровое психо-скульптурирование

методика, “какой у нас коллектив”

методика для определения мотивов участия учащихся в делах класса.

Тесты

коллективный анализ

стандартизированная характеристика учащихся

Работа по изучению классного коллектива

Содержание

Сроки проведения

1

Анкетирование учащихся «Состояние  уровня сплоченность класса»

10.09.12

2

Анкетирования учащихся с целью выявления занятости учащихся в кружках, факультативах

19.09.12

3

Анкетирование «Самооценка личности ребенка »

24.04.13

4

Анкетирование учащихся класса «Воспитанность учащихся»

16. 12.13

5

Анкетирование учащихся «Нравственная направленность учащихся»

08.01.13

6

Анкетирование учащихся «Сформированность  классного коллектива »

15.05.13

  Результаты  диагностики:

1. В результате анкетирования учащихся  на предмет «Состояние  уровня сплоченность класса» были получены следующие результаты :

В классе средний уровень групповой сплоченности (48  баллов) это означает, что в классе отсутствует единство коллектива, есть лишь отдельные группировки: по симпатиям, общим интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своего класса.

2. Результаты анкетирования учащихся   с целью выявления занятости учащихся в кружках, факультативах»  показали  практически полную занятость

обучающихся в кружках и секциях

Фамилия, имя

Название кружка, спортивной секции

1

Аскеров Руслан

Хоккей

2

Бакин Вячеслав

Футбол, МОУ СОШ №29

3

Бекренев Кирилл

Футбол, МОУСОШ№29

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Анкета «Мой класс»

1. В нашем классе:

а) большинство ребят хорошие;

б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;

в) большинство ребят неприятны мне.

2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?

а) да;

б) мне все равно;

в) нет.

3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

5. Оцени, насколько нравится тебе твой класс:

1 балл — совсем не нравится;

2 балла — не нравится;

3 балла — и нравится и не нравится;

4 балла — нравится;

5 баллов — очень нравится.

6. Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?

а) хорошо;

б) равнодушно;

в) плохо.

7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?

а) да;

б) не замечал;

в) нет.

8. Оцени, насколько дружный у вас класс:

1 балл — cовсем не дружный;

2 балла — недружный;

3 балла — когда как;

4 балла — дружный;

5 баллов — очень дружный.

9. Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

 Оценка

Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.

Подсчитай сумму баллов.

Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.

Подсчитай общую сумму.

 Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов

0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.

10—18 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.

19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.

 Анкета «Сплоченность класса»

Прежде всего обсудим, что такое «сплоченность», и зачем она нужна в процессе школьной жизни. К числу важных характеристик сплоченности можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал ответственность за общее дело.

Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоему классу.

1 а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей;

   б) далеко не всем уютно в нашем классе;

    в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит.

2   а) В основном ребята дорожат нашим классом;

б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни;

в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.

3   а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;

б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;

в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из учеников.

4   а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;

б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее;

в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо полностью изменить.

5  а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;

б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом;

в) не надо никуда ходить вместе всем классом.

6   а) Думаю, что наш класс дружный;

б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а общей дружбы нет;

в) дружба в классе невозможна.

7 а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы;

б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе;

в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.

 Обработка результатов

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопроса

Ответы в баллах

а          б          в

1          10        2          -10

2          10        2          -10

3          10        20        -10

4          10        5          -10

5          20        10        -10

6          10        6          -5

7          30        20        -10

 

Подсчитайте сумму полученных баллов

Интерпретация результатов

76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.

46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.

30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.

Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.

 Можно использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников записывает в каждую колонку количество голосов (голоса подсчитываются поднятием руки). В результате можно увидеть  картину представления ребят о сплоченности своего класса.

Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно корректно, не требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить класс на две группы (выбор происходит добровольно). Одна группа – представляет позицию «за», другая – «против». Каждая группа выдвигает свои аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека) выносят решение о том, кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой группе предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности класса.

Тест  Экспертная оценка сплоченности учебной группы

Назначение: Методика предназначена для определения групповой сплоченности ученических коллективов и может быть использована работниками образовательной сферы в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Инструкция: в методике дается семь психологических характеристик класса. Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (а, б, в), которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние изучаемого класса. 
Данный тест целесообразно проводить в начале и в конце учебного года для получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса) должно быть занято 2-3 педагога.  Оцениваемые психологические характеристики учебных групп или классов:

1.     а) Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе, они в кругу друзей. 
б) Далеко не все чувствуют дружественную поддержку класса. 
в) Есть в группе одинокие ребята.

2.     а) В основном ребята дорожат классом. 
б) Основная масса учащихся не задумывается о значении класса в своей школьной жизни. 
в) Думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять группу.

3.      а) Чувствуется, что в группе проявляется забота о каждом ученике. 
б) Группа выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о  школе, проявляет заботу в больших масштабах.
в) Можно сказать, что группу в целом беспокоят скорее внешние дела, типа  дискотек, нежели внутренние - защита каждого студента.

4.    а) Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в группе. 
б) Думаю, что воспитательная работа в группе может быть дополнена  некоторыми важными моментами. 
в) Полагаю, что она требует коренного изменения.

5.      а) Можно положительно оценить проводимые в группе коллективные творческие дела. 
б) Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела. 
в) Новые коллективные творческие дела группе не нужны.

6.     а) Думаю, что в группе есть основа для общей дружбы. 
б) В основном дружат группами, общего не получается. 
в) Дружба всех в группе невозможна.

7.       а) Думаю, что большинство ребят проявляет свои способности и  интересы в группе. 
б) В группе слишком ограничены возможности для проявления  способностей ребят. 
в) Есть много ребят в группе, способности и интересы которых еще не раскрыты.

 Обработка и интерпретация данных

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы:

Таблица оценки результатов

№ Вопросов

Ответы в    баллах

 

 

 

А

Б

В

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

10
10
10
10
20
10
30

2
2
20
5
10
6
20

-10
-10
-10
-10
-10
-5
-10

 Подсчитывается общий суммарный результат в баллах. Наибольшей суммой баллов  может быть 100, наименьшей - 65.

 Высокий уровень групповой сплоченности – 76-100 баллов (имеется сплоченный коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика, учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса, но и оказывают положительное воздействие на окружающих).

Средний уровень групповой сплоченности – 46-75 баллов (в классе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т.д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своего класса).

Низкий уровень групповой сплоченности – 30-45 баллов (учащиеся разобщены, имеются лишь отдельные лидеры, подавляющие личности остальных, коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния, как на учащихся данного класса, так и на окружающих).

Критический уровень групповой сплоченности –- ниже 30 баллов (учащиеся неорганизованны и почти неуправляемы, нет лидеров среди них самих, отсутствуют и авторитеты среди взрослых - учителей).

   

 Утвержден

                                                                                                                                                         _________                                                        

.                                                                                                                                                                                   «___» ___________ 2012  г.

План воспитательной работы                                               

          6 «А»  класса

2012-2013  учебный год

Составила классный руководитель Малкова О.Е.

Перспективный план работы с классным коллективом

Цель:  формирование классного коллектива на основе  развития нравственно-этических качеств кадета,  интеллектуальных возможностей и способностей,   развития гражданско-патриотических качеств кадета .

Задачи:

Продолжить формирование:

  • устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу
  • творческих качеств личности обучающихся  в разнообразных его проявлениях
  • патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края
  • активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;
  • навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
  • форм кадетского самоуправления.

Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям:

  • Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах).
  • Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни
  • Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности
  • Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у кадетов патриотического сознания, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивное воспитание направлено на развитие морально– волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом,  работа  по пропаганде здорового образа жизни.

Основные направления воспитательной работы

                  Цель работы

Задачи

Виды деятельности

Формы работы

Спортивное

направление

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

1. знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья

2. формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

3. формировать у учащихся деятельное отношение к проблеме сохранения и защиты своего здоровья

4.Пропагандировать здоровый образ жизни

1.сотрудничество с медицинскими работниками школы

2. сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками

3. сотрудничество с психологической службой школы

4. сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися

1. Консультации с медицинскими работниками школы

2. Беседы, консультации с родителями учащихся и учителями-предметниками

3.  Беседы, консультации с психологической службой школы

4.спортивные конкурсы соревнования в классе и между классами, спартакиады, олимпиады;

Реализация

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

В течение года:

1.Контроль за посещением уроков физической культуры, организацией физкультминуток

2. Беседы, консультации с родителями учащихся и учителями-предметниками

3. Консультации с медицинскими работниками школы

4.  Беседы, консультации с психологической службой школы

5. Работа «Спортивного сектора» класса

6. проведение физкультминуток

1. Выбор в актив класса ответственных за спортивную работу

2. планирование работы «Спортивного сектора» класса на год

3. Создание  спортивной странички классного сайта

4. организация и проведение  «Спорт часа» -  пятница, еженедельно

5. Организация и проведение физкультминуток

6. Организация и проведение конкурса « Лучший игрок»

 

1.Тематический классный  час, посвященный памяти хоккейной команды «Локомотив» « Спорт, жизнь, судьба»

2. Выход на стадион «Спартаковец», катание на коньках

3. Организация конкурса

« Мой любимый игрок, спортсмен, команда, тренер…»

1. Организация и проведение турнира по футболу за кубок класса между  подразделениями

класса

1. организация и проведение

Спортивного соревнования «Зимние спортивные игры»

2. Подведение итогов конкурса « Лучший игрок»

 

Январь- февраль

март

апрель

май

7. Обновление  спортивной странички классного сайта

8.  проведение  «Спорт часа» -  пятница, еженедельно

1. Проведение классного   соревнования «Виват, кадет!

1. проведение  спортивного соревнования класса по настольному теннису.

1. Защита презентации « Мой любимый игрок, спортсмен, команда, тренер…»

1. Классное Чаепитие « Чествование чемпионов»

2. фестиваль спортивной песни

Основные направления воспитательной работы

Цель работы

Задачи

Виды деятельности

Формы работы :

Патриотическое направление

Воспитание патриотизма, гражданской позиции

1. формирование  знаний о истории России, Ярославского края, военной истории

2. формирование умений и навыков патриотического  поведения

1. Сотрудничество с ветеранами ВОв,

участниками боевых действий в горячих точках

3. сотрудничество с преподавателями НВП и ОБЖ

1. Встречи с ветеранами ВОв, участниками боевых действий в горячих точках

2. тематические классные часы; экскурсии,

3.конкурсы, викторины;

игры, дебаты, дискуссии

Реализация

сентябрь

октябрь

ноябрь

 декабрь

В течение года:

1. работа сектора « Патриотический вестник»-Подготовка сообщений на военно-патриотическую тематику

2. Пополнение  странички «Патриотический  вестник» на сайте класса

3. Творческая работа « летопись моей семьи»- Сбор материалов о родственниках, принимавших участие в военных действиях  

1. Экскурсия « Реконструкция Бородинского сражения»

2.Создание странички «Патриотический  вестник» на сайте класса

1. конкурс  «Война глазами молодых»

1. «Судьба моей семьи в годы Вов»

2. Участие в празднике «Клятва кадета»

Январь- февраль

Март

апрель

май

1.Участие  в празднике «Виват, кадет»

2. Участие в игре «Зарница»

1. экскурсия  по Ярославлю

1. Конкурс стихов и рисунков, посвященных ВОв

1. Уроки мужества

2. Возложение цветов к Вечному огню

3. Защита творческих работ « Летопись моей семьи»

Основные направления воспитательной работы

Цель работы

Задачи

Виды деятельности

Формы работы :

Учебное

направление

Успешная адаптация обучающихся, развитие интеллектуальных способностей

1.Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.

2. Создать условия для интеллектуального развития.

3. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

1. проведение диагностики уровня знаний по предметам

2. организация контроля за успеваемостью учащихся

3.Сотрудничество с учителями – предметниками, психологом школы

4. организация помощи отстающим учащимся

5. работа с одаренными детьми

6. Сотрудничество с родителями

1. Анализ уровня знаний обучающихся по итогам   контрольных работ и  тестирования   по предметам

2. Консультации  с учителями-предметниками по динамике успешности учащихся по предметам

2.проверка дневников

3.беседы с родителями и учащимися по итогам успеваемости и посещаемости

4. проведение интеллектуальных игр, конкурсов, участие в  олимпиадах

Подготовка к «Дню науки»  

Реализация

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В течение года:

1. Консультации  с учителями-предметниками по динамике успешности учащихся по предметам

2.проверка дневников

3.беседы с родителями и учащимися по итогам успеваемости и посещаемости

 4.Помощи отстающим учащимся

5. Работа с одаренными детьми

6. Консультации и беседы с родителями

1. Выбор «Учкома» класса

2. Классный час « НОТ ученика»

3. Проведение конкурса «Лучший ученик года»

1. Историческая игра «Бородинское сражение» ( игры  серии «Великие битвы»)

2. Участие в школьных олимпиадах

1. Презентация рейтинга успешности обучающихся по предметам

2. участие в школьных олимпиадах

Участие в предметных неделях

Январь-февраль

Март

Апрель

Май

Игра «Что, где, когда?»

Участие в предметных неделях

Экскурсия в Политехнический музей г. Москвы

1. Подведение итогов конкурса «Лучший ученик  года»

Основные направления воспитательной работы

Цель работы

Задачи

Виды деятельности

Формы работы :

Досуговое направление

сплочение классного коллектива во  внеучебной деятельности

 1. Формировать  положительного стереотипа поведения, представления об  активном  отдыхе  

 2. познакомить учащихся с культурными, досуговыми центрами города

3. Развить  эстетический интерес учащихся к достижениям культуры


1.Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.

2.сотрудничество с библиотекой

3.организация посещений театров, музеев, выставочных залов  

1. Мониторинг уровня сформированности  интересов обучающихся

2. Посещение музеев, филармонии, театра, планентария, экскурсия в ботанический сад

Реализация

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В течение года:

.Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.

1. выбор состава культурно-массового сектора, определение направлений деятельности

2.  Мониторинг уровня сформированности  интересов обучающихся

1. Проведение «Арбузника»

2. подготовка поздравлений к Дню учителя

1. посещение театра

1. проведение  новогоднего классного огонька

2 Празднование именинников

Январь- февраль

Март

Апрель

Май

1.Посещение филармонии «рождественские встречи»

1. подготовка поздравлений к Дню  8 марта

1. празднование именинников

1. экскурсия в музей боевой славы

2. проведение классного огонька

Основные направления воспитательной работы

Цель работы

Задачи

Виды деятельности

Формы работы :

Правовое направление

формирование у учащихся знаний о праве, умений и навыков правового поведения

 

1. познакомить с основными  правовыми документами

2. оказать помощь в освоении умений и навыков в области правового поведения

1.изучение правовых норм государства, законов

2.организация внеклассных мероприятий,

3. Сотрудничество с представителями правовых структур

1.тематические классные часы

2.встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

3. конкурсы, викторины по правовой тематики;

4. проведение праздника Дня Конституции;

5. игры

Реализация

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Игра « Законы школы» (знакомство с Уставом МОУ СОШ №29»

 Проведение конкурса рисунков

«Права и обязанности пешехода»

Игра «Законы дружбы» (разрешение конфликтов без агрессии)

Игра « Я выбираю »

Реализация

Январь- февраль

Январь- февраль

Апрель

Май

Беседа « По каким законам живет мир.  Всеобщая декларация прав человека»

 Беседа « По каким законам живет мир.  Конвенция о правах ребенка»

 Викторина  « Конституция – основной закон РФ»

 Проведение конкурса рисунков

« Выбираю здоровье и спорт»

Основные направления работы с родителями учащихся

Цель: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между школой и родителями

Задачи:

1. продолжить работу по изучению  семьи учащихся

2. Организовать консультативную помощь  для родителей по вопросам воспитания учащихся

3. Информировать родителей о состоянии учебы и поведения учащихся

4. демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;

5.Осуществлять педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса

6. Обеспечивать участие родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе

7. активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия

Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников: 

  • познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.
  • трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок и т.д.;
  • досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, походы,  игровые программы и т.д).

Методы взаимодействия: 

  • Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
  • Психологическое заражение - воспитание психических состояний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью.
  • Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
  • Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
  • Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
  • Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.

Принципы взаимодействия:

  • управление с самого начала должно предусматривать участие всех членов коллектива: детей, родителей и классного руководителя;
  • воспитание личности прежде всего - развитие ее деятельности в содружестве со взрослыми. Подростковый возраст не зря называется временем действий: общение и деятельность детей, их семей и учителей;
  • внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя при организации совместной деятельности.

1. Диагностическое  направление работы

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

I. Групповая форма:

1. Родительские собрания

Тематическое планирование   родительских собраний

Дата проведения

Тема собрания

Ответственные

сентябрь

«Организация учебно-воспитательного процесса обучающихся 6А класса»

1. Классный руководитель

2. Администрация школы

октябрь

«Психологические особенности обучающихся 6 класса»

1. Классный руководитель

2. Психолог школы

3. Учителя –предметники

декабрь

«Предварительные итоги 3 четверти. Роль семьи в развитии учебных мотиваций детей »

1. Классный руководитель

2. Родители

3. Учителя –предметники

март

« Семья –основа воспитания ребенка. Семейные традиции.»

1. Классный руководитель

2. Родители

3. Учителя –предметники

Май

«Предварительные итоги 4 четверти, учебного года. »

1. Классный руководитель

2. Психолог школы

3. Учителя –предметники

Родительский комитет класса

1.  – председатель родительского комитета класса              2..- член общешкольного родительского комитета

3..- секретарь родительского собрания                                        4.. – ответственный за организацию питания обучающихся

5.. – казначей                                                                                  6.. – разовые поручения

Календарное планирование заседаний родительского комитета

Дата проведения

Тема собрания

Ответственные

сентябрь

1. Планирование работы родительского комитета

2. Определение функционала ответственных за направления работы

1. Классный руководитель

2.Члены родительского комитета

декабрь

1.Подготовка к празднованию Дня именинника

2. Подведение итогов деятельности родительского комитета за полугодие

1. Классный руководитель

2.Члены родительского комитета

январь

1. Определение текущих задач на второе полугодие

2.Подготовка праздника  День защитника Отечества

1. Классный руководитель

2.Члены родительского комитета

февраль

1. подготовка праздника День 8 марта

1. Классный руководитель

2.Члены родительского комитета

Май

1.. Подведение итогов деятельности родительского комитета за полугодие

2. Отчет о проделанной работе на родительском собрании

3. Подготовка к классному чаепитию « Ура! Каникулы!»

1. Классный руководитель

2.Члены родительского комитета

II.Индивидуальная форма работы с родителями

Дата

Тема  консультации

Ф.И.О. родителей

Рекомендации

19-24 сентября

«Поведенческие реакции ребенка»

1. Систематический контроль за дисциплиной, успеваемостью

2. Консультации с учителями –предметниками

3. Помощь в подготовке домашнего задания

10 октября

 «Агрессивный ребенок»

1. консультация у психолога

2. определение ребенка  в спортивную секцию

15 октября

 «Любимые увлечения, интересы»

1. консультация у психолога

2.Контроль за режимом и  содержанием занятий на компьютере

3. Организация совместных семейных прогулок, тур.походов

22 октября

« Лидеры и пренебрегаемые»

1. консультация у психолога

2. определение круга общения ребенка

3. Проявление интереса родителей к жизни класса

ноябрь

Ответственность родителей за воспитание ребенка в семье

1. Систематический контроль за посещаемостью, успеваемостью

2. Консультации с учителями –предметниками

3. Контроль за внешним видом ребенка

декабрь

Преодоление трудностей в учебе

1. Систематический контроль за дисциплиной, успеваемостью

2. Консультации с учителями –предметниками

3. Помощь в подготовке домашнего задания


Индивидуальная работа с учащимися

1. Работа с трудными

Цель:

Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

Задачи:

1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника".

2. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

3. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности

4. Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника.

1. диагностика АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В КЛАССЕ

Анкета №1

1.Интересно ли тебе на уроках?
2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5.Стремишься ли вести себя так, что-бы не получить замечания?
6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7.Сам ли стираешь себе рубашки?
8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9.Помогаешь ли дома по хозяйству?
10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?

Анкета №2

1.Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
5.Случалось ли быть участником драки в школе?
6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
8.Пытался ли избегать общественных поручений?
9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.
10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
12.Участвовал ли в делах, которые шли бы в разрез с интересами ребят твоего класса?

13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

Анкета №3

1.С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
2.Выполняешь ли ты домашние задания?
3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
4.Вежлив ли со взрослыми вне школы?
5.Во-время ли возвращаешься нечером с улицы домой?
6.Считаешься ли с мнением родителей?
7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
8.Выбирали ли тебя в актив класса?
9.Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции.
14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6>N>3

I - Начальный уровень трудновоспитуемости

30>N>15

3>N>0

II — Дезорганизаторы

15>N>0

N<0

III — Особотрудные

N<0

Характеристика уровней (по итоговой сумме) Уровень, качества личности (признаки)

I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.

III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

Результаты диагностики Первый уровень:

Характеристика"Трудный": средний школьный возраст

        В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недос точным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки. Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.

 Реализация учителем личностного подхода.

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.

К благополучным детям

К трудным детям

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему

Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте.

3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка

Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

4. атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах

Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на проявление; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

5.Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу

Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6.Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для воспитанников.

Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям; беречь ребячьи тайны, не предавать их требовать от себя больше, чем от окружающих.

        Границы применения личностного подхода к трудным.  Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважен нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Краности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода Для большого диапазона личностных качеств между Я положит. и Я отрицат. эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состония ребенка. При отягощении трудности состояниями фрустрации или ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.В случае перехода к еще более низкому уровню Я-концепции (Яагр и Яэго), начинающему быть вредным и опасным для окружающих, личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами, правомерно принуждение и наказание. Эгоистический комплекс может развиваться и из положительной Я-концепции (возрастает самомнение, переходя в Я-самый-самый); в этом случае также применимы тормозящие приемы.

Работа с трудными детьми

Дата

Ф.И.О обучающегося

Причины

Проведенная работа, результат

10.05.12

Неудовлетворительное поведение

 на уроках математики , русского языка

Беседа с обучающимся, консультации с учителями.

Поведение Александра на уроках  стало лучше

15.05.12.

Неудовлетворительные оценки по математике  

Беседа с обучающимся, родителями. Назначены дни консультаций, сдачи долгов

17.05.12

Неудовлетворительные оценки по математике  

Беседа с обучающимся, консультации с учителями.

Абубакар получил задание, оценки исправил

20.5.12.

Частые драки с одноклассниками

Беседа с обучающимся, консультации с учителями, родителями

Поведение меняется в лучшую сторону

15.05.12

Не посещает школу. Неудовлетворительные оценки по  предметам

Беседа с обучающимся.С  мамой договоренность о контроле за посещаемостью сына. Пропуски прекратились

20.05.12

Не посещает школу. Неудовлетворительные оценки по  предметам.

Посещение матери на работе, поставлена в известность о дате и времени педагогического совета по переводу обучающихся в следующий класс, предупреждена о предварительных итогах обучения сына - не аттестация   по 4 предметам (русский язык, литература, математика, французский язык, природоведение)

5.06.12

Не посещает дополнительные занятия по  русский язык, литература, математика, французский язык, природоведение

Мать поставлена в известность о повторном обучении сына

10.06. 12

Не посещает дополнительные занятия

Мать поставлена в известность о повторном обучении сына

25.05.12

Не посещает дополнительные занятия

Мать поставила в известность о переходе сына в МОУСОШ №34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план воспитательной работы классного руководителя с классом

предлагаю шаблон плана воспитательной работы с классом, группой продлённого дня для классных  руководителей, воспитателей в ГПД...

План воспитательной работы классного руководителя 7 класса

План воспитательной работы классного руководителя 7 класса. План составлен по разделам. В него включены рабочие таблицы , которые классный руководитель заполняет в течение года. Особое внимание уделен...

План воспитательной работы классного руководителя 10 класс

Планирование классного руководителя в 10 классе специальной коррекционной школы - интерната....

План воспитательной работы классного руководителя 8 класса

Содержание папки:1. Данные об учащихсяСписок учащихся класса с адресами и телефонамиСведения о здоровье учащихся.Социальный паспорт  класса  на учебный годУчёт занятий учащихся в кружках, се...

План воспитательной работы классного руководителя 7 класса

План воспитательной работы на первое полугодие 2013 -2014 учебного года, 7 "Г" класс. Включает различные направления деятельности классного руководителя, задачи воспитптельной работы....

План воспитательной работы классного руководителя 5 класса

План воспитательной работы классного руководителя 5 класса...

План воспитательной работы классного руководителя 10 класса

В плане есть работа как с учащимися,так и с родителями и учителями-предметниками,анализ работы за предыдущий год....