«Мотивация-учитель+ интеллект-родитель+ креативность-ученик» = одаренность». Выступление на конференции
презентация к уроку по теме

Бабич Светлана Петровна

По мнению современных учёных, около 20% сегодняшних школьников – это дети с так называемой скрытой и проблемной одарённостью, основные признаки проявления которых мы часто принимаем за детские проблемы и недостатки.Поэтому важно создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения.Очень многое в их судьбе зависит от учителей, от их желания и умения разглядеть, понять, поддержать, вдохновить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на городской педагогической конференции

 «Инновационные технологии в образовании» (27 марта 2015 г.)

                                               Тематика: «Работа с одаренными детьми»

Подготовила:

учитель русского языка

 и литературы,

 классный руководитель

6Г,  9В классов

Бабич С. П.

«Мотивация-учитель+ интеллект-родитель+ креативность-ученик» = одаренность»

Однажды, находясь на  портале «Про школу»,  я прочитала о ребенке, который обучаясь  в  начальной школе в классе  седьмого вида, стал золотым медалистом, получив на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ 98 баллов.

Эта «история» заставила меня посмотреть совершенно другими глазами на некоторые недостатки уч-ся  и ещё раз убедила в том, что и среди обучающихся  есть ребята, которым не всегда удаётся без посторонней помощи раскрыть свои способности и таланты, поскольку одарённость не всегда бывает явной.

По мнению современных учёных, около 20% сегодняшних школьников – это дети с так называемой скрытой и проблемной одарённостью, основные признаки проявления которых мы часто принимаем за детские проблемы и недостатки.

Поэтому важно создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения.

Очень многое в их судьбе зависит от учителей, от их желания и умения разглядеть, понять, поддержать, вдохновить. 

В мире так много людей,

Которым никто не помог пробудиться...

 Экзюпери

Делать это в современных условиях достаточно сложно, но возможно.

Вот  те причины, которые способствовали тому, что на сегодняшний день у меня два классных руководства: 6Г и 9В,

с 9В я работаю третий год,

 с 6Г второй.

 Приняв решение работать с двумя классами, я включилась в работу,  направленную  на выявление, поддержку и  развитие одаренных детей, причем меня очень интересовало: в каком возрасте дети являются для нас доступнее.

Цель своей деятельности в этом направлении в качестве  классного руководителя и учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения  с целью создания эффективной системы деятельности по  их выявлению, поддержке и  развитию способностей.

То, чего достигла, чему научилась,  реализуя поставленную задачу, я хотела бы сегодня вам продемонстрировать.

Прежде всего, постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость,

 по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения.

 Педагогический словарь даёт такое толкование термина

 одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.

 

В 2013 году я прошла курсы «Развитие творческой одаренности учащихся в условиях общеобразовательной школы», посетила городской семинар, посвященный работе с одаренными детьми

познакомилась с работами многих современных учёных – психологов и педагогов: Богоявленской Д.Б., Холодной М.А., Шадрикова В.Д., Винокуровой Н.К., Бабаевой Ю.Д., Лейтиса  Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., Шумаковой Н.Б., Рензулли Дж., Кларка Б.

 Часть из них утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности.  

Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.

Это две полярные точки зрения.

Мне же больше нравится  третья,

 сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или  потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Мне показалась интересной формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО, которая утверждает, что

 «Детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность.

Я согласна с мнением Селивановой,  но, учитывая свой немаленький стаж работы, победу в конкурсе «Самый классный классный»  по теме «Создание условий для развития творческой личности», решилась немного дополнить   формулу.

 По моему мнению,

«Мотивация-учитель+ интеллект-родитель+ креативность-ученик» = одаренность».

Эта мысль помогла мне расставить приоритеты в своей работе:

Знаю - ребенок получает много от родителей - от генов не уйти!!!,

 акцент  я делаю на мотивацию ученика, а лишь затем на приёмы и методы обучения.

В каждом ребёнке – солнце,

только дайте ему светить…

                                                                                                  Шалва Амонашвили

Как мотивирую? Это может выглядеть так!    (Притча )

Второй задачей, решением которой я занимаюсь в настоящее время, стало выявление среди моих воспитанников детей с признаками одарённости.

При этом мною использовались самые разнообразные методы диагностики детской одарённости:

  • Номинация, где в качестве источника информации выступали коллеги - учителя, классные руководители, психологи, социальные педагоги, которые называли имена кандидатов в одарённые.
  • Общаясь с родителями обучающихся и другими членами семей с помощью вопросников, интервью, анкет, я изучала условия жизни детей, особенности их развития, начиная с раннего детства, круг интересов и увлечений школьников.
  • Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и реальных достижениях детей, их внешкольных интересах и возможностях  получала благодаря одноклассникам, друзьям, которым предлагалось оценить того или иного ребёнка, отвечая на разного рода вопросы.
  • Безусловно, крайне интересной была информация, полученная о детях на основе их самооценки, полученной в ходе анализа ученических портфолио, сочинений на тему «Несколько слов о себе».
  • Оценка работ и конкретных продуктов деятельности детей, их достижений  также дала материал для анализа и размышления.
  • С особой осторожностью использовала психометрические (тестовые) методики. Психологи подобрали  пакет диагностических методик, который существенно помогает в работе по изучению и сопровождению развития одарённых детей.

Основной  задачей учителя, работающего с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей.

Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:

  • Обеспечение высоко уровня подготовки уч-ся в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка,
  • развитие индивидуальности одаренного ребенка.

В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера

  • проблемные,
  • поисковые,
  • эвристические,
  •  исследовательские,
  •  проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Одарённым  детям, на мой взгляд, крайне важно научиться определять и планировать свою учебную деятельность.

Составляем  ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН

(привлекаю родителей) 

Основное достоинство этой формы обучения в том, что она даёт возможность

1)        построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;

2)        увеличить  темп изучения учебного материала;

3)        обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;

4)        повысить интенсивность обучения;

Так выглядит  маршрут

Индивидуальный образовательный план может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год

Вне зависимости от этого  этапы проектирования индивидуального образовательного плана ученика таковы: 

1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей

2-й этап – постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета,

3-й этап – экспертиза ИОП ученика, ее презентация автором.

4-й этап – реализация ИОП и подведение итогов работы.

Результатом реализации ИОП может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, поступление в ВУЗ.

А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль,

 помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий,

в умении составлять алгоритм собственных действий,

в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном уровне,

что потребует от ученика усвоения  знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка.

Таким образом,  индивидуальный образовательный план - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика как в личностном, так и образовательном плане.

В последнее время всё чаще я пытаюсь использовать на уроке ИКТ, поэтому составляемые мной ИОП теперь ориентированы прежде всего на работу и с ЦОР. Они содержат в большинстве случаев гиперссылки на те сайты интернета, которые полезно использовать в самостоятельной работе по изучению учебной темы. Наиболее активно из них я использую сайты, представленные в приложении №5

Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка

Образовательные технологии

  • Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»
  • Проектный метод обучения
  • Разноуровневое обучение
  • Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
  • Исследовательские методы обучения
  • Технология «Дебаты»
  • Система инновационной оценки «портфолио»

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Результат

  1. Повысилась успеваемость
  2. Увеличилось число участников  конкурсов
  3. Вырос результат участия
  4. Изменилось отношение родителей к школе, работе учителя ,
  5. Увеличилось посещаемость род собр….

Гениальный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, у которого  кровь в жилах течёт педагогическая  утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать «рассол», тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в «рассол», он  обязательно просолится. Благодаря, кстати, явлению диффузия!

Как же создать такой рассол? Оказалось всё просто: создай «волшебную»  среду на уроке и вне урока, позволяющую каждому ребёнку почувствовать себя успешным.

«Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель»

А. Дистверг

Очень точно и метко об учителе написал С.Л. Соловейчик:

«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Выступление Бабич на педсовете 24.04.2015

«Представление проекта Образовательной программы ФГОС ОО »

Слайд 1

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

2

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.

Цель становящейся личности –

утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение.

А цель педагога помочь ему в этом.

3

В условиях модернизации  российского образования

возрастают  воспитательные функции школы

4

При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

5

Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС

помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей

6

Главные задачи современной школы

  • раскрытие способностей каждого ученика,
  • воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

7

Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

8

Цель деятельности классного руководителя

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

9, 10

Задачи деятельности классного руководителя по ФГОС

  • формирование здорового образа жизни;
  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности

11

Классному руководителю необходимо знать

  • психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
  • быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;
  • владеть современными технологиями воспитания.

12

Взаимодействия  классного руководителя

  • Ребенок
  • Внутренний круг
  • Внешний круг

13

Внутришкольный круг:

 Учителя-предметники

  • Педагог-психолог
  • Педагоги дополнительного образования (внеурочной деятельности)
  • Социальный педагог
  • Библиотекарь
  • Медицинский работник

14

Внешний круг:

  • Семьи обучающихся;
  • Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения

15

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех

участников образовательного процесса. Одним словом, ребенок должен находиться в среде внеурочной деятельности

16

Что лежит в основе  содержания внеурочной деятельности? Развитие личности движется по 5 направлениям

-Общекультурное

- Общеинтеллектуальное

-Социальное

-Духовно-нравственное

- Спортивно-

оздоровительное

17

Что  мне как кл. рук. удалось наработать в этом направлении за 1,5 года работы с детьми?  Имея 2 классных руководства, становлюсь  на младшеньких, считаю, что  благодаря их возрасту,   мне удалось  больше  

направить их  по пути, намеченному совместно с школой и родителями.

 

18

Общеинтеллектуальное

Мероприятие

2013-2014

2014-2015

Школьная олимпиада

7/2

9/4

Всероссийские олимп.

49/27

42/23

Участие в исслед. работе

-

2 «Открытие»

Предметные недели

24

23

Занятия в интел. кружках

8

12

19

Социальное направление: Классные часы стали разнообразнее,  интереснее, гостями стали выпускники нашей школы, родители, бабушки-первопроходцы.

82процента моих детей занимается в кружках, есть дети, которые занимаются в 2-3 кружках. Чтобы поддержать их, стали проводить выставки творческих работ,(фенечки, поделки, рисунки, статьи в газету, которые они приносят после занятий, нашли место в кабинете.)

Результаты  работы нашли отражение на стенде класса, дети тянутся к исследованию, написанию проектов, активны в школьных конкурсах, праздников.

20

Духовно-нравственное: Говоря о Д-Н направлении, энтузиазму детей нет преград.

  • Классные часы
  • Внеклассные мероприятия в том числе и военно патриот
  • Внешкольные мероприятия
  •  посещение фильмов,
  • Обсуждение книг
  • Посещение клуба КЛЮЧ
  • Совместные мероприятия с родителями
  • связь с СМИ, создание творческих проектов.
  • Написание писем ветеранам, посещение мастер классов в ДДТ по изготовлению письма ветеранам

21

Общекультурное

Иметь свое лицо! Форма

  • Классные часы в обществ заведениях
  • Внеклассные мероприятия
  • Творческие конкурсы
  • просмотр фильмов эстетического содержания, нравственного
  • Экскурсии в музейно-выставочный центр
  • Посещение детской библиотеки и написание статей об этом
  • Совместное Посещение школы искусств : концертов, в кот выступают и гости, и наши дети
  • Посещение Дома детского творчества

22

Спортивно-оздоровительное

Соревнования, конкурсы, проведение малых спартакиад , участие в гор соревнованиях, окружных Зарница

23

Как удается мне смотивировать детей,  поддержать их  дух?

Имела счастье общаться с народным учителем  Караковский Владимир Абрамович,  Профессор кафедры педагогики Московский институт открытого образования Щурковой Н. Е.

В 2013 году я прошла курсы «Развитие творческой одаренности учащихся в условиях общеобразовательной школы», посетила городской семинар, посвященный работе с одаренными детьми

24

25

Индивидуальный план реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика как в личностном, так и образовательном плане

26

Результат?

1.        Повысилась успеваемость.

2.        Увеличилось число участников конкурсов, их результат радует..

3.        Изменилось отношение родителей к школе, к  работе учителей, кл. руководителя.

5.        Увеличилось посещаемость род собраний.        


27

28

29

Создай «волшебную»  среду на уроке и вне урока, позволяющую каждому ребёнку почувствовать себя успешным.

30

«Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель»

31

«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

С.Л. Соловейчик: