Урок общения "Пространственная организация общения"
презентация к уроку (7, 8 класс) на тему

Косачёва Татьяна Анатольевна

Способствует расширению знаний учащихся о невербальных средствах и способах общения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proksemika.rar2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Косачёва Татьяна Анатольевна, классный руководитель

МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского района Амурской области

Классное руководство. Уроки общения.

Тема урока общения: «Пространственная организация общения».

Цель: способствовать расширению знаний школьников о невербальных средствах и способах общения.

 Задачи:

изучить   направления исследования Эдварда Холла и Аргайла о дистанции в общении;  

познакомиться с особенностями невербального общения в других странах мира;

формировать необходимость приобретения знаний о способах общения в жизни.

Учитель.  Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем нужно; вторая – застенчивость: не говорить, когда это нужно; третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем  (Конфуций)

Процесс общения – очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов.   Но совершенствовать свои коммуникативные навыки надо постоянно. А значит, тема коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах.  

Проблемный вопрос: что такое ДИСТАНЦИЯ В ОБЩЕНИИ?  Почему необходимо знать её особенности?

Ситуация «В лифте»

Приглашаются 6 – 8 человек  и располагаются в ограниченном пространстве, затем из «лифта» выходят два человека, затем ещё два, затем ещё два. Какие ощущения и эмоции испытывали едущие в «лифте» на первом этапе, когда лифт был переполнен, на втором, когда вышли 2 человека, на последнем, когда народу в лифте осталось мало?

Ученики: предполагаемые ответы - было тесно, душно, мне не нравилось, когда ощущалось давление других людей; стало просторнее, комфортнее; стало хорошо, настроение улучшилось.

Вывод: у каждого человека есть некое пространство, при нарушении которого возникает дискомфорт.

Антрополог Эдвард Холл (Edward T. Hall) в 1950-х годах, исследуя личностное пространство человека в его повседневном поведении,   пришел к новому пониманию взаимоотношений между людьми. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной.

Холл выделяет четыре межсубъектные зоны:

  • интимная (0-0,5м)
  • персональная (личностная) (0,5м -1,2м)
  • социальная (1,2м -3,65м)
  • общественная (3,65м и более)

По ситуации «В лифте»: какая субъектная зона была нарушена?

Ученики. Очевидно, что была нарушена интимная зона, поэтому чувствовался дискомфорт, раздражительность, при длительности ситуации может возникать агрессия.

Учитель. Английский психолог Майкл Аргайл в статье  «Контакт взглядов, дистанция и взаимное принятие» описал результаты своих исследований. Так, выяснилось, что существует чёткая связь между «дистанцией разговора» и ростом собеседника: чем выше человек, тем ближе он подходит к собеседнику, чем меньше рост, тем дальше предпочитает он находиться от собеседника. Это касается мужчин.

У женщин наблюдается прямо противоположная зависимость: чем выше женщина, тем дальше от собеседника, чем ниже, тем ближе она к нему.

Аргайл предложил объяснение этому явлению. В нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма»: мужчина должен быть высокого роста, крупным, а женщина – миниатюрной. Обращение «коротышка» к мужчине звучит оскорбительно, а к женщине – «малышка»- скорее ласкательно.

В последующие годы проводилось много экспериментов по способам и средствам общения. Возникла целая наука – проксемика, которая занимается проблемами организации и использования человеком пространства.

В культуре общения народов стран мира есть свои способы и средства для достижения положительного результата.

 Африка 
Личная зона достаточно небольшая, поэтому во время диалога люди предпочитают стоять близко друг к другу. Пространство общественно ориентировано. Это соответствует коллективистской природе большинства африканских обществ, в которых ценится опора на дружбу и доверие. При разговоре доверительные прикосновения достаточно часты. 

Азия (Тихоокеанский регион) 
Размер личного пространства средний между тем, который принят в США, и тем, который предпочитают в странах Латинской Америки. Офисное пространство чаще всего организовано «публично». Личные помещения – это редкость. Прикосновений стараются избегать. Не приветствуются рукопожатия. В тихоокеанском регионе по расположению столов можно «угадать» иерархию в коллективе. Так, в Японии рабочее место, расположенное в наибольшем удалении от двери, вероятнее всего оказывается местом сотрудника-высокостата. В машине наиболее престижным будет место за водителем. 

Европа 
Личное пространство варьируется от страны к стране. Обычно люди предпочитают более близкие дистанции в странах Средиземноморского региона и восточноевропейских странах. В странах Северной и Западной Европы дистанции между людьми более длинные. 


Латинская Америка 
Латиноамериканцы чувствуют себя комфортно на деловых переговорах при более близкой дистанции, чем американцы, канадцы, североевропейцы или азиаты. Физический контакт также используется достаточно часто, а рукопожатия более продолжительные. 
Офисное пространство публично. Исключением являются лишь первые лица, которые, как правило, имеют статусные атрибуты – такие, как просторные отдельные кабинеты. 

Ближний Восток 
Выходцам из ближневосточных стран удобно разговаривать на близкой дистанции, которая воспринимается американцами как «персональная или интимная». Если диалог оживляется, то дистанция может быть еще больше сокращена. Частые прикосновения во время разговора не стоит рассматривать как фамильярность или намек на более близкие отношения. 

Северная Америка 
И канадцы, и американцы тяготеют к большему личному пространству. «Порог чувствительности» – примерно один метр. Для североамериканцев характерно короткое сильное рукопожатие. Прикосновения не поощряются. 

А теперь вернёмся к нашему проблемному вопросу:

 что такое ДИСТАНЦИЯ В ОБЩЕНИИ?  Почему необходимо знать её особенности?

Ученики: (предполагаемые ответы)

1. У каждого человека есть зоны, знание которых не позволит во время общения их нарушать, тогда общение принесёт только положительные эмоции и результат.

2. Невербальное общение может помочь определить, каков собеседник: уровень его воспитанности, личностные особенности.

3. Знание особенностей общения народов стран мира позволит чувствовать себя комфортно во время путешествий и не вызовет негатива со стороны собеседника.

Упражнение  «Щепки на реке»

Цель — создать спокойную, полную доверия атмосферу.

 

Инструкция: «Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого, на расстоянии чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе — Вода одной реки. По реке сейчас „поплывут“ Щепки. Один человек отправится сейчас в путь по реке — как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, Щепка «поплывет» не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца реки, то она становится рядом с последним членом группы и ждет, пока не приплывет следующая Щепка. Она встает напротив первой: тем самым они составляют реку и постепенно удлиняют ее. И так неспешно река будет блуждать по комнате, пока все члены группы не проплывут по реке, изображая Щепки. Все ли понятно?»

Проводится анализ упражнения: «Что вы чувствовали, когда были Щепкой? Что вы чувствовали, когда были Водой?»

Учитель. Какой вывод можно сделать по результату этого упражнения?

Ученики: предполагаемые ответы – взаимоподдержка, взаимопомощь и понимание всегда помогут  в общении.

Учитель. Мне очень хочется, чтобы вы запомнили простые правила, которые очень помогут в общении

  1. “Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение”.
  2. “Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего”.
  3. “Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать”.
  4. “Настраивайтесь на человека, а не на сообщение”.
  5. “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам”.
  6. “Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо”.

РЕФЛЕКСИЯ

И в заключении игра “Солнышко”

Цель: вызвать у участников положительные эмоции.

Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.                                                                                                                                                                                               

Литературные источники:

http://fb.ru/article/169698/proksemika---

www.pravda.ru

www.bibliotekar.ru/psihologia-

b-mania.ru/archive/new03/igra-na-rasstoanii.html

 Канн-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении» / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

Болдина Е., Ащеулова К. «Педагогические ситуации». – М.: Школьная пресса, 2000.

Л.Л. Попова., Современные технологии общения. Учебное пособие Томский политехнический университет, 2009 г.

 Мудрик А.В. «Учитель: мастерство и вдохновение» / Книга для старшеклассников. – М.: Просвещение, 1986.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы организации общения на уроках иностранного языка

Задача организовать общение школьников на уроке иностранного языка часто представляется несложной и сводится к тому, чтобы дать возможность каждому ученику сформулировать своё высказывание и принять у...

Организация общения педагога с учеником.

В работе раскрыты структура и стиль педагогического общения. Такт и тактика общения на уроке....

Организация общения неслышащих детей со слышащими как средство социальной адаптации в общесте.

Формы и методы работы по организации общения  детей с нарушением слуха  со слышащими сверсниками  в условиях щколы-интерната....

Презентация Организация общения неслышащих детй со слышащими во внеурочное время как средство социальной адаптации в обществе.

Презентация по организации общения  неслышащих детей со слышащими во внеурочное время как средство социальной адаптации в обществе....

Рекомендации по организации общения с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью

Данный материал может использоваться педагогами, работающими в условиях инклюзивной формы обучения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ

laquo;Есть учителя, – писал В.А. Сухомлинский, – которые стремятся устранить недостатки воспитанников прямым и, казалось бы, самым надежным путем: выставляют наружу детские слабости в над...