методическая разработка классного часа "Как воспитать силу воли".
классный час (6 класс) на тему

Данная разработка даёт детям представление о приёмах самовоспитания, о методах работы над собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vospitanie_haraktera.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта классного часа для 6 класса на тему «Сам себе воспитатель. Воспитание характера»

Все победы в жизни начинаются с победы над собой.

Конфуций

Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени.

Л.Н. Толстой

Ставьте перед собой высокие цели и думайте о себе как о человеке, способном достичь этих целей.

И. П. Павлов

Классный час, посвященный самовоспитанию характера. В сценарии использованы следующие методы: проблемная ситуация, интерактивная беседа, игра.

Цели: расширить представление детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Оборудование:

• ксерокопии таблицы «Достоинства и недостатки» на парту каждому ученику;

• ромашки с 7 лепестками, вырезанные из бумаги. Оформление: написать на доске тему, эпиграфы и слова-подсказки (см. раздел III данного классного часа), а также три цели:

• принести пользу людям;

• служить России;

• жить по христианским заповедям.

План классного часа

I. Вступительное слово «Наука побеждать».

II. Проблемные ситуации.

1. Уроки Суворова.

2. Высокие и низкие цели.

3. Делать жизнь с кого?

4. Самовоспитание и характер.

III. Игра «Угадай!».

IV. Информационная минутка «Качества характера».

V. Упражнение «Самоанализ».

VI. Домашнее задание «Лекарство от лени».

VII. Заключительное слово «Поверить в себя».

VIII. Творческое задание «Цветок моих достоинств».

IX. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Наука побеждать»

Классный руководитель. Тема сегодняшнего разговора: «Наука побеждать». Так называется книга нашего выдающегося соотечественника.

- Знаете ли вы, что это за книга и кто ее автор?

(Дети высказываются.)

Автор этой книги - великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он хорошо усвоил науку побед - не проиграл ни одного сражения. А вся жизнь А.В. Суворова - это наука о том, как побеждать самого себя.

- Нужна ли человеку такая наука?

(Дети высказываются.)

Нужно ли человеку побеждать себя? На этот вопрос помогут ответить эпиграфы к классному часу. (Читает с доски.)

II. Проблемные ситуации

1.  Уроки Суворова

Классный руководитель. Наука побеждать себя известна всем великим людям. Послушайте, как постиг эту науку Суворов.

В детстве Александр Суворов был хилым и болезненным мальчиком. Может быть, поэтому его кумиром стал древнегреческий оратор Демосфен, о котором Саша прочитал у древнегреческого философа Плутарха. Демосфен тоже был хил и слаб, но благодаря своей воле, целеустремленности, трудолюбию стал выдающимся оратором, великим государственным деятелем Греции. А юный Саша Суворов захотел стать великим полководцем. Среди его идеалов были великие полководцы - Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь. Образцом патриота и полководца стал для него и царь Петр I. С юных лет начал Саша Суворов готовить себя к военному делу. «Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружья не подымешь!» Однако мальчик не отказался от своей мечты. Он составил план самовоспитания. Чтобы стать полководцем нужно тренировать ум и тело, укреплять характер и волю.

Он закалял свое здоровье, изнуряя себя физическими упражнениями; даже в холод носил легкую одежду, обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость.

Много работал Суворов и над развитием своего ума. Еще до поступления на военную службу он изучал разные науки, овладел восьмью иностранными языками; любил литературу, сам писал стихи. Основное внимание Суворов уделял военным наукам: читал книги о великих полководцах, изучал основы военной инженерии. В 15 лет он стал служить в полку простым солдатом, продолжая тренировать свой ум и тело. Суворов охотно шел на дежурство, в караулы, тщательно отрабатывал военные упражнения; сам вызывался выполнять трудные поручения, никогда не нанимал солдат, которые выполняли бы за него служебные обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Более того, он часто добровольно подменял на дежурствах своих товарищей. Солдатская служба приучила его к терпению, дисциплине, самоотверженности. Эти качества помогли ему в осуществлении его мечты - он стал не просто военачальником, а выдающимся полководцем*.

(Учитель задает вопросы.)

- Этот отрывок я назвала «Уроки Суворова». Что же это за уроки? Чему учит нас этот отрывок? {Как стать великим, как работать над собой, как воспитывать себя.)

- Здесь говорится о том, как Суворов работал над собой, как он сам себя воспитывал, готовил к службе. С чего началось это самовоспитание? (С постановки цели.)

- Какую цель поставил перед собой юный Саша Суворов? (Стать полководцем.)

- Кого он выбрал в качестве образца для подражания и почему? (Древнегреческого оратора Демосфена, потому что он тоже был слабый и хилый, но в результате работы над собой смог стать выдающимся человеком.)

- Как Суворов стал идти к своей цели? (Составил план самовоспитания.)

- Какие пункты входили в этот план? (Тренировка ума, тела, укрепление характера, воли.)

- Какие качества характера выработал Суворов на солдатской службе? (Терпение, дисциплина, самоотверженность.)

Уроки Суворова - это уроки самовоспитания. Под самовоспитанием понимают сознательную самостоятельную работу человека над формированием сильных волевых качеств и искоренением нежелательных черт своего характера или нехороших привычек. Волшебное слово «самовоспитание» означает, что человек может и должен сделать себя сам.

2. Высокие и низкие цели

Классный руководитель. Итак, самовоспитание начинается с постановки цели. «Человек без цели - самоубийца» - к такому выводу пришел великий русский ученый И.П. Павлов. Ведь цель определяет смысл и направленность человеческой жизни. Но цели у человека могут быть самые разные: купить диск с новой игрой, разбогатеть, попасть на передачу «Поле чудес», отомстить за обиду.

- Станем ли мы ради таких целей работать над собой, захотим ли ради этого стать лучше?

(Дети высказываются.)

Сильнее всего побуждают к самовоспитанию общественно значимые цели. Например, великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще юношей поставил себе цель - доставление большей пользы окружающим, и эта цель дала ему колоссальную энергию для научных открытий на благо всего человечества.

У Суворова целью и смыслом жизни было служение России.

У великого русского святого Серафима Саровского, как и у любого христианина, тоже была великая цель - жить по христианским заповедям и уподобиться Иисусу Христу.

Такие цели называют высокими. Они дают направление и смысл всей человеческой жизни.

Три эти высокие цели записаны на доске.

- Как вы думаете, если человек выбирает высокую цель в жизни, например принести наибольшую пользу людям, обязательно ли ему быть ученым, как Вернадский? (Нет, он может стать хорошим врачом, учителем, рабочим, инженером, хлеборобом, строителем, просто хорошим человеком, главное - самоотверженно и честно выполнять свой долг.)

- Есть ли у вас такие цели?

- Задумывались ли вы о том, ради чего стоит жить?

- Какие высокие цели могли бы поставить перед собой наши современники?

(Дети высказываются.)

Если человек ставит перед собой высокую цель, то кем бы он ни стал, на любом поприще он будет стремиться честно выполнять свой долг, чтобы достичь своей цели.

3. Делать жизнь с кого?

Классный руководитель. Итак, цель определена, но как ее достигнуть? Тут многим на помощь приходит опыт других людей, которые становятся образцами для подражания.

Суворова вдохновил жизненный подвиг Демосфена, для многих молодых ученых образцом целеустремленности, честности, трудолюбия стал ученый Вернадский. Для миллионов христиан идеалом является Иисус Христос.

- Как вы считаете, обязательно ли иметь образец для подражания? И где его найти? Есть ли у вас такой образец?

(Дети высказываются.)

Образцом для подражания может быть герой книги, фильма, а может быть и реальный человек, достигший успеха в жизни, или человек, который отличается высокими моральными качествами. Пример этого человека будет вдохновлять, вселять веру в свои силы.

4. Самовоспитание и характер

Классный руководитель. Самовоспитание - это изменение себя, своего характера. Слово «характер» в переводе с древнегреческого означает «чеканка», «печать». Характер складывается из недостатков и достоинств. Это очень хорошо видно на планете Маленького принца. Помните эту сказку?

...На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

(Учитель задает вопросы.)

- Что автор подразумевает, рассказывая нам о планете, о хороших и вредных семенах? (Планета - это человек, хорошие и вредные семена - хорошие и плохие качества его характера.)

- В русском языке есть такое выражение - «искоренять недостатки». Можно ли объяснить его смысл с помощью этого отрывка? (Недостатки нужно вырывать с корнем, пока они не превратились в привычку и не завладели человеком.)

- Кто чеканит, печатает характер человека? (Сам человек.)

Да, человек сам чеканит и кует свой характер. В этом и заключается сущность самовоспитания. Чем старше человек, тем сложнее

изменить ему свой характер. Пока ваш характер еще не закостенел, вы можете избавиться от черт, которые в будущем способны испортить жизнь вам и вашим близким, и воспитать те, которые помогут вам стать счастливыми.

III. Игра «Угадай!»

Классный руководитель. Хорошие и дурные качества вырастают из мелких поступков, как из семян. Кроме нас, никто не прополет сорняки нашей души. Никто не любит жадных, ленивых, злых, несправедливых и завистливых людей. Сколько пословиц, поговорок высмеивает эти человеческие пороки! Сколько афоризмов, мудрых мыслей посвящено их разоблачению!

- Угадайте слова, пропущенные в этих афоризмах и пословицах (подсказкой станут слова, записанные в столбик на доске):

• Злой плачет от... (зависти), добрый - от жалости (русская народная пословица).

• Ничего не делайте под воздействием... (гнева),... (раздражения) или ... (зависти) (Александр Невский).

• Среди влияний, укорачивающих жизнь, главное место занимают... (страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть) (Вильгельм Гуфеланд).

- Назовите качества, противоположные тем, что назвал Вильгельм Гуфеланд. (Доброжелательность, миролюбие, уравновешенность, оптимизм, доброта, великодушие, любовь, бодрость и т. п.)

Самовоспитание заключается в том, чтобы искоренить недостатки и заменить их противоположными достоинствами.

IV. Информационная минутка «Качества характера»

Классный руководитель. Чтобы искоренить недостатки, нужно их в себе увидеть, так же как и достоинства. Процесс самовоспитания начинается с критического взгляда на самого себя. На этой основе формулируется программа внутренней работы. Не надо бояться недостатков - они были даже у великих людей. Так, например, Л.Н. Толстой записывает в дневнике: «Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); 2) Неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбие, тщеславие; 3) Привычка к праздности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать всякий раз, что буду впадать в них».

К сожалению, многие люди совсем не знают себя и даже не задумываются о том, какие у них недостатки и достоинства. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова свыше полутора тысяч слов для обозначения качеств характера. Все эти качества можно сгруппировать в 4 блока:

1. Качества, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу.

2. Отношение человека к самому себе.

3. Отношение человека к труду, к результатам труда.

4. Волевые черты характера.

V. Упражнение «Самоанализ»

Классный руководитель. Сейчас вы будете делать упражнение, которое поможет вам увидеть свои сильные и слабые стороны. На партах у вас листы бумаги с таблицей. В правой колонке перечислены человеческие достоинства, положительные качества, в левой - недостатки, отрицательные качества человека. В течение 7 минут просмотрите эти списки, вычеркните в обеих колонках те, которых у вас нет. Допишите другие достоинства и недостатки (которые вы не нашли в списках).

Примечание. Если такие листочки не приготовлены, учитель может просто читать, перечисляя качества характера, давая пояснения по ходу чтения, а дети будут записывать слова в две колонки.

Достоинство

Недостаток

 

доброжелательность

злорадство

 

тактичность (деликатность)

бестактность

 

общительность

замкнутость

 

честность

лживость

 

доброта

жестокость

 

справедливость

несправедливость

 

вежливость

грубость

 

искренность

лицемерие

 

коллективизм

эгоизм (себялюбие)

 

отзывчивость

черствость

 

бескорыстие

жадность

 

уважение к людям

высокомерие

 

ответственность за свои поступки

безответственность

 

трудолюбие

лень

 

пунктуальность (точность, аккуратность)

неаккуратность

 

Достоинство

Недостаток

организованность

неорганизованность

рассудительность

безрассудство

решительность

нерешительность

верность данному слову

необязательность

сильная воля

слабоволие

смелость

трусость

сдержанность

раздражительность

умение довести работу до конца

неусидчивость

самостоятельность

несамостоятельность

дисциплинированность

расхлябанность

терпение

нетерпеливость

выдержка

несдержанность

уравновешенность

вспыльчивость

скромность

тщеславие (стремление к славе, к почитанию)

самокритичность

хвастливость

В этом списке, конечно, перечислены далеко не все положительные и отрицательные качества человека. Но, если вы смогли увидеть в себе хотя бы некоторые из своих недостатков, возможно, вам захочется избавиться от них. И в этом поможет самовоспитание.

VI. Домашнее задание «Лекарство от лени»

Классный руководитель. Просмотрите эти списки еще раз. От каких недостатков вам хотелось бы избавиться?

(Дети высказываются.)

Прочитайте изречение Л.Н. Толстого на доске. От каких отрицательных качеств характера он хотел бы избавиться? (Читает.)

Л.Н. Толстой боролся с этими недостатками всю жизнь. Эти недостатки присущи большинству людей. Многие дети страдают от лени и неорганизованности. Как от них избавиться? Самое лучшее лекарство от этой болезни - режим дня. Составьте для себя распорядок дня и неуклонно его выполняйте хотя бы в течение недели. А на следующем классном часе вы поделитесь своими достижениями.

VII. Заключительное слово «Поверить в себя»

Классный руководитель. В заключение сегодняшнего разговора - слова великого русского ученого-физиолога Ивана Петровича Павлова, который хорошо знал, как работает человеческий организм. Поэтому его совет для тех, кто занимается самовоспитанием, очень важен. Этот совет записан на доске. (Читает.)

Другими словами, для достижения успеха очень важно поверить в себя.

VIII. Творческое задание «Цветок моих достоинств»

Классный руководитель. А теперь задание творческое. Нарисуйте цветок с семью лепестками. На каждом лепестке напишите качество характера, которым вы обладаете. Оторвите лепесток и подарите тому, с кем вы хотите поделиться этим качеством.

(Включается музыка, дети выполняют задание.)

IX. Подведение итогов

Классный руководитель. Что нового вы сегодня узнали о себе?

- Согласны ли вы с тем, что свои недостатки нужно искоренять?

Когда лучше это делать?

- Цветок ваших достоинств - может ли он вырасти сам собой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "В дружбе - сила!"

Методическая разработка классного часа "В дружбе сила!"  для учащихся 5-6 классов...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Презентация к классному часу "Как воспитать силу воли"

Презентация создана для проведения классного часа "Как воспитать силу воли" в 6 классе....

Методическая разработка воспитателя на тему "Как воспитать силу воли?"

Методическая разработка воспитателя на тему "Как воспитать силу воли?"...

Классный час. Тема: «Сила воли»

Помочь учащимся понять, осмыслить сущность волевых качеств;- подвести учащихся к мысли о необходимости выработки у себя волевых качеств, самовоспитания;- способствовать общению детей и родителей по во...

Методическая разработка «Классный час по теме: «Как воспитать правовую ответственность»»

Цели: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся; обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних; объяснить у...