Использование возможностей ресурсов Интернета на уроках и в межпредметных связях образовательных курсов
материал по теме

Дудина Светлана Владимировна

Интернет ресурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dudinoy.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  возможностей ресурсов Интернета на уроках и в межпредметных связях образовательных курсов».

Появление новых учебных предметов, непрерывное изменение содержания образования требует от педагога постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.  Особое значение для активизации  познавательной  деятельности я придаю  проблемным вопросам и проектным заданиям. Контроль знаний учащихся, как один из основных элементов оценки качества образования, и систему оценивания образовательных результатов обучающихся я организую на основе компетентностного подхода. Особенно эффективно я  реализую межпредметные связей, направленные на активизацию умственной  деятельности,  на развитие навыков самостоятельной работы учащихся и  исследовательские задания. Использую также и специально разработанные с этой целью индивидуальные задания,  требующие от  учащихся обобщенного знания различных учебных предметов и владения причинно – следственным анализом.

К числу ключевых компетентностей я отношу следующие:

- Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

-Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

- Компетентность в бытовой  сфере;

- Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

Наряду с традиционными формами урока я  провожу интерактивные уроки с возможным выходом в Интернет; уроки – презентации, профессиональный  пользователь ПК,  я имею разработки по системе компьютерно – дистанционного опроса. Большое внимание  уделяю методу социологического исследования и работе по проектным технологиям, тем более что ребятам очень интересно работать по такой методике. При подготовке конкурсных проектных работ и рефератов обучающиеся учатся самостоятельно ставить и решать актуальные социальные и правовые проблемы. При моей методической и технической помощи, обучающиеся  успешно  работают над созданием презентаций, защищают рефераты и проектные работы.

В компетентностном подходе я выделяю следующие приоритеты в оценивании обучающихся:

  • Внедрение системы, ориентированной на индивидуальные нормы: у каждого ученика свой уровень компетентности. Примером подобной системы является портфолио ученика, основные положения которого для своих учеников я разработала самостоятельно на основе общих рекомендаций к составлению этого документа;
  • Переход от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
  • Внедрение деятельностных методов (в форме проектов, деловых игр), что связано с изменением значения понятий «знающий» и «умеющий»;
  • Использование заданий с определенным контекстом (контекстуализированные задачи). Компетентность проявляется при решении задач жизненной практики, а значит, содержание учебного материала я соотношу с реальными проблемами;
  • Сочетание оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе. Компетентность проявляется во взаимодействии с другими людьми.

Кроме того, на первый план я выдвигаю следующие характеристики оценивания: успешно представлять те умения, которые актуальны для человека; быть компетентным, обладать навыками обобщения, сравнения, сопоставления, ориентироваться в законах и нормах, готовность к самоконтролю, использование различных методов и форм оценки.

    Сущность методической системы -  учить на уроке с помощью опор и алгоритмов; проблемность обучения - самостоятельность вывода правил учащимися; интегративность обучения - выстраивание целостной системы знаний в связи с другими учебными предметами, распространение игровых  форм. Постоянно применяю на уроке информационные технологии: визуализированные средства и компьютерное обучение, в том числе и тьютерское дистанционное обучение. Модернизирую учебный процесс, добиваясь его оптимизации, применяя инновационные методики и проектные технологии:

  • информационные технологии;
  • интерактивные уроки с возможным выходом в Интернет;
  • уроки-презентации;
  • игровые методики;
  • обучающие схемы - опоры и алгоритмы;
  • проблемное и интегративное обучение;
  • проектные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии и другие;

Имею оборудованный современной техникой кабинет, с возможностью постоянного выхода в Интернет, интерактивного взаимодействия и использования мультимедийной техники. Использую в работе Интернет - ресурсы  и образовательные контенты, мобильный компьютерный класс. Постоянно применяю на уроках информационные технологии: визуализированные средства и компьютерное обучение, в том числе и тьютерское дистанционное обучение.

Использование метода проектов на уроках информатики как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

 

Успех в любой профессиональной коммуникации зависит от возможности и способности специалистов использовать новые информационные технологии и источники профессионально значимой информации.

Компьютерная грамотность будущего специалиста, являясь одной из основных составляющих информационной компетенции, закладывается еще в школе.

Динамично развивающийся рынок телекоммуникаций формирует новые технологии профессиональной деятельности. В условиях информационного общества очень важно, чтобы пользователь информационных ресурсов и услуг обладал требуемой ИТ компетенцией.

Уровень ИТ компетентности выпускника школы, есть показатель его готовности и соответствие требованиям к деятельности разного уровня в области ИТ. Но ИТ деятельность уже сейчас не есть деятельность узкопредметная и специальная, она является необходимой составляющей для специалистов практически любой профессии, поэтому должна быть построена такая образовательная модель, которая бы наиболее полно отражала многообразие ИТ деятельности и обеспечивала готовность применения информационных технологий.

В условиях обновления содержания образования основной и средней школы происходит переориентация целей и задач обучения. Основное внимание уделяется не конкретным знаниям, а компетентностям учебно-познавательной деятельности, основанной на усвоении знаний из различных источников информации, общекультурной, социально-трудовой, информационно-коммуникативной, которые приобретает ученик в процессе обучения. Все подходы к определению этого набора компетентностей имеют общее свойство - их можно развивать средствами уроков информатики.

Информатика как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко интегрируется с любым школьным предметом,  позволяет эффективно показать изначальное единство картины мира, открываемой ученику в школе, а межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного пускового, побуждающего стимула для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В отличие от проектов, требующих больших временных рамок, проектный урок может иметь место при изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами, установлении причинно- следственных связей между событиями и явлениями, отработке навыков решения различных задач и т.д.

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которые должны быть сформированы в процессе образования. Среди них компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости. Особо в данном контексте следует выделить формирование компьютерной компетенции.

Автором разработана модель формирования готовности учащихся гуманитарной гимназии к информационной деятельности разного уровня

При моделировании процессов формирования информационно–технологической компетентности у учащихся мы опирались на модель подготовки конкурентоспособного выпускника школы. Авторы этой модели считают необходимым, не нарушая сложившегося образовательного процесса, делать акцент на формировании познавательной самостоятельности. Познавательные усилия находятся в значительной зависимости от коммуникативно–технологических умений. Мы считаем, что неразвитость коммуникативных и в частности коммуникативно–технологических умений снижает готовность выпускников к профессиональной деятельности. При разработке модели допрофессиональной ИТ подготовки в школе выделяются два подхода у субъектов в работе с информацией:

       технологический, при котором информационные технологии считаются средством повышения производительности труда;

       системно–деятельностный, при котором процесс обработки информации рассматривается как ресурс управления, принятия решения и развития с помощью средств вычислительной техники; позволяет на основании выполненного анализа и проведенного синтеза оценивать результат и прогнозировать деятельность.

Главной целью разработанной модели является формирование ИТ готовности в процессе допрофессиональной подготовки учащихся

. Видимо, для начала, нужны самые общие рекомендации предметникам — какие возможности предоставляют Интернет-ресурсы для процесса обучения и самообразования по конкретному предмету. Поэтому  были отобраны следующие возможные способы использования Интернет-ресурсов:

  1. преподавательский доступ к Интернет-ресурсам;
  2. создание или адаптация электронных учебников по определенным разделам предмета;
  3. применение мультимедийных контрольно-обучающих программ.

При преподавательском доступе к Интернет-ресурсам сам Интернет представляет собой некий кабинет методики преподавания. Чтобы сделать свои уроки более интересными, можно в Интернете найти подходящие материалы (тесты, тексты, фотографии, звуковые фрагменты и т.д.). Также надо просто научиться структурировать материалы, формируя мобильную и легкодоступную ресурсную библиотеку методических и нормативных документов. Можно использовать Интернет и для продолжения своего образования. Ведь всегда можно найти что-то полезное не только в области своего предмета, но и в методиках преподавания других предметов. Еще одна ценная возможность, которую предоставляет Интернет учителю — это возможность общения. Общаться можно и в режиме реального времени, и используя электронную почту, а также различные телекоммуникационные форумы и телеконференции.

Использование электронных учебников постепенно находят все большее применение в образовательной сфере. Данная форма представления учебного материала отличается наибольшей гибкостью и наглядностью. Электронный учебник, с точки зрения учителя, должен иметь простой русифицированный интерфейс, информацию, поясняющую ученику правила его работы и порядок ответа на вопросы, а также проводить тестирование учащегося и выставлять ему оценку по окончании изучения темы или раздела. При использовании такой формы организации электронного учебника обеспечивается простой диалог с учеником и, как следствие, быстрота прохождения учебного материала. Опыт использования электронных учебников дает возможность сделать некоторые выводы. Во-первых, использование компьютера позволяет значительно экономить время. Во-вторых, результаты получаются более объективными, позволяют проанализировать степень усвоения и объем знаний учеников. В-третьих, повышается мотивация учения за счет новизны деятельности.

Информационные технологии можно использовать на различных типах уроков. Пока на этапе объяснения нового материала традиционная методика предпочтительнее, ведь составить программы, гибко реагирующие на нестандартные ситуации, довольно сложно. В тоже время, современные возможности применения мультимедийных средств, почерпнутых из Интернет-ресурсов, позволяют значительно расширить границы представления учебной информации. Развитие программных ресурсов привело к созданию огромного числа обучающих программ. Использование компьютерных программ при обучении позволяет решить задачу индивидуализации и дифференциации процесса обучения, повышает активность учащихся и эффективность учебного процесса в целом, а также способствует развитию интереса учащихся к предмету. Обучающие программы предназначены для развития мышления, формирования основных понятий, умений и навыков путем их активного применения в различных ситуациях. Соответствующие обучающие программы можно найти на различных сайтах бесплатных программ

Информационная деятельность – это деятельность, основанная на информационном взаимодействии между источником информации и её получателем, направленная на достижение каких-либо целей, посредством информационных процессов.

Следует различать информационную деятельность человека вообще и информационную деятельность учащегося, у которой другие цели, она решает другие задачи, осуществляется в других условиях, имеет другое содержание, формы и продукт. Понятие и сущность информационной деятельности учащегося (в дальнейшем просто ИД) базируется на основе общей психологической теория деятельности, реализованной в форме деятельностного подхода к обучению, и теории учебной деятельности. Основная особенность информационной деятельности учащегося в том, осуществляется в ходе его учебной деятельности, тесно переплетаясь и фактически являясь ее частью.

Информационная деятельность учащихся – информационная деятельность между учащимся и преподавателем, учащимся и другим учащимся или учащимся и средствами информационных технологий, направленная на достижение учебных целей посредством информационных процессов.

Содержанием информационной деятельности учащихся выступают информационные знания и умения. Их усвоение совершается в ходе информационной деятельности учащегося, и в то же время формирует его ИД.

В учебной деятельности школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм. Информационная деятельность реализуется посредством выполнения школьниками соответствующих информационных действий.

Рассмотрение вопроса о компонентном составе информационной компетентности учителя начнем с определения возможных критериев выделения этих компонентов.

Прежде всего, отметим, что, согласно устоявшимся в педагогической науке представлениям, информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей (с точки зрения важности для успешной социализации личности), а ее наличие на базовом уровне у  выпускника общеобразовательной школы (или, что тоже самое - у студента на «входе» в ВУЗ) является необходимым условием последующего (в ходе обучения в ВУЗе) становления информационной компетентности учителя начальных классов.

Под информационной компетентностью на базовом уровне мы понимаем качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению  различных видов информационной деятельности и использованию  новых информационных технологий (НИТ) для решения социально-значимых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни человека в обществе (сюда относятся общеобразовательные знания, умения и мотивация осуществления информационной деятельности, необходимые для любого человека, независимо от профессии).

Информационная компетентность учителя выступает как надстройка над информационной компетентностью выпускника школы и рассматривается нами как профессионально-личностное качество педагога, представляющее собой совокупность, знаний, умений и ценностного отношения  к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности и использованию новых информационных технологий в профессиональной образовательной деятельности (сюда относятся профессионально-ориентированные знания, умения и мотивация осуществления информационной деятельности, специфичные для учителя, готовность использовать новые информационные технологии в учебном процессе).

Как отмечает Л.А. Пронина, профессия педагога – одна из тех, где нельзя достичь профессионализма без активной самостоятельной работы над собой, без расширения профессионального кругозора и повышения уровня информированности .  В основе непрерывного самообразования лежат методы получения, усвоения, переработки и передачи разнообразной информации.

Однако специфика педагогической деятельности в том, что ее содержанием является не только «процесс организации собственной деятельности», но и  «процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития» . Конкретным проявлением педагогической деятельности выступает учебно-воспитательная работа. 

Одним из стратегических аспектов  модернизации школьного образования является информатизация начального образования, предполагающая, в первую очередь,  организацию новой модели образовательного процесса с использованием возможностей новых информационных технологий, широкое использование  НИТ в предметном обучении, во внеклассной работе с учащимися начальной школы для достижения образовательных целей.  Очевидно, что новые информационные технологии обучения окажутся бесполезными в начальной школе, если учителя не будут обладать  достаточным уровнем специальной информационной компетентности, т.е. компетентности в сфере  использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, если окажутся неспособными осуществлять поиск и отбор качественных программных продуктов и грамотно применять их для решения конкретных дидактических задач.

Следовательно, информационную компетентность учителя начальных классов можно структурно представить в виде совокупности двух блоков: блока «базовых» компонентов и блока «специальных» компонентов информационной компетентности.

Блок базовых компонентов информационной компетентности учителя начальных классов включает в себя умения, связанные с выполнением различных видов информационной деятельности  с целью расширения профессионального кругозора и самообразования. Это умения, связанные с получением, переработкой и освоением имеющейся информации, созданием нового знания и его передачей профессиональному сообществу.

Блок специальных компонентов информационной компетентности учителя начальных классов включает в себя умения, связанные с использованием новых информационных технологий в учебно-воспитательной деятельности.

Сказанное выше относительно базовых компонентов информационной компетентности учителя начальных классов означает их прямую связь с компонентным составом информационной компетентности выпускника общеобразовательной школы. Поэтому руководством отбора базовых компонентов информационной компетентности учителя может служить критерий, который по своему смыслу является критерием соответствия: соответствия каждого базового компонента информационной компетентности учителя начальных классов соответствующему компоненту информационной компетентности выпускника общеобразовательной школы и  его рассмотрение в контексте профессиональной педагогической деятельности.

      Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод:

  • Появление нового элемента - новых информационных технологий-  в педагогической системе во многом изменяет ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.
  • Использование новых информационных технологий обучения существенно повышает профессиональные возможности учителя, расширяет границы его педагогической компетентности и коммуникативной культуры, а значит служит повышению результативности его профессиональной деятельности, то есть повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии"

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии        Что же представляют из себя межпредметные связи?      Межпредметные связи –...

Применение образовательных ресурсов интернета на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена описанию форм, методов и приёмов работы на уроках русского языка и литературы с применением образовательных ресурсов интернета....

Реализация межпредметных связей в курсе физики.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для решения сложных проблем реальной действительности...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ. САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Место проведения урокаТип урокаФормы организации учебной деятельностиМетоды обученияПриемыОборудованиеАктуальность использования средств ИКТЦель урокаЗадачи урокаВид используемых на уроке средств ИКТ ...

Программа элективного курса «Межпредметные связи в курсе физики».11кл

Программа элективного курса  «Межпредметные связи в курсе  физики». 11кл. ориентирована ,на прфильное обучение,на подготовку учащихся к зкзамену в форме ЕГЭ, на более г...

Межпредметные связи в курсе физики

В статье представлены межпредметные связи в курсе физики средней школы.Актуальньсть работы заключается в освещении созданных прочных связей между направлениеми курсов физики, химии, биологии, ОБЖ и ли...

Использование межпредметных связей в курсе физики в школе

Физика – наука о природе. И зная её законы, расширяются и углубляются знания по химии, биологии, астрономии, технологии . Физика связана со всеми изучаемыми предметами в школе....